Заявление Госдепартамента США о российской политике в Средиземноморье и ее ливийском сегменте

15 декабря Госдепартамент США с пометкой для «немедленного распространения» опубликовал заявление Государственного секретаря США М. Помпео о российском влиянии в Средиземноморье.

Некоторым этот заявление может показаться ничего не значащим, последним «прощай, прости» уходящей администрации республиканцев, тем не менее, это вполне системный документ, демонстрирующий, что какая бы администрация не обосновалась в Белом доме завтра, позиция США относительно того, что в тексте называется различными терминами и относится к российской политике в этом регионе, не претерпит существенных изменений. О чем же идет речь?

Ранее в декабре, министр иностранных дел РФ, С.Лавров, в комментариях на Средиземноморском форуме обвинил США в ведении политических игр и в затягивании решения о назначении нового спецпредставителя генсека ООН по Ливии. Госдепартамент констатирует: что к «сожалению и в неконструктивном ключе», г-н Лавров вновь неправильно интерпретирует факты и пытается заняться их ревизией.

«США и их союзники, — утверждается в документе, — активно работают в Восточном Средиземноморье в интересах мира, стабильности и процветания». «В Ливии США поддерживают создание всеобъемлющего правительства, которое могло бы сплотить страну и взять на себя ответственность за обеспечение экономических и гуманитарных потребностей ливийского народа. Нашей приоритетной целью остается усадить ливийские стороны за стол переговоров, чтобы посредством этого достичь в рамках диалога по политическому урегулированию, инициированного ООН, генерального мирного соглашения. Мы бы хотели видеть Миссию ООН в Ливии обладающей необходимым для этого, потенциалом. США и их партнеры в Совбезе работают над  усилением инструментов ООН и учреждением должности Специального посланника Генсека ООН и продлении мандата координатора Миссии ООН по поддержке в Ливии. Только Китай и РФ воздержались в Совете безопасности при голосовании по вопросу продления этого мандата».

«Россия продолжает угрожать стабильности в регионе Средиземного моря», – говорится в заявлении, — распространяя дезинформацию, подрывая национальный суверенитет, сея хаос, способствуя развитию конфликтов и расколу внутри стран региона. В Сирии она поддерживает режим Асада, чья война против собственного населения дестабилизирует обстановку, ведет к продолжению гуманитарного кризиса и выразилось в том, что половина населения покинула страну. В Греции мы стали свидетелями высылки российских дипломатов в 2018 г. за подрывные действия против соглашения Преспеса и вмешательство во внутренние дела греческой православной церкви. Богатые граждане РФ, многие имеющие связи с Кремлем, отмыли миллиарды долларов на Кипре и Мальте, дезорганизуя местные рынки и способствуя распространению коррупции».

«В Ливии Россия поддержала атаку на Триполи, которая привела к массовой гибели мирного населения, подрывая усилия ООН по мирному урегулированию. Она нарушает эмбарго ООН на поставки оружия в Ливию, заблокировала  решение Совбеза ООН о санкциях против Мухаммеда аль-Кани и т.н. милицию «Каният», неоднократно уличенных в актах насилия  и нарушениях прав человека, печатала и ввозила в Ливию контрафактные динары, подрывая ее экономику, через своих прокси, ЧВК «Вагнер» разжигает конфликт. Освобождение властями Ливии двух оперативников «Вагнера» показывает, как РФ использует наемников и политические инсинуации, вместо открытых демократических средств в преследовании своих интересов. И список может быть продолжен. Все эти примеры наглядно доказывают, что если кто-то и пытается вести политические игры и дестабилизировать регион – то это Россия, которая озабочена только одним: продвижением своих интересов во всем регионе», — так заканчивается текст документа.

Заявление Госдепартамента США это не заурядный пресс-релиз, для него нужен повод, и повод веский. На наш взгляд, этим поводом стала недавняя встреча в Москве министра иностранных дел ОАЭ и С.Лаврова.  Если ОАЭ, ранее, уже популярно объяснили, что курс на эскалацию конфликта приведет к отмене сделки по поставке истребителей F-35 и средств авиационного вооружения, то Москве еще раз напомнили, «мы все видим, все знаем, и внимательно отслеживаем происходящее».

Если исходить из предположения, что США стоят за прогрессом в переговорном процессе в Ливии, а это – очевидный факт, так же как и то, что, несмотря на все имеющиеся проблемы, мир в Ливии стал вполне осязаемой реальностью после девяти лет хаоса и войны, и это тоже заслуга американской дипломатии и и. о. главы Миссии ООН, С.Уильямс, то, вполне закономерно, что их раздражают попытки испортить все то, что с таким трудом было выстроено.

В данном случае документ и причины, вызвавшие его появление на свет, не несут никакого сложного подтекста и завуалированного смысла – сказано ясно и прямо: вы ведете себя, как гангстеры, все ломая, разрушая, вмешиваясь в чужие дела, опять же с целью все испортить и сломать. Определенный резон в логике США, мы вынуждены признать, есть. Хотя бы, вот с какой точки зрения. Критикуя в наших материалах некоторые действия РФ и ее представителей мы никоим образом не облагораживаем действия других стран в той же Ливии: там все, и мы неоднократно подчеркивали это обстоятельство, действуют в своих «личных», конечно, подразумевается, государственных интересах, но при этом интересы эти очевидны, осязаемы и вполне конкретны, исчислимы, наконец, в деньгах. И, если в случае с появлением РФ в Сирии в 2015 году, мы еще можем, пускай с огромной натяжкой, но согласиться с версиями насчет того, что реальным поводом был никакой не Асад, и не борьба с террористами «на дальних подступах», не забота о «мире и стабильности», а попытка заставить турок согласится на схему в 4-х трубопроводный газовый коридор, или перекрытие маршрута катарскому или иранскому газу, допустим, хотя каждая из них хромает, то в случае с Ливией никакого российского интереса не усматривается.

