О некоторых проблемных моментах состояния экономики Турции на начало 2021 года

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что власти республики планируют вывести страну в топ-10 ведущих экономик мира.  «Турция в одиночку воплощает в жизнь более половины мегапроектов, реализуемых на сегодня в мире, — приводит слова президента Анатолийское агентство. — Власти Турции планируют новые крупные инвестиции и проекты, которые выведут страну в топ-10 ведущих экономик мира».
По словам Эрдогана, возглавляемая им Партия справедливости и развития за 18 лет правления «добилась значимых результатов во всех областях». «Это результат активной поддержки и вклада народа в политику властей», — добавил турецкий лидер. В этой связи отметим, что реальность на сегодня далека от этих планов, а эксперты полагают, что турецкую экономику ждут непростые времена в рамках неизбежной жесткой монетарной политики. Как полагают американские эксперты, Центральный банк Турецкой Республики (ЦБРТ), по-видимому, будет привержен более жесткой денежно-кредитной политике в ближайшие годы для борьбы с инфляцией. Но риск того, что президент Реджеп Тайип Эрдоган вернется к давлению на банк с целью  смягчения его политики, остается высоким, что подорвет доверие к ЦБРТ и одновременно увеличит подверженность турецкой экономики внешним глобальным экономическим потрясениям. В своих заявлениях, опубликованных 21 января, ЦБРТ указывает, что он хочет проводить жесткую денежно-кредитную политику до 2023 года, если это необходимо, поскольку Турция изо всех сил пытается достичь своего целевого показателя инфляции в 5%. ЦБРТ также заявил, что 10%-ная инфляция потребительских цен была возможна в 2021 году, поскольку пандемия COVID-19 ослабла, а более высокие процентные ставки помогли контролировать инфляцию путем снижения кредитного спроса, сигнализируя о том, что банк больше не считает свою цель по инфляции в 5% достижимой в этом году. Январские показатели Турции были разочаровывающими: годовая инфляция незначительно выросла до 14,97% с декабрьских 14,6% по мере роста цен на энергоносители и прочие товары. Заявления руководства банка появились через несколько недель после того, как Эрдоган в очередной раз обвинил высокие процентные ставки в инфляции, мнение которое не разделяли ни его экономисты, ни международные инвесторы.

Комментарии руководства ЦБРТ о приверженности жесткой монетарной политики свидетельствуют  о его попытках восстановить прежнюю репутацию своей полной независимости, успокоив тем самым международных инвесторов и поощряя их вкладывать деньги в охваченную кризисом  экономику Турции на фоне продолжающейся пандемии. Однако у банка пока есть очень ограниченные инструменты для стимулирования роста, и факторы, находящиеся вне его контроля, могут подорвать доверие к ЦБРТ. Именно  внешние экономические потрясения остаются очень реальной перспективой из-за сохраняющегося слабого обменного курса турецкой лиры по отношению к доллару США, а также низких валютных резервов Турции и отсутствия доверия внутренних и внешних инвесторов к ее центральному банку. Наси Агбал занял пост главы ЦБРТ в ноябре 2020 года. С тех пор ЦБРТ помог остановить падение курса турецкой лиры, которая восстановила свою стоимость на 19% по отношению к доллару. Но в то время как назначение Агбала помогло успокоить некоторые опасения по поводу независимости экономических институтов страны, лира остается вблизи 10-летнего минимума, обесценившись за это время более чем на 78% по отношению к доллару Чистые резервы Турции за вычетом валютных свопов упали на 70 млрд долларов в 2020 году, по данным Fitch Ratings, поскольку страна изо всех сил пыталась защитить курс своей валюты во время пандемии. Агбал пообещал увеличить золотовалютные резервы страны в 2021 году, поощряя приток инвестиций в страну. По данным ЦБРТ, Турция располагала валовыми валютными резервами в размере 48,5 млрд долларов за вычетом золота. Но страна также имела около 136,9 млрд долларов пассивов, в результате чего ее чистые резервы оказались на отрицательной территории.

Если восстановление экономики Турции замедлится, Эрдоган, скорее всего, попытается помочь компенсировать гнев общественности, переведя стрелки на банкиров и обвинив руководство ЦБРТ в проведении «неправильной политики» и  потребовать от него снижения процентных ставок, чем вновь поставит под большой вопрос  его реальную независимость. Критика Эрдогана в прошлом в адрес ЦБРТ подорвала уверенность в его способности проводить разумную денежно-кредитную политику. При этом, несмотря на давление инвесторов, турецкий президент в течение многих лет придерживался своего неортодоксального мнения о том, что ЦБРТ должен сделать более низкие процентные ставки приоритетом, несмотря на высокую инфляцию  Санкции (особенно со стороны Соединенных Штатов или Европейского союза), наряду с более медленным, чем ожидалось, восстановлением мировой экономики и/или изменением настроений инвесторов в отношении Турции или развивающихся рынков, могут помешать восстановлению национальной экономики. Если Эрдоган вернется к своей прежней риторике о пагубности  высоких процентных ставок ЦБРТ в затянувшемся экономическом кризисе, иностранные инвесторы пересмотрят свой интерес к Турции, сократив инвестиции и денежные потоки в страну и еще больше усугубив ее экономические проблемы. Эта ситуация объективно осложняется еще и тем,  что  Соединенные Штаты и Европейский союз продолжают обсуждать возможность введения санкций против Турции из-за политических разногласий. Вашингтон хочет, чтобы Турция отказалась от  ракетной системы ПВО С-400, которую она приобрела у России, а Брюссель хочет, чтобы Анкара отступила от своего конфронтационного подхода и агрессивной деятельности по геологической разведке в водах, на которые претендует Греция в Восточном Средиземноморье. Если такие планы начнут реализовываться (а президент США Дж.Байден так и нашел времени ответить на попытки Р.Т.Эрдогана дозвониться до него), то это само по себе станет очень ясным негативным сигналом практически для всех международных кредиторов и инвесторов.

52.23MB | MySQL:103 | 0,459sec