Ситуация в Турции: январь 2021 г.

В предыдущей статье мы указывали на тот факт, что положение дел на внешнеполитическом векторе деятельности официальной Анкары ставит в новом году перед турецким руководством первостепенные сложные задачи, оперативное решение которых потребует значительных усилий всех министерств и ведомств. Основная нагрузка в этом сложном процессе налаживания ощутимо разбалансированных отношений со своим стратегическим партнером и союзником по НАТО США, а также с Евросоюзом ложится на МИД страны. Мы говорили о том, что именно от этого ведомства потребуется очень тонкая дипломатическая эквилибристика между партнерами и союзниками с целью реализации амбициозных региональных и глобальных интересов Анкары, которая готовится отмечать в 2023 году знаменательную дату — 100-летие со дня образования Турецкой Республики.

Реальное развитие событий в начале нового года подтвердило наш прогноз. После обмена серией жестких заявлений, граничащих с личными оскорблениями (дуэль Эрдоган – Макрон), турецкая дипломатия сменила тон на американском и западноевропейском направлениях и сделала диалог ключевым словом в общении с западными партнерами. В частности, министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу подчеркнул, что турецкое правительство хочет «предсказуемых» двусторонних связей и хорошего диалога с новой администрацией США, несмотря на существующие проблемы между двумя союзниками, включая покупку республикой систем С-400 у России и продолжающуюся американскую поддержку YPG (сирийские курды) в Восточной Сирии. «Мы хотим предсказуемых связей с США в новую эру. Решение проблем сделает наши отношения более здоровыми, хотя мы знаем, что решить все эти проблемы сразу непросто. Но мы должны, по крайней мере, договориться о стремлении к согласию по этим вопросам», — отметил глава турецкого дипломатического ведомства. В первую тройку проблем М.Чавушоглу включил также отказ США выдать Фетхуллаха Гюлена, которого турецкие власти считают организатором попытки военного переворота в стране в 2016 году.

Официальные отношения с новой администрацией будут установлены после инаугурации Джо Байдена в качестве 46-го президента США, сообщил М.Чавушоглу, подтвердив готовность Анкары открыть новую главу в отношениях с Вашингтоном. «Мы хотим быть в хорошем диалоге и сотрудничестве с новой администрацией в 2021 году. Мы надеемся, что они также будут стремиться к такому же пониманию важности этого вопроса», — сказал он. Министр также сообщил, что обе страны договорились провести технические переговоры по поводу санкций, введённых Вашингтоном в отношении Анкары из-за покупки российских зенитных ракетных комплексов С-400.

Анкара заявила также о своем стремлении в новом году нормализовать отношения с ЕС. М.Чавушоглу указал, что Турция активизируют с ЕС дипломатические контакты с января в рамках стремления правительства нормализовать диалог с Брюсселем. «Мы готовы развивать наши отношения в более позитивном климате. Мы ожидаем такой же готовности от ЕС», — сказал он, напомнив, что Турция является частью Европы. «Как мы можем открыть новую страницу? Через диалог. Он должен быть искренним и целеустремленным», — подчеркнул турецкий министр, отметив, что организация международной конференции, в частности, поможет решить существующие проблемы, связанные с Восточным Средиземноморьем.

Президент Турции Р.Т.Эрдоган поддержал своего министра и провёл в режиме видеоконференции переговоры с главой Европейской комиссии Урсулой фон дер Ляйен. «В ходе переговоров обсуждались вопросы двусторонних отношений между Турцией и ЕС, а также региональные события. Президент во время переговоров заявил, что ЕС занимает приоритетное положение в повестке Турции. Он также сообщил, что видит будущее Турции в Европе. «Необходимо восстановить взаимное доверие, восстановить механизмы консультаций, положить конец исключительным и дискриминационным действиям, а также риторике в отношении Турции, которая является страной-кандидатом в переговорном процессе», — говорится в заявлении администрации турецкого президента. Р.Т.Эрдоган указал на «необходимость обновить Таможенный союз, обеспечить визовую свободу турецким гражданам и предпринять шаги в переговорах о полноправном членстве» Турции в ЕС. Турецкий президент выразил заинтересованность в возобновлении регулярных саммитов Турция — ЕС и диалога на высоком уровне.

Наиболее острым в рамках ЕС было противостояние президентов Франции и Турции. Их взаимоотношения в прошлом году вышли далеко за рамки не только дипломатического протокола, но и элементарного приличия. Однако в новом году оба приняли решение начать с «чистого листа». Они обменялись новогодними поздравлениями, в которых выразили намерение улучшить отношения двух стран. Достигнута договоренность о личной встрече или же переговорах в режиме видеоконференции. М.Чавушоглу оценивает письмо Э.Макрона как «очень позитивное», подчеркивает, что французский лидер обращается к Эрдогану на турецком языке «Değerli Tayyip» («Дорогой Тайип»), подчеркнув при этом важность Турции для Европы. Сайт «Голос Америки» (VOA) указывает, что Париж подтвердил подлинность этого письма. Источники в Елисейском дворце, на которые ссылается VOA, заявили, что французский лидер никогда не отказывался от диалога со своим турецким коллегой, но подчеркнул, что теперь шаг должен сделать президент Турции.

