О попытках Турции наладить отношения с администрацией президента США Дж.Байдена

Турция не намерена отказываться от приобретенных у России зенитных ракетных систем С-400. Об этом сообщил в четверг 11 февраля официальный представитель президента Турции Ибрагим Калын.    «Решение по С-400 не было принято в одночасье, мы рассказали об этом нашим американским коллегам. Наше соглашение по С-400 было подписано примерно за 4 месяца до CAATSA. С юридической точки зрения заявления [США] непоследовательны. Американская сторона сообщила, что пока не будет вести никаких переговоров по этому вопросу», — подчеркнул представитель Эрдогана в интервью телеканалу ТРТ. По данным агентства Рейтер, Калын также заявил, что Анкара не откажется от российских С-400.
Между тем Калын отметил, что «Россия является важным игроком», в связи с чем для Анкары важно, какие отношения Турция выстроит с ней.  Кроме того, представитель Эрдогана не исключил, что в ближайшие недели состоятся переговоры президентов Турции и США Р.Т.Эрдогана и Дж.Байдена. Соединенные Штаты не прекращают требовать отказа Турции от приобретенных ранее российских зенитных ракетных систем (ЗРС) С-400, невзирая на новые инициативы Анкары в этой области, призванные урегулировать противоречия между нею и Вашингтоном. Примечательно, что это заявление прозвучало спустя всего три дня после того, как Анкара  дала понять, что готова сделать шаг назад в своем споре с Соединенными Штатами по поводу ракет С-400 российского производства и может согласиться на модель, основанную на владении Грецией С-300. Министр обороны Турции Хулуси Акар заявил, что Анкара может время от времени активировать систему на основе конкретных случаев, а не делать ее полностью работоспособной. «Нам не нужно использовать их все время. Мы могли бы использовать их в зависимости от угроз», — сказал он группе журналистов в интервью, опубликованном несколькими турецкими газетами. Акар использовал «Критскую модель», чтобы сравнить свое предложение с тем, как Греция управляет системой С-300, которую Афины купили у Москвы в 1990-х годах после того, как Анкара сильно надавила на первоначального владельца в лице Кипра, чтобы тот отказался от нее. Греция в настоящее время использует эту систему на острове Крит во время военных учений или испытаний. «Мы открыты для переговоров, основанных на модели, используемой на Крите», — сказал Акар. Собственно это положение будет основным смыслом возможных переговоров Эрдогана и Байдена. При этом данных о конкретных сроках таких консультаций пока нет. Более того, в Белом доме пока нет желания вообще серьезно контактировать с Анкарой на эту тему. Среди причин такой выжидательной политики и позиция части Сената США. Двухпартийное большинство в Сенате США призвало президента Джо Байдена подтолкнуть Турцию сделать больше для защиты прав человека и положить конец «воинственной и воинственной» внешней политике Анкары. 54 сенатора подписали письмо, направленное Байдену 9 февраля в котором обвинили президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в маргинализации внутренней оппозиции, замалчивании критических СМИ, тюремном заключении журналистов и чистке независимых судей. «Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган повел страну по все более авторитарному пути. Он систематически маргинализировал внутреннюю оппозицию, заставлял замолчать или сотрудничал с критическими СМИ, очищал независимых судей и заменял их сторонниками партии и сажал в тюрьму десятки журналистов. Мы настоятельно призываем вас подчеркнуть президенту Эрдогану и его администрации, что они должны немедленно прекратить репрессии против инакомыслия внутри страны и за рубежом, освободить политических заключенных и узников совести и изменить свой авторитарный курс. В последние годы он нагло нападал на поддерживаемых США курдов, воюющих с ИГ в Сирии, покупал российские системы ПВО, несмотря на предупреждения о том, что они несовместимы с американскими технологиями, и призывал Азербайджан применить насилие для урегулирования территориального спора с Арменией», — говорится в письме. Письмо инциировали сенатор-демократ Рон Уайден и сенатор-республиканец Марко Рубио, символизируя двухпартийный альянс.   Отметим также, что до своей  инаугурации Байден пренебрежительно относился к своему турецкому коллеге и не отвечал на его многочисленные просьбы о телефонном разговоре, что наводило на мысль об ухудшении отношений. Байден был, в частности,  яростным критиком Реджепа Тайипа Эрдогана в 2019 году из-за наступления Турции на поддерживаемые США сирийские курдские вооруженные группировки и внутренней политики турецкого президента.

