Ситуация в Алжире: ноябрь 2020 г.

1 ноября около 25 млн алжирцев ожидались на избирательных участках с тем, чтобы в ходе референдума принять или отвергнуть конституционную реформу, потребность в которой возникла после продолжавшегося почти год протестного движения «Хирак», главным достижением которого и алжирских военных стал уход в апреле 2019 г. с поста президента АНДР Абдельазиза Бутефлики. Родившееся в феврале 2019 г., протестное движение затухло в начале 2020 г. в том числе в связи с пандемией коронавируса и репрессиями по отношению к активистам, но его идеи остались живы в алжирском обществе.

Что касается инициатора конституционной реформы нового президента Алжира 74-летнего Абдельмаджида Теббуна, то он на момент голосования алжирцев оказался на лечении в Германии в связи с подозрением на коронавирус. Еще 28 октября его без лишнего шума вывезли из Алжира на «глубокое медицинское обследование». Как первоначально утверждалось в коммюнике канцелярии президента, на момент выезда из Алжира состояние А.Теббуна было «стабильным и не вызывающим озабоченности». Уже 3 ноября было признано, что глава АНДР госпитализирован с коронавирусом. 8 ноября канцелярия президента сообщила о «постоянном улучшении» состояния здоровья главы государства.

28 ноября, месяц спустя после госпитализации А.Теббуна в Германии, сохранялась полная неясность относительно состояния его здоровья. Это порождало всевозможные слухи и вопросы относительно того, кто в течение месяца руководил страной. В официальных сообщениях говорилось, что его лечат «в одном из самых крупных специализированных учреждений» Германии, не уточняя место его нахождения. По данным алжирских СМИ, речь идет о Кельне. Транспортировку А.Теббуна туда выполнили на борту французского санитарного самолета.

И опять про референдум. Он был приурочен к памятной для алжирцев дате. В этой стране 1 ноября отмечают годовщину начала Войны за независимость (1954 – 1962 гг.), благодаря победе в которой Алжир получил независимость. Проект нового основного закона Алжира при наличии акцентов на ряд прав и свобод – с тем, чтобы ответить на требования движения «Хирак» — сохранял режим президентской власти при расширении прерогатив военных. В частности, статья 91 проекта предусматривает возможность участия Национальной народной армии (ННА) Алжира в миротворческих операциях за пределами страны. На Западе приветствовали это положение проекта новой конституции, и понятно – почему. В Алжире оно вызвало неоднозначную реакцию.

Главное положение проекта новой конституции – отныне глава государства может исполнять строго два 5-летних мандата, и это положение пересмотру не подлежит (напомним, именно так сделал 10 лет назад А.Бутефлика, чтобы пойти на 3-й и 4-й мандаты). Она же обязывает назначать премьера, исходящего из партии, победившей на парламентских выборах.

Статьи проекта новой конституции, предусматривающие защиту прав женщин и делающие берберский язык тамазиг официальным и национальным, привели к тому, что исламистские партии призвали своих сторонников сказать на референдуме «нет».

Оппозиция заранее отвергла проект новой конституции, утверждая, что его цель – похоронить движение «Хирак», которое требует «уничтожить политическую систему», находящуюся у власти с 1962 г.

В итоге алжирцы проголосовали «ногами» — показатель участия в выборах составил всего 23,84%. Это — исторический минимум, означающий, что существующий в Алжире протестный потенциал никуда не делся, и обещаниями светлого будущего его не изменить. В декабре 2019 г. на президентских выборах показатель участия составил почти 40% при том, что он был минимальным за всю историю выборов главы государства.

Как и ожидалось, большинство принявших участие в голосовании поддержало проект новой конституции – таких оказалось 66,8% из числа пришедших на избирательные участки.

4 ноября стало известно о кончине очень уважаемого в Алжире ветерана Войны за независимость и активиста движения «Хирак» 87-летнего Лахдара Бурегаа. Еще 21 октября его семья сообщила, что он заразился коронавирусом. Его похоронили на самом почетном для подобных случаев месте в Алжире – участке «смертников алжирской революции» на столичном кладбище Эль-Алиа, где покоятся все бывшие главы АНДР. В годы Войны за независимость он командовал (будучи полевым командиром) формированиями Армии национального освобождения в зоне №2 4-й вилайи на севере страны. После достижения независимости вошел в конфликт с единолично правившей тогда партией Фронт национального освобождения (ФНО), при правлении Хуари Бемедьена в период с 1967 по 1975 гг. посидел в тюрьме, где подвергался пыткам. В 1963 г. стал одним из учредителей проберберской оппозиционной партии Фронт социалистических сил. Вновь попал в тюрьму уже как активист движения «Хирак» с 30 июня 2019 г. по 2 января 2020 г. – и это в его то возрасте! Его новый арест вызвал волну возмущения в Алжире. Он стал одним из символов движения «Хирак».

7 – 8 ноября в ходе турне по ряду стран Средиземноморья в Алжире побывал с визитом глава МВД Франции Жеральд Дарманин. Заявленной целью визита было обсуждение вопросов борьбы с терроризмом и незаконной иммиграцией. Ранее французский министр посетил Италию, Тунис и Мальту. Как и в Тунисе, в Алжире он представил список выходцев из этой страны, которых во Франции подозревают в том, что они являются поборниками исламского радикализма при том, что попали туда нелегально, и поэтому Париж хотел бы выдворить их восвояси. В настоящее время во Франции незаконно находятся 230 радикалов, по 60 из Туниса и Марокко, и немного больше — из Алжира.

