Ситуация в Ливии: август 2008 года

Август явно не стал благоприятным для семьи лидера ливийской революции Муамара Каддафи в плане отношений его самого и его ближайших родственников с правосудием в разных странах мира.

9 августа напомнил о себе дипломатический конфликт между Ливией и Швейцарией, вызванный кратким арестом в Швейцарии в июле с.г. сына лидера ливийской революции Ханнибала Каддафи и его супруги. Их арест был связан с выдвинутыми против них обвинениями в избиении прислуги отеля, где они останавливались. Пару, отвергшую выдвинутые против нее обвинения, освободили под залог в 0,5 млн швейцарских франков (312 тыс.евро). У одного из пострадавших, марокканца по национальности, к его несчастью, его мать и брат проживали в Ливии. Власти Джамахирии тут же задержали их, по всей видимости, для того чтобы вынудить пострадавшего забрать заявление из полиции. В этой связи Франсуа Мембрез, адвокат пострадавшего марокканца, обвинил Триполи в том, что тот удерживает родственников его подзащитного в качестве заложников. «Само по себе скандально то, что Ливия — член (непостоянный) Совета Безопасности ООН, действует подобным образом. Так подобает действовать террористическим группам, а не государствам», — заявил Мембрез в интервью швейцарской газете «Тан». Он уведомил, что подал соответствующую жалобу в Верховный комиссариат ООН. В этом ведомстве подтвердили получение этой жалобы, в которой Ливия обвиняется во внесудебном преследовании и изоляции людей.

Несколькими днями ранее представитель МИДа Швейцарии Жан-Филипп Жаннерат сообщил, что Ливия потребовала от его страны извинений в связи с арестом Ханнибала и Алин, а также в связи с тем, как с ними обращались. Триполи также настаивает на прекращении уголовного преследования пары. Эти требования были выдвинуты в ходе второго по счету визита делегации МИДа Швейцарии, пытавшейся урегулировать проблему. Как не без ехидства заметил Жаннерат, швейцарская делегация попыталась объяснить ливийским переговорщикам нормы функционирования правового государства, где различные ветви власти независимы. «Конфедерация не может приказать юстиции кантона действовать так или иначе», — уточнил он, тем самым фактически отвергнув ливийские требования.

13 августа генеральный прокурор Женевы Даниэль Заппелли исключил какую-либо политическую подоплеку в деле Ханнибала, которое никто не собирается закрывать. Подобное может случиться только в одном случае, если пострадавшие — марокканец и гражданка Туниса — отзовут свои заявления.

12 августа во Франции началось следствие по жалобе врача-палестинца Ашрафа Джумаа аль-Хаджуджа, которого вместе с пятью болгарскими медсестрами 8 лет удерживали в заключении в Ливии по обвинению в предумышленном заражении детей СПИДом в больнице Бенгази. Одним из ответчиков в жалобе в связи с применением пыток был назван М. Каддафи, который пользуется иммунитетом как глава государства. Другие ответчики – пять полицейских (в том числе генеральный директор Центральной дирекции по проведению расследований генерал Харб Дербаль) и ливийский врач, которые непосредственно исполняли пытки. Ведение следствия поручено судьям Филиппу Журдану и Иву Мадру. Все участники «шестерки» утверждают, что их подвергали пыткам с целью выбить из них признательные показания, подтверждающие обвинение. Ранее ливийское «правосудие» приговорило их к смертной казни, которая затем была заменена на пожизненное заключение, что сделало возможным их экстрадицию в Болгарию, где в июле 2007 г. они тут же оказались на свободе.

Ранее, в январе с.г., Аль-Хаджудж подал аналогичную жалобу в Комиссию ООН по правам человека.

29 августа принявший болгарское гражданство Аль-Хаджудж дал показания судьям. Он в красках живописал, каким нечеловеческим мучениям его подвергли в ливийских застенках. Из того, что поддается описанию, можно назвать выдирание ногтей, сексуальное насилие с использованием собак, пытку электрошоком. Он сообщил, что в его присутствии пытали двух из пяти медсестер.

27 августа ливанская юстиция обвинила М. Каддафи в похищении духовного лидера ливанских шиитов имама Мусы Садра в 1978 г. и потребовала ареста руководителя Ливии. «Мы решили выдвинуть обвинение против М. Каддафи в подстрекательстве к похищению и лишении свободы имама Мусы Садра» и двух его спутников, — написал в судебном решении судебный следователь Самих эль-Хадж. Еще шесть ливийцев обвиняются в «участии в похищении». Судебный следователь также решил выписать «мандаты на арест» в отношении Каддафи и других шести обвиняемых. Согласно ливанским законам, этот акт возможен после того, как обвиняемые не явились в суд. Каддафи вызывался в суд в феврале с.г. по каналам МИДа Ливана, однако этот запрос остался без ответа.

