Ливия: о посреднической миссии Сейф аль-Ислама аль-Кадаффи в Себхе

Процесс внутри ливийского политического урегулирования продолжает структурироваться, и, как мы предполагали, в нем появляется все больше свидетельств тому, что «зеленая» партия вернется на будущих выборах во власть и займет в ней достаточно серьезные позиции. Джамахирийская оппозиция неоднородна в своей структуре, среди элиты еще до войны наметился раскол на «консерваторов» и «либералов», в события 2011 г внесли свою лепту, порой, таким причудливым образом, что среди бенгазийцев можно было встреть защитников Джамахирии, а среди уроженцев Триполи – от ее ярых противников до тихих саботажников. И сформировалась огромная часть ее, которая просто устранилась от участия в гражданской войне и отражении иностранной военной интервенции, тогда, как с другой стороны, возникла и «военная партия» из тех, кто добровольцем пошел на фронт, причем среди ее представителей было немало выходцев из богатых и высокопоставленных семей. Впоследствии, часть из них, уцелевшая в войне, решила встать на пусть политической борьбы, а часть продолжает партизанить до сих пор. Иными словами, слабость «зеленых» в данном случае, врожденная, проистекающая из сути доктрины М.Каддафи, отрицавшей партийное строительство и уповавшего на народную самоорганизацию. В действительности, роль партии в Джамахирии была замещена организованной по принципу личной преданности административно-хозяйственно – военной структурой, сформированной из представителей наиболее близких к М.Каддафи племен, тех же Варфалла, собственного Кададфа (Каддафа), Вершифанна, Таргуна, Таверга и др. По аналогии с Советским Союзом, это Политбюро и управляло Джамахирией. Уничтожение это структуры обезглавило Джамахирию, оставив все управление в руках низовой номенклатуры и приведя к власти «вторых секретарей», как некогда, в КПСС, но уцелевшие представители высшей номенклатуры смогли сохранить контроль над размещенными за границей средствами. Не всеми, но многими.

 

Естественно, что все, что связано с именем Каддафи значимо по сей день, и оба, находящиеся в Ливии на данное время, его сына: Сейф аль-Ислам и Аль-Саади постоянно пребывают в центре внимания местных СМИ и различных политических сил. Сейф аль-Ислам формально находится на свободе и с него сняты все обвинения, аль-Саади пока в заключении. Формальность статуса Сейфа связана с его отношениями с племенем Зинтан, некогда пленившим его и, впоследствии, предложившего ему в обмен за поддержку, породниться с ним. Что тот и был вынужден сделать. Многие в «зеленой» оппозиции, в том числе и в эмигрировавшей ее части, недолюбливают Сейф аль-Ислама, справедливо считая его виновным и за многочисленные кадровые просчеты, и за его роль в эскалации конфликта в 2011 году. К сожалению, из всех сыновей М.Кадаффи, пережили войну самые, скажем так, заурядные из них, и никудышные, и как политики, и как военные.

Но имя Каддафи они носят, и имеют своих сторонников и союзников, поэтому, значительная часть «зеленой» оппозиции ассоциируется с ними, особенно, с Сейф аль-Исламом.

Пребывавший по большей мере, в последнее время, в медийной тени, он достаточно неожиданно появился на публике, выступив модератором переговорного процесса между двумя себханскими семьями племени Кададфа.

 

Себха – важнейший город центральной Ливии, через него ведут все коммуникации на юг и юго-запад, к южным нефтяным месторождениям, к Мурзуку, Убари. Гату, к границе с Нигером, Мали и Алжиром, Себха – как и Сирт, символ Революции Аль-Фатих, в ее цитадели 1 сентября 1969 года находился М.Каддафи и оттуда был озвучен текст документа о свержении монархии. Имеется в Себхе аэропорт и авиаремонтный завод в Таманхинте.  Там же сходятся зоны проживания и влияния ряда племен: тубу, южного ответвления Магарха и ряда более мелких.  Эти обстоятельства не раз способствовали возникновению в Себхе и ее окрестностях конфликтов, участие в которых принимали отряды даже из Мисураты и Бенгази.  И вот Сейф аль-Ислам выступил в роли миротворца между двумя родами из племени Кададфа.

 

Доктор Аль-Аджили аль-Берини, глава Высшего совета по делам ливийских племен и городов, приветствовал в субботу, 12 декабря примирение между семьями Аль-Джалатва и Аль-Давакиль, выходцами из племени Кададфа.

Аль-Берини пояснил в эксклюзивном интервью порталу  «Оэа», что раздоры между семьями аль-Джалатва и ад-Давакиля привели к гибели ряда представителей конфликтующих сторон, особенно из племен Рафла, Аль-Магарха и Аль-Ашраф из Восточной провинции.

Аль-Берини поблагодарил за все добрые усилия, которые привели к подписанию окончательного примирения между спорящими сторонами и завершились вмешательством доктора Сейфа аль-Ислама Каддафи, который «контролировал и следил за процессом примирения, пока все не достигли мира, безопасности и защиты».

Аль-Берини надеется, что это примирение будет окончательным и благоприятным для всего процесса политического урегулирования и курса на воссоединение всех ливийцев, с тем, чтобы положить конец посягательствам на их безопасность и конец политическим и социальным проблемам, причем, без какого-либо иностранного вмешательства.

