Пакистан: к отставке президента П.Мушарафа

18 августа 2008 г. президент Исламской Республики Пакистан Первез Мушарраф в обращении к нации объявил об отставке, заявив, что все его призывы к примирению, обращенные к политическим оппонентам, не были услышаны.

Он не воспользовался правом, данному президенту Конституцией, — распустить Национальную ассамблею, отправить коалиционное правительство в отставку и объявить чрезвычайное положение в стране.

В последнее время на П.Мушаррафа было оказано беспрецедентное давление. Законодательные собрания всех четырех провинций страны – Панджаба, Синда, Белуджистана и Северо-Западной пограничной провинции приняли резолюции, призывавшие поставить на голосование вопрос о доверии президенту или же его отставке. В целом резолюции местных законодательных собраний не имели юридической силы, а лишь «разогревали» ситуацию. Ему инкриминировали нарушение Конституции и экономический кризис, разразившийся в стране за последние полгода, в частности энергетический и продовольственный кризисы.

Президент отверг все обвинения, предъявленные ему, заявив, что «сейчас не время для конфронтации в Пакистане»(1).

Основная борьба должна была развернуться в случае, если вопрос об импичменте был бы поставлен на повестку дня обеих палат парламента (Сенат – верхняя палата и Национальная ассамблея – нижняя палата парламента) Пакистана. Для принятия резолюции об импичменте требуется 2/3 голосов депутатов обеих палат.

Именно на 18 августа, т.е. спустя несколько дней после празднования 61-ой годовщины образования Исламской Республики Пакистан, было назначено совместное заседание обеих палат парламента Пакистана, которые как заявила министр информации Шерри Рехман, «могли начать процедуру импичмента»(2).

В целом вся компания «импичмент президенту П.Мушаррафу» наглядно демонстрирует насколько Пакистан еще не подготовлен к демократическим методам развития и насколько слабы демократические традиции в стране. Ярким примером является то, как такое средство как импичмент, выработанное мировой демократической системой, в пакистанском варианте используется как средство борьбы между различными политическими силами. Пакистан не подготовлен к использованию демократических институтов по их прямому назначению, использует их как средство личной борьбы за власть.

Также демонстрирует незрелость политических партий, прорвавшихся к власти в феврале 2008 г., в течение шести месяцев после прихода в парламент занимающихся только межпартийными интригами, созданием широкой коалиции против главы государства, оставляя за рамками обсуждений даже компанию по борьбе с террористами в пограничных с Афганистаном территориях Северо-Западной пограничной провинции и т.д. Имея рычаги административного управления, они направили всю мощь государственной машины на уничтожение всех предыдущих социальных и экономических завоеваний и лично президента П.Мушаррафа в угоду личным, корыстным интересам.

Выборы в нижнюю палату (Национальная ассамблея) парламента состоялись 18 февраля 2008 г., на которых победу одержали Пакистанская народная партия/ПНП, сопредседателем является Асиф Зардари, муж погибшей в результате террористического акта в конце декабря 2007 г. лидера партии Беназир Бхуто, и Пакистанская мусульманская лига (Наваз Шарифа)/ ПМЛ (Н), возглавляемая экс-премьером Наваз Шарифом. Бывшая правящая Пакистанская мусульманская лига (Каид-и азам) /ПМЛ (К) по числу голосов заняла третье место. Но количество партийных сторонников П.Мушаррафа резко уменьшилось за последние три месяца, после того как еще в мае 2008 г. несколько членов ПМЛ (К) фактически отреклись от президента.

Выборы в Верхнюю палату (Сенат) должны состояться в 2009 г., согласно конституции обновлению подлежат только 50% мест. Таким образом, нынешний состав палаты избирался еще в период правления генерала-президента П.Мушаррафа.

Вопрос об «импичменте П.Мушаррафу», берет начало в конце 90-х годов, когда в результате бескровного переворота в октябре 1999 г. армия во главе с начальником штаба сухопутных войск генералом П.Мушаррафом отстранила от власти премьер-министра Миан Мухаммада Наваз Шарифа. Все долгие годы ссылки в Саудовской Аравии последний вынашивал планы мщения, гражданской казни и публичного унижения действующего президента.

