Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (15-21 сентября 2008 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Израиле и вокруг ядерной программы Ирана. 17 сентября на выборах лидера партии Кадима — ведущей силы нынешней израильской правительственной коалиции – победу одержала министр иностранных дел Ципи Ливни. Это дает ей возможность сформировать новый состав кабинета министров и стать главой правительства. Руководитель МАГАТЭ М. аль-Барадеи представил очередной доклад по иранской ядерной программе, в котором говорится, что ИРИ продолжает наращивать свои возможности по обогащению урана. У Агентства также имеется ряд невыясненных вопросов по характеру ядерных исследований, проводимых в Иране.

Новый лидер партии Кадима Ц. Ливни проводит консультации с различными политическими партиями Израиля по формированию нового правительства. Премьер-министр страны Э. Ольмерт 21 сентября подал президенту Израиля Ш. Пересу прошение об отставке, которое было удовлетворено. Вместе с тем, Ольмерт продолжит исполнять свои обязанности вплоть до создания в Израиле нового кабинета министров. Ц. Ливни, в случае, если ей будет поручено формирование нового правительства, по закону получит для этого шесть недель. Если же новый кабинет министров не будет создан за 42 дня, то стране в течение трех месяцев должны пройти внеочередные выборы премьер-министра и депутатов Кнессета. По оценкам политиков и экспертов, создание устойчивой правительственной коалиции представляется очень трудной задачей по причине серьезных противоречий и соперничества между израильскими политическими партиями и их лидерами. Отметим, что руководство находящейся в оппозиции правой партии Ликуд (лидер Б. Нетаньягу), которая в настоящее время лидирует в опросах общественного мнения, настаивает на скорейшем проведении досрочных выборов.

В сфере внешней политики Ц. Ливни заявила о намерении продолжить мирные переговоры с палестинцами и Сирией. В свою очередь, в Дамаске выразили надежду на то, что Ливни “не сойдет с пути, проложенного Ольмертом”. Руководители Палестинской национальной администрации приветствовали избрание Ц. Ливни лидером Кадимы и заявили о своей уверенности в продолжении Израилем курса на урегулирование ближневосточного конфликта. Руководство же радикального движения ХАМАС заявило, что перестановки на политической арене Израиля “нас не касаются”.

В докладе руководителя МАГАТЭ М, аль-Барадеи сообщается, что в настоящее время эта организация “не располагает никакой информацией о фактическом проектировании или изготовлении Ираном компонентов из ядерного материала для ядерного оружия”, а также “о связанных с этим ядерных физических исследованиях. Вместе с тем, в документе говориться, что МАГАТЭ, “к сожалению, не имело возможности достигнуть какого-либо существенного прогресса в отношении предполагаемых исследований и других, связанных с ними остающихся ключевых вопросов, которые по-прежнему продолжают вызывать серьезную озабоченность”. В этой связи Ирану предлагается предоставить Агентству обоснованную информацию, доказывающую мирную нацеленность его ядерной программы, а также обеспечить международным инспекторам доступ “к соответствующей документации и отдельным лицам”. В противном случае МАГАТЭ “не будет иметь возможности обеспечить надежную уверенность в отсутствии незаявленных ядерных материалов и деятельности в Иране”. В документе говорится и о наращивании ИРИ мощностей по выработке обогащенного урана: с мая с. г. число центрифуг увеличилось с 3300 до 3820, а на заводе в Натанзе осуществляется сборка еще 2000 центрифуг. Таким образом, речь фактически идет об игнорировании Тегераном требований резолюций Совета Безопасности ООН и продолжении блокирования попыток международного сообщества ознакомиться с рядом вопросов, касающихся ядерной программы, особенно в сфере научно-исследовательской деятельности.