Шейх Абу Сабиха Мухаммед Иштеви написал в своем личном аккаунте в социальной сети Facebook сообщение об этом событии под заголовком «Мир — это хорошо»: «Милостью Бога и его успехом документ о примирении был подписан между семьями Давакил и Джалатва из племени Кададфа, в Себхе».

Он добавил: «Мы выражаем нашу благодарность нашим братьям, племенам Рафлы, племенам восточного региона, нашим братьям Аль-Магарха и всем ливийским племенам, которые внесли свой вклад в эту великую работу».

Иштеви пояснил, что «общественный совет племени Кададфа, его старейшины, шейхи и все его сыновья посвящают эту работу и это примирение д-ру Сейфу аль-Исламу Муаммару Каддафи, лидеру национального примирения, сыграл видную роль в этом примирении и лично контролировал его», как он выразился.

Со своей стороны, представитель племени Кададфа сказал: «Сегодня мы не должны упускать из виду роль Сейфа аль-Ислама, которому бы благодарны за его постоянный контакт с нами, за то, что он помог достичь этого результата, а также мог многое посоветовать  делегациям, приезжающим к нам, решить эту проблему, добавив, «Сегодня мы ценим его усилия и говорим ему, что мы достигли ваших желаний и желаний прибывших делегаций, и, если Бог даст, все дальнейшие шаги будут хорошо продуманы, и, Бог даст, это примирение станет началом всеобъемлющего примирения в Ливии».

Примечательно, что 30 ноября племя Кадхадфа уполномочило племя Варфалла «залечить раскол и положить конец раздорам между семьями в Себхе после начала вооруженного конфликта внутри города. Вожди Кададфа подписали поручение Варфалле урегулировать конфликт и разрешить нерешенные вопросы между спорящими из семей Аль-Джалатва и Ад-Давакиль.

По всей видимости, Варфалла с этой миссией не справились, сочтя конфликт незначительным

Тем временем, Зиад Дагхим, член Палаты представителей, обосновавшейся в Тобруке, приветствовал все усилия, которые способствовали примирению между семьями Аль-Джалатва и Ад-Давакиль.

В интервью для «Оэа» З.Дагхим подтвердил, что он благодарит усилия по примирению в городе Себха, столице Феццана, а также приветствует большую роль, которую сыграл в этом, в частности, доктор Сейф аль-Ислам.

Он подчеркнул, что примирение между ливийским народом — единственный выход из кризиса, объединяющий ливийские ряды, и самый эффективный ответ на любое внешнее вмешательство в Ливии, в заключение заявив: «Еще раз приветствую все племена, которые внесли свой вклад в эту работу, и с помощью Бога мы, в конечном итоге, достигнем примирения между всеми, чтобы воцарился мир и процветание, и Ливия построена в своей правильной форме. Ливия возвращается к безопасности, производству и прогрессу».

По нашей оценке, эта история отражает три момента: во-первых, это первое публичное «появление» Сейф аль-Ислама за долгое время. Да еще и в роли миротворца, хоть и ограниченного масштаба, но, в контексте общего тренда. Проба пера, так сказать. Во-вторых, своего рода, «реверанс» восточным племенам, в первую очередь, многочисленным Магарха, упомянутым в контексте общего с Сейфом, дела, это важный момент, поскольку с репутацией сына Каддафи на востоке Ливии все обстоит из рук вон плохо. В- третьих, это сигнал Варфалле, мол, обошлись без вас, раз так. Не то чтобы Варфалла много потеряла, но намек на то, что Кададфа может выступить в союзе с тем же Магарха и Рафла, более чем прозрачен.

Ну, и разумеется, есть проекция Зинтана на все происходящее. Сейф аль-Ислам отныне прочно повязан с этим могущественным кланом, и во всех его действиях будет присутствовать это обстоятельство. Зинтанцы – ближайшие соседи Себхи с северо-запада и через их земли, через Хамаду, проходят нефтепроводы с южных месторождений. Они заинтересованы в стабильной и безопасной Себхе, но сами в местные события вмешиваться не могут: им попросту не хватает ресурсов, так как с севера над Зинтаном нависают могущественные и не совсем дружественные Триполи, Вершифанна, Сурман, Сабрата, с запада – амазиги.  Иными словами. Удерживать свой район (где тоже есть нефть) они могут, а вот проводить экспансию, хотя бы, как те же мисуратцы – нет. Поэтому, Сейф аль-Ислам выступал и как эмиссар Зинтана.

Локальный успех Сейфа аль-Ислама в Себхе, последовавший вскоре после пробного шара «зеленых» в лице обращения Мусы Ибрагима к Мисурате, наглядно подтверждает тезис о растущей активности джамахирийской оппозиции. В Феццане ей не придется прилагать особых усилий, тем не менее, миссия Сейфа была важна еще и с этой точки зрения: тубу, местное большинство, лояльны «зеленой» партии, туареги в «медвежьем углу» Гата под властью Али Кенны, тоже. Проблемы возникали вот как раз из-за таких местных неурядиц, главным образом, вокруг земель (Себха – развитый аграрный район, житница всей Ливии) и попыток их передела со стороны меньшинства. Кададфа, Авакир и пр.

Сможет ли Сейф аль-Ислам выступить, вернее, выдвинут ли его в качестве лидера «зеленых», и какие шаги предпримет джамахирийская партия в Триполи и в Киренаике станет понятно в ближайшее время.

52.26MB | MySQL:103 | 0,449sec