Израиль: о приватизация порта Хайфы

Приватизация средиземноморского порта Хайфы, самого крупного в Израиле, началась в конце 2019 года. Это второй раз, когда государство принимает решение о приватизации порта. Вначале был приватизирован  порт Эйлата на Красном море, который был куплен братьями Накиш в 2013 году примерно за 120 млн шекелей. В отношении новой приватизации было объявлено, что нужна компания или группа компаний с опытом эксплуатации морских терминалов и с долей участия в иностранном порту не менее 30%. Новый владелец порта, будет конкурировать с частным китайским портом, строящимся в данный момент в Хайфе.

Порт в Хайфе существовал кажется всегда. Впервые он упомянут официально в истории в 104 г. до н.э. , когда Птолемей из Кипра высадился в этом порту , чтобы сражаться с иудейским царем из династии Хасмонеев Александром Яннаем. Затем уже в 1100 году, когда крестоносцы завоевали Хайфу и порт служил главным портом для столицы Галилеи, Тверии. Британцы, правившие Палестиной после Первой мировой войны, первыми построили современный порт в Хайфе, который был открыт 31 октября 1933 года.

В 2005 году порт Хайфы начал работать как независимый орган в рамках реформы портов, в результате которой Управление судоходства и портов было разделено на четыре государственные компании. Haifa Port Company, Ashdod Port Company и Eilat Port Company — это операционные компании, которые сдают в аренду порты и осуществляют портовую деятельность (Eilat Port Company была приватизирована в 2013 году ), а также Israel Ports Company, которая владеет активами во всех портах и отвечает за развитие и обслуживание портов.

25 октября 2010 года состоялось торжественное открытие новой части хайфского порта — «Терминал Кармель», который включал в себя строительство современной контейнерной площадки, современного воротного комплекса, внедрение новой компьютерной системы для управления контейнерным терминалом и строительство еще одного самого большого дока. Длина новой пристани составила около 850 метров, а ширина — около 370 метров. Имеется 6 мостовых кранов и 12 кранов с электрозатвором . Открытия терминала позволило заходить в порт более крупным судам, что привело к удвоению объема контейнерных перевозок.

В 2015 году на конкурсе по строительству новых частных портов победу одержала китайская портовая компания Shanghai International Ports (SIPG). Строительство нового порта идет ускоренными темпами напротив «старого» порта в Хайфе. Планируется, что он вступит в строй в 2021 году.

После объявления о планах приватизации Управление государственных компаний открыло прием заявок от компаний и консорциумов, желающих принять участие в приватизации порта Хайфы. На первом этапе речь идет о возможности получить финансовые показатели порта и информацию о его деятельности. Подача обязывающих заявок будет открыта в феврале 2021 года.

Министр Давид Амсалем, возглавляющий Управление государственных компаний, курирующий данный вопрос заявил, что «компания порта Хайфы является стратегическим национальным активом Государства Израиль. Процесс продажи проходит наилучшим образом и вызвал большой международный интерес». Директор Управления государственных компаний Янки Куинт пришел к выводу, что «приватизация порта и появление стратегического инвестора укрепят и улучшат компанию и будут способствовать ускоренному развитию бизнеса во всем регионе».

По мнению государства, конкуренция между портами снизит цены на разгрузку и погрузку и уменьшит общие затраты. Приватизация включает в себя выход на пенсию около 200 портовых рабочих, на что будет потрачено около 2,7 млн шекелей на каждого рабочего, иммунитет от увольнений в течение 10 лет и государственную систему социальной защиты в размере до 70% их заработной платы. Маршрутизаторы компании их около 100 (морской отдел) — переданы в прошлом месяце компании Israel Ports Company, которая создает два дочерних предприятия — одно в Хайфе, а другое в Ашдоде, — каждое из которых будет обслуживать всех участников.

Согласно СМИ, о своем намерении бороться за покупку порта заявили «Израильские судоверфи» в консорциуме с холдингом DP из ОАЭ, компания «Гадот химикалим» совместно с крупной французской компанией из сектора логистики, а также фонд Generation Capital.

Израильская компания «Гадот михалийот» и индийский холдинг AdaniI Group, являющийся оператором морских портов в Азии и Австралии, также создали консорциум для участия в борьбе за приватизацию порта Хайфы. Adani Group, одна из крупнейших инфраструктурных групп владеет десятью морскими портами в Индии, Австралии и Восточной Азии.

Ранее о своих намерениях заявили «Маспенот Исраэль» с холдингом DP World из ОАЭ, «Шемен таасийот» с бельгийским Europort, «Эли Тилес» с турецким Yilport и еще двумя партнерами, израильский холдинг «Мадлан» с американской компанией SSA Marine. Также заявки поступали от компаний «Мивтах Шамир» и «Клаль таасийот» Лена Блаватника, компании «Шафир андаса», фонда Keystone, холдинга семьи Унгер совместно с фондом Generation Capital, компаний «Таавура» и «Маман».

По условиям тендера, первый миллиард шекелей из средств, вырученных за приватизацию порта, будут инвестированы в его развитие. Каждый шекель сверх этого пойдет в государственную казну.

Как стало известно на днях базирующаяся в Объединенных Арабских Эмиратах корпорация DP World, являющаяся одним из крупнейших операторов морских портов в мире и ее израильский партнер, «Маспенот Исраэль», получила от израильских властей допуск к участию в приватизации Хайфского порта, в результате чего они получили всю  его финансовую и иную документацию, необходимую для подготовки предложения о покупке.

Между тем турецкий оператор морских портов Yildirim Holding AS направил официальным израильским структурам жалобу на несправедливое отношение. По словам представителей турецкого оператора, предъявляемые к нему требования «очень озадачивают». Yildirim Holding AS входит в консорциум с израильским бизнесменом Эли Тилесом, американской компанией в сфере логистики GraeStone Logistics LLC и оператором пассажирских терминалов Global Port Holding Plc. Турецкие представители подчеркивают, что их компания имеет допуск к управлению портами в Евросоюзе и США, и что компания из ОАЭ успела получить допуск к тендеру в Израиле раньше, чем высохли чернила на соглашении о нормализации отношений.

В принципе данное решение израильских властей, вполне понятно и логично. Подписанные недавно договора с арабскими странами должны быть как можно быстрее наполнены большими экономическими проектами, чтоб показать все остальным, что дружба ч Израилем это очень выгодно. А вот взаимоотношения с Турцией, хоть и сдвинулась с мертвой точки, еще не перешли в разряд ни «хороших» ни тем более стратегических. Так что скорее всего вопрос о приватизации порта Хайфы будет решен в пользу арабских инвесторов.

51.45MB | MySQL:101 | 0,323sec