Цифровая Турция. Часть 5

Турецкий рынок и турецкая индустрия информационных технологий привлекают к себе не слишком большое внимание в среде отечественных экспертов. Возможно, причиной этого следует считать то, что Турция пока рассматривается в качестве страны, находящейся на периферии прорывных индустрий, включая IT.

Достаточно любопытно, что вплоть до настоящего времени Турция, у российского населения, ассоциировалась, прежде всего, с недорогими потребительскими товарами и отдыхом по системе «все включено». При том, что Турция за последние годы сделала очевидные миру, в том числе, и российской публике, достаточно большие шаги в вопросе перехода к производству товаров с высокой добавленной стоимостью, который чем дальше, тем сложнее будет игнорировать.

Пытаясь следовать в ногу со временем, при Администрации президента Турции в 2018 году был организован Офис по цифровой трансформации.

В прошлой Части публикации (Часть 4 доступна по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=74471) мы продолжили рассмотрение некоторых инициатив-проектов, которые, к настоящему времени, были официально запущены в стране.

Прежде всего, повторим ещё раз наименования тех проектов, которые запущены при непосредственном участии Офиса по цифровой трансформации Администрации президента Турции: «Открытые данные» (AçıkVeri), «Цифровая Турция» (Dijital Türkiye), «Электронная переписка» (e-Yazışma), «Марафон идей» (Fikir Maratonu), HackZeugma, HackIstanbul», «Kamu.Net, Kaysis, «Одна остановка» (Tek Durak), «Турецкий проект мозга» (Türk Beyin Projesi), «Национальный словарь данных» (Ulusal Veri Sözlüğü), «Кибер-кластер» (Siber Kümelenme), «81 кибер-герой» (по числу турецких провинций, 81 Siber Kahraman).

В частности, мы остановились на портале Kaysis, который, по сути, является надстройкой более высокого уровня над порталом государственных услуг (e-Devlet). Можно сказать, что эта система дает целостное представление об административном устройстве Турецкой Республики и о том, как функционируют его отдельные органы. Кроме того, портал дает возможность обращаться с «более сложными» запросами, нежели обычно могут последовать от рядовых граждан страны.

Целями проекта Kaysis Офисом по цифровой трансформации Турции является:

  • Стандартизация государственных институтов и их деятельности и их создание / определение в электронной среде.
  • Увязывание государственной деятельности с законодательной базой на уровне статьи / параграфа / пункта и, через это, определение законодательства, которое, по факту, утратило свою силу.
  • Определение бюрократических процессов.
  • Планирование работы «Цифровой Турции».
  • Архивирование в электронной среде процесса исторического развития государственной структуры.
  • Осуществление обмена данными касательно данных в официальной переписке, контактной информации, предоставляемых услуг и действующего законодательства.

Система «Kaysis» состоит из следующих подмодулей.

Центральная система регистрации государственных организаций (DETSİS или, в оригинале Devlet Teşkilatı Merkezi Kayıt Sistemi):

Система DETSİS обеспечивает единую регистрацию, в одном центре и в иерархической структуре, всех государственных организаций и ведомств, как центральных офисов, так и региональных, и зарубежных, которые образуют государственную структуру Турецкой Республики. В системе DETSİS каждое учреждение / подразделение является уникальным и идентифицируется неизменным номером T.C. DETSİS (T.C. имеется в виду Türkiye Cumhuriyeti или Турецкая Республика – И.С.).

DETSİS (наряду с системами Mersis и Mensis – И.С.) составляют одну из трех основ так называемой «Цифровой Турции». Учреждения и ведомства Турецкой Республики, в структуре DETSİS, классифицируются в соответствии с их категорией и статусом. Благодаря архитектуре DETSİS такая информация, как иерархическая структура учреждений, контактная информация, законодательство, относящееся к учреждению, услуги, предлагаемые учреждением, документы, используемые в службах, информация о менеджменте и стандартные идентификационные номера файлов, могут быть представлены в едином центре.

В систему DETSİS уполномоченными руководителями соответствующего государственного учреждения вносится следующая информация: информация об учреждении / названии подразделения, информация о положении в иерархии, информация о юридическом лице, информация о типе бюджета, информация о категории, информация о статусе, особая информация, информация о зарегистрированной электронной почте, учредительная информация.

Данные, содержащиеся в DETSİS, работают в интеграции с почти тысячей учреждений для использования в таких приложениях, как CIMER, e-İçişleri, DMO e-Satış, EKAP, ILANBIS, KAYS, e-Pasaport, особенно в системах электронного управления документами (EDMS) учреждений.

Следующая подсистема – система управления запасами услуг или HEYS (в оригинале Hizmet Envanteri Yönetim Sistemi).

