Визит госсекретаря США Кондолизы Райс в страны Магриба

2 сентября в Вашингтоне было объявлено, что госсекретарь США Кондолиза Райс с 4 по 7 сентября совершит блиц-турне по странам Магриба, в ходе которого посетит Ливию, Тунис, Алжир и Марокко.

Наиболее заметным из перечисленных визитов обещал стать ливийский — госсекретари США избегали Ливии в течение 55 лет. И неслучайно официальный представитель Госдепа Шон Маккормак, объявивший о поездке, выразил уверенность в том, что визит в Ливию «откроет новую главу в двусторонних американо-ливийских отношениях». Он же напомнил, что Вашингтон хотел бы сделать из Ливии, ранее отказавшейся от развития своих программ создания ОМП в пользу примирения с Западом, пример для подражания для Ирана и Северной Кореи. Одновременно Маккормак заверил, что подобное стремление не помешает Райс поднять на встрече с ливийским руководителем Муамаром Каддафи вопрос о соблюдении прав человека.

Вашингтон разорвал отношения с Триполи в 1981 г., обвинив Ливию в поддержке терроризма. Эти отношения были восстановлены в 2004 г., сразу после того как Каддафи объявил об отказе его страны от программ создания ОМП. В 2006 г. США вывели Ливию из «черного» списка стран, поддерживающих терроризм.

По словам Маккормака, в других странах региона Райс намеревалась обсудить вопросы развития экономических связей и борьбы с терроризмом. Кроме того, в Марокко и Алжире госсекретарю неизбежно предстояло заняться западносахарской проблематикой.

Далее информация о серьезных вопросах будет чередоваться с некоторыми деталями, которые не попали в официальные сообщения. Как отмечают чиновники из свиты Райс, госсекретарю, известной своей пунктуальностью, в ходе поездки пришлось невольно познакомиться с арабской необязательностью, помноженной на особенности, связанные с рамаданом. В результате каждый этап ее турне получился на несколько часов продолжительнее, чем планировалось, и ряд встреч прошел в достаточно поздние часы, во время и после ифтара.

Так, в Триполи сложилась пикантная ситуация, когда Каддафи после переговоров буквально уволок Райс на ифтар в свои личные покои, куда доступ ее телохранителям был запрещен. До этого он опоздал на целый час с приемом высокой гостьи, что является для него нормальным явлением. Со всеми мужчинами из американской делегации он поздоровался за руку, приветствуя Райс, он просто приложил руку к сердцу.

В ходе переговоров Каддафи, не скрывавший своего восхищения, называл свою собеседницу «Лиза», а не «Конди». Интересен перечень подарков, которые он вручил своей гостье, — лютня, несколько ювелирных украшений, в частности, кольцо и кулон с изображением Каддафи, а также «Зеленая книга» с посвящением: «От Муамара Каддафи — с уважением и восхищением». Затем последовали переговоры с главой МИДа Ливии Абдельрахманом Шальгамом, пресс-конференция, перелет в Тунис. В результате Райс смогла отправиться отдыхать только в 4 утра по местному времени.

В целом, за восьмичасовое пребывание в Ливии Райс хотела закрепить один из редких успехов американской дипломатии и показать Ирану и Северной Корее преимущества, которые они могли бы получить, отказавшись по примеру Триполи от разработки ОМП.

Другая важная причина, побудившая ее приехать в Ливию, — запасы углеводородов, которыми располагает Джамахирия. «Ливия располагает огромными запасами нефти, доказанными и еще нет, а также большими запасами природного газа, и это важно», — заметила она в Триполи. Как отметил в этой связи глава ливийской национальной нефтяной компании Шукри Ганем, нефть станет «самой главной частью ливийско-американских отношений».

В свою очередь, Шальгам сообщил, что в ходе переговоров с Райс обсуждались вопросы двустороннего сотрудничества, «и в частности, в областях добычи углеводородов и образования», а также «международное сотрудничество в сфере борьбы против терроризма». По его словам, обсуждались также иракское, ливанское и палестинское досье, роль Сирии в арабских делах, «необходимость найти выход из той напряженности, которая существует между США и Ираном».

