Влияние высшего военного руководства Турецкой Республики на внутреннюю и внешнюю политику государства

Турция, занимающая важное геополитическое и стратегическое положение на стыке Европы и Азии, является одним из активных сторонников дальнейшего наращивания военно-экономической мощи блока НАТО.

Опираясь в основном на западную помощь, Турции удалось форсировать экономическое развитие страны и уже к началу 80-х годов войти в ряд индустриально развитых государств мира, что позволяет ей содержать в высокой боеготовности крупные вооруженные силы, активизировать свою деятельность в системе международных отношений и идеи возрождающегося на новой почве пантюркизма.

В настоящее время существенно возросла и усилилась роль Турции в планах НАТО, оживились ее усилия по проникновению на Балканы, в Закавказье и Среднюю Азию. В сфере стратегических интересов ее правящих кругов на новой почве происходит возрождение пантюркистских идей о «великой империи» и объединении ориентированных на Анкару тюркоязычных государств.

Военно-политическое руководство Турецкой Республики (ТР) по-прежнему рассматривает РФ как потенциального противника и ставит в качестве одной из основных целей своей долгосрочной политики ослабление влияния России на Кавказе, в Средней Азии и на Балканах.

Политика национальной безопасности ТР строится, исходя из следующих особенностей.

Во-первых, особое значение для Турции приобрело функционирование на международной арене ряда суверенных субъектов, а также отдельных анклавов и целых исламских и тюркских регионов, в той или иной степени тяготеющих к Турции исторически.

Во-вторых, возникли принципиально новые политические функции Турции в планах Запада по отношению к государствам Закавказья и Средней Азии, в частности как посредника и плацдарма для экономического и политического проникновения Запада в эти регионы, и одновременно как мощной преграды, препятствующей экспансии исламского фундаментализма и радикального экстремизма.

В-третьих, произошло перераспределение и расширение функций Турции в военной организации НАТО. В результате различного рода конфликтов, охвативших Балканы, Молдову, Закавказье, Среднюю Азию, Персидский залив, Палестину, Турция оказалась в эпицентре международной напряженности и нестабильности, превратившись из фланговой страны НАТО в «прифронтовое государство».

Оценивая свои современные возможности как не соответствующие уровню выдвигаемых целей национальной безопасности, Турция предполагает на среднесрочную перспективу провести крупномасштабную реформу, охватывающую все структуры военной организации государства. Данной реформой предусматривается следующее.

1. Существенное наращивание боевой мощи вооруженных сил (ВС) за счет повышения их мобильности, ударной и огневой мощи, увеличения возможностей противовоздушной и противотанковой обороны, подготовки командного состава, штабов и войск.

2. Сокращение численности ВС за счет увеличения формирований жандармских войск.

3. Существенное повышение эффективности системы национальной разведки и военно-мобилизационного развертывания как необходимых условий боеготовности ВС и возможности снижения численности их личного состава.

4. Повышение возможностей гражданской обороны.

Таким образом, на современном этапе для действий военно-политического руководства в военной области характерны следующие основные положения:

– членство в НАТО в качестве неотъемлемой части политики в области безопасности, что обусловлено неспособностью Турции собственными силами достичь поставленных целей в военных действиях и поддерживать на требуемом уровне боеспособность своих вооруженных сил;

– сохранение в целом традиционных вероятных источников внешней угрозы национальной безопасности Турции, среди которых: Россия (в связи с нестабильностью военно-политической обстановки в ней), Болгария и Украина (как возможные союзники России), Армения (в связи с армяно-азербайджанским конфликтом), Ирак, Иран, Сирия (являющиеся историческими противниками Турции в борьбе за влияние в регионе), автономии бывшей Югославии (в «защиту» проживающих здесь мусульман), Греция (имеющая наиболее острые нерешенные территориальные споры с Турцией);

– констатация невозможности нанесения ни одним из потенциальных противников Турции внезапного удара группировкой войск мирного времени, что снижает потребность страны в постоянном содержании группировок полностью развернутых соединений и частей;

– дальнейшее совершенствование военно-технической программы, предусматривающей оснащение ВС таким образом, чтобы они были способны уже в начальный период проводить отдельные операции в составе объединенных вооруженных сил НАТО, а в локальных войнах – самостоятельно.

В связи с этим можно выделить основные факторы, определяющие развитие военной организации Турции в современных условиях.

