О назначении нового специального представителя ООН по Ливии

Министр иностранных дел Италии Луиджи Ди Майо приветствовал утверждение Советом Безопасности ООН Николая Младенова в качестве посланника генерального секретаря ООН в Ливии.

Об этом Министерство иностранных дел Италии сообщило в заявлении для итальянского агентства Nova, текст которого приводит ливийский портал «Оэа», подчеркнув, что назначение бывшего министра иностранных дел Болгарии, которое та продвигала со своими основными международными партнерами, получает «решительную поддержку со стороны Италии».

МИД Италии подтвердил полную и убедительную поддержку Италией работы Организации Объединенных Наций и Миссии Организации Объединенных Наций по поддержке в Ливии, а также ее полную приверженность операциям, направленным на достижение фундаментальной цели — достижения устойчивой стабильности в Ливии.

В том же контексте Ди Майо выразил глубокую признательность исполняющей обязанности посланника ООН, Стефани Уильямс, «чей профессионализм позволил добиться значительного прогресса во внутреннем ливийском диалоге».

16 декабря, Совет Безопасности ООН одобрил предложение генерального секретаря ООН Антониу Гуттериша о назначении болгарина Николая Младенова главой миссии ООН в Ливии, а норвежца Тора Винсланда – послом ООН на Ближнем Востоке.

В заявлении, распространенном британским информационным агентством Reuters, Совет Безопасности сообщил, что Младенов, который последние пять лет был посредником ООН между Израилем и Палестиной, заменит Гасана Саламе, который ушел с поста посланника ООН в Ливии в марте месяце.

Члены Совета Безопасности подчеркнули важность заслуживающего доверия и эффективного механизма наблюдения за прекращением огня под руководством Миссии ООН в Ливии, и с «нетерпением ожидают всеобъемлющего доклада генерального секретаря о предложениях по реализации и развитию этого механизма под эгидой Организации Объединенных Наций». СоветБезопасности также повторил свой призыв к выводу всех иностранных военнослужащих и наемников из Ливии.

Кандидатура Н.Младенова на этот пост стала рассматриваться в сентябре, когда А.Гутерриш предложил болгарскому дипломату занять пост посланника ООН в Ливии, а Винсланду было предложено занять место Младенова в качестве специального посланника по ближневосточному мирному процессу, утверждает «Рейтер».

Ранее, Николай Младенов работал в должности посланника ООН по миротворческим операциям на Ближнем Востоке с 2015 года, а также исполнял обязанности специального представителя ООН в Ираке, после того как в 2010-2013 гг. он работал министром иностранных дел Болгарии.

Предшественник Младенова, ливанец Гасан Саламе 2 марта попросил генерального секретаря Организации Объединенных Наций Антониу Гутерриша освободить его от его обязанностей главы миссии в Ливии, полностью разочаровавшись в попытках достичь безопасности и стабильности в стране. Его преемнице (в ранге исполняющей обязанности), Стефани Уильямс, удалось существенным образом улучшить ситуацию и запустить процесс внутри ливийского политического диалога. Отметим, что Уильямс действовала в более комфортных условиях, хотя бы, с той точки зрения, что активная военная фаза противостояния была купирована. Вместе с тем, решающую роль в изменении обстановки, помимо безусловных личных заслуг Уильямс и поддерживавшего ее посла США в Ливии, Р.Норланда, сыграли решения высшего порядка политического руководства США и их союзников, что тот хаос, который стал царить в Ливии после атаки Х.Хафтара на Триполи, резкого усиления турецкого присутствия, появления в Ливии российских военных, пора заканчивать. Объективно, созрели для этого и сами ливийцы.  Страна переживает непрекращающийся политический и военный кризис и тяжелую гуманитарную ситуацию в результате кровавой борьбы за власть, которая началась после убийства  Муаммара Каддафи в 2011 году. На ливийской улице и до начала действий Миссии ООН стало заметным широкое низовое движение, призывающее к проведению новых общенациональных выборов и примирению

Косвенно, назначение Н.Младенова, несмотря на бюрократическую логику, может рассматриваться и как признание успеха деятельности С.Уильямс, в том смысле, что процесс движется в нужном направлении и «дело можно передать в надежные руки». Тем не менее, оптимизм в отношении политического диалога в Ливии должен носить характер сдержанно оптимистичный, поскольку новому специальному представителю придется доводить это самое дело до конца.  А он пока, если и просматривается, то еле-еле.

