В Израиле начинается шпионский скандал

11 февраля, после того, как частично был снят цензурный запрет, израильские СМИ сообщили о том, что в ходе совместного расследования Службы общей безопасности (ШАБАК), специального подразделения Полиции Израиля («Лахав-4332», было создано в 2008 году, иногда его неофициально именуют «израильским ФБР»), отдела МАЛМАБ (создан в 1958 году, занимается в частности охраной информации об израильской оборонной промышленности) Министерства обороны Израиля, а также экономического отдела Государственной прокуратуры Израиля, проводившегося в течение нескольких последних месяцев, «были допрошены свыше 20 израильских граждан, в том числе бывшие сотрудники предприятия оборонной промышленности», подозреваемых в «преступлениях против государственной безопасности, нарушении закона о контроле за экспортом оборонного характера, в отмывании капитала, а также в дополнительных экономических преступлениях». Конкретно, как было сообщено, что подозреваемые «незаконно занимались разработкой, производством, испытаниями барражирующих боеприпасов» для некого азиатского государства.

Следует пояснить, что «барражирующими боеприпасами» (от английского loitering munition) называются различные беспилотные летательные аппараты с интегрированной боевой частью, которые способны в течении продолжительного времени находиться в воздухе в режиме ожидания в районе цели, а затем оперативно атаковать ее после получения соответствующей команды от оператора. Иногда барражирующие боеприпасы называют «дронами-камикадзе» (от английского kamikaze drone). Идея создания таких боеприпасов возникла в конце 1970-х годов. За прошедшие четыре десятилетия она была успешно реализована и усовершенствована. Общеизвестно, что Израиль является одним из ведущих производителей высокотехнологичных вооружений в мире. Не секрет и то, что израильтяне производят и поставляют за границу боевые дроны. Это в частности продемонстрировали события недавние события Второй карабахской войны, в ходе которой азербайджанская армия успешно использовала в частности боевые дроны израильского производства.

Как было сообщено израильским СМИ представителями ШАБАКа, в ходе расследования выяснилось, что «подозреваемые получали указания к действию от тех, кто были связаны с этим иностранным государством, в обмен на получение денег в крупных масштабах и дополнительных благ». Согласно обнародованным ШАБАКом данным следствия, было выяснено, что контакты между подозреваемыми и некими лицами или учреждениями этого неназванного азиатского государства осуществлялись тайно. При этом прилагались специальные усилия к тому, чтобы полностью скрыть, кому предназначались разрабатываемые, испытываемые и производимые группой израильских подозреваемых барражирующие боеприпасы. Расследование дало большую информацию о системах работы  представителей этого неназванного азиатского государства в отношении израильских граждан, в том числе использование специальных техник для обеспечения секретности заключения сделок и скрытия перевода оплаты за них израильским исполнителям.

«Это дело наглядно демонстрирует потенциальный ущерб государственной безопасности, скрытый в сделках, незаконном заключаемых израильскими гражданами с представителями иностранных государств, в том числе она вызывает опасения, что данная технология может просочиться в государства, враждебные по отношению к Израилю», — было сказано в частности в заявлении ШАБАКа для прессы. Судя по этому заявлению, ШАБАК в целом завершил свое расследование по данному делу, и сейчас его материалы уже переданы на рассмотрение Государственной прокуратуры.

Следует пояснить, что, наряду с государственными кампаниями, такими, как, например, широко известные в мире «Таасия авирит» (Israel Aerospace Industries, сокращенно — IAI)  и «Эльбит маарахот» (Elbit Systems), в Израиле есть и частные коммерческие компании, занимающиеся разработкой и производством тех или иных видов вооружения и военной техники. Их продукция тоже может попасть к зарубежным заказчикам. Однако при этом они обязаны действовать в соответствии с жестко оговоренными законом правилами: согласно действующим в Израиле законам, каждое частное лицо или компания, которые заинтересованы экспортировать военное снаряжение, знания в сфере обеспечения безопасности или услуги военного характера (например, служить в качестве инструкторов по подготовке кадров тех или иных силовых структур в каких-либо зарубежных государствах), обязаны предварительно зарегистрироваться в регистре оборонного экспорта, за который отвечает специальный отдел по надзору за оборонным экспортом, действующий в израильском Министерстве обороны.

Такая регистрация является обязательным предварительным условиям для осуществления каких бы то ни было действий по маркетингу услуг такого рода, а также получения разрешений на маркетинг и экспорт. А такие разрешения не выдаются автоматически, даже если проситель зарегистрирован в регистре оборонного экспорта. Министерство обороны руководствуется при выдаче разрешений на оборонный экспорт в первую очередь не коммерческими соображениями, а такими факторами, как высшие военно-политические интересы Государства Израиль. Можно предположить, что представители неназванного азиатского государства, заказавшего оказавшимся теперь под следствием израильским гражданами барражирующие боеприпасы, имели основания опасаться, что официальное разрешение на их экспорт в данное государством израильскими властями выдано не будет, и потому решили действовать в обход израильских законов. Что же касается провалившихся израильских поставщиков, ставших «героями» шпионского скандала, то можно с достаточно высокой степенью уверенности предположить, что ими двигала жажда наживы. Помимо самого денежного вознаграждения и других благ, полученных ими от зарубежных заказчиков или обещанных им этими заказчиками, незаконная сделка сама по себе сулила большие дополнительные доходы. Ведь незаконные и не декларируемые доходы – в случае, если они не обнаружены властями – налогом не облагаются.

Остается лишь ломать голову над тем, о каком конкретно азиатском государстве идет речь. Ясно только, что речь не идет о каком-либо продолжающем оставаться в состоянии войны с Израилем арабском государстве, поскольку в заявлении ШАБАКа для прессы упоминалось не сотрудничество с враждебным государством, а лишь опасение, что государственной безопасности Израиля был бы нанесен ущерб если бы информация о технологиях производства барражирующих боеприпасов, о которых шла речь, «просочилась» бы через это неназванное азиатское государство «в государства, враждебные по отношению к Израилю». Азия велика, и в ней очень много государств, помимо арабских и Ирана, открыто враждебных Израилю. Остается лишь гадать, что же это за государство-заказчик, однако вряд ли это Индия, ставшая за последние годы стратегическим партнером еврейского государства на азиатском континенте.

52.38MB | MySQL:106 | 0,877sec