а) Политические факторы:

– расположение Турции на стыках Европы, Ближнего и Среднего Востока, Средиземного и Черного морей, в окружении активных субъектов геополитики;

– сохранение и развитие связей Турции с различными тюркоязычными народами, некогда входившими в состав Османской империи;

– развитие Турции в русле западной цивилизации при ослаблении доминирующего влияния США;

– дистанцирование Турции от исламского фундаментализма при возрастании его влияния на ее общественное и политическое развитие;

– ослабленность России и СНГ, способствующая активизации Турции в зонах их интересов;

– сохранение исторически сложившихся (территориальных, этнических, религиозных и других) противоречий Турции с соседними странами.

б) Экономические факторы:

– наличие крупных людских ресурсов, отличающихся невысоким образовательным уровнем;

– ограниченность, но устойчивость развития ВНП и тяжелой промышленности;

– острый недостаток энергетических и минерально-сырьевых ресурсов;

– отсутствие достаточных средств для производства стратегических вооружений и перспективных обычных образцов вооружения и военной техники;

– зависимость от финансово-экономической помощи Запада.

в) Научно-технические факторы:

– слабость научно-технической базы и недостаток научных кадров высшей квалификации;

– существенная зависимость от кооперации с западными партнерами в развитии научно-технических возможностей;

– доминирование гражданского сектора науки в военных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах.

г) Военно-стратегические факторы:

– обширная территория и значительные демографические возможности Турции;

– членство в НАТО и базовая роль страны на южном фланге блока;

– неспособность страны к самостоятельному ведению военных действий стратегического уровня;

– расположение Турции в центре «дуги нестабильности»;

– расширение спектра внешнеполитических задач, требующих военно-силового обеспечения.

Эти факторы оказывают самое прямое влияние на формирование национальных интересов, а также политических, экономических и военных целей государства.

Национальные интересы Турции:

– превращение Турции в ведущую державу Среднего и Ближнего Востока;

– превращение страны в один из мировых центров силы.

Политические цели могут быть определены следующим образом:

– обеспечение внутренней стабильности государства;

– усиление позиций в региональных союзах;

– укрепление политического веса во взаимоотношениях с партнерами и конкурентами;

– создание евроазиатского союза тюркских народов.

Экономические цели Турецкой Республики:

– наращивание промышленного потенциала;

– обеспечение расширенного доступа к внешним сырьевым источникам;

– расширение рынков сбыта национальной продукции;

– усиление экономической зависимости зарубежных тюркоязычных образований от Турции;

– постепенное снижение финансовой зависимости от Запада.

Немаловажное значение имеют военные цели, а именно:

– достижение высокой степени готовности к военно-силовому разрешению кризисных ситуаций и военных конфликтов самостоятельно и в составе коалиции;

– оказание военной помощи тюркским этнополитическим образованиям за рубежом.

Наряду с политическими, экономическими и военными целями немаловажное значение имеют и региональные цели, а именно:

1) Политические цели:

а) в Европе:

– сохранение своей ведущей роли на южном фланге североатлантического блока НАТО;

– вступление в ЕС;

– укрепление мусульманских общин на Балканах (Босния и Герцеговина, Албания, Косово, Македония, Румыния, Болгария) и Кипре;

– ослабление противников и влияния внешних конкурентов (России, Германии, США, Ирана).

б) на Ближнем и Среднем Востоке:

– разрешение противоречий с Ираком и Сирией на основе собственных интересов;

– сдерживание активности иранского фундаментализма;

– подавление курдского сепаратизма.

в) в Закавказье и Северном Причерноморье:

– усиление влияния на Азербайджан, Абхазию, Аджарию и тюркоязычные общины Крыма и Гагаузии;

– формирование двусторонних и региональных союзов с участием Азербайджана, Грузии, Украины как средство оказания давления на их политику.

г) в Средней Азии и Казахстане:

– ослабление влияния России, Ирана, Ирака, Афганистана и Пакистана на мусульманские государства региона;

– сдерживание проникновения идеологии исламского фундаментализма и внедрение идей панисламизма и пантюркизма;

– организационное оформление политического союза стран Центральной Азии с ориентацией на Анкару.

д) в России:

– расширение своего политического и культурного влияния среди тюркоязычных общин Северного Кавказа и Поволжья;

– содействие в возрождении исламской религии и формирование протурецких настроений в различных общественно-политических кругах;

– подталкивание тюркоязычных народов к обретению автономий и государственному обособлению.