США, Великобритания и Франция выступают за введение новых санкций против Ирана, мотивируя свою позицию тем, что эта страна не выполняет требования СБ ООН, а МАГАТЭ “так и не смогло продвинуться в расследовании некоторых аспектов иранской ядерной программы, а это не может не беспокоить”. В то же время Россия и Китай выступают против новых санкций. При этом в МИД РФ считают, что Тегерану необходимо принять меры по восстановлению доверия к мирному характеру его ядерной программы и продолжать взаимодействие с МАГАТЭ. Китай же полагает, что “санкции не являются способом урегулирования проблемы”. На состоявшейся 20 сентября в Вашингтоне встрече представителей международной “шестерки” (5 постоянных членов СБ ООН и Германия) не удалось выработать новые подходы к решению проблем, связанных с иранской ядерной деятельностью. Стороны ограничились повторением прежних предложений по предоставлению ИРИ технического содействия и торговых льгот в обмен на отказ от обогащения урана. В свою очередь, президент Ирана М. Ахмадинежад вновь подтвердил отказ своей страны от прекращения работ по обогащению урана.

На прошедшей неделе в Иране прошли крупнейшие учения ВВС и сил ПВО. Иранские военные утверждают, что подобные учения проводились в ИРИ впервые. На них, в частности, отрабатывались задачи по воспрепятствованию проведению воздушной разведки территории Ирана и защиты различных объектов страны от ударов воздушного противника.

16 сентября руководитель иранского государства А. Хаменеи возложил на Корпус стражей исламской революции решение задач по охране и обороне прибрежных районов страны, в т. ч. объектов нефтегазовой отрасли в Персидском заливе. Силы КСИР также будут отвечать за патрулирование акваторий Персидского залива, Ормузского пролива и Оманского залива.

Сложная, с элементами напряженности сохраняется обстановка в Пакистане. 20 сентября в Исламабаде совершен крупный теракт: в результате подрыва боевиком-смертником автомашины, начиненной взрывчаткой, у гостиницы “Мариотт” погибли, по меньшей мере, 54 человека и получили ранения свыше 270 человек. Власти обвинили в случившемся талибов и “Аль-Каиду”. Ранее, 18 сентября на северо-западе страны в районе Верхний Дир боевики захватили здание школы, где находилось 300 учеников. Однако в результате оперативных действий сил правопорядка школьники были быстро освобождены. В районах, прилегающих к границе с Афганистаном, боевиками совершено несколько нападений на правительственные войска.

Командование пакистанской армии отдало приказ открывать огонь по иностранным военнослужащим, если они попытаются без разрешения проникнуть на территорию страны. Речь, прежде всего, идет об американских военных, которые неоднократно, в т. ч. и на прошедшей неделе, наносили воздушные удары по объектам на территории Пакистана или намеревались провести операции силами наземных подразделений. Председатель Комитета начальников штабов ВС США адмирал М. Муллен 17 сентября провел в Исламабаде переговоры с премьер-министром Пакистана Ю. Р. Гилани и высшими чинами пакистанской армии. Обсуждались вопросы снятия напряженности в двусторонних отношениях, вызванных последними действиями американских военных на территории Пакистана. Сообщается, что пакистанские руководители заявили Муллену о контрпродуктивности практики проведения боевых операций подразделениями ВС США на территории страны.

Президент Пакистана А. А. Зардари совершил на минувшей неделе первую зарубежную поездку в Великобритании. На переговорах с премьер-министром Г. Брауном обсуждалась ситуация в Афганистане и Южной Азии, проблемы борьбы с терроризмом и пакистано-британские отношения.

20 сентября А. А. Зардари в обращении к парламенту выступил за ограничения полномочий главы государства. В частности, речь шла об отмене права президента распускать парламент и отправлять в отставку правительство. Зардари подчеркнул, что Пакистан не потерпит нарушения своего суверенитета другими государствами под предлогом борьбы с терроризмом, пообещал искоренить в стране экстремизм и терроризм, высказался за продолжение переговорного процесса по урегулированию отношений с Индией.