Демарш ливанской юстиции был выполнен за несколько дней до 30-летней годовщины исчезновения Садра. Тогда он приехал в Ливию по официальному приглашению руководства этой страны на празднование очередной годовщины ливийской революции. В последний раз его видели 31 августа 1978 г. С тех пор основатель шиитского движения «Амаль» (в настоящее время его возглавляет Набих Берри, который одновременно является спикером ливанского парламента) не подавал признаков жизни. Движение «Амаль» и родственники пропавших обвиняют ливийский режим в том, что он несет ответственность за исчезновение имама и его спутников — помощника Садра шейха Мохаммада Якуба и журналиста Аббаса Бадреддина.

Как отметил судебный следователь, совершая это преступление, полковник Каддафи «способствовал развязыванию гражданской войны в Ливане и вооруженному конфликту между конфессиями».

Ливия неоднократно отвергала обвинения в причастности к исчезновению троих ливанцев на своей территории. Триполи все время утверждает, что ливанцы выехали из Ливии в направлении Италии. Это вряд ли представляется правдоподобным, если вспомнить, что день ливийской революции отмечается 1 сентября. Со своей стороны, итальянские власти утверждают, что имам Садр никогда не вступал на территорию страны. Тем не менее в 2004 г. Рим передал Бейруту паспорт, принадлежавший Садру, который был обнаружен на территории Италии.

Еще в 2003 г. Ливия закрыла свое посольство в Бейруте в знак протеста против выдвинутых в отношении нее обвинений, однако формально дипотношений с Ливаном не разрывала.

Заметным внешнеполитическим демаршем Ливии стало заявление Каддафи от 5 августа, когда он подверг критике «вызывающую» позицию Ирана по его ядерному досье. Явно подстрекая американцев, он предсказал иранскому режиму судьбу Саддама Хусейна. «В случае если будет принято решение атаковать Иран, эта страна узнает ту же судьбу, что и Ирак. Иран не сильнее Ирака, и он не сможет сопротивляться в одиночку», — утверждал Каддафи.

Другой внешнеполитической новостью стало объявление 26 августа о предстоящем в первую неделю сентября визите в Ливию госсекретаря США Кондолизы Райс. Уже объявлено, что этот визит завершит процесс нормализации отношений между двумя странами.

Самой громкой новостью августа стало решение сына ливийского руководителя 36-летнего Сейфа аль-Ислама Каддафи уйти из политики. Это заявление прозвучало 20 августа одновременно с призывом к строительству в Ливии «сильного» гражданского общества, способного принимать участие в принятии решений. «Я решил больше не вмешиваться в дела государства», — заявил Сейф аль-Ислам перед тысячами молодых ливийцев г. Себха в 800 км к югу от Триполи. Его выступление транслировалось по национальному телевидению. До этого он рассматривался как один из наиболее вероятных преемников своего отца, как самый надежный эмиссар ливийского режима, сторонник реформ и нормализации отношений с Западом. Хотя Сейф аль-Ислам не занимал никаких официальных постов, он достаточно регулярно — и не без успеха — вмешивался в различные внешние и внутренние проблемы в качестве руководителя всемогущего Фонда им. Каддафи. Это дало ему повод заявить, что именно он урегулировал все проблемы Ливии, как внутренние, так и внешние. Среди последних он назвал «дело Локерби» и дело шести болгарских медработников. Чем продиктовано решение Сейфа аль-Ислама? Возможно, осознанием невозможности победить ливийскую бюрократию. Возможно, осознанием того, что он оказался «белой вороной» в своей семье. Более точно на этот вопрос можно будет ответить лишь в будущем.

Август завершился приятной для Ливии новостью. Итальянский премьер Сильвио Берлускони объявил 30 августа в Бенгази, что его страна в течение 25 лет выплатит Ливии 5 млрд евро в качестве компенсации за период оккупации и колониальной зависимости (1911–1951 гг.). Эти средства — 200 млн долларов ежегодно – будут переданы Ливии не напрямую, а поступят в виде инвестиций в развитие объектов инфраструктуры. Одновременно Берлускони представил Ливии извинения за колониальный период.

«Наше соглашение прекращает 40-летний период разногласий. Это полное моральное признание ответственности за ущерб, нанесенный Италией Ливии за колониальный период», — заявил Берлускони. Он уточнил, что за счет выделяемых Италией средств будет финансироваться, в частности, строительство скоростной автодороги, которая пересечет Ливию с запада на восток. Часть средств пойдет на строительство жилья, выплату стипендий студентам из Ливии, а также компенсации лицам, пострадавшим при подрывах на итальянских противопехотных минах, заложенных в эпоху колониализма.

Подписанное Берлускони соглашение вызвало острое недовольство среди тысяч участников Ассоциации итальянских репатриантов из Ливии. Эта организация 38 лет борется за права 20 тысяч бывших итальянских колонистов, которых Каддафи изгнал из страны в 1970 г.

62.88MB | MySQL:102 | 0,567sec