Французский министр имеет отчасти алжирские корни – его дед по материнской линии был уроженцем Мостагенема и служил в частях алжирских стрелков.

8 ноября в связи с распространением коронавируса правительство Алжира приняло решение ужесточить меры самоизоляции практически на всей территории страны. Комендантский час был расширен с 20 до 5 часов в 29 из 48 вилай (провинций). Власти остановили государственный и частный общественный транспорт в выходные дни на всей территории страны. На 15 дней были закрыты очень посещаемые рынки подержанных автомашин. Возвращение студентов в университеты было перенесено с 22 ноября на 15 декабря. К тому дню в Алжире было зафиксировано свыше 62 тысяч случаев заражения коронавирусом, свыше 2 тысяч зараженных скончались.

10 ноября был побит очередной ежедневный антирекорд по числу заразившихся – 753 человека. 23 ноября было объявлено, какую цену заплатили алжирские медработники что за 9 месяцев борьбы с коронавирусом. Свыше 9 тысяч из них были инфицированы, 120 умерли.

В начале ноября примерно одновременно с эскалацией напряженности на границе Мавритании и сахарских провинций, контролируемых Марокко, Алжир устроил демонстрацию силы, показав на государственном телеканале видеоролик с основными типами вооружений ННА. В частности, впервые был продемонстрирован оперативно-тактический ракетный комплекс (ОТРК) «Искандер-Э» с дальностью поражения 300 км. Известно, что он был получен Алжиром в 2017 г. Его российский аналог имеет дальность поражения 500 км. Поставленные Алжиру ОТРК «Искандер-Э» имеют уменьшенную дальность, чтобы соответствовать международному режиму контроля за ракетными технологиями.

13 ноября Алжир выразил сожаление в связи с «серьезными нарушениями» режима прекращения огня в сахарских провинциях и призвал Марокко и сепаратистский Фронт ПОЛИСАРИО, лагеря которого находятся на территории АНДР, к немедленному прекращению военных операций и сдержанности. До этого Марокко осудило провокации сепаратистов, блокировавших в районе Гергерата автодорогу из сахарских провинций в Мавританию. 13 ноября Рабат объявил о начале военной операции по разблокированию трассы. Район Гергерат относится к так называемой тампонной зоне, находящейся вне территорий сахарских провинций, контролируемых Марокко (80% территории) и защищенных т.н. «марокканской стеной2. Алжир традиционно поддерживает Фронт ПОЛИСАРИО.

21 ноября стало известно, что действующая в Алжире и ряде стран Сахеля террористическая группировка «Аль-Каида в странах (исламского) Магриба» (АКИМ) назначила на пост главаря («эмира») этой организации алжирца Абу Убейду Юсефа аль-Аннаби (боевой псевдоним, говорящий о том, что речь идет об уроженце алжирского города Аннаба –авт.). Ранее в течение многих лет этот пост занимал алжирец Абдельмалек Друкдель (или Друкдаль), уничтоженный французскими военными в июне 2020 г. в ходе спецоперации на севере Мали.

Таким образом, аль-Аннаби занял пост главы АКИМ при том, что ранее он возглавлял Консультативный совет этой организации. До последнего времени он руководил структурой АКИМ, работавшей со СМИ, и поэтому регулярно появлялся на видеоматериалах, связанных с этой группой.

51-летний аль-Аннаби – «ветеран» джихада. Он начинал еще в Салафистской группе проповеди и джихада (СГПД), действовавшей в Алжире. В 2011 г. именно он от имени АКИМ присягнул на верность новому главарю «Аль-Каиды» Айману аз-Завахири. В сентябре 2015 г. попал в американский «черный» список международных террористов, год спустя – в аналогичный список ООН.

Что касается АКИМ, то в свое время ей «присягнули» на верность несколько джихадистских групп, действующих в Сахеле, которые в 2017 г. объединились в «Группе поддержки ислама и мусульман» (ГПИМ).

Одновременно с сообщением о назначении аль-Аннаби АКИМ в том же видеоролике вернулась к недавней казни швейцарской миссионерки Беатрис Штекли, похищенной джихадистами в Мали в районе Томбукту в 2016 г. АКИМ связала казнь заложницы с попыткой «французских крестоносцев» — французских военных из контингента «Бархан» — освободить ее.

В 2019 г. в интервью телеканалу France 24 он упомянул про возможность переговоров относительно освобождения европейских заложников. Эта тема была реализована в октябре 2020 г., когда в обмен на освобождение из малийских тюрем свыше 200 джихадистов получили свободу француженка, двое итальянцев и лидер малийской оппозиции. Освобожденные джихадисты стали то и дело вновь арестовываться алжирскими властями на территории страны. Алжир осудил действия Мали в этой связи.

Назначение нового главаря АКИМ может повлиять на развитие ситуации в Сахеле, где активно действующие под патронажем этой организации группировки начали соперничать за зоны влияния с местным подразделением «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ).

Что касается А.Теббуна, то в Алжире вновь заговорили о применении статьи 102 конституции, предусматривающей уход главы государства от власти в случае его неспособности исполнят свои обязанности. Ранее про нее речь шла в случае с А.Бутефликой. Если дело дойдет до этой статьи, то на период до проведения новых президентских выборов страной будет управлять исполняющий обязанности спикера Сената 89-летний Салах Гудджиль, ветеран Войны за независимость.

52.23MB | MySQL:103 | 0,591sec