В Израиле анализируют заявление президента Турции Р.Т.Эрдогана о намерении нормализовать двусторонние отношения

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в конце декабря 2020 г. снова попал в заголовки ведущих информагентств, заявив, что желает улучшить отношения с Израилем после долгих лет неоднократных воинственных выпадов в адрес еврейского государства. Он сказал, что «отношения Турции с Израилем в области разведки все равно не прекращались». «У нас есть некоторые трудности с высокопоставленными лицами», – продолжил он и подчеркнул, что Анкара «не может принять отношение Израиля к палестинским землям», и что Турция «отличается от Израиля в понимании справедливости и территориальной целостности стран». Тем не менее, «наше сердце желает, чтобы появилась возможность улучшить отношения с Израилем»[i].

Турция, некогда мощный союзник Израиля, первая мусульманская страна, признавшая Государство Израиль в 1949 г., стала геополитическим противником при Эрдогане. Турецкий лидер, защитник палестинцев и яростный критик Израиля, часто делал резкие заявления в ​​адрес еврейского государства, как например, в сентябре 2020 г. в ходе выступления на трибуне Генеральной Ассамблеи ООН. Он и премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху регулярно обменивались резкими заявлениями, называя друг друга «террористами» и «убийцами детей».

В августе 2020 г. Израиль обвинил Турцию в выдаче паспортов десятку членов ХАМАСа в Стамбуле, назвав этот шаг «очень недружественным шагом». Турки заявляют, что ХАМАС, ответвление «Братьев-мусульман», является легитимным политическим движением, которое пришло к власти путем демократических выборов. В Израиле утверждают, что эта «террористическая группировка никогда не проводила демократических выборов в секторе Газа»[ii].

Тем не менее, Анкара продолжала поддерживать открытые связи с еврейским государством, в том числе в сфере туризма и торговли.

Турецко-израильские отношения поддерживались на уровне временных поверенных в делах – израильского в Анкаре и турецкого в Тель-Авиве. На данный момент высокопоставленным израильским дипломатом в Анкаре является Рой Гилад.

Примечательно, что примирительный тон Эрдогана последовал за назначением нового посла в Израиле, где его не было более двух лет. Им станет ярый сторонник турецкого президента 40-летний Уфук Улаташ, который возглавляет Центр стратегических исследований при МИДе Турции. Улаташ изучал иврит, ближневосточную историю и политику в Еврейском университете в Иерусалиме. Он возглавлял близкий к правящей Партии справедливости и развития турецкий Фонд политических, экономических и социальных исследований SETAV и считается одним из ведущих в Турции специалистов по еврейской истории, Израилю и Ирану. Предполагается, что его назначение должно содействовать налаживанию отношений с Израилем. Как получится в реальности пока неясно. Согласно Al-Monitor, новый посол считается «предельно рафинированным, очень умным и крайне про-палестинским»[iii]. Israel Hayom отмечает, что его назначение является также попыткой Анкары наладить отношения с новой администрацией Джо Байдена[iv].

Израиль и Турция официально примирились после шестилетнего дипломатического раскола в 2016 г. Разрыв отношений произошел в 2010 г., когда 10 турецких активистов были убиты в результате вооруженного столкновения с израильскими ВМС на борту корабля «Мави Мармара», целью которого был прорыв израильской военно-морской блокады сектора Газа. В Израиле заявили, что их военные подверглись жестокому нападению со стороны тех, кто находился на борту.

В мае 2018 г. после ожесточенных протестов на границе с сектором Газа в рамках «маршей возвращения», в ходе которых были убиты более 60 палестинцев, большинство из которых оказались членами ХАМАСа и других палестинских военизированных группировок, Эрдоган полностью возложил вину за эти смерти на Израиль, назвав его «террористическим государством», совершающим «геноцид». Турция отозвала своего посла из Израиля и выслала из страны израильского посла Эйтана Наэ и консула в Стамбуле.

