Пакистан: двойная победа Пакистанской народной партии

9 сентября Асиф Али Зардари принес присягу на верность Конституции Исламской Республики Пакистан в качестве избранного президента. Новый глава государства является сопредседателем Пакистанской народной партии/ ПНП.

Пакистанская народная партия вновь стала правящей с марта текущего года после убедительной победы на всеобщих парламентских выборах 18 февраля этого же года.

Становление во главе государства Асифа Али Зардари — сегодня двойная победа ПНП. Это третий по счету лидер партии после Зульфикара Али Бхутто, а затем его дочери Беназир Бхутто.

Жизнь показывает, что клан Бхутто – Зардари, по сути, обречен на руководство своей семейной партией, на отстаивание демократических принципов, заложенных еще в 60-х годах ХХ века. В противном случае семью ждет «досрочная встреча с Аллахом» или политическая ссылка. Становление партии неразрывно связано с семьей Бхутто.

Годы головокружительного подъема, массовой политической активности приходятся на предвыборные кампании в первые годы правления страной. Растет число партийных отделений по всей стране, в первую очередь в родной провинции Синд. Но если партия и ее лидеры были сильны в агитационных компаниях, то, придя к власти, они сталкивались с необходимостью практической реализации заявленных лозунгов, в первую очередь в социально-экономической сфере, и… терпели крах.

ПНП пришла к власти в пятый раз в истории страны — дважды в начале 70-х годов во главе с ее основателем Зульфикаром Али Бхутто; в конце 80-х – начале 90-х годов – дважды во главе с премьер-министром Беназир Бхутто.

Основана партия была в 1967 г., и выросла она из студенческой организации, которую возглавлял молодой З. Бхутто. В тот период студенческое движение набирало силу, особенно в его родной провинции Синд. Его лозунги часто носили националистический характер, молодежь выступала за чистоту родного языка и административного восстановления провинции Синд в составе Западного Пакистана. В дальнейшем, уже после официального оформления, партия активно привлекала новых сторонников, выдвигая лозунги «построения бесклассового общества, основанного на социальной справедливости». Молодежное крыло партии отчаянно сражалось на баррикадах, выступая против военного режима генерала М. Яхья-хана.

Политический вес ПНП набирала быстро. Блестящий оратор, Зульфикар Бхутто собирал многотысячные толпы, убеждая их в необходимости поддержки идеалов партии. В те годы он представлял новое поколение политиков в Пакистане, получившее блестящее образование за рубежом и имевшее широкий политический кругозор. Народ ему поверил. На парламентских выборах партия набрала большинство голосов и в первый раз пришла к власти в декабре 1971 г. после падения военного режима генерала М. Яхья-хана.

Первые пять лет правления (1972–1977) прошли успешно, в стране были проведены реформы в социально-экономической области. Но отсутствие опыта управления такой большой и сложной страной, как Пакистан, приводило к определенным срывам, часто заявления носили декларативный характер. К тому же земельная реформа и программа национализации З. Бхутто поссорила его со многими крупными бизнесменами и политиками. Многие его бывшие соратники отвернулись от него. Ряды партии начали редеть.

Несмотря на внутренний кризис партии, давление оппозиции, сложное экономическое положение страны, весной 1977 г. ПНП второй раз побеждает на всеобщих парламентских выборах. Но 5 июля 1977 г. в результате военного переворота к власти в стране пришла военная администрация во главе с А. Зия-уль-Хаком. Премьер-министр З.А. Бхутто был отстранен от власти, позднее обвинен в причастности к политическому убийству, приговорен к смертной казни через повешение и 4 апреля 1979 г. казнен.

Партия, вернее, остатки ее сил замерли при виде мощной военной машины, которая, попирая все демократические статьи Конституции 1973 г., приостановили деятельность всех политических партий, профсоюзов, студенческих организаций, ввела жесткую цензуру печати. Арестам подверглись многие прогрессивные деятели страны.