Министр обороны США Р. Гейтс посетил 16 сентября Кабул. Главной темой его переговоров с президентом Афганистана Х. Карзаем стали вопросы, связанные с участившимися случаями гибели мирных жителей от ударов авиации коалиционных сил. Гейтс сообщил, что вашингтонская администрация пересматривает стратегию нормализации обстановки в Афганистане. Командующий многонациональными силами в стране американский генерал Д. Маккарнан заявил, что он отдал ряд распоряжений, которые должны способствовать снижению потерь гражданского населения от действий авиации союзников. Генерал также сообщил, что в связи с растущей активностью боевиков движения Талибан, в Афганистан необходимо направить значительные подкрепления (до 20 тыс. чел.). Между тем, по данным ООН, потери среди мирных жителей в стране в 2008 г. достигли 1445 человек, из них 800 (55 проц) погибли от рук талибов, а 645 (45 проц) – от действий иностранных и афганских правительственных войск. Причем 395 человек (60 проц от последнего числа) погибли в результате ударов авиации союзников.

Сложная внутриполитическая обстановка сохраняется в Ираке. В обостренном состоянии продолжают находиться отношения между арабами и курдами. Глава курдской автономии М. Барзани обвинил багдадские власти в дискриминации курдов, в усиливающемся недоверии к ним, особенно при наборе в армию и другие силовые структуры. Барзани высказался против поспешного вывода из страны войск США, т. к. это, по его мнению, приведет к “катастрофическим последствиям”. 19 сентября парламент Ирака вновь отложил голосование по проекту закона о выборах в советы провинций. Причина прежняя: отказ курдских депутатов предоставить в Киркуке равные квоты для курдов, арабов и туркоманов.

Премьер-министр Ирака Н. аль-Малики заявил, что переговоры о заключении договора о стратегическом партнерстве с США сталкиваются с “серьезными и опасными препятствиями”. По словам аль-Малики, американцы все еще не ответили на иракские предложения, которые направлены на соблюдение суверенитета Ирака. При этом в Багдаде проявили гибкость и в ответ ожидают гибкости от Вашингтона.

16 сентября генерал Рэймонд Одьерно сменил генерала Дэвида Петрэуса на посту командующего войсками США в Ираке. До этого Одьерно 15 месяцев был заместителем Петрэуса, который вскоре займет пост командующего силами Объединенного центрального командования ВС США. В зону ответственности ОЦК входят 25 стран Ближнего и Среднего Востока, Центральной Азии и Северо-Восточной Африки, в т. ч. Ирак и Афганистан.

В Ливане 16 сентября прошла первая встреча в рамках общенационального диалога. На ней присутствовали лидеры 14 ведущих политических партий и движений, лидеры парламентских блоков, подписавших в мае с. г. декларацию о примирении. Участники встречи договорились “начать конструктивный и открытый диалог по выработке национальной оборонительной стратегии”. Это вопрос “все стороны сочли первостепенным”. Причем главным здесь является поиск компромиссного решения по проблеме сохранения военной структуры и вооружения у движения “Хизбалла”. Была достигнута договоренность воздерживаться “от политических провокаций на политической сцене и в СМИ”. Второй раунд переговоров назначен на 5 ноября. Учитывая очень серьезные, зачастую принципиальные разногласия между различными ливанскими политическим силами по таким вопросам, как оружие “Хизбаллы”, новый закон о выборах и др., достижение компромиссов в ближайшее время представляется крайне маловероятным.

17 сентября в столице Йемена Сана совершено нападение на посольства США. В результате подрыва автомобиля, начиненного взрывчаткой, и обстрела дипмиссии, погибли 19 человек. Ответственность за совершенную акцию взяла на себя группировка “Организация исламского джихада”, принадлежащая, как заявили ее представители, к террористической сети “Аль-Каида”. Террористы потребовали от властей освобождения из тюрем своих соратников, угрожая в противном случае новыми акциями.