По оценке Шальгама, время конфронтации между Ливией и США миновало. «Мир изменился. Присутствие г-жи Райс в Триполи, переговоры, которые мы провели, и их содержание являются подтверждением того, что Ливия изменилась, что изменились Соединенные Штаты, — заявил он на пресс-конференции по итогам переговоров. — Время конфронтации миновало».

Он же обозначил болевую точку, по которой, по всей видимости, стороны имеют диаметрально противоположные мнения. По его словам, «Ливия не нуждается в уроках по вопросам соблюдения прав человека». Эти слова стали реакцией Триполи на поднятый Райс вопрос о судьбе ливийского оппозиционера 66-летнего Фатхи аль-Джахми, брат которого живет в изгнании в Бостоне. Сам оппозиционер попал за решетку в 2004 г. после того, как подверг критике режим Каддафи и публично призвал к его демократизации. По словам Шальгама, «Ливия и США придерживаются разных принципов в вопросах соблюдения прав человека».

На перспективу, похоже, эта тема будет болевой в отношениях между двумя странами, однако она не помешает Вашингтону относиться к Триполи как к любимому ребенку, который притворяется послушным и которому поэтому позволено больше, чем другим.

Президент Туниса Зин аль-Абидин бен Али принимал гостью, прибывшую почти с трехчасовым опозданием, в своем роскошном дворце в Картадже /Карфаген/, где поразил ее коллекцией роскошных авто. Среди них, в частности, значились «Порше», «Астон-Мартин» и «Бентли».

До встречи с президентом она провела переговоры со своим тунисским коллегой Абдельвахабом Андаллой.

До Райс в Тунисе побывали бывший госсекретарь США Колин Пауэлл /2003/ и бывший шеф Пентагона Дональд Рамсфельд /2006/. Обе страны поддерживают давние «стратегические» отношения и взаимодействуют в военной сфере. В частности, в мае с.г. они провели совместные учения ВВС и ВМС, на которых присутствовал глава Африканского командования /Африком/ генерал Уильям Вард.

В ходе переговоров с тунисскими официальными лицами обсуждались вопросы борьбы с терроризмом, ускорения политических реформ и правозащитная тематика. С первой группой вопросов была связана, в частности, проблема узников Гуантанамо — выходцев из Туниса. Двое из них — Абдалла Хаджи и Лотфи Лага — в прошлом году были выданы Тунису и осуждены. Теперь стороны решают, что им делать с десятью другими узниками.

Вопрос политических реформ подняла тунисская оппозиция в связи с тем, что в конце июля Бен Али заявил, что в 2009 г. будет в пятый раз баллотироваться на президентских выборах. В этой связи оппозиция требует соблюдения принципа сменяемости власти.

6 сентября Райс умудрилась дважды побывать на ифтаре — один раз в начале вечера с президентом АНДР Абдельазизом Бутефликой, второй раз немного позднее — с премьер-министром Марокко Аббасом аль-Фасси. Это очень большая «нагрузка» для человека, который заботится о своем внешнем виде и ежедневно тратит по часу на физические упражнения.

В Алжире на переговорах с президентом АНДР обсуждались вопросы борьбы с терроризмом, западносахарская проблематика, а также вопросы развития экономического сотрудничества /объем торговли между двумя странами достиг 20 млрд долларов, главным образом за счет экспорта алжирских углеводородов/. В связи с пребыванием Райс в Алжире глава сепаратистского Фронта ПОЛИСАРИО Мохаммед Абдельазиз выступил с заявлением, в котором потребовал от госсекретаря убедить Марокко «уважать право сахарского народа на самоопределение» через проведение соответствующего референдума под эгидой ООН. Он напомнил, что 10 апреля 2007 г. Фронт представил в ООН предложения о проведении референдума, в ходе которого его участникам пришлось бы сделать выбор между тремя возможными исходами — независимостью, автономией в составе Марокко или полной интеграцией с Марокко. Эту позицию Фронта поддерживает Алжир, на территории которого базируются лагеря сахарцев. Как известно, Рабат категорически отвергает саму идею референдума и заявляет о своей готовности предоставить самую широкую автономию сахарским провинциям.