На ум часто приходит аналогия между нынешними действиями РФ на Ближнем Востоке и появлением Российской Империи в Маньчжурии и в Корее в конце 19-го века.  Тогда тоже много говорилось о геополитике и величии России, но хорошо известно, что кроме амбиций и, назовем вещи своими именами, недалекости тогдашнего высшего руководства империи, были вполне осязаемые вещи: те же лесные концессии, строительство железной дороги на Ляодунский полуостров, где кроме военной базы в Порт-Артуре был построен коммерческий порт Дальний (нынешний Далянь). То есть, Россия получала выход для торговли с ЮВА. Гораздо более удобный и ближний, чем Владивосток, заметно усиливалась в Тихоокеанском регионе. Экспансия имела, хоть и непропорциональную, но экономическую, коммерческую основу. Логично проистекавшую из продвижения на Дальний Восток, строительства Транссиба, роста товарного и промышленного производства, начинавшегося экспорта леса, зерна, угля, промышленных товаров, тех же тканей, прихода на рынки Китая и Кореи, развития коммерческого судоходства и много другого. Причем, развивались эти процессы в общей канве европейской экспансии, когда Россия, Германия, Франция и Великобритания реализовывали итоги нанесенного ими поражения Китаю, обзаводились портами, торговыми представительствами на его побережье. То, что из всех этих стран только Россия умудрилась получить войну с Японией, кроме прочих неоспариваемых факторов, имело в качестве причины ее активную экономическую составляющую, значительно превосходящую ту, что практиковали Германия и Франция в своих зонах влияния.

Все что делается на Ближнем Востоке сейчас напоминает присказку «назло маме отморожу уши». До 2015 РФ последовательно, опять же, выскажемся жестко, плевать хотела на этот регион и на Северную Африку, сдав Ливию, четыре года безучастно наблюдая за гражданской войной в Сирии, а затем, вдруг, внезапно прозрев, решила стать залогом «мира и стабильности». Снова оказавшись в меньшинстве против большинства, идя «против ветра», и всячески пытаясь усилиями официальной пропаганды все это обосновать.  Да, все что перечислено в заявлении М.Помпео, РФ делала и делает. Отрицать это нелепо. И оружие поставляла и поставляет, и динары печатала, и все прочее имеет место быть. Но где та, хотя бы малейшая смысловая составляющая всего этого, если не оперировать набившими оскомину выражениями «геополитические интересы» и «мы, великая держава, поэтому вот так». Допустим, в случае с Сирией, пара военных баз, географически крайне неудачно расположенных, в окружении превосходящих в военном смысле, соседей, способных с легкостью блокировать их, или даже уничтожить, в случае гипотетического конфликта, подряды на разработку фосфатов и скудных месторождений нефти, на восстановление разрушенной сирийской экономики, того стоят, но что, хотя бы похожее на это, можно сказать о российских интересах в Ливии? Возможно, кулуарно, что-то и обещалось, но, повторим, куда как гораздо более выгодные предложения, сделанные Ливией РФ до событий 2011 г. и касавшиеся и первоклассных военных баз в самом центре Средиземного моря, и масштабного сотрудничества в сфере нефти и газа остались без ответа. Хорошо, возразят оппоненты, мы получили базу в Эль-Джфре, откуда мешаем туркам. Вот только в чем? Им вполне достаточно Триполитании, а с учетом ситуации, складывающейся на остальных участках российско-турецкого «сотрудничества», сидящие под Хуном несколько истребителей и бомбардировщиков не мешали и не мешают туркам. И, кстати, мы ее не получили, нас туда пока пустили.

Поэтому, спичрайтеры Помпео либо ошибаются, произнося слово «интересы», либо недвусмысленно указывают на их уровень, вроде пассажа насчет отмывания денег на Кипре.

Автору могут возразить: мы присутствуем в Ливии и играем там роль. Например, вчера глава МВД ПНС Ф.Башага позвонил М.Богданову, спец. представителю Президента РФ по Ближнему Востоку, и они говорили по телефону. Вон, Башага звонил, а не мы ему. Ну и что из этого следует? М.Богданов в силу своих должностных обязанностей может каждый день, и мы уверены, так и делает, общаться по телефону с различными официальными арабскими лицами, в данном случае, ничего основополагающего из этого эпизода не следует.

Грядущая смена администрации в Белом доме вряд ли изменит расклад, изложенный в заявлении Госдепа. Нет никаких оснований считать, что Джо Байден изменит американскую линию в Ливии, скорее, наоборот, она будет еще более структурирована и ужесточена в плане контроля за выделением экономической и финансовой помощи. При этом крупные нефтяные и энергетические концессии, подряды и контракты будут реализовываться с американскими, итальянскими, турецкими компаниями, к которым присоединятся корейские и, скорее всего, китайские.

52.29MB | MySQL:103 | 0,620sec