Ранее мы указывали на искусное лавирование турецкой дипломатии в условиях сложной международной ситуации. Это проявляется не только в заявлениях официальной Анкары, но и в практических делах, в частности, на британском направлении. Турки не только внимательно наблюдали за процессом брекзита, но и готовили почву для нового этапа двусторонних отношений с Великобританией, просчитывая сложности, с которыми столкнется британская экономика.   Переговоры не особо афишировались (конечный результат процесса брекзита и расклад сил после его завершения был не совсем понятен), но работа всех заинтересованных ведомств велась серьезная.

Когда все окончательно прояснилось, Турция и Великобритания подписали очень важное для турок Соглашение о свободной торговле. Подписи под документом в режиме видеоконференции поставили министр торговли Турции Рухсар Пекджан и министр внешней торговли Великобритании Лиз Трасс. Документ вступил в силу с 1 января 2021 года и охватывает весь спектр промышленной и сельскохозяйственной продукции.

Глава Министерства торговли Турции Рухсар Пекджан охарактеризовала торговое соглашение с Великобританией как знаковое событие в отношениях двух стран. По ее словам, турецко-британское соглашение устраняет тарифы в торговых операциях. «Соглашение о свободной торговле с Великобританией устранило угрозу налогообложения в отношения 75 процентов экспортных товаров из Турции на британском рынке. Мы избежали убытков в объеме 2,4 млрд долларов», — сказала Р. Пекджан.

Она отметила также, что благодаря новому торговому соглашению с Великобританией, все достижения 25 лет двустороннего взаимодействия в рамках Таможенного союза Турция — ЕС будут сохранены. Новое соглашение позволит упрочить и расширить экономические связи Анкары и Лондона.  Турецкий министр подчеркнула, что благодаря Соглашению о свободной торговле все неопределенности по структуре торговли с Великобританией устранены. «Уверена, что товарооборот между нашими странами будет расти. Отечественные предприниматели могут и далее без всяких опасений продолжать торговлю с Великобританией, которая остается критически важным рынком для Турции», — сказала Р.Пекджан. «Рады, что выполняем обещания, данные представителям турецкого и британского бизнеса, Соглашение о свободной торговле с Великобританией станет залогом будущего экономического сотрудничества между двумя странами», — добавила министр.

О важности этого документа для турецкой стороны говорит и тот факт, что президент Турции Р.Т.Эрдоган назвал соглашение о свободной торговле с Великобританией «самым важным документом после соглашения о Таможенном союзе c ЕС». Турецкий лидер выразил уверенность, что достигнутые договоренности «положат начало новой эре», принеся пользу в процессе реализации интересов обеих стран.

Акцент на позитив просматривается и на немецком направлении еэсовской политики Анкары. Министр иностранных дел Германии Хайко Маас намекнул на начало нового этапа в отношениях с Турцией. «Пришло время забыть сложные прошлогодние разногласия», — сказал он после встречи со своим турецким коллегой М.Чавушоглу. Х.Масс прибыл в Турцию, чтобы поспособствовать переговорам, направленным на деэскалацию политических и военных споров с Грецией по поводу территориальных претензий в Средиземном море. Была достигнута договоренность о том, что Турция и Греция должны провести двусторонние переговоры по урегулированию разногласий по поводу морских границ, хотя обе стороны не пришли к соглашению о их масштабах. Тем не менее, представитель президента Турции Ибрагим Калын заявил 30 января, что продолжающиеся переговоры Анкары с Афинами являются «важным шагом» в улучшении двусторонних отношений. «Это важный шаг с точки зрения наших отношений с нашим соседом Грецией, Европейским союзом и баланса сил в Эгейском море и Восточном Средиземноморье», — сказал И.Калын.

Немецкий министр также поддержал недавние усилия Турции по возобновлению своих обязательств перед ЕС. «Мне бы очень хотелось, чтобы отношения между ЕС и Турцией улучшались, углублялись, а стороны использовали все возможности и потенциал», — подчеркнул он. Он не прокомментировал вопросы, связанные с правами человека, но отметил, что обсуждал такие случаи с М.Чавушоглу. А глава внешнеполитического ведомства ЕС Жозеп Боррель в ходе выступления в Европейском парламенте сказал, что ЕС постарается добиться лучшего взаимопонимания с Анкарой. Как известно, на саммите в декабре лидеры ЕС согласились ввести санкции в отношении турецких лиц, задействованных в бурении газовых скважин, но не стали принимать меры напрямую в отношении турецкой экономики или правительства. Лидеры ЕС, как было заявлено, отложили более суровые санкции до марта 2021 года.

