Пакистан: перспективы экономического развития в условиях политической нестабильности

Уже имеется немало прогнозов по поводу того, каким может быть экономический рост Пакистана в 2008/09 финансовом году с учетом происходивших как в предыдущем финансовом году, так и в указанном году политических коллизий. Среди них следует отметить в первую очередь прошедшие в непростой политической обстановке 6 сентября президентские выборы. Победу на них одержал сопредседатель Пакистанской народной партии Асиф Али Зардари, муж трагически погибшей в конце 2007 г. Беназир Бхутто. Щекотливость ситуации заключается в том, что при жизни своей супруги ее муж вечно занимал максимум второстепенное положение, не являясь сильным политиком и не имея опыта политической борьбы.

Нельзя не сказать и о развале правящей коалиции 25 августа, что нанесло ощутимый удар по потенциальной дальнейшей консолидации политических сил в стране и усугубило неопределенность дальнейшего развития политической ситуации в Пакистане. Этот развал был результатом, в частности, грубого нарушения со стороны Зардари достигнутой ранее с Навазом Шарифом договоренности о выдвижении на выборы президента страны нейтрального кандидата, в то время как победивший президент выдвинул себя сам. А если вернуться к деятельности коалиции (точнее, коалиционного правительства) на раннем этапе, то нельзя не отметить факт выхода 12 мая этого года из состава правительства девяти министров — членов ПМЛ (Н) в знак протеста против несоблюдения ПНП достигнутых договоренностей о совместных с ПМЛ(Н) действиях.

Этот список можно было бы продолжить: события марта 2007 г. — жесткое противостояние президента Пакистана П. Мушаррафа и Главного судьи Верховного суда страны Ифтихара Мухаммада Чаудхри, массовые акции протеста в июне 2007 г. («Долгий марш» юристов), штурм в июле мечети Лал Масджид, в ходе которого погибли свыше 100 человек верующих, введение осенью прошлого года чрезвычайного положения и некоторые другие политические события. Но, конечно, едва ли можно сомневаться в том, что убийство в конце прошлого года одного из самых видных политиков Пакистана, бывшего премьер-министра Беназир Бхутто необычайно серьезно отразилось и на политической ситуации в стране, и на ее экономическом развитии. Массовые беспорядки по всей стране после этой трагедии и особенно в Синде (провинции, где всегда были наиболее сильны позиции ПНП) привели, в частности, к заметному снижению столь важной для национального хозяйства Пакистана инвестиционной активности иностранных бизнесменов.

Конечно, было бы некорректно видеть явно неблагоприятное развитие макроэкономической ситуации в стране лишь в свете показанных выше факторов политической нестабильности. Здесь сыграл свою роль целый комплекс негативных экономических факторов: продовольственный кризис в стране, явившийся следствием мирового продовольственного кризиса (общий рост цен на многие продовольственные товары, приведший в результате к заметному росту внутренних цен на них), рост мировых цен на энергоносители (Пакистан удовлетворяет свои потребности в сырой нефти за счет собственной добычи лишь на 18%), неблагоприятная конъюнктура на мировом рынке текстиля (основного экспортного товара и, соответственно, главного источника валютных поступлений в страну), налоговые послабления в бюджете, обусловившие сокращение его доходной части, снижение притока прямых иностранных инвестиций (связанное в первую очередь с нестабильностью политической обстановки в стране), ускоренный рост цен внутри страны на многие товары первой необходимости (не только продовольственные), рост впервые за последние 10 лет государственного долга и некоторые другие причины, о которых речь пойдет ниже.

Однако вернемся непосредственно к предполагаемому пакистанским правительством сценарию экономического развития в 2008/09 финансовом году.

Экономический рост составит 5,5% (отметим попутно, что в истекшем, 2007/08 финансовом году экономический рост составил 5,8%, в то время как предполагалось увеличение ВВП на 7,2%).

