Космическая программа Турции. Часть 1

9 февраля 2021 года президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган объявил о космической программе Турции.

В частности, президент Реджеп Тайип Эрдоган объявил о планах Турции «высадиться» на Луну к 2023 году на пресс-конференции во время церемонии открытия Национальной космической программы Турции и Космического агентства Турции (о значении слова «высадиться» — чуть позже – И.С.).

Как указал турецкий лидер: «Наша первая цель — высадиться на Луну к 2023 году, к 100-летию Турецкой Республики, я считаю, что турецким инженерам удастся выполнить эту миссию». Кроме того, президент Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что Турция намерена построить космодром при международном сотрудничестве.

Цитируем: «Вторая цель Турции — создать глобальный бренд, который будет конкурировать в области разработки спутников следующего поколения».

Президент также добавил, что Турция намерена отправить своего космонавта в космос в рамках научной миссии. «Интеграция нашего отечественного спутника наблюдения Земли с высоким разрешением завершена», — добавил Р.Т.Эрдоган, коснувшись усилий Турции по разработке собственных спутников.

По его словам, новый спутник, получивший название IMECE, является важным шагом на пути удовлетворения потребностей военного и гражданского секторов Турции в изображениях с высоким разрешением, созданных с использованием местных технологий. При этом, окончательная сборка спутника, как отметил турецкий лидер, производилась совместно при поддержке министерств технологий, обороны и транспорта Турции.

Как указал турецкий лидер, после успешного завершения испытаний планируется начать производство нового спутника. При этом он напомнил, что Турция также недавно запустила свой уже седьмой по счету спутник.

Стоит напомнить, что другие спутники наблюдения Турции включают Rasat, Göktürk-1 и Göktürk-2.

Наблюдательный спутник Rasat является вторым спутником дистанционного зондирования Совета Турции по научным и техническим исследованиям (TÜBITAK) после первого турецкого спутника наблюдения Земли Bilsat.

Разработанный и изготовленный в Турции, Rasat был запущен с российского космодрома 17 августа 2011 года. Хотя первоначальный расчетный срок службы спутника Rasat составлял три года, он успешно завершил свой девятый год на орбите 17 августа 2020 года.

Спутник Rasat, находящийся на круговой орбите, синхронизированной с Солнцем, на высоте 700 километров (435 миль), работает с 7,5-метровой монохромной и 15-метровой многополосной камерой.

Другой турецкий спутник наблюдения Земли Göktürk-1, предназначенный для удовлетворения потребностей турецких Вооруженных сил (TSK) в изображениях высокого разрешения для разведки целей, был запущен в 2016 году. Турецкий спутник наблюдения с высоким разрешением Göktürk-2 был запущен 18 декабря 2012 года.

Этот проект финансировался TÜBITAK и был произведен совместно командой компании TAI и TÜBITAK при координации Министерства национальной обороны. Этот спутник может обеспечить производство цифровых и географических данных с целевой разведкой, необходимой для удовлетворения нужд Вооруженных сил Турции и, в частности, командованию ВВС.

Спутник имеет высокоскоростную передачу данных, которая может загружать изображение почти 640-километровой полосы движения за один проход.

Проект Gökturk-2 направлен на развитие технологий, экспертных кадров и инфраструктуры для космических и спутниковых систем, а также на удовлетворение потребностей в наблюдении и исследованиях государственных учреждений и организаций с национальными возможностями.

Стоит отметить, что Космическое агентство Турции было создано в декабре 2018 года, чтобы, как указывается турецкими СМИ, проложить путь к созданию конкурентоспособной турецкой промышленности и определять стратегию и политику в отношении космических технологий.

На сайте Института Ближнего Востока мы не раз писали о трех приоритетных направлениях развития турецкого оборонно-промышленного комплекса, а говоря шире – научно-производственного развития Турции в целом. И, как мы говорили, одним из главных направлений (наряду с развитием ракетостроения и производства беспилотных летательных аппаратов) является освоение космических технологий и космического пространства.

Этот тренд был достаточно четко уловлен руководством Российской Федерации. В частности, в прошлом, президент России В.Путин уже заявлял, что первый турецкий космонавт может быть запущен в космос при помощи российской стороны.

Предложение российского лидера было подхвачено главой корпорации «Роскосмос» в ходе авиасалона МАКС в августе 2019 года.

В частности, глава корпорации «Роскосмос» Д.Рогозин предложил президенту Турции Р.Т.Эрдогану организовать отправку на МКС турецкого астронавта. Цитируем Д.Рогозина: «У нас есть предложение к вам совместное — к юбилею Республики (100-летний юбилей провозглашения Турецкой Республики будет отмечаться в 2023 году – И.С.) организовать полет турецкого астронавта на орбиту. Центр подготовки космонавтов готов к этой работе». В ответ, президент Турции Р.Т.Эрдоган выразил свое согласие и заявил, что готов присоединиться к этой «священной работе».

Позднее, в октябре 2019 года, гендиректор компании «Главкосмос» Дмитрий Лоскутов заявил о том, что Россией было сделано Турции предложение, реакция на которое ожидается. Цитируем Д.Лоскутова: «Мы ждем реакции турецких коллег на сделанное предложение, оно должно быть проработано». И далее: «В принципе, времени достаточно для того, чтобы подготовить турецкого космонавта и осуществить полет (времени до 2023 года, когда будет отмечаться 100-летний юбилей Турецкой Республики – И.С.)».

