Израиль: как повлияет уход Гидеона Саара из Ликуда на политическую ситуацию в стране

Депутат Кнессета от правящей партии Ликуд Гидеон Саар  9 декабря, подал заявление о сложении полномочий депутата Кнессета XXIII созыва. Он также сообщил, что намерен вернуться вскоре в парламент, но уже в составе собственной партии.

Саара трудно назвать «новым лицом». Он был секретарем правительства Ариэля Шарона. А в правительстве Нетаньяху занимал посты министра образования и министра внутренних дел. В плане политической идеологии Саар, в отличии от Нетаньяху, остался верен идеологии  «Единой и неделимой земли Израиля»: был категорически против соглашения Уай и Хевронского соглашения, против плана размежевания, и многие уверены, что будь это в его власти — он никогда не согласился бы отказаться от реальной аннексии Иудеи и Самарии в обмен на хрупкую нормализацию отношений с арабскими странами. Вместе с тем, в правизне Саара нет религиозной одержимости и маниакального фанатизма.

Сразу же после того, как Гидеон Саар подал спикеру Кнессета заявление о сложении парламентских полномочий, в политической системе началось брожение. В Ликуде подтвердили, что за кулисами между представителями правящей партии и «Кахоль-лаван» ведутся тихие переговоры с целью уладить разногласия и привести к отсрочке новых выборов, в которых на данный момент Нетаньяху заинтересован гораздо меньше.

Отметим, что у депутатов израильского парламента остается не так много времени на ведение переговоров: организационная комиссия Кнессета утвердила 9 декабря законопроект о роспуске парламента. Это означает, что если закон пройдет до 23 декабря — последний срок для принятия бюджета, то выборы состоятся уже 16 марта.

Как в Ликуде, так и в «Кахоль-лаван» понимают, что в сложившейся ситуации скорые выборы не являются для них оптимальным вариантом.

Политический обозреватель издания Ynet Юваль Карни уверен, что шаг Саара может серьезным образом изменить расстановку сил на политической карте: он отмечает, что опросы общественного мнения уже показывают, Ликуд и партия Ганца теряют мандаты, а Нетаньяху может столкнуться с тем, что появятся другие кандидаты на формирование правительства, например Саар или Беннет. «У нас есть риск многое потерять в случае новых выборов, — приводит автор слова высокопоставленного источника в Ликуде. — Нетаньяху возьмет на себя большой риск, если продолжит настаивать на роспуске Кнессета».

Карни отмечает, что по словам приближенных к переговорам, смена власти будет закреплена в законном порядке, так что если бюджет не будет утвержден и Кнессет будет распущен – Ганц займет место главы правительства переходного периода.

По информации автора, в Ликуде сейчас опровергают такой сценарий, однако нет сомнений, что Нетаньяху находится перед дилеммой: предотвратить выборы сейчас посредством выполнения ротации с Ганцем или идти на выборы – в неизвестность, с его точки зрения. «Нетаньяху понимает, что после того, как он покинет Бальфур, он больше не вернется туда никогда, — цитирует Карни свой политический источник. – Поэтому он сомневается, стоит ли ему рисковать и идти на выборы в марте — или же распрощаться с постом премьер-министра, уступив кресло Ганцу».

Как написал экономический редактор «Гаарец» Нехемия Штрасслер,  «Нетаняьяу боится Саара, боится выборов, боится всего. Сегодня ему ясно, что у него нет шансов сформировать правое правительство, которое дарует ему иммунитет. Саар, Лапид, Либерман, Яалон и Беннет не пойдут с ним. Они – не Ганц. Ягнята – это не про них».

Отметим, что Саар взвешивал подобный шаг еще в 2016 году, готовясь к завершению периода тайм-аута, взятого им от политики. Тогда Саар принял решение остаться в Ликуде. Четыре года спустя он пошел дальше. 24 часа, прошедшие от выступления Саара до публикации первых опросов были непростыми для ведущих политических игроков. Яир Лапид, Нафтали Беннет, Авигдор Либерман и, конечно, Биньямин Нетаньяху с нетерпением ждали ответа на вопрос о том, какие первичные результаты принесёт заявление Гидеона Саара.

Политический эксперт издания «Гаарец» Аншель Пфеффер считает, что расставшись  с Ликудом сейчас, Саар надеется воспользоваться моментом, когда избиратели покидают Ликуд в основном из-за недовольства тем, что Нетаньяху плохо справляется с корона-кризисом.

«Главная цель Саара – создать собственную независимую платформу, к которой, как он надеется, присоединятся и другие члены Ликуда, разочарованные Нетаньяху. По крайней мере, это укрепит его позиции в будущих коалиционных переговорах. Если это движение будет набирать силу, такую коалицию сможет возглавить не Нетаньяху, а другой политик», — пишет эксперт.

Поэтому, если ситуация сложится наилучшим для Саара образом, он сможет возглавить крупнейшую партию в этой коалиции и стать 13-м премьер-министром Израиля. Но даже если этого не произойдет, любой другой вариант для него предпочтительнее, чем оставаться на роли несостоявшегося политика, который занимает в  партии Нетаньяху место в последнем ряду.

Интересно отметить, что за сутки до заявления сделанного Сааром в издании  «Гаарец» была опубликована статья Равива Друкера «День после Нетаньяху»? Его не будет», в которой говорилось не только о необходимости скорейшего создания Сааром собственной партии, но даже о ее примерном составе. Вряд ли это было совпадением – скорее, всего это уже было осознанным преддверием сделанного Сааром шага.

12 декабря он сказал в интервью 13-му каналу ИТВ, что «ни в коем случае» не поддержит правительство Нетаньяху: «Если Нетаньяху будет следующим главой правительства, я уйду в оппозицию».

Можно предположить, что Саар не рассчитывает победить Нетаньяху на выборах, но вполне может заблокировать его возвращение на пост главы правительства, потому что у Нетаньяху просто не будет 61 мандата. А следовательно – ни одного шанса на принятие «французского закона», который прекратит его судебный процесс.

52.2MB | MySQL:103 | 0,469sec