Согласно американскому новостному сайту Axios, посредником в нынешней попытке улучшения турецко-израильских отношений намерен выступить Азербайджан. Якобы помощники азербайджанского президента Ильхама Алиева заявили израильским чиновникам, что Эрдоган выступает за улучшение отношений. При этом они утверждали, что турецкий лидер вовсе не был противником Израиля, а просто находился под влиянием советников, которые больше не у власти. Стоит напомнить, что Израиль и Турция поддерживали Азербайджан во время конфликта в Нагорном Карабахе.

До этого советник Эрдогана по внешней политике и безопасности Месут Хаккы Джашин сказал «Голосу Америки»: «Если Израиль сделает шаг, Турция, возможно, сможет сделать два шага… Если мы увидим зеленый свет, Турция снова откроет посольство и вернет своего посла [в Израиль]. Может быть, в марте мы снова сможем полностью восстановить дипломатические отношения. Почему бы и нет». Он добавил: «Установление мира и безопасности очень важно для Израиля и Турции». До заявления Эрдогана Israel Hayom также писала о предложении доверенного лица Эрдогана отставного адмирала Джихата Яйджи подписать с Израилем соглашение о морской границе.

В конце ноября прошлого года появились сообщения о том, что Турция в попытке нормализовать отношения наладила тайный канал связи с израильским руководством. Глава Национальной разведывательной организации Турции (MIT) Хакан Фидан провел ряд встреч с высокопоставленными представителями Министерства обороны Израиля, а также главой Моссада Йоси Коэном.

Заявление Эрдогана о желании нормализовать отношения с Израилем было сделано на фоне укрепления связей между Израилем и арабскими странами, установления полноценных отношений с Объединенными Арабскими Эмиратами, Бахрейном, Суданом и Марокко. Анкара осудила т.н. «Авраамовы соглашения», заключенные при посредничестве США. Эрдоган угрожал приостановить дипломатические отношения с ОАЭ и отозвать своего посла. Турция также раскритиковала решение Бахрейна официально установить отношения с Израилем как удар по усилиям, направленным на поддержку палестинской борьбы.

Официальный Израиль хранит молчание и не отвечает на послания президента Турции о примирении. Израильская проправительственная газета Israel Hayom сослалась на «высокопоставленного министра, который сообщил, что «ситуация с Турцией из-за поддержки ХАМАСа коренным образом отличается от случая с четырьмя арабскими государствами, подписавшими мирные соглашения с Израилем». «Тот факт, что штаб-квартира ХАМАСа находится в Турции, является большой проблемой. Это очень усложняет весь процесс», – приводятся слова высокопоставленного израильского чиновника. По его оценке, до тех пор, пока не изменится отношение Турции к ХАМАСу, отношения между двумя странами не улучшатся[v].

При этом израильские СМИ ссылаются на турецких аналитиков, некоторые из которых (в частности, Селин Наси, эксперт по турецко-израильским отношениям, и Айкан Эрдемир, директор турецкой программы Фонда защиты демократий и бывший депутат турецкого парламента) полагают, что поведение турецкого лидера объясняется приходом в Белый дом администрации Джо Байдена, который, как ожидается, будет гораздо менее дружелюбен к Эрдогану, чем Дональд Трамп. Такими жестами в сторону Израиля Анкара просто пытается выслужиться перед Вашингтоном. «Ожидается, что турецко-американские отношения вступят в тяжелый период, по крайней мере, в краткосрочной перспективе, учитывая чувствительность администрации Байдена к вопросам демократии и прав человека», – считает Наси. «Учитывая антитурецкие настроения, преобладающие в Конгрессе США, Турция, вероятно, надеется, что Израиль сможет нейтрализовать оппозицию и помочь добиться того, чтобы в Вашингтоне ее выслушали».