У З.А. Бхутто в Пакистане осталась семья: жена и трое детей. Старшую дочь, Беназир, выпускницу Гарварда и Оксфорда, отец с юности стал привлекать к партийной деятельности. Свое «политическое крещение» последняя получила еще на Симлской конференции, куда отец, будучи в ранге премьер-министра, взял ее… просто для участия.

Надо отдать должное гражданской смелости молодой девушки в мусульманской мире с жесткими исламскими традициями, регламентирующими права и обязанности женщин. После смерти отца она заявляет, что принимает обязанности «пожизненного лидера Пакистанской народной партии», чтобы продолжить его дело — построение демократического государства. И, заглядывая через годы, она осталась верной и отцу, и партии, и родине.

Одиннадцать лет правления военной, а затем военно-гражданской администрации М. Зия-уль-Хака были для Пакистанской народной партии годами забвений, испытаний, практической приостановки деятельности и, наконец, эмиграции семьи Бхутто.

Беназир Бхутто возвращается в страну во второй половине 80-х годов. В авиакатастрофе 17 августа 1988 г. погибает президент М. Зия-уль-Хак. Всеобщие парламентские выборы назначены на декабрь. Она, беременная первым сыном, бросается в водоворот предвыборной борьбы. Нельзя сказать, что победа была убедительной и легкой. Но она проявила удивительный талант переговорщика, смогла убедить даже ультраправую религиозную партию «Джамаат-и ислами», взять ее в политические союзники и, переломив общественное мнение, впервые в исламском мире заняла пост премьер-министра. ПНП вновь стала правящей.

Уже во второй раз в политической истории Пакистанская народная партия «расчистила» дорогу демократическим силам после правления военно-гражданской администрации.

В конце 80-х – середине 90-х годов Пакистанская народная партия дважды во главе с Б. Бхутто приходила к власти: декабрь 1988 г. – август 1990 г., апрель 1993 г. – декабрь 1996 г. Основным политическим противником была Пакистанская мусульманская лига (Наваза Шарифа)/ ПМЛ (Н). В эти годы партия вела отчаянную борьбу фактически на два фронта: во-первых, внутрифракционную (был период, когда три фракции враждовали между собой) и, во-вторых, с политическими оппонентами. Многие программные заявления, экономические проекты, необходимые в тот период стране, так и остались на бумаге — не было поддержки, не было денег, не было перспектив. Рейтинг партии резко падал. И, как результат, на всеобщих парламентских выборах 1997 г. ПНП потерпела поражение.

Серия коррупционных скандалов, в которых был замешал муж Б. Бхутто – Асиф Али Зардари, предъявленные обвинения уже при правительстве премьер-министра Миана Мухаммада Наваза Шарифа, арест и содержание последнего в местной тюрьме заставили Беназир Бхутто с тремя детьми в апреле 1999 г. бежать из Пакистана. Асиф Зардари был освобожден из тюрьмы под поручительство лишь в 2004 г.

Все эти годы ПНП практически не участвовала в политической жизни Пакистана. В 2002 г., когда администрация генерала П. Мушаррафа объявила о проведении всеобщих парламентских выборов, членам партии было отказано даже в регистрации для участия в них.

Вновь заговорили о Пакистанской народной партии, вернее, о ее лидере Беназир Бхутто только в январе 2007 г. В тот год истекал пятилетний срок президентских полномочий генерала-президента П. Мушаррафа, прописанных в Конституции страны. Последнему нужно было реализовать «плавный переход» от военно-гражданской к гражданской форме правления в Пакистане: остаться во власти, соблюсти все правовые нормы и заручиться поддержкой «символа демократии» — Б. Бхутто. Бывшая правящая Пакистанская мусульманская лига (Каид-и Азама) изначально, еще осенью 2007 г., дала согласие на возвращение Беназир Бхутто и членов ее семьи на родину.

Показатель массовости и активности партии вновь стал возрастать. А возвращение лидера партии в Пакистан в конце октября 2007 г., даже несмотря на многочисленные террористические акты, рассматривалось как знамение будущих демократических перемен. Вновь о ПНП заговорили как о реальной силе в политической структуре Пакистана.