Линия на сглаживание разногласий была продолжена и в раках визита министра иностранных дел М.Чавушоглу 21 января в Брюссель, в рамках которого главный турецкий дипломат особо выделил необходимость возрождения процесса вступления Турции в ЕС, модернизации Таможенного союза с ЕС, либерализации визового режима и сотрудничества по разным вопросам. Он встретился с Верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозепом Боррелем, после чего посетил Европейскую комиссию, где провел переговоры с председателем Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен, а также с заместителем председателя Еврокомиссии Маргаритисом Схинасом, членом Еврокомиссии по внутренним делам Ильвой Йоханссон , членом Еврокомиссии по политике соседства и расширения Оливером Вархели. Данные переговоры проходили за закрытыми дверями. М.Чавушоглу позитивно оценил эти переговоры.

Эксперты же с европейской стороны в определенной мере скептически относятся к успеху этих переговоров и их мотивации. Главный вопрос — подкрепит ли президент Р.Т.Эрдоган прозвучавшие в Брюсселе заявления реальными шагами. «Диалог необходим, однако мы ждём заслуживающих доверие конкретных жестов», — подчеркнула председатель Еврокомиссия Урсула фон дер Ляйен на встрече с М.Чавушоглу.

В анализе, опубликованном 21 января европейским отделением Фонда Карнеги, бывший посол ЕС в Анкаре Марк Пьерини и Франческо Сиккарди утверждают, что власти Турции «стремятся подогнать свою внешнеполитическую риторику, чтобы она отвечала требованиям внутренней политики». Это приводит к сомнениям среди её европейских и американских партнёров, потому что Анкара одновременно «играет в друга и врага, действуя вместе с НАТО и ЕС и в то же время против них». Анализ еще раз подтвердил вывод о том, что европейцы скептически относятся к прозвучавшим в Брюсселе заявлениям турецкой стороны и ждут от неё реальных действий по примирению с Евросоюзом.

А вместо них за две недели до этого президент Р.Т.Эрдоган в видеообращении из Стамбула к участникам церемонии открытия моста и транспортной развязки, соединяющих провинции Элязыг и Диярбакыр обвинил Европу и США в наличии двойных стандартов в отношении Турции. По словам турецкого лидера, те, которые обвиняют Турцию в наличии проблем в сфере демократии и прав человека, при первой же угрозе в свой адрес принимают самые жесткие ограничения. «Ряд кругов за рубежом, лишь на словах выступающие против проявлений терроризма, долгие годы чинили препятствия на пути борьбы Турции с преступностью», — сказал турецкий лидер. ​​​​​​ Глава государства отметил, что события последних месяцев во Франции, и то, что произошло на днях в США, подтверждают предвзятость подходов западных стран к процессам. «Настало время для того, чтобы Запад искренне пересмотрел свою позицию в отношении институтов демократии и прав человека. Без самокритики и отказа от двойных стандартов, а также признания реалий в мире может разразиться новый кризис», — предупредил Р.Т.Эрдоган.

Напомним, что Турция, являющаяся с 1964 года ассоциированным членом Евросоюза, подала заявку на вступление в ЕС еще 14 апреля 1987 года. Переговорный процесс о ее приеме в ЕС начался 3 октября 2005 года. Для вступления в союз Турция должна успешно завершить переговоры с Еврокомиссией по 33 из 35 переговорным пунктам (два не требуют согласования). После этого страны ЕС должны единогласно проголосовать за предоставление Турции членства в Евросоюзе. 6 июля 2017 года Европарламент принял резолюцию, призывающую страны Евросоюза и Еврокомиссию приостановить переговоры о вступлении Турции до тех пор, пока ее власти не внесут поправки в конституцию. В апреле 2017 года прошел референдум по турецкой конституционной реформе, в результате чего были значительно расширены президентские полномочия. За последние четыре года Брюссель и страны-члены Евросоюза на разных уровнях не раз заявляли о том, что действия Турции способствуют отдалению от ЕС и призывали Анкару определиться со своей позицией.

Определенное, по мнению турецких экспертов, положительное движение отмечено на натовском направлении. По решению руководства альянса Турция 1 января с.г. взяла на себя командование силами высокой готовности блока. «Турецкая армия возглавит Совместную оперативную группу высокой готовности НАТО (VJTF) с 1 января 2021 года, переведя тысячи солдат в режим боевой готовности к развертыванию в течение нескольких дней. Турция получила командование от Польши, которая в 2020 году составляла основу сил», — говорится в заявлении альянса. В VJTF, которая является частью Сил реагирования НАТО, будут служить примерно 4 тыс. 200 военнослужащих под командованием 66-й мотопехотной бригады Турции. В общей сложности группировка будет насчитывать 6 тыс. 400 солдат, включая подразделения из Албании, Венгрии, Италии, Латвии, Черногории, Польши, Румынии, Словакии, Испании, Великобритании и США.