Приложение

Республика Джибути: вопросы обеспечения безопасности

Джибути, располагаясь в районе Аденского залива Аравийского моря и Баб-эль-Мандебского пролива, соединяющего Красное и Аравийское моря, занимает выгодное географическое и важное военно-стратегическое положение на стыке Африки и Азии вблизи главнейших морских коммуникаций, связывающих Европу, Азию и Африку. Местонахождение страны в районе хронической военно-политической нестабильности и перманентных вооруженных конфликтов различной интенсивности, сложные, а порой напряженные отношения с соседними государствами, сохраняющиеся противоречия между двумя основными этническими группами населения – исса и афарами определяют политику руководства Джибути в вопросах обеспечения национальной безопасности.

Обладая крайне ограниченными людскими, экономическими, финансовыми и военными возможностями, республика не в состоянии самостоятельно решать задачи по защите от внешних угроз. Данный фактор имеет определяющее значение при решении вопросов, связанных с обеспечением национальной безопасности Джибути. Руководство страны изначально сделало выбор в пользу опоры на Францию в деле защиты суверенитета и территориальной целостности страны от посягательств соседних государств, решения задач создания и поддержания в боеготовом состоянии национальных вооруженных сил. В день провозглашения независимости 27 июня 1977 г. Джибути и Франция подписали договор о дружбе и сотрудничестве, который предусматривает оказание французской стороной военной помощи в случае, если республика подвергнется агрессии. Одновременно было заключено соглашение о военном сотрудничестве, предусматривающее оказание Францией помощи в создании и обучении джибутийской армии. На территории Джибути оставалась французская военная база, которая в настоящее время является крупнейшим объектом вооруженных сил Франции в Африке. В Джибути размещено ок. 2,8 тыс. военнослужащих, 8-10 истребителей “Мираж” 2000, а также корабли ВМС (их состав периодически меняется). На обозримую перспективу Франция намерена сохранить свое военное присутствие в Джибути.

В последние годы заметное развитие получили военно-политические связи Джибути с США. Проведение международной антитеррористической операции в Афганистане и военной операции в Ираке обусловили усиление внимания со стороны Вашингтона к Джибути. В 2002 г. в рамках Объединенного центрального командования ВС США было создано Объединенное тактическое командование американских вооруженных сил в районе Африканского Рога (ОТКАР, Combined Joint Task Force – Horn of Africa). В зону его ответственности вошли Джибути, Йемен, Кения, Сомали, Судан, Эритрея и Эфиопия. Штаб ОТКАР расположен в Кэмп-Лемонере (Джибути). С 2002 г. на территории страны находится антитеррористический центр США — опорная база американских ВС по борьбе с терроризмом в районе Африканского Рога и юга Аравийского полуострова. С территории республики американцы в конце 2006 г. оказывали содействие армии Эфиопии в войне против исламистов в Сомали, а в 2007 г. американские самолеты наносили удары по базам террористов на сомалийской территории. США используют Джибути и в качестве базы беспилотных разведывательно-ударных летательных аппаратов “Предатор”. Командование ВС США намерено проводить на территории республики мероприятия по подготовке войск к боевым действиям в условиях пустыни. Американские инструкторы в Джибути обучают местных военнослужащих, а также военных из Йемена, Кении и Эфиопии. Общая численность контингента ВС США, дислоцированного в республике, составляет ок. 1700 человек.

В настоящее время в целом нормальные отношения существуют у Джибути с эфиопским руководством. Вместе с тем, действия различных эфиопских повстанческих группировок периодически приводят к напряженной ситуации в районе границы с этой страной. Особо подчеркнем, что Эфиопия в очень большой степени зависит от порта Джибути, через который проходит подавляющая часть ее внешнеторгового оборота.

В то же время отношения между Джибути и Эритреей складываются непросто. Эритрейское руководство обвиняло Джибути в поддержке Эфиопии во время эфиопско-эритрейского конфликта 1998-2000гг. В начале 2008 г. эритрейцы инициировали вооруженный пограничный конфликт в прибрежном районе Рас-Думейра. Джибути обратилась в Совет Безопасности ООРН, обвинив соседнюю страну в агрессии. В поддержку Джибути выступили Франция, США и Лига арабских государств. Разрастание конфликта удалось предотвратить.