Это — одно из дополнительных приложений Kaysis, в котором государственные услуги, предоставляемые государственными учреждениями и организациями гражданам, частному сектору, неправительственным организациям и другим государственным учреждениям, а также все другие виды деятельности, осуществляемые в учреждениях, определяются на уровне «процессов», и эти процессы связаны друг с другом.

Как это работает на практике? — Центральными и региональными государственными организациями определяется перечень услуг, оказываемых частному сектору, гражданам, неправительственным организациям, другим государственным учреждениям. Эти услуги вносятся в систему уполномоченными должностными лицами организациями. В соответствующей заявке, отражается следующая информация: общая информация (название, описание услуги и т.д.), регулирующее законодательство, условия принятия заявок на предоставление услуги (в частности, дается перечень названий документов, которые должны быть приложены к заявке), переписка (внутренняя и внешняя переписка), информация о результате оказания услуги (в частности, среднее время выполнения услуги, выданный, по итогам её оказания, документ и проч.), списки визирующих лиц (тех, кто подписывает переписку и выдаваемый документ).

Следующий модуль в системе Kaysis – это модуль подписей İYEM (в турецком оригинале, İmza Yetkilileri Modülü). Модуль подписей уполномоченных лиц – таково полное название этой системы. В этот модуль включается вся административная информация о руководителях учреждений / подразделений на всех уровнях, работающих в центральных, региональных и зарубежных подразделениях государственных учреждений и организаций, определенных в Центральной системе регистрации государственных организаций (DETSİS), и контактная информация руководителей этих учреждений / подразделений.

И, наконец, последний из основных модулей системы – это система государственного законодательства KMS (в оригинале, Kamu Mevzuat Sistemi – И.С.).

Эта – систем, в которой публикуются все законодательные акты, включая те, которые не находят своего отражения в так называемой «Официальной газете» и которые принимаются всеми государственными учреждениями и ведомствами Турецкой Республики.

При работе этого модуля за основу взяты все государственные учреждения и ведомства, входящие в Центральную систему регистрации государственных организаций. В этой системе находятся тексты со статусами: постановление, директива, циркуляр, коммюнике, спецификации, другие нормативные акты и так далее. С помощью этого модуля можно получить доступ ко всем подзаконным актам турецкого законодательства. Разумеется, в информационной системе также публикуются и законы, опубликованные в так называемой «Официальной газете».

Следующий проект, о котором говорит Офис по цифровой трансформации – это «Одна остановка» или, в оригинале, Tek Durak.

Как отмечается Офисом по цифровой трансформации, проект создания центров услуг «Одна остановка» был инициирован с целью предоставления ориентированных на пользователя услуг и активизации государственного управления. В рамках проекта предполагается, что будут улучшены каналы предоставления услуг и увеличено их разнообразие, и также будет облегчен доступ к государственным услугам для всех граждан Турции, особенно, для малоимущих.

Как указывается Офисом, при анализе данного проекта, был учтен международный опыт, который показал, что наряду с единым порталом государственных услуг, необходимо создавать и физическую инфраструктуру для обращения граждан, работающую по принципу «одного окна». Можно сказать, речь идет об аналоге отечественных многофункциональных центров или МФЦ. Как указывается Офисом, в этой связи, принимаются за основу обе формы предоставления услуг (электронная и физическая) и, таким образом, все граждане страны смогут получить доступ к государственным услугам на равных условиях (в том смысле, что, по тем или иным причинам, есть группы населения страны, для которых представляется затруднительным работать в условиях электронной среды – либо нет гаджетов, либо не хватает опыта в их использовании – И.С.).

Не будем вдаваться в подробности того, как поэтапно будет реализовываться этот проект. Но в настоящее время можно заметить, что многофункциональных центров, в нашем понимании этого слова, в Турции нет – если требуется получить физически какую-либо услугу, то приходится отправляться за ней в разные учреждения, что создает изрядные неудобства для граждан.

И, наконец, мы завершаем рассмотрение проектов Офиса по цифровой трансформации Турции такой инициативой, как «Национальный словарь данных» (или, в оригинале, Ulusal Veri Sözlüğü).

Как сообщает Офис, работы над созданием Национального словаря данных были инициированы для решения многих проблем, таких как трудности интеграции государственных учреждений и организаций в информационные системы, наличие дублирующихся и противоречивых данных, неспособность обеспечить языковое единство в информационных системах и отсутствие прав собственности на данные.

Работа по стандартизации данных началась с помощью Национального словаря данных. В частности, был создан Портал словаря данных, ответственность за который поддержку и развитие которого была возложена на Офис по цифровой трансформации при президенте страны.