Сельскохозяйственное производство вырастет на 3,5% по сравнению с 1,5% в предыдущем году (планом был предусмотрен рост в размере 4,8%).

Промышленность вырастет на 6,1% по сравнению с 5,4% в 2007/08 г.

Экспорт предполагается увеличить на 16%, или до 23 млрд долл.

Импорт же должен вырасти не более чем на 6,5% и достигнуть 37,2 млрд долл. Предполагается, что это позволит постепенно снижать значительный торговый дефицит.

Общая сумма инвестиций в экономику страны составит 2.639 млрд рупий, что на 17% выше уровня прошлого года.

Доходы от пакистанцев, работающих за границей (а этот вид дохода становится все более важным фактором экономического роста), достигнет 7,7 млрд долл. Отметим, что в 2007/08 финансовом году они составили 6,5 млрд долл., а в 2006/07 г. – 5,5 млрд долл.

Предполагается, что инфляция (исчисленная и экстраполированная на базе индекса потребительских цен) будет на уровне 12% по сравнению с 10% в 2007/08 г. и 8% — в 2006/07 г. Однако здесь пакистанские эксперты делают четко обозначенную оговорку, которую можно расценивать как своего рода страховку, а именно — темпы роста инфляции в Пакистане будут существенно зависеть от колебания мировых цен.

Рост бумажно-денежной эмиссии будет на уровне 5,5%, т.е. будет соответствовать росту ВВП (что можно считать здоровой эмиссией, поскольку равноценно обеспечивает соответствующее расширение экономики страны).

Дефицит по текущим операциям составит 12,7 млрд долл. (7,2% ВВП).

Бюджетный дефицит не превысит 4,7% ВВП (в 2007/08 г. он составил 7%). По определению Мирового банка, этот параметр не должен превышать 5% для стран со среднеразвитой экономикой.

Еще раз хотелось бы подчеркнуть, что приведенные выше статистические данные представлены правительством Пакистана, в то время как автор этих строк, равно как и многие международные эксперты, зачастую придерживается иной точки зрения на перспективы экономического роста с учетом предполагаемого развития политической ситуации в стране.

Начнем с того, что в первую очередь вызывает сомнения основной макроэкономический параметр — рост ВВП. Это обусловлено как явно продолжающейся нестабильностью политической обстановки в стране (прежде всего отсутствие ощутимых позитивных результатов в борьбе с терроризмом и увеличение разногласий между ПНП и ПМЛ (Н)), так и нарастанием сложностей в экономической сфере — отсутствием подвижек в борьбе с продовольственным и энергетическим кризисами, инфляцией, явной настороженностью иностранных инвесторов в связи с дальнейшим вложением капиталов в национальное хозяйство страны и т.п. В подготовленном в середине сентября докладе Азиатского банка развития отмечается, что темпы экономического роста в Пакистане в 2008/09 г. составят максимум 4,5%.

Любопытно отметить для сравнения, что, как отмечается в этом же докладе, рост ВВП в Индии составит 7%, в Бангладеш – 5,9%, Афганистане – 8,3% (!), в среднем в Южной Азии – 6,7%, в Китае – 9,5%.

Возвращаясь к Пакистану, отметим, что, по мнению Мирового банка и МВФ, рост экономических показателей в стране не достигнет и 3,5%.Такой вывод был сделан экспертами этих двух международных организаций на основе более чем месячной работы в мае с.г. по изучению состояния национального хозяйства страны.

Едва ли удастся достичь и запланированного сельскохозяйственного роста. Продовольственный кризис пока что не преодолен, цены на продукты питания продолжают расти. Так, только за последнюю неделю июля они увеличились с 0,3 до 11% на различные категории продовольственных товаров. А в среднем за 2007/08 г. они возросли на 34%, и в настоящее время живущие ниже черты бедности (а таковых в Пакистане, по различным оценкам, насчитывается от 24 до 30% населения страны, которое составляло в начале 2008 г. 165 млн чел.) тратят на продовольствие от 70 до 80% своих доходов. И эта цифра будет расти.

