Израиль: досрочные выборы в Кнессет 24-го созыва. Часть 2

Коронавирус и предвыборные подарки

Несмотря на поголовную вакцинацию от коронавируса, ситуация с эпидемиологической точке зрения все время ухудшается. Хотя стоит отметить, что за 36 дней кампании вакцинации в Израиле (она началась 20 декабря 2020 г.) одну дозу вакцины получили 2 млн 586 тысяч 53 человека, почти четверть населения страны, а обе дозы 1 млн 99 тысяч 286 человек.

Судя по опубликованным официальным данным, в общей сложности с начала пандемии в стране было выявлено 605397 заразившихся. При этом в настоящий момент заражены 71333 человек,  4478 заболевших COVID-19 умерли. За последние сутки выявлено 4868 новых инфицированных. Еще не закончившийся январь был самым тяжелым по числу умерших от COVID-19. С начала года, по вчерашним данным, скончались 1036 человек. При этом самые большие проценты позитивных тестирований выявлены в городах с преимущественно ультрарелигиозным населением.

В этой связи 25 января, Биньямин Нетаньяху провел совещание с министром здравоохранения и его заместителем, главой СНБ, гендиректором Минздрава, координатором по борьбе с коронавирусом и другими. Министерство здравоохранения рекомендовало связать введение послаблений не с ежедневным приростом новых больных, а количеством пациентов в тяжелом и критическом состоянии. Поскольку в настоящее время сохраняется высокая нагрузка на больницы, Минздрав рекомендовал еще на неделю продлить режим локдауна. Глава правительства склонен принять это предложение Минздрава.

В тот же день, в полночь международный аэропорт имени Бен-Гуриона закрылся на карантин. Впервые Израиль прекратил принимать репатриантов и закрыл свои «воздушные ворота» перед гражданами страны. Ближайшей ночью посадку в аэропорту совершат несколько самолетов, вылетевших в Израиль до вступления в силу решения о закрытии аэропорта. Эта мера направлена на то, чтобы не допустить проникновения в Израиль новых штаммов коронавируса.  До 1 февраля отменены все входящие и исходящие коммерческие рейсы. Приостановлены лицензии крупных израильских авиакомпаний. Запрет касается также частных авиакомпаний. При этом  глава отдела общественного здравоохранения Шарон Альрои-Прайс на заседании законодательной комиссии Кнессета потребовала закрыть аэропорт имени Бен-Гуриона как минимум, на месяц.

По мнению большинства аналитиков, большинство данных запретов, связаны лишь с нагнетанием обстановки в стране и  попытками премьер-министра вновь отложить  заседания суда по рассмотрению его дел. При этом Биньямин Нетаньяху не оставляет попыток и добиваться нового голосования по вопросу о предоставлении ему иммунитета. Как сообщает газета «Гаарец» этим путем, а также путем постоянных требований отложить по разным поводам возобновление судебного процесса, Нетаньяху намерен избежать суда. Первая просьба об иммунитете была отозвана премьер-министром в январе 2020 года. Тогда Нетаньяху пришел к выводу, что у него нет шансов получить большинство и принял решение отозвать просьбу еще до созыва заседания комиссии Кнессета по регламенту, которая должна принять соответствующее решение.

В настоящий момент в окружении премьер-министра утверждают, что в прошлый раз процесс рассмотрения просьбы проходил с нарушениями процедуры, а с тех пор обвинительное заключение было изменено. Принятие окончательного решения по этому поводу зависит от юридического советника Кнессета Сагит Афик. Она должна постановить, имеет ли исправленное обвинительное заключение силу нового документа, который нужно предъявить спикеру Кнессета. И хотя в окружении Нетаньяху понимают, что удовлетворение просьбы о повторном рассмотрении прошения об иммунитете повлечет за собой иск в БАГАЦ, и шансы на победу там невелики. Однако в окружении главы правительства рассматривают любую отсрочку как еще один шанс для достижения цели.

Ведь главной целью Нетаньяху остается замораживание судебного процесса до завершения предвыборной кампании. В случае победы, позволяющей Нетаньяху сформировать коалицию из 61 мандата, глава правительства намерен инициировать принятие законопроекта о запрете на уголовное преследование премьер-министра до завершения каденции. Этим, вероятно, продиктованы и последние по времени политические шаги премьер-министра.

