Ситуация в Марокко: август 2008 года

О самом заметном событии августа в Марокко было объявлено в один из завершающих дней месяца. 29 августа МВД страны объявило о нейтрализации «опасной террористической сети» из 15 человек. Группа «Фатх аль-Андалус», действовавшая в нескольких городах королевства, планировала совершение серии терактов и занималась непосредственной подготовкой к ним, приобретя химические вещества и электронику, необходимые для производства взрывных устройств. По данным полиции, группа поддерживала связь с «зарубежными экстремистами», относившимися к «Аль-Каиде».

Само название группы — «Завоевание Андалусии» — говорит о многом. Андалусия — одна из южных провинций современной Испании, откуда арабы были изгнаны в конце XV века. Стоит напомнить, что 20 сентября 2007 г. Айман аз-Завахири — второе лицо в «Аль-Каиде» — призвал народы стран Магриба к «освобождению» Андалусии.

После терактов в Касабланке 16 мая 2003 г., в результате которых погибли 45 человек, марокканские власти объявили о нейтрализации нескольких террористических групп. В последний по времени раз это произошло в феврале с.г., когда была нейтрализована группа мароккано-бельгийца Абделькадера Беллираджа. 33 участника группы должны предстать перед антитеррористическим судом г. Сале 16 октября с.г.

13 августа марокканская Фемида обратилась к властям Испании с просьбой о временной выдаче Рабату марокканца Хасана аль-Хаски. В Испании этот ветеран войны в Афганистане получил 14 лет тюрьмы за причастность к терактам в марте 2004 г. в Мадриде. Марокканские власти в свою очередь хотели бы судить его за причастность к терактам в Касабланке в 2003 г. В свое время Аль-Хаски выступил одним из создателей связанной с «Аль-Каидой» Воюющей исламской группы — марокканской /ВИГ-М/.

В августе состоялось организационное оформление новой продворцовой партии «Подлинность и модернизм» /ППМ/, инициатором создания которой стал близкий к монарху политик Фуад Али эль-Химма. Новая партия образовалась в результате слияния пяти маленьких центристских организаций. Это — Национал-демократическая партия, партия «Аль-Адх», Партия защиты окружающей среды и развития, Альянс за свободы и Партия гражданской инициативы за развитие.

Сам Эль-Химма не стремился играть главные роли в новой партии и предпочел остаться в тени — он удовлетворился постом заместителя генерального секретаря. Генсеком ППМ стал бывший марксист Хасан Бенадди. Первый съезд новой партии должен состояться в ноябре с.г. Появление ППМ вызвало крайне негативную реакцию со стороны других политических партий. Они увидели в ней опасного конкурента, который в первую очередь получит поддержку дворца со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Что касается Эль-Химмы, то он, как и многие действующие политики, свою карьеру начал с совместного с будущим монархом во время обучения в королевском колледже. После восшествия Мохаммеда XV на престол одно время занимал ответственный пост министра-делегата при Министерстве внутренних дел. Затем предпочел политическую карьеру административному посту и возглавил Движение всех демократов. Именно это движение выступило инициатором создания ППМ, призванного преодолеть «балканизацию марокканского политического пейзажа».

Понятно, что появление ППМ связано с определенными политическими расчетами дворца. Представляется, что главный из них — заблаговременно подготовиться к следующим парламентским выборам с тем, чтобы на них в случае необходимости не оставить ни единого шанса на победу для оппозиционной исламистской Партии справедливости и развития /ПСР/, которая на последних /2007 г./ выборах уверено заняла второе место. При этом исламисты утверждали, что власти просто не позволили им подняться выше.

В связи с появлением ППМ свою собственную игру ведет и ПСР. Она в свою очередь хочет представить дворцу дело так, что только опираясь на нее монарх сможет достичь желаемой стабильности социально-экономического развития страны. Судя по всему, эта позиция ПСР находит определенную поддержку в махзене /традиционная правящая верхушка, близкая к монарху/. Иначе как объяснить появление 8 августа пространного интервью главы ПСР Абдельиллы Бенкирана в марокканском официозе — газете «Матэн дю Саара э дю Магреб»?

В этом интервью Бенкиран заявил о решительной поддержке со стороны ПСР монархического института, заметив при этом, что Марокко созрело для делегирования ряда прерогатив монарха другим властным институтам. «Марокканцы нуждаются в сильном монархе, и для меня государство — это монархия, я всегда будут поддерживать монархию», — утверждал он, отмежевываясь таким образом от радикальных исламистов и левых, настаивавших на том, что «король должен царствовать, но не управлять». Тем не менее он взял на себя смелость утверждать, что, «по моему мнению, Его величество король не желает заниматься всеми сложными и щепетильными досье». Он полагает, что «в интересах королевства делегировать ведение дел по некоторым досье, но это должно быть сделано с согласия короля и в благоприятный момент».

