О наращивании потенциала надводных сил ВМС Израиля

Военно-морские силы Израиля, на долю которых ранее приходилась самая малая часть оборонного бюджета, теперь последовательно реализуют программу модернизации с учетом роста террористической угрозы и существенного изменения в геополитике Восточного Средиземноморья. После того, как Израиль в 2019 году присоединился к Газовому форуму с участием Кипра, Греции, Египта, Иордании и  Палестинской национальной администрации значительно обострились его отношения с Турцией.

В эксклюзивном интервью специалистам издания NAVAL FORCES контр-адмирал Эяль Харель (Eyal Harel), начальник Командования военно-морских операций ВМС Израиля, определил три наиболее важных области, в которых в настоящее время растет озабоченность по поводу безопасности.

Первая – это район Газы, где ХАМАС демонстрирует растущие способности совершать атаки в прибрежных районах. Сегодня, по оценке израильских военных, организация приобрела возможности, которые нельзя игнорировать.

Вторая область находится на севере Израиля и обусловлена морским потенциалом, созданным «Хизбаллой» в Сирии и Ливане при активной помощи Ирана. Внимание израильских ВМС сосредоточено на угрозах со стороны баллистических ракет, поставляемых «Хизбалле» Ираном, и на портах, которые используются для доставки большого количества различных систем вооружения в этот район. Впервые свои возможности «Хизбалла» наглядно показала 14 июля 2006 года, когда противокорабельная ракета (ПКР), выпущенная с территории Ливана, поразила израильский корвет INS Hanit.

Третья область – это исключительная экономическая зона (ИЭЗ), в которой Израиль эксплуатирует буровые установки, перекачивающие природный газ из недавно обнаруженных месторождений в восточной части Средиземного моря. Площадь ИЭЗ в два раза больше территории самого Израиля и в три раза превышает морскую акваторию, ранее находившуюся в зоне ответственности ВМС.

Оборудование израильских газовых месторождений «Кариш» — «Танин» (Karish-Tanin), «Левиафан» (Leviathan) и «Тамар» (Tamar), а также морская инфраструктура (включая трубопровод в Европу, который Израиль собирается строить совместно с Кипром и Грецией) являются уязвимыми стратегическими объектами. Один ракетный удар способен привести к катастрофическим последствиям. Причем, в качестве целей их могут рассматривать не только террористы ХАМАСа и «Хизбаллы», но и стратеги в Анкаре. Кроме того, по данным ЦАХАЛа, 98 % импорта Израиль получает по морю. В этой связи, миссия по защите ИЭЗ и стратегических активов Израиля на море приобретает исключительной значение и становится основной задачей в области безопасности для ВМС страны.

Как известно, ВМС Израиля имеют три основные военно-морские базы: в Хайфе, Ашдоде и Эйлате. Основу надводных сил израильского военного флота до сих пор составляли 3 корвета типа «Саар 5» (Sa`ar 5) и 8 ракетных катеров типа «Саар 4.5» (Sa`ar 4.5). Кроме того, в ВМС страны имеют около 30 сторожевых и патрульных катеров, как правило, выполняющих задачи контроля морского района и борьбы с контрабандой.

Корветы проекта «Саар 5» построены в США компанией Huntington Ingalls Industries и  введены в состав израильского флота в период с 1994 по 1995 год под именами «Эйлат», «Лахав» и «Ханит». Корабли имеют полное водоизмещение 1275 тонн, длину 85 м, ширину 12 м, осадку 3,2 м. Комбинированная дизель-газотурбинная силовая установка (CODOG) мощностью 30 тыс. л.с. позволяет развивать максимальную скорость до 33 узлов. Дальность хода на скорости 17 узлов составляет около 4 тыс. морских миль. Экипаж от 65 до 75 человек. Корветы оснащены головной 76-мм артиллерийской установкой (АУ) Oto Melara, по 8 ПУ ПКР «Гарпун» и «Габриэль» (Gabriel),  ЗРК «Барак» (Barak), 6 324-мм торпедными аппаратами (ТА). Корабль имеет ангар для размещения 5-тонного противолодочного вертолета типа AS565 Panther.