Первым шагом на пути к мечте стало возвращение его в Пакистан в конце 2007 г., участие в предвыборной борьбе его партии. Второй шаг – собственно парламентские выборы 18 февраля 2008 г., и третий шаг – соглашение с А.Зардари, т.е. с Пакистанской народной партией. Собственно господин Зардари подневолен был дать согласие на импичмент. Сразу после объявление итогов выборов, в марте 2008 г., в местечке Мюрри, партии подписали Соглашение, состоящее из нескольких пунктов. На одном из них следует остановиться внимательнее – восстановление судей, уволенных еще указом генерала-президента П.Мушаррафа за отказ признать введение чрезвычайного положения.

Но встает вопрос – откуда и почему неожиданно возник в последнее время вопрос об импичменте?

Надежный и верный союзник США в борьбе против терроризма и экстремизма, П.Мушарраф, всегда отличался верностью слову, решимостью действий, политической гибкостью и волей, способный идти на компромиссы, защищая интересы государства.

Формула перехода от военно-гражданской к гражданской форме правления Пакистаном, разработанная США, была блестящей – соединение гражданского президента с военным бэкграундом П.Мушаррафа в лице президента и народной любимицей Беназир Бхутто, олицетворявшей демократические страницы истории Пакистана, на посту премьер-министра. Все было подконтрольно и идеально выверено – лица, время, законодательство.

Два непредсказуемых события разрушили планируемую идиллию — режим чрезвычайного положения в Пакистане (3 ноября — 15 декабря 2008 г.) и гибель Б.Бхутто в результате террористического акта 28 декабря 2008 г.

Соединенные Штаты не прощают самостоятельных шагов, в частности, режим чрезвычайного положения, и не простили подобный шаг и П.Мушаррафу. Неудачи военной компании США на Ближнем Востоке, заставляет администрацию США сегодня применить иную тактику, перейти на разворачивание компании «Да здравствует демократия в Пакистане!», и руками самих же пакистанцев, путем коалиционного давления и процедурных методов убрать президента П.Мушаррафа с политической сцены.

В целом заслуга президента П.Мушаррафа перед народом Пакистана значительная. При нем были созданы условия для стабильного социально-экономического развития. Рост Валового национального продукта составлял 7 – 8% ежегодно. Была разработана и успешно применялась программа широкого привлечение иностранных инвестиций. Успешно были проведены ряд международных тендеров, в частности в телекоммуникационным и нефтяном секторах экономики, осуществлен ряд крупных инфраструктурных проектов. Пакистан постепенно и последовательно инкорпорировался в мировую экономическую систему; заявлял и участвует в глобальных международных углеводородных проектах – Центральная Азия – Пакистан; Иран – Пакистан – Индия и т.д.

За последние девять лет Пакистан значительно упрочил позиции на международной арене. Большие внешнеполитические успехи укрепили престиж страны, ИРП была принята в региональную Шанхайскую организацию сотрудничества на правах наблюдателя и т.д.

При нем, генерале-президенте, начался всеобъемлющий диалог по всем основным проблемам между Индией и Пакистаном, который имел большие перспективы для развития двустороннего сотрудничества и т.д.

Но сегодня встает вопрос — что дальше? Кто будет президентом ? Что будет с Пакистаном?

Вопрос об импичменте П.Мушаррафу – промежуточный, который следует рассматривать как прямой шаг к власти, законодательному креслу главы государства, на которое претендуют два лица – Асиф Зардари и Наваз Шариф. Но главный вопрос – кто кого в конечном итоге?

В паре А.Зардари – Наваз Шариф – сегодня переигрывает экс-премьер. С его подачи в Панджабе, крупнейшей провинции Пакистана, где, кстати, главным министром является его родной брат, впервые Законодательное собрание проголосовала за импичмент президенту П.Мушаррафу. Затем последовал Синд, Белуджистан и Северо-Западная пограничная провинция.

Согласно Конституции Пакистана, кандидатура президента избирается депутатами обеих палат парламента и депутатами четырех Законодательных собраний провинций. На сегодняшний день большинство голосов принадлежит Пакистанской народной партии ( Асифу Зардари), меньшинство – Пакистанской народной лиге Наваз Шарифа, но не такой человек Наваз Шариф, чтобы без боя отдать так близко стоящую власть.

Пакистан вступает в новый этап национальной борьбы…

1) ВВС 18.08.08

2) ВВС 07.08.08

52.15MB | MySQL:103 | 0,760sec