По словам Эрдемира, Эрдоган хочет «сорвать развивающееся сотрудничество в области энергетики в Восточном Средиземноморье, которое усилило дипломатическую изоляцию Анкары в регионе». «Эрдогану, однако, трудно скрыть свои глубоко укоренившиеся антиизраильские настроения, и он до сих пор не смог сформулировать убедительное послание в рамках своей тактической пропаганды», – добавил он. «Трудно представить, чтобы какой-нибудь ведущий израильский политик воспринял предложение Эрдогана всерьез, пока Турция остается самой важной базой ХАМАСа за пределами Газы»[vi].

«Это, без сомнения, позитивное заявление. Мы не слышали в последнее время подобных заявлений от президента [Турции]», – сказала Israel Hayom Карэл Валенси, политический обозреватель турецкого новостного сайта T24. По ее словам, «с весны ходили слухи о нормализации отношений между Турцией и Израилем. Что особенно поражает, так это интерпретации в турецких СМИ относительно возможной нормализации. Кроме того, сами обсуждения подчеркивают, что это позитивный и необходимый шаг. Это важно».

Что касается обстоятельств, которые привели к необычному заявлению Эрдогана, по мнению Валенси, «это результат изоляции Турции в Восточном Средиземноморье и во всем регионе. Внешняя политика также привела к серьезным проблемам с США, ЕС и НАТО. Даже когда у Турции появились веские причины для правильных шагов и восприятия угроз – она ​​так сильно оттолкнула многих игроков, что никто не хочет слушать Анкару или ее поддерживать».

По словам Валенси, это один из нескольких планов Анкары. «Турция хочет улучшить отношения с Израилем, как с Египтом и Саудовской Аравией. Для осознания потепления отношений с Израилем необходима политическая воля, которая находится под влиянием международных и местных обстоятельств, а также укрепления доверия между двумя странами»[vii].

Турция осталась без друзей, кроме Катара и одной из сторон в гражданской войне в Ливии. Турки оказались наедине в Восточном Средиземноморье против блока стран, включая Израиль, Грецию, Кипр, Италию и Египет, которые сотрудничают в энергетических проектах. По словам Сонера Чагаптая, научного сотрудника и директора турецкой исследовательской программы Вашингтонского института ближневосточной политики, «Эрдоган считает, что Израиль является самым слабым звеном в антитурецком альянсе, и что он может использовать Израиль для противодействия мощи стран Персидского залива в регионе»[viii].

Обозреватели Israel Hayom Дэн Шмуэль Эльмас и Ариэль Кахана отмечают, что израильский посол в Анкаре в 2003-2007 гг. и бывший заместитель генерального директора МИДа Пини Авиви как никто другой в Израиле понимает президента Турции. По мнению Авиви, действия Эрдогана определяются двумя основными направлениями в его политике: во-первых, «неоосманизм» и защита всех мусульман; во-вторых, стремление поддерживать с Израилем, насколько это возможно, не столько военные связи и в сфере безопасности, как это было в прошлом, сколько весь спектр экономических отношений, объем которых вырос с 1 до 5,5 млрд долларов»[ix].

Что касается отношения Эрдогана к сотрудничеству в военной сфере и между разведками двух стран, Авиви, опуская вопрос о взаимодействии спецслужб, отмечает, что «ситуация, в которой оказался Эрдоган в Сирии, влияет на него. Его, как и Израиль, очень беспокоят иранцы, и в его случае важно отметить, что речь идет о противостоянии суннитов и шиитов; необходимо также помнить, что на протяжении 300 лет между Ираном и Турцией не было войны, но между ними существует конкуренция».

По словам бывшего посла Израиля в Турции, «если Эрдоган что-то говорит, то он имеет в виду то, что говорит… Арабские страны, которые пошли по пути нормализации отношений с Израилем, также повлияли на него, как и санкции США».