Ракетные катера проекта «Саар 4.5» построены на верфи Israel Shipyards. Первый катер введен в состав ВМС Израиля в 1991 году. Проект имеет полное водоизмещение чуть менее 500 тонн, длину 62 м, ширину 8 м, осадку 2,5 м. Дизельная силовая установка мощностью 16 тыс. л.с. позволяет развивать максимальную скорость до 31 узла. Дальность хода на скорости 17 узлов – 3 тыс. морских миль. Экипаж 53 человека. В состав основного вооружения катеров входят по две ПУ ПКР «Гарпун» и «Габриэль», 20-мм зенитно-артиллерийский комплекс «Вулкан» и 20-мм АУ «Эрликон».

Очевидно, что надводные корабли и катера, построенные в 1990-х годах, в значительной степени устарели и требуют модификации с учетом современных вызовов. В этой связи, командование ВМС Израиля направляет основные усилия на совершенствование сенсоров, комплексов радиоэлектронной борьбы (РЭБ), систем боевого управления (СБУ) и систем противовоздушной и противоракетной обороны.

Усовершенствованная РЛС EL/M-2258 ALPHA (Advanced Lightweight Phased Array) на корветах «Саар 5» позволяет выполнять 3D-сканирование пространства на дальности до 120 км. Корабли оснащены системами радиоэлектронной разведки Elisra NS-9003/9005 и гидролокатором, установленным в корпусе. По данным издания  NAVAL FORCES, полученным в июне 2018 года от пресс-секретаря Европейской пресс-службы ЦАХАЛ, на ракетные катера проекта «Саар 4.5» и 2 (не указанных) корвета типа «Саар 5» планируется интегрировать новую СБУ. Система должна обеспечить формирование актуальной картины надводной и воздушной обстановки, включая представление различных целей, таких как малые суда, беспилотные летательные аппараты (БПЛА), самолеты и ракеты.

Более значительными, по оценкам экспертов, представляются усилия ВМС Израиля по распространению оперативных возможностей системы ПВО ЦАХАЛ «Железный купол» (Iron Dome) на морские акватории. Её разработка велась компанией Rafael в сотрудничестве с Ассоциацией противоракетной обороны Израиля. Морской вариант должен стать логичным дополнением многоуровневой ПВО/ПРО страны, включающей, помимо сухопутного «Железного купола», системы «Праща Давида» (David’s Sling) и «Стрела» (она же «Хец»). После серии успешных испытаний в ноябре 2017 года израильские оборонные предприятия заявили об оперативной готовности морской компоненты «Железного купола». Согласно израильским источникам, первый комплекс  новой системы был введен в эксплуатацию на корвете «Лахав» 27 ноября 2018 года. Текущая версия морского «Железного купола» и её ПУ с ЗУР «Тамир» (Tamir) на корветах типа «Саар 5» полностью совместимы и подключены к сети Iron Dome на суше.

 

Корветы проекта «Саар 6»

 

Вместе с тем, несмотря на мероприятия по модернизации, совокупные возможности ракетных катеров и кораблей типов «4.5» и «5» остаются недостаточными в сравнении с объемом и важностью возникших в последние годы задач. В этой связи в программе «Саар» ВМС Израиля наметились кардинальные изменения: в декабре 2020 года в страну прибудет первый из 4 корветов проекта «Саар 6» (Sa`ar 6), строящихся в Германии.

В пресс-релизе ЦАХАЛа, размещенном на армейском веб-сайте  13 февраля 2018 года, был представлен первоначальный обзор проекта, и говорилось, что 4 новых корвета типа «Саар 6» станут центральным элементом защиты энергетических и экономических ресурсов Израиля в Средиземном море. Благодаря средствам ПРО и значительному количество ракет-перехватчиков, «корабли смогут справиться с огнем по газовым вышкам в водах Израиля и другими возможными угрозами». По мнению экспертов, желание защитить свою ИЭЗ стало основным мотивом принятия Израилем в 2013 году решения о  строительстве кораблей. «Это особенно важно, учитывая тот факт, что к 2020 году 75% выработки электроэнергии будет основываться на природном газе, добываемом в израильских водах», – говорится в пресс-релизе.

