Сырьевой сектор Алжира продолжает терять инвестиционную привлекательность

Попытки руководства АНДР диверсифицировать доходы от сырьевого сектора провалились. Соответствующий индикатор – неудавшийся запуск трех крупных перспективных промышленных проектов по добыче и переработке фосфатов в Тебессе, месторождений железной руды в районе Гара Джебилет (Тиндуф) и свинцово-цинкового концентрата в районе Беджайя.

Самым привлекательным с точки зрения потенциальных инвесторов считался интегрированный проект в Блед-Эль-Хедбе (Тебесса) по добыче фосфоритов и дальнейшего производства удобрений в восточных регионах страны.

Известно, что в рамках данного проекта алжирская структура по добыче фосфатов Sомiphоs Filiale Ferphos Group и ENSMM (национальная Высшая школа горной промышленности и металлургии в Аннабе) парафировали рамочное соглашение о проекте развития переработки фосфата в Джебель-эль-Онке в Тебессе.

Алжирские власти рассчитывали запустить его в 2020 г., но теперь, судя по заявлению Министерства горнодобывающей промышленности, он переносится на 2021 год.

По данным того же источника, сейчас алжирские власти ищут для него инвестора. Ранее к этому проекту присматривались известные производители удобрений, в том числе катарские и китайские. Однако сейчас они заметно охладели к нему.

Еще один потенциально интересный для иностранных инвесторов проект – по разработке железнорудного месторождения Гара-Джебилет, расположенного в 160 километрах к юго-востоку от города Тиндуф.

По данным Министерства горнодобывающей промышленности АНДР, это месторождение полноценно исследовано с конца 1960-х гг. Оно состоит из трех участков – Западной Гары, Центральной Гары и Восточной Гары общей площадью 40 000 гектаров, и простирается на 200 километров к востоку от Гара Джебилет.

При этом отмечается, что разработки железной руды в Гара-Джебилете привлекательны для потенциальных инвесторов, поскольку месторождение имеет значительное содержанием железа (более 50% от породы), дешевое в плане разработки (открытым способом), его общий объем составляет более чем 3 млрд тонн.

Единственный большой минус – наличие высокого содержания добавок, «являющихся вредным элементом в производстве стали», в том числе фосфора.

Алжирские власти уже давно присматривались к нему и еще в 2014 году создали для этого Национальную компанию по производству железа и стали (Feraal Spa), чтобы провести все необходимые исследований, доказать экономическую осуществимость проекта и разработать конкурентоспособное промышленное решение для обогащения руды и очищения ее от вредных примесей.

Однако по данным Министерства горнодобывающей промышленности АНДР, самостоятельно этот орган был неспособен осуществить данные планы и рассчитывал на совместное сотрудничество с иностранными инвесторами.

Главными претендентами на разработку данного месторождения считались китайские компании, проявившие ранее к этому проекту повышенный интерес. Они привлекли к анализу рентабельности и экспериментальным промышленным испытаниям в Гара-Джебилете китайские же исследовательские центры и университеты.

В результате этих испытаний были получены два приемлемых для использования в сталелитейной отрасли продукта: рудный концентрат с низким содержанием фосфора, который возможно использовать далее в качестве сырья, и предварительно обработанный железный порошок в брикетах (PDRI или Powder Direct Reduced Iron), который может быть использовать вместо металлолома или дополнения к нему.

Впрочем, сейчас китайская сторона также несколько «охладела» и к этому проекту, официально не называя причин изменения своего отношения. В результате по данным Министерства горнодобывающей промышленности АНДР, «компания Feraal Spa в настоящее время ищет партнеров (государственных и частных национальных и/или иностранных)».

Соответственно, официальное начало работ по эксплуатации данного месторождения также отодвинуто на 2021 г.

Сейчас завершающие технические изыскания по заказу фирмы Feraal Spa осуществляют специалисты алжирских Университета науки и техники в Оране Мохаммеда Будиафа и академического центра в Тиндуфе Али-Кафи.

Схожая ситуация наблюдается и относительно проекта разработки и эксплуатации цинкового месторождения Тала-Хамза на свинцово-цинковом комплексе Вади-Fмизур. Оно расположено на алжирском побережье Средиземного моря в 10 километрах к юго-западу от портового города Беджая и примерно в 270 километрах к востоку от столицы страны.

Заметим, что попытки его масштабной разработки предпринимались еще 15 лет назад, но за этот срок, более чем достаточный для ввода данного месторождения в эксплуатацию, положение радикально не изменилось.

Так, по данным Министерства горнодобывающей промышленности АНДР, еще в феврале 2006 года была создана совместная компания Western Mediterranean Zink Spa (WMZ) для разработки свинцово-цинкового месторождения и Вади-Амизур между двумя алжирскими государственными компаниями (ENOF и ORGM) и австралийской компанией Terramin.

Тогда в ней 65% акций досталось иностранному концерну, ENOF – 32.5% и ORGM – 2.5%.

За это время были проведены необходимые для разработки технические исследования, связанные с эксплуатацией, обработкой и «рациональным использованием окружающей среды» (соблюдением экологических требований).

Однако промышленная разработка месторождения так и не началась. По данным Министерства горнодобывающей промышленности АНДР, «требуемые исследования были подтверждены, а в настоящее время проводится анализ экономического и финансового исследования для окончательной проверки».

По информации того же источника, также в настоящее время разрабатывается «план действий по обеспечению социальной приемлемости проекта со стороны общины Беджайи».

Напомним, что в данном регионе значительную часть населения составляют берберы, традиционно демонстрирующие повышенную оппозиционную активность к любым действиям власти. Соответственно, Беджайя является одной из самых проблемных в плане политическом алжирских провинций.

Сейчас необходимые технические изыскания по соглашениям с Национальным предприятием по добыче цветных металлов и полезных ископаемых АНДР (ENOF) выполняют специалисты Университета Беджайи (UAMB).

Однако можно предположить, что без кардинального реформирования алжирского законодательства в сторону не просто более лояльного отношения к иностранным инвесторам, но и предоставления им серьезных преференций планы властей АНДР по диверсификации своего сырьевого сектора останутся лишь на бумаге.

52.22MB | MySQL:103 | 0,615sec