Говоря о программе своей партии, Бенкиран, довольно неожиданно возглавивший ПСР в июле с.г., утверждал, что в ней нет «никакого упоминания о возможности применения шариата». «Марокканцы ожидают, что я помогу им найти работу, а не того, что я помешаю им идти в бар», — утверждал он. Бенкиран впервые официально предложил то, о чем уже несколько месяцев говорили в Марокко, — заключить альянс между ПСР и партией Социалистический союз народных сил /ССНС входит в правительственную коалицию/ перед назначенными на 2009 г. выборами в местные органы власти. Отвечая на вопрос, что будет делать ПСР в случае, если власти окажут явную поддержку партии Эль-Химмы, Бенкиран сказал: «Тогда будет очень логичным, что мы встанем бок о бок с ССНС и всеми другими партиями, которые отвергают несправедливость».

В августе несколькими заявлениями отметились марокканские правозащитники. Они заявили, что сейчас пользуются определенной свободой действий, однако не исключили при определенных условиях возможного возвращения страны к некому подобию «свинцовых годов» — так в Марокко называют эпоху правления короля Хасана II, когда допускались многочисленные нарушения прав человека.

«Действительно, в Марокко дискуссии о правах человека начались раньше и ведутся более активно, нежели в ряде других стран такого же типа», — полагает президент близкого к властям Консультативного совета по правам человека /КСПЧ/ Ахмед Херзенни при том, что он сам провел 12 лет за решеткой (с 1972 по 1984 гг.) за принадлежность к одной из левацких группировок. Действительно, тот же КСПЧ был создан по инициативе властей с тем, чтобы в определенной мере обелить облик режима. Именно КСПЧ следил за выполнением рекомендаций структуры «Справедливость и примирение», предложившей властям выплатить компенсации 12 тысячам жертв «свинцовых годов». Тем не менее независимые правозащитники недовольны тем, что при этом не были названы и не были наказаны те, кто участвовал в репрессиях по политическим мотивам.

С Херзени в целом солидарна Халиджа Рийяди — глава независимой Марокканской ассоциации по правам человека /МАПЧ/, созданной еще в 1979 г. «Действительно, — соглашается она, — есть определенный прогресс в уважении прав человека». «Однако, — предупреждает Рийяди, — возвращение назад возможно, поскольку нет конституционных гарантий /соблюдения прав человека/». В этой связи она считает настоятельно необходимой реформу конституции, которая гарантировала бы соблюдение принципа разделения властей, которые сейчас сосредоточены в руках короля. Отсутствие подобного разделения вынуждает ее сделать вывод о том, что в настоящее время «в Марокко нет правового государства». По ее оценке, в Марокко царствует «всеобщая безнаказанность, поскольку ответственные за репрессии 70-х годов по-прежнему на своих местах». Рийяди считает, что барометром во всех этих делах является «дело Бен Барки» — по имени Мехди бен Барки, видного марокканского оппозиционера, бесследно исчезнувшего в центре Парижа в 1965 г. В 2007 г. были выписаны международные мандаты на арест пяти марокканцев, но «марокканское государство, причастное к этому исчезновению, блокирует их выполнение из-за отсутствия политической воли двигаться вперед».

Как известно, появление международных мандатов на арест повергло в шок махзен, и было отчего. Один из пяти мандатов был выписан на имя всемогущего /в марокканских реалиях/ командующего королевской жандармерией генерала Хосни Бенслимана, второй — на имя Абделькадера Кадири, в свое время занимавшего пост главы Генеральной дирекции исследований и документации /военная разведка/. Третий мандат выписан на имя Милуда Тунси /боевой псевдоним — Ларби Штуки/. Этот человек был участником спецгруппы, выкравшей оппозиционера. Четвертый и пятый мандаты выписаны в отношении Бубкера Хасуни и Абдельхака Ашааши — двух бывших агентов одного из наиболее засекреченных подразделений марокканских спецслужб — «Каб-1».

В августе было объявлено, что проект туннеля под Гибралтарским проливом будет представлен Испанией и Марокко в штаб-квартире Европейского союза 13 октября с.г. по случаю заседания Совета ассоциации Марокко–ЕС. Изучение возможности реализации этого амбициозного проекта началось еще в 1978 г. после заключения соглашения, подписанного королями Хасаном П и Хуаном Карлосом. После рассмотрения ряда проектов две компании — испанская SECEG и марокканская SNED — выбрали туннель протяженностью 37 км, в том числе 27,2 км — под водами пролива, — который свяжет напрямую Европу и Африку. Предполагаемая стоимость проекта — 60 млрд дирхмаов /6 млрд евро/. С африканской стороны вход в туннель будет начинаться у населенного пункта Малабата близ Танжера, с европейской — у испанского города Тарифа. Предполагается, что внутри туннеля будут проложены две дороги — автомобильная и железнодорожная. Планируемый срок ввода туннеля в эксплуатацию — 2025 г.

52.13MB | MySQL:103 | 0,547sec