В заявлении подчёркивается, что Турция «вкладывает значительные средства» в мобильное подразделение НАТО, «особенно в логистику и планирование потребностей в боеприпасах. Силам переданы новейшие образцы турецких вооружённых машин, противотанковых ракет и гаубиц». Напомним, что VJTF был создан в 2014 году на саммите НАТО в Уэльсе по документам альянса «в ответ на меняющуюся обстановку в области безопасности, которая включает дестабилизирующую деятельность России на Украине и волнения на Ближнем Востоке». Члены НАТО поочередно возглавляют силы: Германия в 2019, а Польша в 2020 году.

На внутриполитическом поле продолжается острая дискуссия о возможности проведения в стране досрочных парламентских выборов.  Лидер основной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) Кемаль Кылычдароглу заявил, что досрочные выборы в Турции неизбежны, добавив, что граждане страны готовы к досрочному голосованию из-за экономических проблем. Данный вопрос был включён в повестку дня заседания Центрального исполнительного совета НРП, после того как лидер «Хорошей партии» Мераль Акшенер также заявила, что ожидает проведения досрочных опросов в июне 2021 года. «Госпожа Акшенер права относительно досрочных выборов. Информация, которую нам сообщили наши друзья в регионах, заключается в том, что граждане спрашивают о дате досрочных выборов», — сказал К.Кылычдароглу, выступая перед членами руководящего совета партии

Рядовые члены НРП, их представители в парламенте после бесед с гражданами придерживаются того же мнения, что и лидер «Хорошей партии», добавил он. «Никто не может противостоять требованию граждан. В этом случае досрочные выборы неизбежны. Нынешнее правительство работает против граждан, проблемы которых не решаются, а обостряются», — подчеркнул К.Кылычдароглу. Надо сказать, что М.Акшенер не раз заявляла, что ожидает досрочных выборов в 2021 году, что опровергается партнёрами альянса, в состав которого входят правящая Партия справедливости и развития (ПСР) и Партия националистического движения (ПДН), указывающих на запланированное голосование в 2023 году.

И ответ на это заявление оппозиции оперативно прозвучал от правящего альянса. Его озвучил президент Турции Р.Т.Эрдоган. Он отклонил возможность проведения досрочных выборов, повторив в очередной раз, что такие утверждения являются не чем иным, как слухами. «Досрочные выборы исключены. «Народный альянс» рассчитывает, что выборы состоятся в июне 2023 года», — сказал президент журналистам. Р.Т.Эрдоган заявил, что его партия гордится тем, что всего за 18 лет нахождения у власти предоставила Турции «гораздо больше» по сравнению с тем, что было сделано за всю предыдущую историю Турецкой Республики.

Напомним, что Партия националистического движения (ПНД) хотя и является оппозиционной партией, но она сотрудничает с правящей Партией справедливости и развития (ПСР) в ходе голосований в парламенте в рамках альянса, сформированного в преддверии всеобщих выборов в июне 2018 года. Председатель ПНД Девлет Бахчели также опроверг слухи о возможных досрочных выборах. «Президентские выборы и выборы в парламент на 28-й срок состоятся в июне 2023 года, как и планировалось. Не нужно возлагать на досрочные выборы напрасные надежды», — говорится в заявлении Д.Бахчели. Ранее другие видные деятели ПСР, в том числе пресс-секретарь ПСР Омер Челик и заместитель председателя Нуман Куртулмуш, также опровергли утверждения о досрочных выборах.

А в это время социологические опросы в очередной раз демонстрируют расклад политических сил в стране. Одна из ведущих турецких исследовательских компаний Konda утверждает, что правящую ПСР и ее союзника Партию националистического движения (ПНД) поддерживают менее 50% избирателей. Правящая ПСР пользуется поддержкой 39,8% избирателей, а её союзника по коалиции ПНД поддерживают 9,8%.

Напомним, что в 2018 году на всеобщих выборах ПСР набрала 42,6% голосов, а ПНД получила поддержку 11,1% избирателей. Отметим, что, набрав 9,8%, ПНД не дотягивает до избирательного порога Турции в 10%. Согласно опросу Konda, основную оппозиционную Народно-республиканскую партию (НРП) поддерживают 22,2% избирателей, в то время как за прокурдскую Партию демократии народов (ПДН) готовы проголосовать 10,7%, что делает её третьей в стране политической партией.

«Хорошая партия», входящая в оппозиционный «Национальный альянс» с НРП против «Народного альянса» ПСР-ПНД, пользуется поддержкой 10,5% избирателей. Кроме того, отколовшиеся от ПСР, Партию демократии и прорыва (DEVA) во главе с бывшим вице-премьером Али Бабаджаном и Партию будущего, возглавляемую экс-премьер-министром Ахметом Давутоглу, поддерживают 6,9% электората. Аналогичную поддержку среди избирателей нашли также Партия счастья (SP) и националистическая Партия великого единства (BBP).

Отставка зятя Эрдогана Берата Албайрака с поста министра финансов в ноябре прошлого года вызвала определенную волну оптимизма в отношении дальнейшего развития экономики. Турция продемонстрирует выдающиеся успехи в экономике в 2021 году, заявил президент Р.Т.Эрдоган, напомнив, что исполнение бюджета и государственные инвестиции в 2020 году были довольно успешными, несмотря на пандемию COVID-19. «Мы стремимся совершить большой прорыв в 2021 году. Мы планируем завершить этот год с положительным экономическим ростом», — заявил президент 21 января на видеоконференции с главами провинций от ПСР.