Так, ливийский ресурс «Сада» 16 декабря сообщил, что Турция «продолжает проводить свои провокационные операции в Ливии с точки зрения отправки наемников и оружия для поддержки незаконного правительства примирения, грубо нарушая резолюции Совета Безопасности и нарушая все политические диалоги, направленные на прекращение кризиса».

Пожелавшие остаться анонимными, источники сообщили сирийскому агентству Step о прибытии в Ливию в середине недели групп сирийских наемников, осуществляющих плановую ротацию.

В среду, в Турцию прибыли два самолета с боевиками оппозиции, принадлежащими к, так называемой «Сирийской национальной армии», закончившими свою «вахту» в Ливии.

Для их замены к переброске в Ливию, готовятся новые бойцы и большинство из них — боевики из лояльных Турции фракций сирийской вооруженной оппозиции «Хамза», «Сулейман Шах», «Султан Мурад» и «Легион Шам».

16 декабря учетные записи наблюдения за воздушным движением зафиксировали взлет самолета Airbus A400M, принадлежащего турецким ВВС, из Стамбула, направлявшегося в Ливию, в формате непрерывно действующего воздушного моста.

Это совпадает с заявлением турецкого агентства Anadolu о том, что турецкий президент внес в парламент предложение о продлении пребывания турецких вооруженных сил в Ливии еще на 18 месяцев.

Согласно тексту заявления турецкого агентства, в предложении говорится, что риски и угрозы исходящие из Ливии для Турции, касаются всего региона, подчеркивается также, что в случае возобновления атак со стороны сил ЛНА, интересы Турции в Средиземноморье и Северной Африке пострадают.

Постоянный мир, прекращение огня и процесс политического диалога в Ливии имеют большое значение для Турции, — утверждается в послании Р.Т.Эрдогана парламенту: «Турция продолжит в рамках меморандума о сотрудничестве в области безопасности и военного сотрудничества, подписанного с Ливией, способствовать обучению и консультативной поддержке Ливии».

Турецкое агентство подтвердило, что предложение будет обсуждаться в парламенте Турции после завершения обсуждения бюджета 18 декабря.

27 ноября прошлого года председатель Президентского совета ПНС, Фаиз ас-Саррадж подписал два меморандума о взаимопонимании с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом, касающиеся сотрудничества в сферах обороны и безопасности и определения границ экономических зон двух страны в Средиземном море, встретивших существенное внешнее неприятие, поскольку, по мнению ряда региональных держав, это закрепило турецкую интервенцию в Ливии, поставив тем самым под угрозу их собственные интересы.

Насколько компетентным окажется Н.Младенов в новой должности, сложно сказать. Ливия станет для него самым сложным участком работы, поскольку в том же Ираке, ситуация разительно отличалась от ливийской. Тем не менее, зная формат работы представительства ООН в Багдаде, очень тесно взаимодействующего с дипмиссиями США, Великобритании и Германии, не трудно предположить, что в Триполи, Н.Младенов будет частым гостем в тех же самых посольствах. Реакция главы МИД Италии на его назначение характерна для понимания того, на какие страны будет ориентироваться новый глава Миссии ООН. К слову, он наверняка окажет поддержку и болгарскому бизнесу в Ливии. В свое время там активно работали болгарские строители, медперсонал, а продукция болгарских военных предприятий «Арсенал», «Вазовский машиностроительный завод» и других, в виде лицензионных и модифицированных образцов советского стрелкового оружия и боеприпасов в больших количествах поступила на вооружение ливийской армии и МВД ПНС.

52.3MB | MySQL:106 | 0,800sec