2) Экономические цели:

а) в Европе:

– увеличение экономической помощи Запада;

– пополнение бюджета за счет использования за рубежом избыточных людских ресурсов Турции;

– массовое обучение в Европе национальных специалистов и рабочих кадров;

– экономическое проникновение в страны Восточной Европы.

б) на Ближнем и Среднем Востоке:

– активное использование географического положения страны в интересах экономического развития;

– расширение доступа к региональным рынкам сырья и сбыта;

– содействие снятию экономической блокады Ирака и нормализации экономических отношений с ним.

в) в Закавказье и Северном Причерноморье:

– усиление экономической зависимости стран региона от Турции;

– получение доступа к нефтегазовым источникам;

– создание условий для сбыта товаров, неконкурентоспособных на Западе;

– содействие экономическому проникновению стран Запада в страны региона.

г) в Средней Азии и Казахстане:

– обеспечение выгодных энергетических и сырьевых поставок из стран региона;

– подрыв экономических позиций России;

– расширение рынка сбыта национальных товаров;

– использование территории Турции для транспортировки топливно-энергетических ресурсов из стран региона в Европу.

д) в России:

– обеспечение доступа Турции к сырьевым ресурсам России и современным технологиям;

– создание благоприятных условий для расширения рынка сбыта национальных товаров;

– использование рыночной конъюнктуры для проникновения в различные сферы экономики России.

3) Военные цели:

а) в Европе:

– наращивание своих военных возможностей за счет НАТО;

– разрешение противоречий с Грецией в свою пользу;

– укрепление военных возможностей турецких общин на Кипре и Балканах;

– усиление влияния на страны Центральной и Восточной Европы через военное сотрудничество с ними.

б) на Ближнем и Среднем Востоке:

– обеспечение необходимых военных возможностей в противостоянии Ираку, Сирии, Ирану и курдским сепаратистам;

– опора на военную помощь США и Израиля в противодействии региональным угрозам.

в) в Закавказье и Северном Причерноморье:

– усиление военно-стратегических позиций на кавказском направлении и в Черном море;

– содействие в строительстве ВС Азербайджана и восстановление его территориальной целостности;

– участие в миротворческих операциях на Кавказе.

г) в Средней Азии и Казахстане:

– помощь в строительстве национальных ВС по турецкому образцу;

– предупреждение воссоздания единого военно-стратегического пространства СНГ.

д) в России:

– оказание неофициальной военной помощи Чечне и другим республикам на юге России, выступающим за государственную независимость;

– усиление собственного военного потенциала за счет закупок ВВТ и развития военно-технического сотрудничества;

– противодействие укреплению военного союза России со странами СНГ.

Для успешного достижения поставленных перед Турецкой Республикой целей военно-политическое руководство определило потенциальные угрозы турецким национальным интересам, которые в свою очередь подразделяются на внешние и внутренние.

Внешние угрозы предусматривают глобальные и региональные угрозы Турции:

а) глобальные угрозы:

– сохранение ядерного потенциала развитых государств и возможности его широкого применения;

– эскалация противоборства «НАТО – радикально настроенные мусульманские страны»;

– распространение в мире оружия массового поражения и средств его доставки;

– перерастание локальных и региональных конфликтов в крупномасштабную войну с вовлечением в нее Турции;

– экологические, техногенные и другие катастрофы глобального характера.

б) региональные угрозы:

в Европе:

– конфликт на Балканах и антитурецкие действия Греции и Болгарии;

– массовая реэмиграция турок из европейских стран;

– сокращение западных инвестиций;

на Ближнем и Среднем Востоке:

– обострение противоречий с Сирией, Ираком и Ираном;

– кипрская проблема;

– распространение оружия массового поражения и средств его доставки;

– эскалация конфликтов в сопредельных странах;

в Средней Азии и Казахстане:

– укрепление позиций конкурентов;

– неуправляемая эскалация конфликтов;

– возможная потеря источников стратегического сырья и рынков сбыта своей продукции;

в Закавказье и Северном Причерноморье:

– перерастание локальных конфликтов в региональные войны;

– наличие группировок ВС РФ в регионе;

– вытеснение Турции конкурентами.

Внутренние угрозы подразделяются на экономические, социальные, военные и экологические.

а) Экономические угрозы:

– потеря внешних сырьевых рынков;

– сокращение объемов иностранной экономической и военной помощи;

– рост дефицита бюджета и темпов инфляции.