Президент также отметил, что турецкая экономика стала гораздо более устойчивой к кризисам. Кроме того, Турция достигла такого уровня, который позволяет добиться всех своих целей, включая создание фундаментальной инфраструктуры и оборонной промышленности. Это стало возможным благодаря сильной политической архитектуре, которую ПСР построила за последние 18 лет, заявил Р.Т.Эрдоган. «Мы не остановимся, пока не завершим строительство великой и сильной Турции», — заверил он.

Вместе с тем, турецкий лидер заявил, что из-за своего растущего влияния в регионе и в мире Турция находится под ударом. «Те, кто пытается пустить Турцию под откос, убрать её с политической арены и нанести вред нашим усилиям по достижению поставленных целей, из последних сил изыскивают для этого различные пути. Но в ответ на это мы получаем очень сильную поддержку и сочувствие наших друзей», — подчеркнул президент.

Турецкий президент указал также, что Турции удалось избежать «кризисов в области здравоохранения и социального коллапса» в ходе почти годичной борьбы с пандемией коронавируса. «Нам удалось с наименьшими проблемами оставить позади процесс, вызывавший ужасные последствия даже в самых процветающих странах. У наиболее развитых стран мира возникли проблемы с вакциной, а Турции удалось закупить вакцины с учётом предпринятых нами шагов и внесенных платежей», — сказал Р.Т.Эрдоган во время церемонии в президентском дворце в Анкаре, объявив, что 50 млн доз разработанной в Китае CoronaVac должны прибыть в страну в ближайшем будущем. Таким образом Турция сможет вакцинировать около 30% граждан.

По словам президента, экономика Турции пострадала меньше, так как правительство поддерживало население, выделив 46 млрд лир (6,25 млрд долларов) на социальные выплаты, а также реализуя другие программы государственной помощи. Президент подчеркнул, что правительство выделило более 81 млрд лир (11 млрд долларов) на программы социальной помощи и в бюджете на 2021 год. Р.Т.Эрдоган отметил, что успехи Турции в период пандемии достигнуты во многом благодаря мощной экономической базе, сформированной за 18 лет правления ПСР. «Турецкая экономика, сократившаяся во II квартале 2020 года из-за пандемии коронавируса, уже в III квартале продемонстрировала мощный рывок в 6,7 процента. Тем самым, наша страна возглавила список государств, с наиболее быстро восстанавливающейся экономикой», — сказал президент Р.Т.Эрдоган в видеообращении к участникам 8-й Недели инноваций Турции.

Тем не менее, турецкие экономические эксперты напоминают, что турецкая лира в 2020 году потеряла 24% своей стоимости по отношению к доллару, что сделало ее второй наиболее дешевеющей мировой валютой. Обесценение замедлилось лишь в конце года, когда лира выросла на 15%. Министр финансов и казначейства Турции Лютфи Эльван, комментируя показатели инфляции за 2020-й год, написал в Twitter, что наступивший год станет периодом реформ, нацеленных на обеспечение макроэкономической стабильности в Турции. Он пообещал всеобъемлющий подход и решимость в вопросе борьбы с инфляцией. «Правительство будет поддерживать усилия в рамках денежно-кредитной политики. В период, когда денежно-кредитная политика сфокусирована на рисках инфляции, потребность в дополнительной поддержке на фоне пандемии будет удовлетворяться посредством избирательной и адресной политики государственного финансирования. Мы примем меры по обеспечению стабильной и качественной финансовой дисциплины в стране», — отметил министр.

Оптимизм турецких властей относительно будущего экономики страны неожиданно поддержал МВФ, эксперты которого еще буквально месяц тому назад предрекали тяжелые времена для турецкой экономики, если страна не согласиться использовать кредиты фонда, брать которые Р.Т.Эрдоган категорически отказался. Международный валютный фонд заявил 25 января, что ожидает в 2021 году увеличения экономики Турции примерно на 6% с внедрением в стране вакцины от COVID-19 и восстановлением числа торговых партнеров. «Инфляция, как ожидается, немного снизится к концу 2021 года, а дефицит текущего счёта, как ожидается, упадёт до 3,5% ВВП, в значительной степени отражая снижение импорта золота и некоторое восстановление туризма. Ожидается, что занятость будет продолжать медленно восстанавливаться по мере того, как пандемия пойдет на убыль», — цитируют турецкие СМИ заявление МВФ.