27 декабря 2007 г. Б. Бхутто погибает в результате террористического акта. Страна замерла в отчаянии и ожидании — что будет с партией, лидерством, демократией, страной? Сорокадневный траур сменился триумфальной победой Пакистанской народной партии на всеобщих парламентских выборах 18 февраля 2008 г. Сопредседателями партии стали Белавал Зардари-Бхутто (старший сын Б. Бхутто и А. Зардари) и сам Асиф Али Зардари.

И вновь, в пятый раз в истории Пакистана, Пакистанская народная партия становится правящей; и вновь, в третий раз в современной истории государства, Пакистанская народная партия сменяет у руля власти военный/военно-гражданский режим.

Кабинет министров Пакистана сегодня практически полностью представлен членами ПНП. Серия политических скандалов с Пакистанской мусульманской лигой (Наваза Шарифа)/ ПМЛ (Н), второй в стране и первой в крупнейшей провинции Пенджаб партии, закончилась выходом последней из коалиционного правления еще 25 августа с.г. И в ответ на предложение уже избранного президента Асифа Али Зардари к лидеру ПМЛ (Н) о восстановлении в правящей коалиции Миан Мухаммад Наваз Шариф «любезно» отказался. Политика — это то место, где встречаются оппоненты через года и десятилетия, имея кардинально иную власть, силу, влияние. В 90-х годах Наваз Шариф держал будущего президента ИРП в местной тюрьме, а сегодня последний протягивает ему руку для совместного управления страной.

Двойная победа Пакистанской народной партии — победа на парламентских и президентских выборах, т.е. сосредоточение исполнительной и законодательной ветвей власти практически в одних руках, — явление уникальное в политической истории Пакистана. За «единый кулак власти» боролись все военные и гражданские администрации. Полем битвы была Конституция страны. Принимались и отменялись поправки при М. Зия-уль-Хаке, Миане Мухаммаде Навазе Шарифе, П. Мушаррафе.

Такого сосредоточения власти, как сегодня у ПНП, не было, за исключением, пожалуй, начала 70-х годов, когда президент, а затем премьер-министр страны Зульфикар Али Бхутто был и главой государства, и лидером правящей партии. И сегодня уже нет необходимости договариваться с несговорчивыми исламскими партиями — «Джамаат-и ислами», «Джамаат уль-улема-и ислам», или провинциальными партиями. В трех провинциях — Синде, Белуджистане и Северо-Западной пограничной провинции — Пакистанская народная партия имеет все голоса (Синд) или подавляющее большинство голосов.

Многие специалисты удивляются подобному политическому феномену. Причины называются разные — усталость пакистанского общества от правления одной фигурой — П. Мушаррафом, реальные симпатии к Бхутто (а сегодня и к Зардари). Но чтобы меньше чем за год получить всю полноту власти и все рычаги управления таким сложным механизмом, как Исламская Республика Пакистан, в первую очередь необходимы прагматичный расчет, невероятная политическая гибкость и воля.

Резюмируя сказанное, еще раз подчеркнем, что ПНП в третий раз после отмены военного режима (1971 – А. Яхья-хана), гибели генерала-президента М. Зия-уль-Хака в августе 1988 г. и, наконец, после отставки 18 августа 2008 г. президента П. Мушаррафа (экс-генерала-президента) приходит к власти. Создается впечатление, что ПНП «расчищает» дорогу гражданским силам, а потом также отчаянно борется уже против гражданской оппозиции за ту же власть.

Но всякий раз ПНП, продержавшуюся на вершине власти несколько лет, свергают (а то и выносят ее лидерам смертный приговор) или военные, или политические оппоненты, или террористы. За руководство страной семья Бхутто уже заплатила двумя жизнями. Какая политическая судьба уготована Асифу Али Зардари и, соответственно, ПНП, остается под вопросом.

52.29MB | MySQL:103 | 0,492sec