О влиянии США и местных факторов на ливийский переговорный процесс

Союз ливийских племен предупредил стороны, участвующие в военных консультациях в формате «5 + 5», против согласия на ввод иностранных войск под предлогом поддержания мира и безопасности, подчеркнув, что «ливийские племена и кланы  сами смогут объединить ливийцев».

Союз ливийских племен так пояснил свою позицию о недавних инициативах комитета  «5 + 5», ссылки на которую представил ливийский информационный портал «Оэа»: «Союз  следит за развитием ситуации на политической и военной сценах в Ливии, а также за продолжающимися диалогами и встречами, спонсируемыми иностранными державами и партиями, которые были прямой причиной падения ливийского государства, дестабилизации безопасности и стабильности страны и распространения разногласий и методов разделения в обществе, осуществленных для того, чтобы дегармонизировать ливийцев,  вывести их из настроя для решения и остановки конфликта».

По мнению президиума Союза,  все это было направлено на подготовку к вводу иностранных сил под предлогом поддержания безопасности и мира, а на самом деле они являются «мягкими оккупационными силами, цель которых — контролировать источники энергии и богатства». При этом добавлено, что Союз предупреждает обе стороны ливийского диалога не попадаться в ловушку и не подчиняться внешнему диктату, разрешая ввод иностранных сил под предлогом поддержания безопасности и мира или установления «зеленой зоны», что «проверяет на прочность наш национальный суверенитет и унижает ливийский народ».

Ранее, мы указывали на главных инициаторов идущего переговорного процесса и, соответственно, вырабатывающихся под их руководством, резолюций и решений. Это «ударная американская двойка» по Ливии в лице нынешнего посла США в Триполи Р.Норланд  и главы Миссии ООН по Ливии, С.Уильямс, продемонстрировавших за короткий срок  столь впечатляющий результат. Пожалуй, за время деятельности администрации Д.Трампа, дипломатии США не удавалось добиться на поприще урегулирования заморского конфликта такой эффективности. Особенно, на фоне присутствия в Ливии целого пула разнонаправленных интересов региональных и внерегиональных стран. Все они оказались не в состоянии предложить внятного решения, хотя, опосредованно, те же действия некоторых из них на берлинской площадке, помогли выяснить некоторые спорные моменты и подготовить почву для урегулирования конфликта. Тем не менее, именно США сыграли решающую роль в замораживании военной фазы ливийского конфликта, грозившей перерасти региональную войну с вовлечением в нее нескольких противоборствующих стран-членов НАТО.  Им хватило влияния поставить на место партию «ястребов» из ОАЭ, получивших утешительный приз в виде поставки истребителей F-35 «Лайтнинг-2», указать Турции, Египту, Франции и Греции те рамки, за которые им не стоит переходить, а, в итоге, сформировать ту ситуацию, при которой ливийские противоборствующие стороны смогли начать переговоры. Заодно,  США укрепили свое влияние на региональной площадке: в Тунисе. Алжире  и Марокко, которые с облегчением поддержали американскую схему, поскольку их собственные попытки урегулирования вписались в линию США, поддержав статус соседних держав, а главное, потому что все они устали от непрерывной вакханалии насилия в Ливии, в продолжении которой были заинтересованы, все  кто угодно, но только не ее ближайшие соседи.

Без особого труда удалось США  нейтрализовать «ястребов» в самой Ливии, главным образом, Х.Хафтара и его радикальных сторонников. Аргументы, которые нашлись для прежде воинственного фельдмаршала, видимо, были убедительны настолько, что ни о каком продолжении военных действий со стороны ЛНА речи уже не идет. А обозначенные черновые положения будущего государственного устройства Ливии не оставляют Х.Хафтару шансов на занятие мало-мальски значимой государственной должности в будущем. Предположим, что все децентрализационные усилия нынешних спонсоров в Ливии будут ограничены особенностями организации и ведения хозяйственной деятельности в этой стране, следовательно, все основные решения по всему, что будет связано с добычей нефти и газа, все равно, будут приниматься в Триполи.  Поэтому, ставка тех сил в Москве, которые, в свое время, решили принять сторону Хафтара и оказали ему поддержку, была ошибочной, особенно сейчас, когда невнятная позиция РФ  в ливийском досье, очевидна, если не сказать, имеет мало смысла. Особенно, на фоне фактической капитуляции Армении и военной победы Азербайджана и Турции в Нагорном Карабахе. Турция остается в сирийской провинции Идлибе, надолго пришла в Ливию, укрепила влияние на Кавказе, а что делали и делают сотрудники российских ЧВК, личный состав МО РФ и боевая техника в Ливии, в контексте то ли геополитического противостояния с Анкарой, или выступая в качестве сил, нанятых Абу-Даби, в свете начавшегося без всякого российского участия активного политического внутриливийского диалога и фактического вывода Х.Хафтара за его рамки, непонятно.  Вопросов о результативности внешней политики России, ее целях и задачах, если так можно выразиться, становится все больше.

Тем временем, США действуют в Ливии по отработанным сценариям, возможно, спорным и сомнительным, но работающим и приносящим результат.  Даже, в случае несогласия местных сил с их отдельными моментами. Так, Союз ливийских племен предостерег от повторения иракской истории в Ливии и «продления жизни кризису и конфликту», призвав всех «занять правильную национальную позицию и заблокировать путь к колониальным планам», которые «стремятся оккупировать Ливию и унизить ее народ и вынудить его принять любое решение через давление и ухудшение условий жизни».