Другим стратегически важным принципом, заложенным в проект «Саар 6», является то, что постройка кораблей осуществляется за пределами США. Если боевые  корабли ранних проектов в процессе эксплуатации требуют значительных поставок материальных средств из США, то появление 4 корветов типа «Саар 6» приведет к значительному увеличению поставок конечных изделий предприятиями израильской оборонной промышленности. В Киле немецкие специалисты собирают корпус корабля, устанавливают механическую и электрическую системы, а также проводят обучение экипажа перед переходом в Израиль. В дальнейшем в Хайфе монтируется оставшаяся часть оборудования и боевых систем, из которых, по заявлению руководства ЦАХАЛа, 90% изготавливаются израильскими производителями.

Заказ на строительство 4 корветов типа «Саар 6» Министерство обороны Израиля разместило в ThyssenKrupp Marine Systems (TKMS) в январе 2015 года. Подписание контракта состоялось в мае 2015 года. Согласно открытым источникам, стоимость строительства оценивается в 480 млн долл. США, из которых две трети оплачивает Израиль, а оставшаяся сумма субсидируется правительством Германии.

Церемония резки первого листа стали для головного корабля проекта прошла в TKMS в феврале 2018 года. Корабль встал к пирсу верфи German Naval Yards в Киле для оснащения 14 мая 2019 года. Чуть позднее, 23 мая 2019 года, состоялась торжественная церемония присвоения ему названия INS Magen. Остальным кораблям серии присвоены имена INS Oz, INS Independence и INS Victory.

Первые ходовые испытания INS Magen начались в марте 2020 года. Военно-морской флаг Израиля над кораблем был поднят 11 ноября 2020 года. Согласно первоначальным планам, ввод корветов типа «Саар 6» в состав ВМС Израиля предусматривался в период с 2020 по 2022 год. На настоящий момент более реалистичным представляется смещение этого срока на 1,5-2 года.

Израильский проект «Саар 6» основан на немецком патрульном корвете проекта MEKO 100 и разработан для обеспечения улучшенных атакующих возможностей по сравнению с его предшественником типа «Саар 5». Форма корпуса нового корвета спроектирована так, чтобы уменьшить эффективное радиолокационное рассеяние и инфракрасные сигнатуры. Корабль имеет следующие размеры: длина 90 м, максимальная ширина 13,2 м и высота 21,5 м. Водоизмещение по данным разных источников составит 1900-2000 тонн. В кормовой части предусмотрены вертолетная площадка и ангар для обеспечения полетов и размещения среднего многоцелевого морского вертолета. Экипаж 70 человек.

Комбинированная дизельная энергетическая установка (CODAD) объединяет два дизельных двигателя MTU в сочетании с двумя гребными винтами с регулируемым шагом. Корветы смогут развивать максимальную скорость до 26 узлов и преодолевать до 2,5 тыс. морских миль.

Радиотехническое оборудование корабля получит интегрированную СБУ капитанского мостика, многопрофильную 3D РЛС с АФАР «Адир» (Adir) производства Israel Aerospace Industries (IAI), пакет РЭБ от Elbit Systems, системы киберзащиты, навигации и связи.

Многофункциональная РЛС корвета EL/M-2248 MF-STAR использует новейшие технологии электронного сканирования и состоит из четырех конформных фазированных антенных решеток, расположенных над  интегрированным мостиком. Решетки работают в S-диапазоне и обеспечивают покрытие пространства на 360 градусов. РЛС обеспечивает точное, высококачественное отображение текущей оперативной обстановки в реальном времени. На дальности до 100 км станция позволяет обнаруживать цели с малой радиолокационной заметностью даже в самых сложных условиях окружающей среды и при постановке противником помех.

Оптические датчики и системы связи смонтированы на встроенном модуле мачты, установленном над основной РЛС корабля. Контракт на поставку комплектов РЭБ для проекта «Саар 6» с Elbit Systems заключен 7 августа 2018 года. Общая стоимость заказа оценивается в 85 млн. долл. США.