Хотя коронавирус вызвал снижение экономической активности и занятости во втором квартале 2020 года, в МВФ заявили, что первоначальная политическая реакция на пандемию привела к резкому росту валового внутреннего продукта (ВВП). «Раннее стимулирование опиралось в первую очередь на быструю денежно-кредитную экспансию, включая снижение процентных ставок, дешёвый и быстрый рост кредитования государственными банками, а также административные и регулятивные меры, направленные на стимулирование кредитования. Несмотря на некоторое фискальное пространство, прямые фискальные меры составили всего 2,5% ВВП, в основном в виде налоговых отсрочек, а также включая поддержку занятости», — отметили в фонде.

В МВФ подчеркнули, что эти меры помогли сохранению экономической активности в Турции и позволили экономике восстановиться в третьем квартале до уровня, превышающего уровень до пандемии. Турция вошла в число немногих стран, которые, по оценкам фонда, продемонстрировали положительный общий рост в 2020 году. Вместе с тем, МВФ указал на некоторые риски, такие как инфляция, остающаяся значительно выше целевого уровня, усиление долларизации, а также высокий уровень импорта, отток финансовых средств и крупномасштабные валютные интервенции, с целью остановить обесценивание турецкой лиры.

Наряду с этим, эксперты обратили внимание, что Всемирный банк заявил в январе о финансируемом регулятором проекте, который поможет организованным промышленным зонам (ОПЗ) Турции стать более эффективными, экологически устойчивыми и конкурентоспособными. Проект стоимостью 300 млн долларов, который будет реализован министерством промышленности и технологий страны, подразумевает инвестиции в базовую инфраструктуру, такую как дороги, водопроводные и газовые трубопроводы и логистические объекты. Они расценивают этот проект, несмотря на все проблемы, как показатель сохранившегося доверия к турецкому экономическому рынку.

«Меньшая часть кредита также будет направлена на повышение конкурентоспособности ОПЗ за счет инвестиций в инновационные и учебные центры, связывающие ОПЗ с научными и исследовательскими организациями и учёным сообществом», — сказали в банке. Сегодня в Турции действует 346 ОПЗ, на которые приходится более одной трети экспорта страны, где работает 2,1 млн человек. «Продолжающаяся пандемия COVID-19 еще раз подчеркнула необходимость этого проекта, имеющего решающее значение для создания основ для устойчивого восстановления. Кроме того, инновационные центры позволят компаниям ОПЗ поддерживать или расширять свое участие в глобальных цепочках после COVID-19 за счет повышения конкурентоспособности зон по всей стране», — отметил региональный директор Всемирного банка в Турции Огюст Куаме. По словам представителей банка, окончательный срок погашения кредита с фиксированным спредом составляет 10,5 лет, включая 5-летний льготный период.

Все увереннее звучат голоса из лагеря финансового руководства страны об обуздании инфляции. Центральный банк Турции 28 января оставил прогноз по инфляции на конец года неизменным в 9,4% в этом году и в 7% в следующем году. Уровень инфляции будет колебаться в диапазоне от 7,3% до 11,5% до конца этого года, сообщил глава банка на онлайн-заседании, проведённом в преддверии публикации первого в 2021 году квартального отчёта по инфляции. Наджи Агбал подчеркнул, что к 2023 году прогнозируется стабилизация инфляции на уровне около 5%, добавив, что банк намерен сохранять жёсткую денежно-кредитную политику до тех пор, пока не достигнет целевого показателя. «Комитет по денежно-кредитной политике продолжит использовать все инструменты для достижения целевого показателя в 5%», — цитируют его турецкие СМИ. По словам главы ЦБ, банк повысил прогноз продовольственной инфляции на 2021 год до 11,5%, что на 1 процентный пункт выше, чем в предыдущем отчете. Банк также увеличил прогноз цен на нефть на 2021 год с 43,8 доллара до 54,4 долларов за баррель. Прогноз на 2022 год составляет 52,2 доллара.

В ходе борьбы с инфляцией в стране применяются не совсем однозначные меры. Так, президент Турции приказал снизить цены на продукты питания, начиная с основных товаров. По его словам, турецкие потребители должны иметь доступ к необходимым продуктам питания, подчеркнув, что его правительство в первую очередь сосредоточится на масле, бобовых, овощах и фруктах. «Цены должны быть снижены», — сказал турецкий лидер во время встречи с председателем Конфедерации торговцев и ремесленников Турции (TESK) Бендеви Паландокеном, добавив, что он уже отдал распоряжения чиновникам по этому поводу. Замечания Р.Т.Эрдогана последовали вслед за жалобами общественности на высокие цены на основные продукты, что побудило Министерство торговли в начале этого месяца провести общенациональный аудит цен по всей стране. По данным Турецкого статистического института (TurkStat), за последний год цены на продукты питания выросли на 20,6% в годовом исчислении. Президент также призвал банки Турции предоставлять ссуды под низкие проценты гражданам, владельцам бизнеса и компаниям.