В частности, по мнению многих в политических кругах, именно Нетаньяху способствовал окончательному разрыву между Нафтали Беннетом и Бецалелем Смотричем. В окружении главы правительства заинтересованы в том, чтобы Смотрич баллотировался в Кнессет вместе с партией «Еврейский дом», лидер которой будет избран в ближайшие дни. По мнению Нетаньяху, «Ямина» во главе с Беннетом поборется с новой партией «Новая надежда», возглавляемой Гидеоном Сааром, за голоса светских правых и традиционалистов, а голоса религиозных сионистов получат Смотрич и «Еврейский дом». Нетаньяху, по всей видимости, рассчитывает, что после выборов и те, и другие окажутся в его правительстве и проголосуют за закон, защищающий его от судебного преследования.

Пока же Нетаньяху, в виде безвозмездной помощи обещает всем гражданам новые денежные «подарки», а партия Ликуд уже  рекламирует эти обещания в новом предвыборном ролике, в котором перечисляются будущие раздачи, после чего звучит заключительный слоган: «Политиков много — вождь один!».  Включая дорогостоящие бюджетные программы в свою предвыборную агитацию, Ликуд действует демонстративно и вызывающе, явно провоцируя юридического советника правительства на резкую реакцию и запрет денежных раздач накануне выборов. Еще до презентации программы Мандельблит предупредил министра финансов Каца о недопустимости использования государственной казны во благо одной партии и конкретных политических персон. Ролик Ликуда укрепляет подозрение, что вся «новая антикризисная программа» — не более чем предвыборный трюк, изначально рассчитанный на противодействие юристов. Обвиняемый в коррупции премьер-министр Нетаньяху лишний раз продемонстрирует своему электорату, как «никем не избранные чиновники» мешают ему заботиться о народе.

24 января, в партии Авода состоялись выборы председателя, на которых большинство голосов получила малоизвестная депутат Кнессета Мейрав Михаэли. Правом голоса обладали примерно 37 тысяч членов партии и до избирательных урн дошло не более четверти из них.  Голосовании было компьютеризированным и проходило на 100 избирательных участках, а также на 70 объектах голосования.

Новоизбранный председатель партии Авода Мейрав Михаэли тут же объявила министрам Амиру Перецу и Ицику Шмули, что они должны выйти из состава правительства, и если не уйдут в отставку добровольно, будет принято решение, которое принудит их сделать это. Стоит отметить, что предыдущий председатель партии Амир Перец,  еще 13 января объявил, что не будет баллотироваться в Кнессет 24-го созыва. Ицик Шмули долго размышлял, участвовать ли ему в праймериз в «Аводе», но в итоге 19 января отказался от этой идеи и сообщил о выходе из партии. Позже стало известно, что он ведет переговоры с «Кахоль-лаван» о переходе. А вот депутат Рам Шефа , в прошлом из «Кахоль-лаван2, объявил о намерении принять участие в праймериз в партии Авода на следующей неделе, на которых определится состав партийного списка на выборах в Кнессет 24-го созыва.

В других партиях и блоках пока не произошло видимых изменений и практически никто не знает в каком виде будут поданы списки в ЦИК в начале февраля. Однако опросы общественного мнения уже выявили следующие изменения: впервые за долгое время Лапид обходит Саара, союз Хульдаи и Лапида превращается во вторую по своему влиянию политическую партию страны, а Авода преодолевает электоральный барьер. Если бы выборы состоялись сегодня, политическая карта выглядела бы следующим образом: Ликуд — 32 мандата, «Еш атид2 — 18, «Новая надежда» — 14, «Ямина» — 10, Объединенный арабский список»- 10, «Еврейство Торы» — 7, ШАС — 6, НДИ — 6, МЕРЕЦ — 5, «Кахоль-лаван» — 4, «Израильтяне» — 4, Авода — 4.

Результаты опроса, проведенного институтом Камила Фукса по заказу «Хадашот 13», свидетельствуют об одновременном укреплении позиций и Ликуда, и «Еш атид». Партия Авода впервые преодолевает электоральный барьер, и лагерь противников Нетаньяху получает 65 мест в Кнессете. Партия «Ямина», так и не определившаяся со своим отношением к Нетаньяху, продолжает терять мандаты: согласно опросу, она получает всего 10 мест в Кнессете и становится лишь четвертой по величине парламентской фракцией. Даже вместе с партией «Ямина» лагерь Нетаньяху набирает только 55 мандатов, без нее — только 45.

Социологи проверили и варианты с созданием левоцентристских блоков. Единственный вариант, усиливающий весь лагерь, — это вступление Ципи Ливни в партию Лапида. В этом случае «Еш атид» вырастает до 22 мандатов, а лагерь сторонников Нетаньяху сокращается до 53 (включая «Ямину»). Однако мало вероятно, что Ципи Ливни захочет войти в «Кахоль-лаван» в гордом одиночестве, без собственной группы поддержки, а Лапид, теперь вообще не намерен с кем-либо делить свои безграничные правящие функции.

53.01MB | MySQL:103 | 0,442sec