б) Социальные угрозы:

– рост безработицы, преступности, терроризма;

– борьба курдов за отделение и создание независимого государства – Курдистана;

– раскол единства нации на почве конфронтации сторонников прозападного и исламского пути общественного развития.

в) Военные угрозы:

– боевые действия курдских вооруженных формирований;

– эскалация подрывных акций против Турции по периметру ее границ;

– втягивание Турции в конфликты, противоречащие ее национальным интересам.

г) Экологические угрозы:

– стихийные бедствия;

– экологические катастрофы в зоне проливов;

– накопление отходов токсичного и ядерного (в перспективе) производства.

Основной организацией, в функции которой входят нейтрализация и ликвидация угроз национальным интересам Турции и ее национальной безопасности, являются вооруженные силы Турецкой Республики. Для успешного осуществления армией своего прямого предназначения турецким военным командованием совместно со специалистами североатлантического блока НАТО и на базе блоковых документов разработаны основные военно-стратегические концепции строительства и использования национальных ВС. А именно:

1) «Стратегическое сдерживание и оборона»:

– нацеливает на содержание вооруженных сил, способных удерживать противника от нападения и наносить по нему упреждающие удары;

– предусматривает переход к новой форме концепции «передовой обороны» – обороне с рубежей государственных границ;

– предполагает использование ядерного оружия как «последнего средства» воздействия на противника.

2) «Передовое присутствие»:

– предусматривает присутствие турецких войск в «жизненно важных районах» (Кипр, Средиземное и Черное моря), участие в миротворческих операциях под эгидой ООН и НАТО;

– предполагает использование турецких формирований в составе СБР НАТО в зоне ответственности блока и на других театрах войны;

– обусловливает размещение на турецкой территории сил передового базирования США и НАТО.

3) «Реагирование на кризисы»:

– предполагает наличие эффективных мобильных сил для быстрого реагирования на региональные кризисы, затрагивающие интересы Турции и ее союзников по НАТО;

– в конфликтах с соседними странами (кроме России) нацеливает на разгром их ВС;

– обязывает всеми имеющимися силами восстанавливать стабильность при внутренних кризисах.

4) «Активность научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР)»:

– нацеливает на наращивание совместно с союзниками научных исследований и разработку более эффективных образцов вооружения и военной техники (ВВТ), стандартизацию вооружений;

– требует организации непрерывного наблюдения за развитием новых технологий в странах потенциальных противников.

5) «Единые силы»:

– предусматривает наличие и применение единых ВС с единым планированием комплектования личного состава, оснащения ВВТ регулярных и резервных компонентов;

– требует рассматривать резервные компоненты как составную часть вооруженных сил;

– предполагает координацию планов оперативной и боевой подготовки, унификацию норм войсковых и мобилизационных запасов.

Одним из основных направлений строительства военной организации Турции служит ее военно-техническая политика. Ее основная цель заключается в предупреждении превосходства региональных противников в уровне технической оснащенности ВС и его приближении к требованиям НАТО. Задачами военно-технической политики являются следующие:

1. Сокращение в отставании технической оснащенности ВС от других стран НАТО с максимальным использованием их военной, экономической и научной помощи.

2. Переоснащение ВС более современными образцами вооружения и военной техники преимущественно за счет импорта и организации лицензионного производства вооружений.

3. Модернизация уже стоящих на вооружении турецких ВС зарубежных образцов ВВТ.

4. Наращивание научно-технических возможностей страны по разработке национальных образцов вооружений.

5. Расширение использования в военных НИОКР современных достижений науки и техники, полученных в ходе гражданских исследований.

6. Разработка и внедрение перспективных военно-ориентированных технологий (прежде всего в области информационных систем, управления сигнатурами объектов ВВТ и др.).

Способы достижения этих задач могут быть следующими:

– закупки иностранных вооружений;

– лицензионное производство ВВТ;

– расширение научно-технического сотрудничества в военной области со странами – партнерами по НАТО, Израилем, государствами СНГ, странами Восточной Европы;

– использование результатов иностранных НИОКР и внедрение иностранных технологий на лицензионной основе;

– совершенствование организации исследований и разработок военной направленности;

– расширение спектра военных НИОКР;

– увеличение ассигнований на военные НИОКР из бюджета и внебюджетных средств;

– развитие сети научно-исследовательских организаций, выполняющих исследования и разработки военной направленности;

– повышенное внимание подготовке как внутри, так и за рубежом национальных высококвалифицированных научных и инженерных кадров для военных НИОКР;

– активное вовлечение гражданских научно-исследовательских организаций в выполнение военных НИОКР;

– расширение научно-исследовательской базы промышленных компаний, выполняющих военные заказы;

– разработка и использование технологий двойного назначения.