В то время как два лидера все еще не говорили по телефону, советник по национальной безопасности Джейк Салливан говорил с пресс-секретарем президента Турции Ибрагимом Калыном на прошлой неделеРазговор был описан одним турецким чиновником как «позитивный». Выразим сомнение, поскольку сразу после этого последовало новое предложение Анкары.  Очевидная уступка Турции последовала после того, как Вашингтон ввел санкции в отношении турецких чиновников в декабре прошлого года в соответствии с американским законом, запрещающим значительные военные сделки с Россией. Турция также была исключена из программы истребителей пятого поколения F-35 Пентагоном в 2019 году из-за опасений по поводу возможного российского шпионажа через С-400. В этой связи Анкара пытается найти новые способы взаимодействия с администрацией Джо Байдена и начать плодотворную работу с новой администрацией.  Однако новое турецкое предложение уже истолковано как уступка со стороны Анкары, поскольку Дональд Трамп фактически выпустил лучшее предложение в ноябре 2019 года. Предложенная им сделка требовала лишь сохранения С-400 деактивированными и взамен обещания возвращения Турции к программе F-35 и продажу американских ракетных комплексов Patriot. Эрдоган в свое время отказался от сделки, потому что у него были «предварительные условия», и он счел требование США направить американских военных чиновников для проверки статуса С-400 время от времени как нарушение суверенитета Турции. Последнее по времени приведенное выше высказывание Х.Акара в отношении проблемы С-400 свидетельствует о том, что новая инициатива Анкары в Вашингтоне одобрения не получила.  Это логично. В принципе новая инициатива Анкары предусматривает создание  исследовательской группы по проблеме С-400 в рамках НАТО. Этот план уже ранее несколько раз натыкался на «кирпичную стену непонимания»  со стороны американских официальных лица. Посол США Дэвид Саттерфилд в начале этого месяца в очередной раз отверг эту идею. Кроме того, закон «О национальной обороне 2021 года», принятый Конгрессом США в прошлом году, требует от Турции убрать С-400 с турецкой территории, чтобы снять санкции, введенные против Анкары, что затрудняет обеим сторонам поиск компромисса. На этом фоне несколько турецких источников сообщили, что Анкара и Москва уже завершили свои переговоры о поставке второй партии С-400, и для продолжения этой закупки от Турции требуется только окончательная подпись. Эта сделка ставит Анкару в сложное положение, поскольку Россия согласилась на столь желанную Эрдоганом передачу технологий и условия совместного производства для второй партии С-400, заявил высокопоставленный турецкий чиновник. Х.Акар также заявил в интервью, что США должны пересмотреть свое партнерство с сирийскими курдскими «Силами народной самообороны», известными как YPG, которые взяли на себя ведущую роль в поддерживаемой США войне с группировкой «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России). «Самый чувствительный вопрос для нас с США — это их поддержка сирийского подразделения РПК YPG. Мы могли бы найти решение проблемы С-400 через наши переговоры с Соединенными Штатами. Однако мы не сможем улучшить наши отношения с США, если не найдем решения для [YPG]», — сказал он. Отметим, что тема экстрадиции имама Ф.Гюлена уже не упоминается, а вот, что касается курдов, то ответ прозвучал в коллективном письме сенаторов, которое подоспело очень своевременно. Но и помимо сенаторов  есть еще позиция силовиков США, которые планируют сохранить свое присутствие в Сирии в рамках «сдерживания России и Асада», а помимо курдов реальной местной силы, лояльной американцам, там просто нет.  В этой связи для Анкары наступил важный переломный момент: либо идти на вторую часть соглашения с Москвой, что автоматически ставит «крест» на компромиссе по С-400 с Вашингтоном, либо выжидать, И Анкара пока делает второе, явно надеясь на некий прорыв во время объявленной, но пока не определенных по срокам, переговоров Эрдогана и Байдена.  И в этом контексте какие-то подвижки в развитии сделки по С-400, или наоборот – ее полная блокировка, целиком зависит  теперь от тех или иных сигналов для Анкары из Вашингтона.

52.31MB | MySQL:103 | 0,490sec