В связи с острой нехваткой пшеницы в Пакистане предполагаются ее массированные закупки за рубежом, в первую в США и Канаде. Причем в Канаде — по ценам на 100 долл. за 1 тонну выше цен мирового рыка (импорт составит в общей сложности 750 тыс. тонн). США пока что согласились экспортировать 460 тыс. тонн пшеницы и выделить около 120 млн долл. на преодоление продовольственного кризиса.

Кроме того, ожидается заметное сокращение производства хлопка – главного экспортного товара, являющегося также основой для функционирования текстильной промышленности в стране, — до 12 млн кип вместо запланированных в начале июля с.г. 14 млн (в 2007/08 г. его производство составило 11,6 млн кип, в то время как по плану было 14,1 млн.). Естественно, что реально прогнозировать рост или падение сельскохозяйственного производства крайне сложно, поскольку это связано с погодными условиями, которые в Пакистане весьма неустойчивы (наводнения или засухи случаются весьма часто и напрямую влияют на урожаи сезонов хариф и раби).

Серьезный негативный отпечаток на экономический рост в стране наложило неуклонно растущее увеличение цен на энергоносители, что, несомненно, будет по цепочке сказываться и дальше на развитии различных сфер национального хозяйства Пакистана. Так, в 2007/08 г. затраты на импорт нефти возросли на 55% и достигли 11,4 млрд долл. (при общем объеме импорта в указанном году в размере 39 млрд долл.). Ряд пакистанских экспертов в области экономики, анализируя во второй половине июня текущего года реальную ситуацию в целом в указанном году (информация в основном экономическом документе страны – Pakistan Economic Survey – дается по итогам деятельности за 9 месяцев текущего года – июль-март — с экстраполяцией на последующие 3 месяца, апрель-июнь) и делая прогноз на 2008/09 г., пришли к выводу, что затраты на импорт нефти в перспективе могут составить 22 млрд долл.

Этот негативный фактор окажет, несомненно, отрицательное воздействие на промышленный рост. Пока что трудно сказать, сможет ли промышленный сектор экономики достичь запланированного роста в размере 6,1%, но указанные энергетические трудности в совокупности с ростом внутренних цен на электроэнергию, а также уже явно наметившееся снижение производства хлопка (являющегося сырьем для основной отрасли индустрии — текстильной) однозначно не будут способствовать ускоренному развитию промышленного производства.

В условиях политической нестабильности и ее неопределенности в будущем происходит сокращение вложения иностранных инвестиций в экономику страны — прямые капиталовложения сократились в 2007/08 г. на 14% и составили 5,2 млрд долл. Что касается портфельных инвестиций, то уже в июле этого года (первый месяц 2008/09 финансового года) наблюдался их отток. По предварительным данным, этот вид капиталовложений сократился на 150 млн долл., что, как отмечает пакистанский источник, «свидетельствует о полном отсутствии доверия со стороны инвесторов». А эксперты Инвестиционной службы Моодис после анализа в середине июня с.г. ситуации в Пакистане в сфере капиталовложений прямо заявили, что «слабость политического руководства, политическая напряженность, явные провалы в правовой системе подрывают доверие инвесторов и усиливают инвестиционные риски».

И в настоящее время, и в перспективе (с учетом вышесказанного) пакистанскому руководству в лице уже функционирующего полгода премьер-министра Гилани и нового президента Зардари будет уже весьма затруднительно ссылаться на кардинальные ошибки как в сфере экономики, так и в проведении политической линии на бывшего премьера Шауката Азиза (профессионального экономиста) и его правительство, или на ушедшего в отставку президента П. Мушаррафа, или на них обоих. Прошло уже достаточно времени, чтобы сегодняшние руководители страны продемонстрировали реальную готовность не только выйти из политического кризиса, но и наметить конкретные шаги по улучшению ситуации в национальном хозяйстве Пакистана.

