О факторе российской ЧВК «Вагнер» в контексте политического урегулирования внутриливийского конфликта

Фалех аль-Хамрани, обозреватель портала New Libya задается вопросом, который в последнее время часто звучал в различных зарубежных СМИ: «Что делает в Ливии и на каких основаниях компания, идентифицируемая как российская ЧВК «Вагнер»? По мнению эксперта, вся история с деятельностью этой организации есть ни что иное, как попытка Москвы скопировать методы, которыми действовали ранее США и другие западные страны, прибегавшие к использованию ЧВК, в том числе, таких как Black Water. При этом, как подчеркивает эксперт, президент России Владимир Путин ранее уже признал право ЧВК «Вагнер» «представлять» свои интересы в мире при условии, что это не нарушает законодательство Российской Федерации. «Если в работе частной военной корпорации Вагнера есть нарушения, Генеральная прокуратура должна предоставить им правовую оценку», — так отозвался российский лидер о деятельности этой компании при том, что  официальные российские власти дистанцируются от ее деятельности, в том числе в Ливии, и заявляют, что это частная компания, которая не представляет государство.

Примечательно, что ЧВК «Вагнер», получившее свое название от военного позывного одного из основателей, является неофициальным вооруженным формированием, связываемым с петербургским бизнесменом Евгением Пригожиным, который, по слухам, близок к президенту В.Путину. Сотрудники компании предоставляют услуги безопасности в нескольких странах Африки, и по некоторым, опять же, неофициальным данным, они также участвовали в боевых действиях на Донбассе и Сирии, а позднее, были отправлены в Судан. ЧВК «Вагнер» — первое российское предприятие в этой области бизнеса, с таким размером и широтой распространения, и его можно сравнить с западными ЧВК , которые практикуют такие же операции во многих странах. В последние годы миру стало известно об использовании таких ЧВК, которые предоставляют различные услуги, ярким примером которых на арабской арене была деятельность компании Black Water и других компаний в Ираке, а также правонарушения и преступления, которые она совершала. Некоторые международные силы борются с ЧВК «Вагнер» и продолжают отрицательно оценивать ее деятельность в контексте геополитических конфликтов и попыток расширить влияние на рынки и источники энергии, а также из опасения ее использования как средства для укрепления международных позиций России.

Большая часть циркулирующих данных о присутствии сотрудников российской ЧВК «Вагнер» и ее задачах в Ливии, так или иначе связывается с неопубликованным отчетом, который был охарактеризован экспертами ООН как засекреченный, но с которым, по словам некоторых западных информационных агентств, они имели возможность ознакомиться. Вышеупомянутый отчет оценивает, что количество сотрудников ЧВК «Вагнер» в Ливии составляет около 1000 бойцов и посвящен, главным образом, усилению ими ЛНА фельдмаршала Халифы Хафтара. 57-страничный отчет, представленный комитету Совета Безопасности ООН, который был сформирован для наблюдения за соблюдением санкций, введенных в отношении ситуации в Ливии, свидетельствует о том, что среди в составе ЧВК «Вагнер» есть группы снайперов. Авторы отчета отмечают, что среди персонала ЧВК преобладают русские, но есть и граждане Беларуси, Молдовы, Сербии и Украины. По мнению экспертов ООН, они используют оружие, аналогичное тому, которым они были вооружены в Сирии и на востоке Украины.

Данные источников о задачах, выполняемых сотрудниками ЧВК «Вагнера» в Ливии, разошлись. Некоторые из них указывают, что они охраняют стратегические объекты, в том числе экономические, нефтяные и др. Другие указывают на то, что они играют роль военных советников или направляют пуски ракет по объектам противника. По оценке ряда политических обозревателей, Хафтару, борющемуся с международно признанным ливийским ПНС, ЧВК «Вагнер» нужна для другой цели. Все дело в разведке, а также в помощи полевым командирам на местах в оперативном и тактическом планировании, а также в организации разведывательно-диверсионных действий. В СМИ не раз сообщалось, что среди персонала ЧВК «Вагнер» было много подготовленных снайперов. Авторы доклада ООН полагают, что сотрудники компании  также участвовали в «более специализированных военных миссиях, таких как расширенные функции артиллерийского наблюдения и передовые центры наведения для артиллерии и авиации», а также, что они участвуют в снайперских миссиях.

Российские официальные власти отрицают свою причастность к боевым действиям в Ливии. «Москва в этом никак не участвует, — заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. В декабре прошлого года в ответ на слова президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана о размещении двух тысяч боевиков ЧВК «Вагнера» в Ливии он сказал, что эта страна стала «убежищем для наемников из ряда стран, из большого числа стран». А в феврале 2020 года МИД РФ отрицало заявление Р.Т.Эрдогана о том, что Россия ведет войну в Ливии «на высшем уровне». Песков заявил, что Владимир Путин не отправлял войска в Ливию и не отдавал приказов об этом. «В Ливии нет российских войск», — добавил он.

Михаил Богданов, представитель президента России на Ближнем Востоке и заместитель министра иностранных дел России, ответственный за этот регион, сообщил египетской газете Al-Ahram, что информация, опубликованная рядом зарубежных источников, в том числе Госдепартаментом США, о присутствии в Ливии сотрудников ЧВК «Вагнер». «Слухи об их участии в боевых действиях вместе с Ливийской национальной армией Х.Хафтара основаны на ложных заявлениях и направлено на дискредитацию политики России в ливийском вопросе», — сказал он, добавив, что «такие заявления часто основываются на источниках сомнительного характера и прямо заинтересованных в поддержке оппонентов Хафтара». Ряд «фактов» не может быть доказан. По его словам, многие сведения, особенно в отношении упомянутых выше граждан России, являются необоснованными. Люди, якобы воюющие в Ливии, никогда не покидали нашу страну, а публикуемые периодически списки с их именами скопированы из скандальной украинской базы данных «Миротворец».