В рамках Национального словаря данных проводятся следующие работы: национальная инвентаризации данных, определение права собственности на данные, структурирование процессов управления и мониторинга с помощью национальной архитектуры интеграции данных, достижение единства терминологии и создание институциональной памяти, определение национальных моделей данных, улучшение процессов для создания нового программного обеспечения.

Работы над этим проектом были начаты Офисом по цифровой трансформации в 2019 году.

Итак, подводя черту под проектами, инициированным Офисом по цифровой трансформации Турции, хотелось бы отметить следующее.

Работы Офиса по цифровой трансформации и направлены на то, чтобы обеспечить цифровизацию и оптимизацию функционирования государственного аппарата и предоставления им услуг населению. В этом смысле, определенные успехи уже достигнуты, но, очевидным образом, физическая инфраструктура не поспевает за инфраструктурой виртуальной.

Параллельным образом, ведется работа по повышению грамотности турецкого населения, в частности, в смысле использования различных данных, в том числе, в контексте кибербезопасности. Очевидным образом, турецкое руководство сосредоточилось на вопросах кибербезопасности, как на, пожалуй, приоритетном направлении своей работы в сфере IT. Именно этим и обусловлено такое количество проектов, запущенных при инициативе и поддержке Офиса по цифровой трансформации при Администрации президента Турции, которые связаны с кибербезопасностью Турции. Заметим, что проекты эти носят как «оборонительный», так и «атакующий характер», в том смысле, что из этих проектов (допустим, хакерских состязаний) прослеживается намерение турецкого руководство по кадровому наполнению турецких «кибервойск» молодыми талантами под патриотическими лозунгами.

И главным из патриотических лозунгов является так называемая «Цифровая Родина».

Многие интересующиеся международной политикой и, в частности, Турцией слышали про концепцию «Синяя Родина», которая предполагает прочерчивание морских границ турецких интересов и отстаивание их с использованием доступных сил и средств. Мы не раз писали на страницах сайта ИБВ об этой концепции, в частности, в контексте событий в Восточном Средиземноморье. Рубежи в этом водном бассейне – это, пожалуй, самый «горячий фронт» турецкой «Синей Родины».

Но мало кто слышал про концепцию «Цифровая Родина», которая предполагает то же, но в киберпространстве. Возможно, потому что, не устанем подчеркивать, Турция пока ещё не воспринимается в сознании большинства отечественных экспертов и наблюдателей в качестве страны, которая находится на переднем крае цифровых технологий. И про «турецких хакеров» мало кто слышал, хотя они уже с 2015 года стали проявлять себя  различными действиями на международной арене. В 2015 году, в разгар российско-турецкого «самолетного кризиса» — атаками на отечественные сайты. В последние годы, в связи с событиями в Восточном Средиземноморье, — на греческие и кипрские сайты. В связи с конфликтом в Нагорном Карабахе, хакерским атакам со стороны Турции были подвергнуты армянские сайты.

Так что, активные работы в «киберпространстве» Турцией ведутся в рамках концепции «Цифровой Родины» и разработки в этой области должны стать таким же инструментом реагирования, как, допустим, турецкие беспилотные летательные аппараты. О которых впервые, по-серьезному, заговорили лишь только в начале этого года в связи с военной кампанией ВС Турции в Идлибе.

При этом можно отметить многочисленные комментарии о том, что турецкий военно-промышленный комплекс не является независимым от поставок ключевых компонентов и элементов из-за рубежа. И, действительно, эти комментарии являются справедливыми. Действительно, Турция испытывает значительные трудности с тем эмбарго, который гласно, а иногда и негласно, против неё вводится со стороны зарубежных поставщиков. Безо всяких санкций, а просто потому, что внешнеторговые сделки, касающиеся изделий двойного назначения, так или иначе, проходят процедуру согласования в соответствующих ведомствах разных стран. И если есть «зуб на Турцию» за её действия в Восточном Средиземноморье, то он, непременно, вылезет в случае подобных поставок.

Означает ли это, что будут наблюдаться задержки Турции в смысле производства собственных образцов военной техники? – Разумеется. Означает ли это то, что турецкий оборонно-промышленный комплекс, оказавшись на голодном пайке, откажется от планов по производству собственной техники? – Ничуть не бывало. Это просто будет означать удвоение усилий по тому, чтобы либо найти альтернативных поставщиков, либо купить технологии, либо купить изделие и сделать обратный инжиниринг, либо купить людей. Не случайно мы обратили внимание на такую мелочь, что турецкие хакеры на состязаниях, организуемых Офисом по цифровой трансформации, соревнуются и в смысле «обратного инжиниринга». А это уже не отработка «оборонительных действий» по защите «Цифровой Родины». Это – то, что называется промышленным шпионажем.

52.29MB | MySQL:103 | 0,479sec