По мере возможностей Джибути принимает участие в посредничестве между различными сомалийскими группировками.

Добрососедские отношения поддерживаются с Йеменом, свидетельством чему является проект сооружения моста между двумя странами через Баб-эль-Мандебский пролив.

В целом руководству Джибути благодаря умелому и прагматическому курсу, а также опоре на внешние силы, прежде всего на Францию, а в последние годы и США удалось не только сохранить независимость республики, но и упрочить ее внешнеполитическое положение.

Унаследованное от колониального прошлого межэтническое соперничество двух основных групп населения — исса и афаров наложило глубокий отпечаток на всю историю независимого Джибути.

Территориально афары проживают в основном в северо-западных районах страны, а исса — в столице и ее пригородах, а также вблизи границ с Эфиопией и Сомали. При этом районы проживания исса являются в экономическом отношении наиболее развитыми. С первых лет независимости исса занимали ключевые посты в правительстве, государственном аппарате и армии. В начале 1990-х гг. противоречия между двумя народностями переросли в затяжной вооруженный конфликт, первоначально вспыхнувший на юго-западе республики. Причем ситуация обострилась притоком большого числа беженцев из Сомали и Эфиопии, где также происходили внутренние конфликты. Борьбу с властями возглавил созданный афарми Фронт восстановления единства и демократии (ФВЕД). Его лидеры выступили за создание самостоятельного государства афаров на севере страны. Правительство обратилось к Франции с просьбой о предоставлении военной помощи, мотивируя это тем, что отряды оппозиции действуют с территории Эфиопии. Однако французы отказали, заявив, что конфликт носит внутренний характер.

В декабре 1994 г. после длительных и трудных переговоров правительство и представители умеренного крыла ФВЕД подписали соглашение о мире и примирении. Представители Фронта вошли в состав Совета министров. Боевые действия прекратились. Однако радикальное крыло ФВЕД отказалось признать соглашение и продолжило борьбу. В 1997-1998 гг. отряды экстремистов эпизодически совершали вооруженные вылазки. В мае 2000 г. правительство и радикальное крыло ФВЕД достигли соглашения о прекращении огня, а в мае 2001 г. – стороны подписали мирный договор.

Руководство Джибути, учитывая ограниченные людские и финансово-экономические возможности страны, никогда не стремилось к созданию крупной армии, оснащенной большим количеством современной военной техники. В настоящее время национальные вооруженные силы насчитывают всего 9,85 тыс. человек. Военный бюджет в 2007 г. был равен 26 млн долларов. По своей численности, технической оснащенности и уровню подготовки ВС Джибути в состоянии решать лишь задачи по поддержанию безопасности и общественного порядка в стране, но не могут обеспечить защиту страны от нападения извне. Исходя из этого, правительство Джибути в вопросах защиты государства от внешней агрессии и в дальнейшем будет полагаться главным образом на военную помощь Франции и США. Участие армии в политической жизни республики носит ограниченный характер. Военнослужащим запрещено заниматься политической деятельностью, состоять в партиях, общественных и профсоюзных организациях.

Таким образом, на обозримую перспективу для Джибути основной задачей в области обеспечения внешней безопасности государства по-прежнему останется избежание втягивания в вооруженные конфликты, происходящие в соседних странах. При этом руководство республики продолжит курс на сохранение тесных военно-политических связей с Францией, и не будет инициировать вопрос о ликвидации французской военной базы на территории Джибути. Дальнейшее развитие получат военно-политические связи с США. Определяющее воздействие на ситуацию внутри Джибути будет оказывать характер взаимоотношений между афарами и исса, способность руководителей обеих общин продолжить курс на национальное примирение.

52.3MB | MySQL:103 | 0,499sec