Д-р Хай Эйтан Коэн Янароджек (исследователь современной Турции из Иерусалимского института стратегии и безопасности в Центре им. Моше Даяна при Тель-Авивском университете) полагает, что «для Израиля очень важно не только вернуть посла в Анкару, но и консула в Стамбул, который хоть и не является столицей, но считается торговой столицей, а сегодня экономика Турции не на высоте».

По мнению израильского эксперта, «если Эрдоган хочет укрепить свое положение во власти, ему необходимо экономическое процветание. Что касается баланса в импорте и экспорте, турки больше экспортируют в Израиль. Поэтому прибытие израильского консула в Стамбул, вероятно, ускорит развитие экономических отношений. Торговля выдаст «сертификат кошерности» отношениям с Турцией. Отсутствие посла в Анкаре и консула в Стамбуле создает ситуацию, в которой как израильские, так и турецкие бизнесмены опасаются развивать двусторонние деловые связи»[x].

Янароджек  полагает, что «Турция стремится наладить отношения с Западом». По его словам, «турки рассматривают Израиль как филиал США на Ближнем Востоке, и поэтому качество отношений между США и Турцией определяет качество израильско-турецких отношений». «Турция также хотела бы, чтобы произраильское лобби в США поддерживало и турецкие интересы». Таким образом, подход Эрдогана к Израилю «является конструктивным шагом, который был сделан с целью повлиять на новую администрацию Байдена».

Однако маловероятно, что Израиль в обмен на теплые слова Эрдогана откажется от своих новых арабских союзников после серии соглашений о нормализации, подкрепленной его отношениями с Грецией, Кипром и Египтом в Восточном Средиземноморье. Израиль, вероятно, продолжит сотрудничество с Турцией в сфере экономики и в других областях, но не зайдет так далеко, как того хотел бы Эрдоган в стремлении изменить стратегическую ситуацию в регионе.

Турецкие (по происхождению, но работающие, как правило, в американских «мозговых центрах») и израильские эксперты сходятся в том, что «у Турции и Израиля длинный список общих интересов, и существует возможность установления взаимовыгодных отношений в экономической, дипломатической областях и в сфере безопасности. Но двусторонние отношения останутся на низком уровне до тех пор, пока у власти находится Эрдоган и поддерживаемый им исламизм «Братьев-мусульман»».

[i]After years of acrimony, Turkey’s Erdogan says he’d like better ties with Israel // The Times of Israel. 25.12.2020 — https://www.timesofisrael.com/after-years-of-acrimony-turkeys-erdogan-says-hed-like-better-ties-with-israel/

[ii] ‘Erdogan indeed wants normalization with Israel,’ former ambassador says // Israel Hayom. 27.12.2020 —

https://www.israelhayom.com/2020/12/27/570301/

[iii] Turkey chooses pro-Erdogan ambassador to Israel in bid to normalize ties // Al-Monitor. 09.12.2020 — https://www.al-monitor.com/pulse/originals/2020/12/turkey-name-ambassador-israel-ufuk-ulutas-fidan-erdogan.html?

[iv] ‘Erdogan indeed wants normalization with Israel,’ former ambassador says // Israel Hayom. 27.12.2020 —

https://www.israelhayom.com/2020/12/27/570301/

[v]«ישראל עם נורמליזציה רוצה אכן ארדואן «// Israel Hayom. 02.01.2021 — https://www.israelhayom.co.il/article/833613

[vi] What’s behind Erdoğan’s sudden warming towards Israel? // JNS. 31.12.2020 — https://www.jns.org/whats-behind-erdogans-sudden-warming-towards-israel/

[vii] «ישראל עם נורמליזציה רוצה אכן ארדואן «// Israel Hayom. 02.01.2021 — https://www.israelhayom.co.il/article/833613

[viii] What’s behind Erdoğan’s sudden warming towards Israel? // JNS. 31.12.2020 — https://www.jns.org/whats-behind-erdogans-sudden-warming-towards-israel/

[ix] Там же.

[x] Там же.

52.29MB | MySQL:104 | 0,510sec