Однако ссуды под низкие проценты могут иметь негативные последствия. В отчёте, опубликованном Турецким профсоюзом государственных служащих (Genel-Iş) на минувшей неделе, говорится, что 70% населения Турции живет сегодня в долг. Согласно отчёту под названием «Неравенство доходов и бедность в период COVID-19 в Турции», отмечается, что 59 млн человек имеют долги, не считая жилищных и связанных с этим расходов, при этом бедность за последние два года увеличилась на 8,4%. Genel-İş, который входит в левую Конфедерацию прогрессивных профсоюзов Турции (DİSK), заявил, что национальный доход на душу населения в стране является одним из самых низких в Европе и приравнивается к 7,715 долларов.

Президент Турции объявит о планах правительства по реформированию экономики и судебной системы в феврале. Инвесторы в Турции ждут подробностей о мерах, которые правительство пообещало ввести после того, как Р.Т.Эрдоган в начале ноября прошлого года сменил главу Центрального банка и назначил нового министра финансов и казначейства. В пакет законов будут включены действия по улучшению инвестиционного климата, ускорению притока иностранных инвестиций и гарантии прав собственности. В планах по экономическим реформам будут учтены рекомендации, предоставленные бизнес-группами министру финансов и казначейства Лютфи Эльвану во время встреч в последние недели. Отдельное законодательство по реформированию судебной системы будет включать сокращение сроков предварительного заключения, снижение нагрузки на Конституционный суд и расширение прав граждан в сфере правовой помощи в суде.

Что касается радушных перспектив турецкой экономики, отмеченных к удивлению, как мы уже отмечали, даже МВФ, то следует заметить, что не все разделяют эту точку зрения. Так экономист Атилла Йешильада считает, что оценки экономического роста Турции в этом году чрезмерно оптимистичны и нуждаются в пересмотре в сторону понижения. Всемирный банк прогнозирует, что экономика Турции в этом году вырастет на 4,5%. Между тем, опрос агентства Reuters указывает на 4%-ый рост. «Рост ВВП требует финансирования, которого просто нет и не будет», — считает А. Йешилада в статье для издания P.A. Turkey, ссылаясь на резкое замедление роста кредитования и ожидание того, что банки не будут наращивать свои кредитные портфели в реальном выражении в течение 2021 года.

Турецкие банки не могут предоставлять долгосрочные кредиты производителям для расширения мощностей и строительства новых заводов, указывает эксперт, обращая внимание на их несоответствие с банковскими депозитами, средний срок погашения которых составляет три месяца. По его словам, иностранные инвестиции в экономику также снижаются и в 2021 году в Турции будет трудно добиться роста этого показателя. Тем не менее, определенное оживление турецкой экономики привело к тому, что Турция к концу 2020 года увеличила импорт природного газа на 6,75% по отношению к 2019 году, сообщает национальное информационное Анатолийское агентство со ссылкой на данные государственной компании Боташ. В абсолютных величинах Боташ оценивает импорт газа в 2020 году в 50 млрд куб. метров.

По данным Совета по регулированию энергетического рынка Турции (EPDK), импорт газа достиг максимума в 2017 году — 55,25 млрд куб. м. В 2018 году на фоне валютного кризиса в экономике Турции началась рецессия, ставшая первой в стране за последние десять лет. В 2018-м импорт снизился до 50,433 млрд куб. м, а в 2019-м – до 45,212 млрд куб. м. В «Газпроме» уже отметили, что в 2020 году Турция нарастила закупки газа у «Газпрома» по отношению к 2019 году. В октябре 2020 года российская компания снова поставляла в республику более половины от всего объема закупаемого ею природного газа. Помимо «Газпрома» голубое топливо в Турцию поставляют Азербайджан и Иран.

В завершение экономического блока нашей статьи предоставим обнародованные в январе интересные, на наш взгляд, данные о вкладе отдельных турецких провинций в общенациональную экономику. По итогам 2019 года на долю Стамбула пришлась почти треть всего валового внутреннего продукта (ВВП) Турции. По данным Института статистики Турции (TÜİK), 30,7 процента турецкой экономики (1 трлн 327 млрд 452 млн турецких лир) формируется за счет мегаполиса, что является самым высоким показателем среди провинций страны. За Стамбулом следуют Анкара и Измир. Вклад столицы в национальную экономику по итогам 2019 года составил 395 млрд 731 млн турецких лир или 9,2% ВВП, а Измира — 263 млрд 38 млн турецких лир или 6,1%. Самый низкий уровень вклада в ВВП зафиксирован в провинциях Тунджели — 4 млрд 134 млн турецких лир, Ардахан — 3 млрд 399 млн турецких лир и Байбурт — 2 млрд 840 млн турецких лир.

За указанный период Стамбул также занял лидирующую позицию среди турецких провинций по ВВП на душу населения — 86 798 турецких лир. Далее следуют провинции Коджаэли — 81 228 турецких лир и Анкара — 71 027 турецких лир. Самый низкий показатель ВВП на душу населения зафиксирован в таких турецких провинциях как Ван — 18708 турецких лир, Шанлыурфа — 17 465 турецких лир и Агры -16 727 турецких лир. При этом Стамбул, занял первое место по всем видам экономической деятельности, за исключением сельскохозяйственного сектора.