Комплекс вооружения корветов «Саар 6» включает:

  • 16 ПКР типов «Габриель», RGM-84 «Гарпун» или RBS-15 Mk 3 для атаки кораблей или катеров противника;
  • морскую версию системы ПВО «Железный купол» от Rafael;
  • ЗРК «Барак-8» (Barak-8) от IAI для перехвата и уничтожения всех типов воздушных угроз. В составе комплекса 32 вертикальных ПУ в средней части корабля. Боезапас: 40 зенитных ракет;
  • два 324-мм ТА для торпед MK54;
  • комплекс постановки ложных целей C-Dome производства Rafael: две установки на носовой палубе для поражения ракет малой дальности и артиллерийских снарядов;
  • 76-мм АУ Oto Melara Super Rapid с высокой скорострельностью для поражения воздушных, надводных и наземных целей;
  • два боевых модуля «Тайфун» (Typhoon) от компании Rafael с 30-мм (по другим данным 25-мм) автоматической пушкой с дистанционным управлением. Боекомплект: 400 выстрелов.

Воздушную компоненту корабля составят американские вертолеты «Сихок» (SH-60F Seahawk). Передача вертолетов с дополнительным оборудованием намечено провести в соответствии с программой США по избыточным оборонным статьям (EDA). Цель программы — передать избыточное оборонное оборудование иностранным правительствам или силам-партнеров по сниженной цене или в качестве гранта.

Согласно израильским источникам, комплект датчиков «Сихок» будет почти идентичен тем, что установлены на модели AS565 Panther от Airbus Helicopters. Эти вертолеты в настоящее время эксплуатируются совместно ВВС и ВМС Израиля. Вместе с тем, отмечается, что новые машины получат дополнительные возможности. В комплект их сенсоров войдет морская РЛС ELTA и другая полезная нагрузка, позволяющая выполнять задачи борьбы с терроризмом и противолодочной обороны, взаимодействуя с другими воздушными и морскими платформами. Предположительно вертолеты «Сихок» получат вооружение для возможности немедленного реагирования на угрозы. Вертолеты планируется использовать как с борта корветов «Саар 6», так и «Саар 5». На последних для этого предусмотрено удлинить вертолетные площадки.

В завершении следует отметить, что в ноябре 2019 года верфи Israel Shipyards получили контракт от Министерства обороны и ВМС Израиля на строительство плавучего дока и 10-летний договор на сервисное техническое обслуживание и ремонт корветов типа «Саар 6» и подводных лодок. Первоначально плавучий док используют для установки израильских боевых систем на прибывающие из Германии корабли, а в дальнейшем для обеспечения их оперативной мобильности.

Таким образом, недавно открытые газовые месторождения в Восточном Средиземноморье приобрели стратегическое значение для экономики Израиля. Возникшие на почве освоения энергоресурсов противоречия с Турцией, а также возросшие возможности террористических организаций превратили морские газовые платформы в объекты, уязвимые для атаки с применением ракет средней и большой дальности. Миссия по охране и обороне платформ в исключительной экономической зоне в Средиземном море стало ключевой задачей надводных сил ВМС Израиля.

Для её решения проводится комплексная модернизация устаревших ракетных катеров типа «Саар 4.5» и корветов типа «Саар 5». Центральным элементом обороны ИЭЗ  призваны стать 4 новых корвета проекта «Саар 6», оснащенные высокотехнологичными системами ПВО и РЭБ израильской разработки.

Очевидно, что принимаемые меры дадут желаемый эффект только после их полного завершения (не ранее 2022 года). При этом, устойчивость обороны стратегических морских объектов будет зависеть от возможности комплексного применения сил и средств всей эшелонированной системы ПВО/ПРО страны. Её эффективность будет высокой в случае кратковременной и ограниченной атаки со стороны террористов. Возможность же длительного противодействия более сильному противнику представляется сомнительной.

51.71MB | MySQL:101 | 0,365sec