Израиль идет на четвертые досрочные выборы

Теперь это окончательно. Израиль идет на досрочные выборы, четвертые выборы в Кнессет за неполных два года. Они должны состояться в марте. Две основные партии правящей коалиции — возглавляемый премьер-министром Биньямином Нетаньяху Ликуд и «Бело-голубые» во главе с министром обороны и «альтернативным премьер-министром» Биньямином (Бени) Ганцом начали трещать по швам. Из фракции Ликуда вышел депутат Кнессета Гидеон Саар, который объявил о создании новой правой партии «Тиква хадаша» («Новая надежда» – иврит). О присоединении к нему уже объявили два депутата от фракции Ликуда. А во фракции «Бело-голубых» авторитет Бени Ганца как лидера стремительно падает. Двое депутатов от этой фракции проголосовали вопреки его указанию вместе с оппозицией, сделав тем самым новые досрочные выборы в Кнессет неизбежными.

На этом фоне депутат Кнессета Авигдор Либерман, лидер находящейся в оппозиции партии «Наш дом – Израиль» (НДИ), базовым электоратом которой являются русскоязычные израильтяне снова выступил с уже недавно озвученным им призывом к Гидеону Саару, а также к лидеру тесно связанной с поселенческим движением религиозно-сионистской партии «Ямина», депутату Кнессета Нафтали Беннету и к лидеру центристской партии «Еш атид», депутату Кнессета Яиру Лапиду (обе эти партии находятся сейчас в оппозиции) отодвинуть на второй план личные амбиции и объединить усилия во имя создания «либеральной сионистской коалиции». Практически это означает создание нового правительства не только без Биньямина Нетаньяху, но и без возглавляемой им партии Ликуд, а главное – без ее основных союзников – возглавляемой министром внутренних дел Арье Дери сефардской ультраортодоксальной религиозной партии ШАС и возглавляемого министром жилищного строительства Яаковом Лицманом ашкеназского ультраортодоксального религиозного блока «Еврейство Торы».

Насколько реальной выглядит возможность создания такого правительства, при котором Ликуд и ультраортодоксальные религиозные партии впервые за долгие годы окажутся в оппозиции? — Опрос общественного мнения, проведенный 22 декабря авторитетным тель-авивским Институтом изучениия общественного мнения «Мидгам» во главе с Мено Гевой (этим опросом была охвачена представительная выборка из 575 совершеннолетних израильских граждан. Возможная статистическая ошибка составляет, как было сообщено, 4,2%), показал, что если бы выборы в Кнессет состоялись уже сейчас, то израильский парламент следующего созыва выглядел бы так:

Израильская партия власти Ликуд во главе с премьер-министром Биньямином Нетаньяху – 29 мандатов (36 мандатов в Кнессете нынешнего созыва).

Новая партия «Тиква хадаша», о создании которой объявил подавший в отставку депутат Кнессета Гидеон Саар, ранее состоявший в Ликуде, — 18 мандатов.

Центристская партия «Еш атид» во главе с лидером парламентской оппозиции, депутатом Яиром Лапидом – 16 мандатов (14 мандатов в Кнессете нынешнего созыва).

Возглавляемая депутатом Кнессета Нафтали Беннетом находящаяся в оппозиции религиозно-сионистская партия «Ямина», тесно связанная с поселенческим движением, — 13 мандатов (5 мандатов в Кнессете нынешнего созыва).

Открыто антисионистский блок Объединенный Арабский Список (ОАС) во главе с депутатом Кнессета Айманом Удой, — 11 мандатов (15 в Кнессете нынешнего созыва).

Сефардская ультраортодоксальная религиозная партия ШАС во главе с министром внутренних дел Арье Дери – 8 мандатов (9 мандатов в Кнессете нынешнего созыва).

Ашкеназский ультраортодоксальный религиозный блок «Еврейство Торы» во главе с министром жилищного строительства Яаковом Лицманом – 8 мандатов (7 мандатов в Кнессете нынешнего созыва).

Опирающаяся в первую очередь на русскоязычный электорат находящаяся в оппозиции правая партия «Наш дом — Израиль» (НДИ) во главе с депутатом Кнессета Авигдором Либерманом – 7 мандатов, как и в Кнессете нынешнего созыва.

Находящаяся в оппозиции радикально-левая партия МЕРЕЦ во главе с депутатом Кнессета Ницаном Горовицем – 5 мандатов (3 мандата в Кнессете нынешнего созыва).

Столько же мандатов получила бы и возглавляемая министром обороны и «альтернативным премьер-министром» Биньямином (Бени) Ганцем партия «Бело-голубые» (14 мандатов в Кнессете нынешнего созыва).

Остальные представленные в Кнессете нынешнего созыва партии, а именно возглавляемая министром экономики и промышленности Амиром Перецом левая партия Авода, возглавляемая министром по делам развития и укрепления общиин Орли Леви-Абукасис центристская партия «Гешер» и возглавляемая министром по делам Иерусалима и культурного наследия Рафаэлем (Рафи) Перецом религиозно-сионистская партия «Еврейский дом» не преодолели бы электорального барьера, который составляет сейчас в Израиле 3,25% от всех поданных на выборах голосов.

В рамках данного опроса специалисты института «Мидгам» проверили также, каким образом может повлиять на общую картину распределения сил на внутриполитической арене еврейского государства участие в выборах новой левой партии, о создании которой, как предполагается, может объявить в ближайшее время мэр Тель-Авива Рон Хульдаи, а также самостоятельное участие в них возглавляемой депутатом Кнессета Мансуром Аббасом исламистской партии РААМ, ныне входящей в состав блока ОАС, но, вопреки его позиции, сотрудничающей с Ликудом. Как показали данные опроса, в таком случае новая партия во главе с Роном Хульдаи получила бы 6 мандатов, а партия РААМ не преодолела бы электорального барьера. На общую же картину Кнессета следующего созыва это повлияло бы только в направлении ослабления партий МЕРЕЦ, «Бело-голубых», а также новой партии во главе с Гидеоном Сааром. Последняя получила бы 16 мандатов вместо 18, а первые две – по 4 мандата вместо 5.

Возвращаясь к вопросу о степени реальности создания «либеральной сионистской коалиции», о которой говорит Авигдор Либерман, следует прежде всего констатировать, что в случае, если новая партия Рона Хульдаи не будет в итоге создана, то «Тиква хадаша», «Еш атид», «Ямина» и НДИ суммарно получат 54 мандата, а если она будет создана, то 52, а  этого недостаточно для создания коалиции. Даже если к четырем перечисленным партиям присоединятся «Бело-голубые» с их 5 (4) мандатами, этого будет недостаточно. Таким образом, единственный шанс на формирование коалиции без Ликуда и ультраортодоксов состоит в получении поддержки от радикально левой партии МЕРЕЦ и от левой партии Рона Хульдаи, если она все-таки примет участие в выборах. Пока это выглядит почти не вероятным, однако поскольку выяснилось, что РААМ может поддерживать, Ликуд, нельзя исключить возможности того, что еврейские левые радикалы поддержат блок еврейских правых и центристов в их борьбе против засилья религиозной ультраортодоксии и коррупции.

62.83MB | MySQL:102 | 0,495sec