Оценки статистики экспорта германских вооружений на Ближний Восток и его влияние на внутриполитические процессы в ФРГ

На днях была опубликована статистика германского экспорта вооружений на Ближний Восток за 2020 г. Согласно предварительным данным за истекший год, опубликованным в связи с парламентским запросом депутата Бундестага от фракции «Зеленых» О.Нурипура, сумма согласованных лицензий на поставки в т. н. третьи страны, т. е. находящиеся за пределами ЕС и НАТО, составила почти 3 млрд евро, из которых более 1 млрд пришлось на долю конфликтного региона.  Из ближневосточных государств своего рода рекордсменом стал Египет, совокупная стоимость сделок с которым равнялась без малого 764 млн евро, и Израиль, для которого федеральным правительством был одобрен экспорт в размере 582,5 млн евро. Далее, по предварительным данным, фигурируют Катар (305 млн евро), ОАЭ (51 млн евро), Кувейт (23,4 млн евро, Турция (22,9 млн евро), Иордания (1,7 млн евро), Бахрейн (1,5 млн евро).

В том, что касается Каира и Иерусалима, по информации федерального правительства, основную часть одобренных лицензий составили контракты на передачу военно-морской техники (порядка 99% от всех сделок). Примечательно, что в случае с Израилем данный компонент межгосударственного взаимодействия ни в СМИ, ни на политическом уровне не подвергается критике, что объясняется продолжением признания особых обязательств ФРГ в связи с преступлениями нацистской Германии против еврейского народа. А вот вопрос о взаимодействии с Египтом стал одним из спорных, что связано с нарушениями прав человека в арабской республике, а также ее вовлеченностью в конфликт в Йемене. Однако Каир, получивший в прошлом году германские субмарины производства концерна Thyssenkrupp и катера, построенные на верфи Bremen Lürssen, фактически спасает сектор ВПК ФРГ в непростой период ограничений на экспорт и локдаунов, спровоцированных вспышкой коронавируса. А потому на государственном уровне этот компонент взаимодействия хотели бы сохранить, что подтвердили итоги переговоров в рамках недавнего визита в египетскую столицу главы внешнеполитического ведомства ФРГ Х.Мааса. Кроме того, Каир необходим Берлину для вовлеченности в региональные процессы, в том числе палестино-израильское урегулирование, чем также обусловлено стремление Германии сделать некие уступки в его адрес.

У Каира в данном взаимодействии есть своя мотивация. Согласно заявлению посла Египта в Берлине Халеда  Галаля Абдельхамида, в республике трактуют поставки из ФРГ как знак уверенности европейского партнера в том, что вооружение и боевая техника не попадет в зону открытых конфликтов, а требуются государству исключительно для поддержания собственной безопасности. По словам дипломата: «Патрульные катера и подводные лодки нужны только для того, чтобы единственная стабильная страна в регионе оставалась стабильной и могла защитить себя». Более того, по логике его рассуждений, чем больше объем согласованных лицензий, тем выше уровень доверия между сторонами.

Наибольшая критика со стороны оппозиционных партий, включая упомянутых выше «Зеленых», касается экспорта продукции ВПК в страны, участвующие в ливийском конфликте. Они упрекают правительство в том, что оно косвенно подрывает собственные миротворческие усилия в рамках т. н. Берлинского процесса. Как отметил О.Нурипур, комментируя ответ на свой парламентский запрос: «Между словами и действиями этого федерального правительства есть промежутки величиной с лунные кратеры». При этом главный аргумент, к которому взывает депутат, связан с фактическим нарушением коалиционного соглашения, положенного в основу существования действующего правительства, по условиям которого поставки вооружений и боевой техники должны быть полностью прекращены в страны, вовлеченные в конфликты.

Во многом схожая критика звучит и со стороны парламентариев от «Левой партии». Однако аргументация необходимости остановить экспорт продукции ВПК у них несколько иная. Так, представитель партии С.Дагделен отметила моральную составляющую необходимости не подпитывать кровопролитные вспышки насилия в регионе, а также обратила внимание на роль федеральных земель в этом процессе. В частности, ответ на ее парламентский запрос показал, что лидерами по производству и отправке вооружений и техники в регион стали Шлезвиг-Гольштейн, Нижняя Саксония и Бавария. С точки зрения С.Дагделен, власти этих земель «должны наконец способствовать превращению оружейной промышленности в гражданское производство вместо того, чтобы иметь дело со смертью».

В целом нельзя забывать, что данные по экспорту продукции германского ВПК на Ближний Восток являются лишь частью общей статистики, которая за истекший год в сравнении с 2019 г. показала серьезный спад в секторе, связанный в том числе с ограничениями на государственном уровне. Так, если в 2020 г. было выдано лицензий на поставки на сумму менее 6 млрд евро, то годом ранее показатель превысил 8 млрд евро. Существенно сократился объем поставок за рубеж стрелкового оружия, а 98,5% таких лицензий пришлись на долю ЕС и НАТО.

Несмотря на эти усилия федеральное правительство не может довести уровень ограничений до тех, на которых настаивает оппозиция. Продиктовано это в том числе и положением федеральных земель, где в ряде городов, например, верфи — это градообразующее производство с закрытием которого большинство населения потеряет работу. В этой связи, как кажется, аргумент «Левой партии», обращенный на земельный уровень, будет работать слабо. Чего не скажешь о подходе «Зеленых», делающих акцент на нестабильности коалиции. В настоящий момент уже довольно активно ведется борьба за место следующего федерального канцлера. По данным конца декабря 2020 г., лидирует в этой гонке министр здравоохранения Й.Шпан (ХДС), однако представитель младшей коалиционной партии СДПГ О.Шольц также сохраняет шансы побороться за ключевой пост. Последний при этом всерьез рассматривает возможность полного изменения состава партнеров для формирования правительства, куда по его версии, могли бы войти «Зеленые». Впрочем, германские обозреватели полагают, что без поддержки сформировать т. н. «красно-зеленую коалицию» они не смогут, а потому для победы им потребуется большее сближение с «Левой партией», в том числе по внешнеполитическим вопросам.

52.2MB | MySQL:103 | 0,467sec