В столице Марокко собеседниками Райс были глава МИДа Тайеб Фасси-Фихри и премьер Аббас аль-Фасси. Обсуждались вопросы развития двустороннего сотрудничества во всех областях, борьбы с терроризмом, Западной Сахары, а также интеграции внутри САМ. Кроме того, в отличие от других стран региона, в королевстве Райс встретилась с главой МВД страны Шакибом Бенмусой и главой марокканской разведки Ясином Мансури.

В Рабате Райс не встречалась с королем Мухаммедом VI, однако получила от него огромный букет цветов высотой 5 метров — его даже не смогли внести в самолет, а также огромную коробку шоколада от парижской кондитерской «Lenotre». Ее содержимым Райс поделилась со своими спутниками в самолете после вылета из Рабата.

Если продолжить говорить про более серьезные темы, то все турне Райс в Магриб было представлено как важный эпизод в «войне», которую Вашингтон ведет против международного терроризма вообще и «Аль-Каиды», в частности. В каждом остановочном пункте Райс подчеркивала важность для этих стран, традиционно имеющих весьма уязвимые границы, обмена разведывательной информацией относительно перемещений террористических групп. «Очевидно, что есть проблемы, связанные с терроризмом, и необходимо налаживать антитеррористическое сотрудничество между партнерами в регионе, а также с Соединенными Штатами», — заявила она в Рабате. Чтобы «помочь странам региона выработать единый подход к вызовам, с которыми они сталкиваются», Райс пообещала, что в сентябре в Нью-Йорке в ходе работы Генеральной ассамблеи ООН она примет участие во встрече глав МИДов пяти стран — участниц Союза арабского Магриба /Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко и Тунис/. Райс не уточнила, примет ли в этой встрече участие представитель Мавритании, где недавно был совершен переворот. Тем не менее представитель Госдепа сообщил, что такая встреча состоится и без участия Мавритании.

Кстати, несмотря на теплый прием в странах региона, Райс вряд ли чувствовала себя комфортно в ходе поездки. Ведь еще накануне турне безымянный джихадист обратился в Интернете к «Аль-Каиде в странах исламского Магриба» /АКМ/ с призывом совершить покушение на госсекретаря США.

Отдельное место в переговорах Райс в Алжире и Марокко заняла западносахарская проблема, отравляющая отношения между двумя странами уже свыше 30 лет. » Нам не нужно в этой работе начинать с нуля. Все, что мы пытаемся найти, так это решение, которое устроило бы всех. Настало время решить эту проблему», — заявила Райс в Рабате на пресс-конференции. Она объявила, что в ближайшее время начнется новый раунд переговоров между Рабатом и сепаратистским Фронтом ПОЛИСАРИО, заметив, что «новые идеи находятся на столе переговоров».

Обратило на себя внимание то, как Райс выделила Бутефлику из всех своих собеседников в регионе. «У меня была возможность воспользоваться теми знаниями, которые Бутефлика имеет относительно ситуации в регионе. Он действительно является одним из самых умных людей в регионе Магриба и даже за его пределами», — утверждала она. Тем не менее, полагает алжирская газета «Либерте», «маловероятно, что подобное выделение приведет к коренному пересмотру американской политики по отношению к каждой из стран региона». Она же делает вывод о том, что «вопреки уверениям госсекретаря об американской поддержке Алжира в его борьбе против терроризма и обещаниям помощи, главным фактором, определяющим двусторонние отношения, надолго останутся алжирские энергетические ресурсы и безопасность их транспортировки». Эта же газета уточняет, что в связи с возможностью использования Россией «энергетического оружия» Алжир якобы дал Европе некие гарантии бесперебойности поставок энергоносителей в случае кризиса.

52.27MB | MySQL:103 | 0,472sec