Германские оценки попыток Турции сорвать соблюдение эмбарго на поставки вооружений в Ливию

В конце минувшей недели турецкое государственное информационное агентство Anadolu сообщило о начале расследования инцидента с обыском германскими военными, принимающими участие в миссии ЕС Irini, судна Roseline A, принадлежащего Турции. По версии турецкой стороны, в данном случае речь идет о нарушении норм международного права, а также о жестоком обращении с турецким экипажем, т.к. обыск длился около 16 часов. Ряд изданий пошел еще дальше, обвинив ФРГ в пиратстве. На страницах газеты, являющейся четвертой в списке турецких изданий с наибольшим тиражом, Sozcu даже появился коллаж с изображением федерального канцлера ФРГ А.Меркель в костюме пирата. Особенно примечательно, что Sozcu также распространяется на территории Германии.

С точки зрения ФРГ, ситуация выгладит в корне противоположным образом. Прежде всего, в Берлине настаивают, что инициатива досмотреть судно исходила из командного центра Irini в Риме, а не была решением экипажа германского судна Hamburg, принимающего непосредственное участие в операции. Примечательно, но на этот аргумент у Анкары нашелся собственный ответ, согласно которому приказ отдавал грек, а потому задержание турецкого судна явно было предвзятым и мотивированным противоречиями двух государств. Речь в турецких заявлениях идет о Т.Микропоулосе, новом операционном командующем Irini, который приступил к исполнению обязанностей в октябре нынешнего года, сменив итальянского коллегу. При этом общее руководство миссией из штаба в Риме осуществляет Ф.Агостини.

Не получили подтверждения в германских источниках и данные Турции о технических нарушениях. Так, по информации Бундесвера, обыск был начал с «молчаливого согласия» Анкары, которая в течение четырех часов не отвечала на запрос. Команда Roseline A добровольно пошла на контакт с германскими военными, а длительное пребывание последних на борту турецкого корабля было с вязано не с продолжительностью обыска, а с тем, что они не могли в короткие сроки безопасно покинуть борт. При этом в Министерстве обороны ФРГ согласились с тем, что запрещенных грузов на Roseline A обнаружено не было. А вот представитель МИД ФРГ на пресс-конференции дал понять, что федеральное правительство «обеспокоено тем, что подобные инциденты имеют место». Отдельно было заявлено, что соблюдение эмбарго – часть Берлинского процесса, исполнение которого, цитируя внешнеполитическое ведомство «относится и к Турции».

Германская сторона также обращает внимание на основания для остановки и обыска турецкого судна. По информации местных СМИ со ссылкой отчет о работе миссии на 6 месяцев, оперативный штаб в Риме проанализировал данные спутников снимков, где искомый корабль, по их сведениям, был замечен в транспортировке запрещенного к доставке в зону конфликта груза. В частности, речь предположительно идет о бронетехнике, которая была зафиксирована спутниковой съемкой во время пребывания корабля в порту Амбарли и Мисурате.

Наконец, в Бундестаге сомнение в честности Анкары вызвал и факт блокирования обыска, который, как полагают некоторые парламентарии, означает, что Турция скрывала то, что находится на судне. В противном случае, экипаж дал бы завершить осмотр до конца. Так, по словам представителя «Левых» А.Хунко: «Турецкое правительство должно ответить на вопрос, почему оно сопротивлялось проверке грузового судна, если оно якобы не используется для контрабанды дронов и другого военного оборудования». Стоит отметить, что это не только возражения в адрес Турции, но и собственного правительства, которое во избежание дальнейшей эскалации предпочло тему груза не развивать. Оппозиционный политик от СвДП М.-А. Штрак-Циммерман, в свою очередь, обратилась к главе внешнеполитического ведомства Х.Маасу, завив, что если ФРГ позволяет так с собой обращаться, то «можно завершать миссию», тем самым показав, что Анкара пытается подорвать авторитет Берлина в ливийском урегулировании.

Надо сказать, что столкновение с Турцией обнажило еще ряд серьезных проблем в организации и проведении операции Irini. Первая из них заключается в нехватке судов и военных, непосредственно находящихся в зоне контроля над соблюдением эмбарго. Так, согласно данным отчета о ходе миссии с апреля по сентябрь 2020 г., не все страны поддержали ее в обещанном объеме. В частности, не приступил к исполнению обязанностей итальянский фрегат, причем причиной послужило массовое заражение коронавирусной инфекцией нового типа на его борту. Во-вторых, миссия не располагает возможностями вести обыски в условиях сопротивления государства, которому принадлежит корабль, и его экипажа. Отсюда вытекают сомнения в возможности в полной мере реализовать ее мандат.

Наконец, дискуссионным остается вопрос о собственно германском экспорте вооружений в Турцию. На него в текущей ситуации обратила внимание представитель «Левой» партии С.Дагделен. Она потребовала прекратить поставки оружия Анкаре и другим «разжигателям» ливийского конфликта. Причем на фоне турецко-греческих противоречий этот спор приобретает новое измерение. Если ранее отправка продукции, связанной с морским сектором ВПК, пристальному вниманию не подвергалась, то теперь возражения на этот счет звучат как внутри Германии, так и в рамках ЕС. При этом с 2004 г. доходы ФРГ от такого рода поставок Турции составили более 1,5 млрд евро.

В целом конфликтные отношения с Берлином на фоне предстоящего саммита ЕС, на котором будет обсуждаться турецкая проблематика, не самый лучший вариант развития событий для Анкары. Ранее в октябре Германия наряду с Италией была в числе стран, которые заблокировали санкции против Турции. Это, как полагают эксперты, было мотивировано давлением турецкой стороны в вопросах миграции, а также интересами поддержания на плаву своего ВПК. Однако в текущих условиях ситуация может измениться, поскольку на позицию ФРГ также воздействуют противоположные факторы, среди которых подрыв авторитета страны в усилиях по урегулированию ливийского конфликта, а также другие разногласия, связанных с активностью радикальных организаций, связанных с Турцией, на территории Германии.

52.18MB | MySQL:103 | 0,477sec