В знак того, что ЧВК «Вагнер» превратилась в фактор опасений Запада стать инструментом для консолидации российских позиций на международном уровне, тогдашний министр обороны США, Марк Эспер заявил 1 октября на встрече с президентом Алжира Абдельмаджидом Теббуном, что Вашингтон намерен помешать Москве разместить военные базы в Ливии. М.Эспер подчеркнул, что у Вооруженных сил США в Ливии есть новая цель — бороться с российской частной военной компанией «Вагнер». В ходе встречи он заявил «о необходимости прекратить передвижение российской частной военной компании «Вагнер» в Ливию». В этом контексте Евросоюз включил российского бизнесмена Евгения Пригожина в санкционный список, обвинив его в поддержке поставок оружия в Ливию.

Сейчас сложно говорить о будущем присутствии ЧВК «Вагнер» в Ливии из-за секретности их передвижения и скудных данных об их размещении. Однако в рамках соглашения, подписанного сторонами, вовлеченными в конфликт в Ливии 23 октября, все иностранные боевики должны покинуть Ливию в течение 90 дней с момента подписания этого документа. Прекращение огня, без сомнения, касается и ЧВК «Вагнер». В некоторых сообщениях говорилось, что в прошлом месяце часть ее персонала уже отправилась в Венесуэлу для выполнения задач по охране некоторых стратегических объектов.

Факт пребывания ЧВК «Вагнер» в Ливии на сегодня является, пожалуй, единственным реальным «вкладом», который РФ вносит в ливийские события. Обращаясь ранее к этой теме, мы пытались сформулировать кто является тем заказчиком, который нанял ее для работы в этой стране, иными словами, кто за все это платит?  Ответ на это вопрос не тривиален, поскольку ЧВК представляют собой весьма специфический инструмент. И весьма недешевый.  Несложный анализ имеющихся реальных возможностей российских предприятий и компаний относительно работы в Ливии убедительно свидетельствует: российских коммерческих заказчиков услуг ЧВК «Вагнер» в Ливии на сегодня нет. Нигде не сообщалось о наличии в Ливии у российских компаний имущества, концессий или интересов, требующих охраны или защиты. Официально и гласно не существует никаких подписанных или подготовленных к подписанию контрактов ни в одной из известных сфер, где компании или предприятия из РФ (к слову, таким потенциалом, привлекательным для Ливии, из них располагают очень немногие) нуждались в услугах ЧВК в ближайшей обозримой перспективе. Иными словами, государственный и частный бизнес тут не причем, и ЧВК «Вагнер» в Ливию не нанимал.

Сомнительной кажется версия с таким нанимателем – иностранцем. Для этого есть ЧВК такие как G4S, например, не менее, если не более компетентные.

Поэтому убедительнее представляется версия, что персонал ЧВК «Вагнер» был предложен Х.Хафтару в качестве военных советников и специалистов, способных качественно усилить ЛНА. Что до поры до времени имело место быть, пока на их пути не оказались кадровые турецкие военные. Результат известен: никакие руны–обереги нанесенные на боевую технику не помогли.  После чего ЧВК «Вагнер» стал ширмой для персонала МО РФ, срочно перебрасываемого в Ливию из Сирии. Никто в профильном экспертном сообществе не сомневается в том, что современными истребителями и комплексами ПВО не смогут управлять наемники, даже прошедшие подготовку, а сама техника, пути ее прибытия в Ливию и внешний вид, включая окраску, свидетельствовали о ее принадлежности к МО РФ.

Если переговорный процесс в Ливии пройдет все «узости» и завершится созданием новой структуры исполнительной и законодательной власти, судьба, назовем вещи своими именами, российского воинского контингента в Ливии, окажется под большим вопросом: война закончена, ни наемники, ни кадровые военные там больше не нужны, следовательно, их надо будет оттуда вывозить. Или каким-то образом доказывать их нужность уже для новой ливийской армии, которая будет создана из бывшей ЛНА и сил ПНС.  Этот вариант, возможный, исходя из привычки ливийцев не класть все яйца в одну корзину, имеет шансы на осуществление, но минимальные, с учетом того, что тон в новых вооруженных силах все равно будут задавать триполийцы, а следовательно – турки. К тому же сухие военные итоги недавних боев под Триполи свидетельствуют не в пользу ЧВК «Вагнер».

Так или иначе, три месяца отведенные ливийским политическим соглашением на вывод всех иностранных вооруженных компонентов, пролетят быстро. Суданских, чадских и сомалийских бойцов просто отправят по домам. То же самое ожидает и сирийцев. Как поступят с российскими военными советниками и сможет ли их присутствие быть конвертировано в политический или коммерческий капитал, способный лечь в основу ливийско-российских отношений на ближайшую перспективу, покажут дальнейшие события. Во всяком случае, упорно отрицать факт их присутствия в Ливии, так же как и дистанцироваться от этого явления государству: мол, мы не знаем, откуда там взялись МиГ-29 и Су-24, представляется несколько наивно.

53.59MB | MySQL:105 | 0,508sec