Совет подчеркнул, что ливийские племена и кланы сами могут объединить ливийцев «одним словом, сохранив их достоинство, сохранив свою страну и добившись суверенитета своей родины, в заключение», направив призыв к «военнослужащим Ливийских арабских вооруженных сил и вооруженным силам народа объединить ряды и мобилизовать их решимость защищать родину и ее амбиции от внешнего высокомерия».

В этой связи отметим следующее: фактически, демарш Совета ливийских племен связан с опасениями региональных элит остаться за бортом начавшегося процесса, раздела должностей, финансирования и различных благ, наподобие гуманитарных программ.  Все эти племенные ливийские инициативы, в реальности, никогда не работали ни при М.Каддафи, ни после, будучи направлены только на интересы самих себя, то есть внутрь. Племена, по определению, не способны на выражение интересов себя, или Ливии как единого целого, вовне страны, подтвердив это во время совещаний в Египте, и ранее, во время «миллионных маршей» против агрессии НАТО.   Тем не менее, на внутренней площадке, племена способны оказать как серьезную поддержку, так и составить внушительную фронду любой инициативе. И местной, и международной.

К слову, резкое неприятие Советом факта присутствия иностранной военной силы в Ливии не сулит ничего хорошего российскому контингенту.  Вопрос ставится о выводе любых иностранных военных и наемников из страны, и недопустимости их присутствия даже в качестве миротворцев. О последних речь если и зайдет, наилучшие шансы будут у представителей соседних Алжира и Туниса, но отнюдь не у РФ, ввиду полного отсутствия соответствующего правового обоснования, разве что в формате ООН. Но об этом речь не заходила даже в дни наивысшего военного накала на фронте, проходи он у Триполи или под Сиртом, тем более не пойдет и сейчас, когда стороны приступили к прямым переговорам.

Вообще, местный фактор в Ливии часто остается за раками переговорных процессов, а он, порой, очень и очень важен, особенно в определенных территориальных рамках. Приведем еще один характерный пример.

Совет старейшин и видных деятелей Завии (где расположен крупнейший на западе Ливии НПЗ) выразил свое категорическое неприятие известия о намерении назначить спикера парламента в Тобруке, Акилу Салеха главой нового Президентского совета. Информация о этом якобы была  в письме Высшего совета по примирению исполняющей обязанности главы Миссии ООН по поддержке в Ливии Стефани Уильямс, которое было направлено по секретной почте Министерства иностранных дел ПНС.

Совет опроверг утверждения Высшего совета по примирению о том, что в октябре состоялось несколько заседаний в различных городах страны с участием лидеров и представителей регионов и городов, а также шейхов и старейшин племен с целью выдвижения Акилы Салеха в новый Президентский совет.  Члены Совета утверждали, что Высший совет по примирению не общался с ними на этот счет добавив: «Подтверждая важность диалога между ливийцами для прекращения политического кризиса, мы вновь отвергаем любой политический диалог, который предоставляет возможность для Хафтара или любой другой фигуры, которая в прошлом занимала сепаратную позицию в отношении нашего суверенитета».

Совет старейшин призвал всех ливийцев выйти мирным маршем к штаб-квартире Миссии ООН 12 ноября, в 12 часов дня, с тем чтобы протестовать против лиц, участвующих в ливийском политическом форуме в Тунисе.

Старейшины считают, что форум несет в себе ряд «подводных течений» и на нем в тайне вынашиваются  важные для судьбы ливийцев решения, причем партиями, имеющими внешние планы.

Цель этих повесток дня – «способствовать углублению ран, нанесенных Родине, продлить кризис и разрушить ценности и принципы, на которых выросли ливийцы, и всего того, что направлено на сплочение, воссоединение, национальное примирение, построение гражданского государства и отказ от разделения».

Это произошло в то время, когда глава Высшего совета по примирению в Ливии, Аюб аль-Мухтар аш-Шара в письме Стефани Уильямс, сообщил о  назначении спикера Палаты представителей в Тобруке, Акилы Салеха, на пост главы нового Президентского совета.

Аш-Шара пояснил, что Акила Салех «пользуется консенсусом, мудростью и искренним национальным видением», призвав С.Уильямс проинформировать членов Совета Безопасности ООН и страны, имеющие отношение к ливийскому досье, об этом выдвижении, тем более что многие участники форума политического диалога, который идет  в Тунисе, в свою очередь, «поддерживают этот выбор».

Эта номинация Акилы Салеха якобы была согласована между лидерами ливийских племен, регионов и городов и культурными составляющими со всеми их структурами во всех уголках Ливии, а также после встреч, проведенных Высшим советом по примирению в течение октября  в различных городах, таких как «Триполи, Западное побережье, Джабаль-Нафуса, Себха, Тобрук и Бенгази и Хомс с участием руководителей и представителей регионов и городов, шейхов и старейшин племен».

Подобных разночтений и конфликтов между местными силами и теми, кто пытается возглавить процесс внутриливийского урегулирования будет еще немало, однако, поскольку, речь в данном случае будет идти исключительно о вопросах распределения (или гарантий сохранения ресурсной базы),  все они решаемы. Другое дело, что сам ход форума  в Тунисе и сопровождающих его процессов подтверждает наш постулат: ливийский конфликт есть конфликт между фракциями постджамахирийской номенклатуры с оттенками нарушенного после свержения М.Каддафи, племенного баланса. А весь накал его вооруженной составляющей до недавних размеров, инспирировался внешними силами, среди которых, к сожалению, отметились и участники, ассоциируемые с РФ.

62.86MB | MySQL:102 | 0,629sec