Другим направлением деятельности военно-политического руководства Турции является разработка основных положений военно-экономической политики государства. Ее основная цель состоит в удовлетворении материальных потребностей тыла и ВС в мирное и военное время согласно требованиям военной стратегии.

Задачами военно-экономической политики являются:

1. Обеспечение экономической эффективности военного производства в мирное время.

2. Достижение гибкости военной промышленности в кризисных ситуациях.

3. Снижение зависимости от зарубежных военных поставок.

Эти задачи могут быть достигнуты следующими способами:

– углубление сотрудничества с союзниками в области разработки, производства и модернизации ВВТ;

– развитие технологий двойного назначения, приобретение и освоение зарубежных военных технологий;

– расширение производственной базы национальной военной промышленности;

– планирование и реализация мероприятий по мобилизационной подготовке военной промышленности;

– наращивание экспортных возможностей военной экономики;

– соблюдение основных принципов военно-экономической промышленности основывается на следующих принципах:

*опора на государственный сектор промышленности при повышении роли частных предприятий в удовлетворении текущих потребностей ВС;

*учет реальных финансово-экономических возможностей страны при формировании текущих и чрезвычайных потребностей ВС;

*приближение характеристик военной промышленности к предъявляемым требованиям;

*обеспечение военно-экономической целесообразности при принятии решений о производстве образца ВВТ.

Общие военные расходы Турции состоят из расходов Министерства обороны (до 75%) и средств, направленных на содержание и оснащение военной жандармерии, подразделений и частей береговой охраны, органов военной разведки и мобилизационных органов. К общим военным расходам относятся также расходы военного характера, проходящие по бюджету министерств связи, транспорта, промышленности и торговли, других ведомств согласно классификации, принятой в НАТО.

Кроме бюджетных средств, на военные нужды направляются средства специальных фондов, крупнейшим из которых является Фонд развития военной промышленности.

В обеспечении потребностей ВС значительную роль играет иностранная военная помощь. Основная доля помощи поступает от США. За весь послевоенный период американская помощь Турции составила около 20 млрд долл.

В настоящее время действуют две программы – финансирования экспортных продаж вооружения (ФМФ) и подготовки иностранного военного персонала (ИМЕТ).

С середины 90-х годов наметилась тенденция сокращения американской военной помощи, которая, как ожидается, сохранится и в ближайшие годы. Однако место американцев все увереннее занимают немцы и французы. Большую материальную и финансовую помощь Турции после войны в Персидском заливе оказывают страны этого региона – такие, как Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ.

На основе всего вышеизложенного разрабатывается политика строительства вооруженных сил, основной целью которой является обеспечение внешних и внутренних интересов государства. При этом обусловлено выполнение следующих задач.

1. Постоянная готовность к самостоятельному или коалиционному участию в локальных и региональных конфликтах по периметру национальных границ и в пределах зоны ответственности регионального командования объединенных вооруженных сил (ОВС) НАТО «Юг».

2. Потенциальная готовность к участию в крупномасштабных войнах в составе ОВС НАТО.

3. Оказание военной помощи сопредельным тюркоязычным государствам.

4. Участие в миротворческих операциях.

5. Способность к ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф.

6. Обеспечение внутренней стабильности.

Способы достижения этих задач могут быть следующими:

– сохранение американского ядерного оружия на своей территории;

– обеспечение сосредоточения превосходящих сил на наиболее опасных стратегических направлениях;

– реорганизация ВС, повышение их мобильности, ударной и огневой мощи;

– создание национальных сил быстрого развертывания и обеспечение их перебросок;

– модернизация ВС за счет увеличения военно-экономической помощи союзников, расширения научно-технического сотрудничества, развития военной промышленности и НИОКР;

– усиление разведывательной деятельности и повышение эффективности систем разведки;

– совершенствование мобилизационных возможностей страны и ВС.

В связи с этим можно прогнозировать и возможные угрозы национальным интересам России:

В политической области:

1. Поощрение дезинтеграционных устремлений внутренних российских автономий и национальных образований.