Что касается событий в этот период на российском векторе внешней политики Анкары, то отметим открытие Совместного российско- турецкого центра для мониторинга соблюдения известных договоренностей по Нагорному Карабаху. Центр построен недалеко от селения Марзили Агдамского района Азербайджана. В церемонии открытия приняли участие министр обороны Азербайджана Закир Гасанов, замминистра обороны России Александр Фомин, замминистра национальной обороны Турции Юнус Эмре Караосманоглу, другие уполномоченные лица. Турецкий представитель отметил, что мир и стабильность в регионе были обеспечены за счет усилий и решительной воли президента Турции Р.Т.Эрдогана, президента России Владимира Путина и президента Азербайджана Ильхама Алиева. Он сказал также, что в задачи Совместного турецко-российского мониторингового центра по Карабаху будут входить контроль за режимом прекращения огня, регистрация случаев нарушения режима прекращения огня, рассмотрение жалоб и проблем сторон, принятие мер по предотвращению конфликтных ситуаций. Азербайджанский министр выразил убежденность в том, что между военнослужащими сформируются дружеские отношения. А.Фомин в ходе выступления отметил, что Совместный российско-турецкий центр мониторинга договоренностей по Нагорному Карабаху будет служить миру и спокойствию в регионе и пожелал успехов военнослужащим.

В штабе Совместного центра представлено одинаковое количество представителей от каждой стороны. Общая площадь территории, на которой расположен центр, составляет около 4 гектаров. На территории находятся 65 служебных помещений модульного типа и помещений для проживания, которые обеспечены всем необходимым оборудованием. Личный состав Совместного центра представлен на паритетной основе — до 60 военнослужащих от каждой стороны. На территории Центра, безопасность которого будут обеспечивать азербайджанские военные, также есть мечеть и церковь.

Продолжается взаимодействие России и Турции в сфере борьбы с коронавирусом. Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) договорился о производстве вакцины против коронавируса Спутник V в Турции, начал процесс трансфера технологий, сообщил представитель фонда. «Взаимодействие с турецкой компанией осуществляется в рамках деятельности РФПИ по продвижению вакцины Sputnik V на внешние рынки», — сообщили в РФПИ. Российский представитель отметил, что потенциальный объем производства составляет миллионы доз вакцины в год. Обсуждается также вопрос о возможном расширении производства в дальнейшем. «Поставка вакцины Sputnik V будет осуществляться как на внутренний рынок Турции, так и в другие страны. Турецкие партнеры проявляют большую заинтересованность в вакцине Sputnik V», — отметили в российском фонде.

Продолжает оставаться в зоне пристального внимания турецкого руководства проблематика закупки российских систем противоракетной обороны С-400. Этому способствует и агрессивное давление американцев на Анкару. Так, Энтони Блинкен, кандидат на пост госсекретаря президента США Джо Байдена, обвинил члена НАТО Турцию в том, что она действует не как союзник, заявив, что Вашингтон рассмотрит вопрос о том, требуются ли дальнейшие санкции в отношении Анкары в связи с приобретением ею российской системы противовоздушной обороны. Ранее в прошлом месяце Вашингтон ввёл санкции против оборонной промышленности Турции в связи с покупкой у Москвы С-400. Анкара назвала эти санкции «серьёзной ошибкой». «Идея о том, что наш так называемый стратегический партнёр на самом деле на одной стороне с одним из наших крупнейших стратегических конкурентов Россией, неприемлема. Я думаю, нам нужно изучить влияние, которое оказали существующие санкции, а затем определить, нужно ли усилить их. Турция — союзник, который во многих отношениях действует не так, как должен, и это очень серьёзная проблема для нас», — сказал Э. Блинкен.

Президент Турции Р.Т.Эрдоган оперативно среагировал на это заявление нового главного американского дипломата. Он заявил, что Анкара и Москва готовятся к обсуждению в ближайшее время большого спектра вопросов, в том числе вопросов сотрудничества в военно-промышленной сфере. По его словам, также будет обсуждаться тема покупки второй партии ЗРС С-400. Мы не можем знать, что на это (закупку второй партии – авт.) скажет Байден, но мы и не обязаны спрашивать у него разрешение», — подчеркнул президент Турции.

Крупнейшее в Турции информационное Анатолийское агентство на фоне непрекращающегося давления Вашингтона из-за закупок российских ЗРС С-400 цитирует заявление Кремля о том, что «конструктивный настрой президента России В.В.Путина и президента Турции Р.Т.Эрдогана позволяет находить гармоничные решения в сложных спорных ситуациях. Двусторонние отношения между Анкарой и Москвой развиваются в разных сферах, лидеры двух стран относятся друг к другу с уважением. Россия и Турция являются крупнейшими геополитическими игроками, которые могут и должны вносить значимый вклад в дело безопасности и стабильности в регионе, подчеркнул Д.Песков. «По крайней мере, две страны могут делать так, чтобы не было войны», — констатировал пресс-секретарь Кремля.

56.03MB | MySQL:105 | 0,492sec