В сложившейся сложной экономической обстановке, когда, в частности, стала очевидной невозможность обеспечить рост валютных поступлений за счет экспорта, пакистанскому руководству не оставалось ничего лучшего, чем расходовать валютные резервы страны, что, естественно, обескровливало экономический потенциал пакистанского государства. Наивысшей отметки этот параметр достиг 31 октября 2007 г. – 16,5 млрд долл. А затем объем валютных резервов стал неуклонно снижаться – до 12,8 млрд долл. в конце апреля 2008 г., 10,8 млрд долл. в середине июля с.г., уже 10,5 млрд в конце июля, а в середине сентября он упал до критической отметки в 8,9 млрд долл. Трудности с валютой в стране достигли такой степени, что Пакистан был вынужден обратиться с просьбой к Саудовской Аравии об отсрочке платежей за поставляемую Исламабаду нефть.

О сложностях в экономике страны свидетельствует и такой факт, что с 20 сентября с.г. вплоть до конца этого финансового года (30 июня 2009 г.) по указанию министра экономики и финансов Сайеда Навида Камара были отменены все государственные субсидии, независимо от их направленности. Естественно, что в первую очередь это негативно скажется на развитии сельского хозяйства, где было предоставлено наибольшее число различного рода субсидий, а также на положении наиболее бедных слоев населения, которым были предоставлены потребительские субсидии на отдельные виды товаров, в первую очередь продовольственные.

Пожалуй, одним из запланированных и реально выполнимых в перспективе параметров окажутся поступления от пакистанцев, работающих за границей. Об этом свидетельствует неуклонный рост такого рода доходов в предыдущие годы, реально повышающий благополучие малообеспеченных, как правило, слоев населения Пакистана. Как отмечалось выше, поступления от пакистанцев из-за рубежа в 2006/07 г. составили 5,5 млрд долл., а в следующем, 2007/08 г. – 6,5 млрд. В этой связи увеличение указанного параметра в 2008/09 г. на 1,2 млрд долл. (до 7,7 млрд долл.) не следует считать чем-то ирреальным. Тем более что рост цен на энергоносители вовсе не влияет негативно (а скорее всего позитивно) на заработки пакистанцев, работающих преимущественно в арабских нефтедобывающих государствах, хотя, если рассматривать распределение этих работников по странам, то здесь лидируют США. Оттуда в 2007/08 г. в Пакистан поступило 1,762 млн долл. Далее следуют Саудовская Аравия – 1,251 млн долл., ОАЭ – 1,090 млн долл., Бахрейн, Кувейт, Катар и Оман, вместе взятые, – 983 млн долл., Великобритания – 459 млн долл., Европейский союз – 177 млн долл.

И еще об одной проблеме хотелось бы сказать. Это – неуклонное снижение стоимости пакистанской рупии по отношению к основным мировым валютам, в первую очередь к доллару. Если в период нахождения у власти Мушаррафа (когда, кстати сказать, рост экономики составлял 6-7%) курс рупии оставался практически на одном уровне – примерно 60 рупий за 1 доллар США, то с конца 2007 г. началось постепенное падение пакистанской рупии – в январе 2008 г. курс упал до отметки 62,5 рупии за 1 долл., в феврале – превысил уровень в 63 рупии, в мае – 68 рупий, в августе – 72 рупии, а в середине сентября курс рупии к 1 доллару упал до рекордной отметки в 77 рупий.

В порядке информации отметим, что, по состоянию на 20 сентября 2008 г., курс пакистанской рупии составлял по отношению к евро – 112 рупий, фунту стерлингов – 142 рупии, йене – 0,72 рупии.

Мы умышленно не касались здесь вопросов выполнения бюджета на 2008/09 г., поскольку эта информация может быть более или менее доступна в предварительном порядке лишь по истечении как минимум полугодия текущего финансового года, т.е. после 1 января 2009 г. Но это уже будет темой отдельной статьи.

62.89MB | MySQL:102 | 0,631sec