2. Ослабление политического влияния РФ и ее вытеснение из зон турецких национальных интересов.

3. Скрытая поддержка антироссийской подрывной деятельности других стран и сил (особенно в Средней Азии, на Кавказе и Балканах).

4. Поддержка территориальных претензий к России.

5. Обеспечение протурецкой ориентации тюркоязычных государств и формирование их политического союза с лидирующей ролью Турции.

В экономической области:

1. Создание условий для сбыта на территории России товаров (в том числе и низкокачественных) турецкого производства.

2. Переориентация стран СНГ на экспорт продукции международного спроса с российского рынка на турецкий.

3. Расширение турецких позиций в экономике России и стран СНГ.

4. Развитие устойчивой финансовой и торговой зависимости автономий и регионов РФ от Турции, ослабление их экономических связей с российским центром.

5. Формирование двусторонних и региональных экономических союзов протурецкой ориентации.

6. Экономический шпионаж.

В военной области:

1. Усиление военно-стратегических позиций на кавказском направлении и в Черном море.

2. Сдерживание кавказских и среднеазиатских государств в воссоздании единого военно-стратегического пространства СНГ.

3. Создание многочисленных и высокомобильных СБР, потенциально способных действовать на территории стран СНГ.

4. Скрытое разжигание военных конфликтов на Балканах, в Закавказье, Средней Азии и на Северном Кавказе, поддержка антироссийских сил в этих регионах.

5. Помощь суверенным тюркоязычным государствам в строительстве национальных ВС.

Немаловажное значение для строительства вооруженных сил Турции имеет и морально-политическое состояние личного состава турецких ВС, которое проявляется в его духовной способности и готовности выполнить задачи, возлагаемые военно-политическим руководством страны на ВС в мирное и военное время.

Для современного морально-политического состояния социальных групп, из которых комплектуется турецкая армия, характерна выраженная популярность военной службы у значительной части призывной молодежи в силу высокого авторитета у населения ВС.

Наряду с этим около трети молодежи страны находится под влиянием консервативных и праворадикальных сил, формируя социальный потенциал кадрового состава ВС, а также военнослужащих отборных частей.

В современных условиях особое внимание в военном строительстве уделяется политическому и профессиональному отбору военнослужащих, в ходе которого из полумиллиона ежегодного контингента призывников отсеиваются 150–160 тыс. человек.

Большинство турецких военнослужащих имеют в целом высокий уровень развития волевых качеств. Этому способствуют:

– многовековая националистическая, милитаристская и религиозная обработка населения страны в условиях сохранения целостности нации, могущества государства и армии, что способствует росту в мировоззрении большинства турок общественно значимых идеалов и пониженному проявлению эгоистических ценностей. Это отражается в осознании своего нравственного долга перед обществом и готовности пожертвовать личными интересами, в высоком послушании и дисциплинированности;

– исторически низкий уровень жизни и суровые климатические условия, сформировавшие у солдат хорошие физические качества (силу, ловкость, неприхотливость, выносливость);

– многовековое участие Турции в войнах, постоянные межродовые столкновения, соответствующая военная пропаганда, проявляющиеся у турецких военнослужащих в воинственности, фанатичном честолюбии, агрессивности, приверженности к рукопашному противоборству;

– высокая групповая организованность и сплоченность, которые укрепляют морально-психологическую устойчивость подразделений и частей, особенно в оборонительных действиях;

– легко возбудимый восточный темперамент турок, создающий благоприятные предпосылки для формирования у солдат аффективных состояний, способствующих проявлению порыва и фанатичной решимости любой ценой уничтожить противника.

В настоящее время военно-политическое руководство Турции в условиях глубокого экономического кризиса предпринимает экстренные меры по сокращению расходов на оборону путем пересмотра сроков реализации и сворачивания ряда наиболее дорогостоящих программ оснащения и модернизации национальных вооруженных сил, а также передачи части проектов предприятиям турецкого военно-промышленного комплекса.

На заседании Совета национальной безопасности, посвященном обсуждению антикризисной программы, было заявлено об отсрочке 32 контрактов и программ на сумму 19,5 млрд долл.

По оценке командования вооруженных сил Турецкой Республики, в сложившихся обстоятельствах целесообразно рассмотреть возможность передачи проектов модернизации вооружения и военной техники предприятиям турецкого ВПК, затраты на выполнение которых ниже, чем у зарубежных производителей вооружений.

52.44MB | MySQL:103 | 0,467sec