Дальнейшие шаги Турции в плане международного сотрудничества в космической сфере оказались прерванными в результате пандемии коронавируса. И вот, по мере того, как ситуация стабилизируется на некоем уровне, Турция начинает возвращаться и к активной реализации своих намерений.

Можно, конечно, посчитать, что назначение Реджепом Тайипом Эрдоганом своего «спецпредставителя» для контактов с Илоном Маском – это политический «хайп», но в нем угадывается и новый тренд – некоторые направления и некоторые люди, с ними связанные, оказываются настолько важными для страны (в данном случае, для Турции), что для работы по ним назначается даже отдельный координатор. Заметим, к примеру, что для работы с отечественными технологическими корпорациями, включая те, которые занимаются космической сферой, спецпредставителя в Турции не назначили.

Итак, возвращаясь к обнародованной 9 февраля, при участии президента Р.Т.Эрдогана, турецкой Космической программе, прежде всего, хотелось бы отметить фразу, которая вынесена в её заголовок. Фраза, разумеется, принадлежит турецкому президенту.

В этой практике для Турции нет ничего удивительного: первая страница чуть ли не подавляющего большинства турецких официальных документов содержит в себе «напутствия» со стороны первого лица. И это напутствие задает «нравственный императив» и подчеркивает важность того или иного начинания.

Как правило, на первые страницы ставят основателя и первого президента страны Мустафу Кемаля Ататюрка. Однако, космос – это такая тема, которой он, по вполне понятным причинам, коснуться в своих высказываниях не мог, разве что авиации. Так что, в данном случае поставлена цитата Реджепа Тайипа Эрдогана.

Она – достаточно показательна: «Путь к построению справедливости на земле, в значительной степени, проходит через присутствие в небе».

Показательна эта цитата в том, что она, безусловно, идеологична. То есть, речь идет не просто о том, чтобы шагать в ногу со временем и строить современное государство, которое находится на передовых рубежах космических исследований. Речь идет, ни много ни мало, о цели построения «справедливости на Земле». Задача – совершенно другого порядка, выдающая образ и масштаб мышления турецкого руководства. Можно даже сказать, видение им своей исторической миссии.

Обратимся к целям турецкой Национальной космической программы. Цитируем:

«Национальная космическая программа — это всеобъемлющий документ, разработанный с целью определения видения, стратегии, целей и проектов в сфере космической политики нашей страны (Турции – И.С.), направленный на их скоординированную реализацию, принимая во внимание современные мировые тренды и нынешний потенциал нашей страны».

Цели Национальной космической программы Турецкой Республики перечисляются в начале документа следующим образом:

  1. Развитие технологий и необходимой инфраструктуры, которые выйдут на первый план в рамках потребностей и возможностей космических технологий в стране.
  2. Снижение внешней зависимости страны (от поставок продукции и технологий – И.С.).
  3. Планирование использования космических технологий, как инструмента развития страны.
  4. Развитие имеющихся талантов и достижений в области космоса с использованием национальных технологий.
  5. Вклад в научные знания и опыт человечества.
  6. Повышение осведомленности жителей страны о космосе, в особенности, молодежи.

На самом деле, выступление и слова, сказанные Реджепом Тайипом Эрдоганом в ходе его презентация Космической программы Турции, столкнулись с реакцией со стороны турецкой оппозиции.

В частности, начали раздаваться голоса на тему того, что, прежде чем отправляться на «небо», стоит посмотреть «себе под ноги». В том смысле, что экономическая ситуация в стране и благосостояние граждан, в последнее время, заметно ухудшились, а турецкое руководство «играется в дорогостоящие игрушки».

На самом деле даже тот спор, который потом разгорелся между властью и оппозицией в стране, четко показывает, что позиция власти, которая думает амбициозно и широко – выигрышна по сравнению с оппозицией. Последняя, разумеется, понимает важность космических исследований, но предпочитает идти по пути популизма, взывая к «кошельку граждан».

Вот, что на эту тему пишется в турецкой Космической программе.

Цитируем обнародованный турецким лидером документ:

«Космические программы обходятся странам очень дорого. Однако прибыль, власть и международная репутация намного превышают эту цену. Космические программы также вносят значительный вклад в ценность географического положения страны, её технологической компетенции, экономического потенциала, возможностей международного сотрудничества и экономических мультипликаторов. Космические исследования стимулируют инновации и способствуют появлению новых технологий и изобретений, которые можно использовать в различных секторах. В этом отношении, космические программы не ограничиваются лишь только космической областью, но также повышают производительность и занятость во всех отраслях (экономики – И.С.). Изучение космоса превратилось в деятельность, которая затрагивает жизнь людей и создает ценность. Наши люди, осознавая или не осознавая этого, извлекают выгоду из космических технологий, а преимущества космической экономики в нашей стране достигли огромных размеров».

Тем, кто так возбудился вокруг той самой «карты турецкого влияния — 2050», стоит читать именно эти строки. Вместо того, чтобы разглядывать карты, подготовленные американским Stratfor, на которые нанесено непонятно что, непонятно основываясь на чем, зато очень хорошо понятно зачем.

Немного отвлекаясь в сторону, с учетом того резонанса, который возник из-за просочившейся в российские СМИ карты, стоит отметить следующее.

Во-первых, те же самые американцы публикуют огромное количество различных карт, включая и те, где показана «расчлененная Турция» и так называемый «Большой Курдистан». Так что, появление очередной карты – это появление ещё одного «интеллектуального мусора», на который даже сами турки отреагировали достаточно прохладно.

Во-вторых, так называемая карта «турецкого влияния – 2050» сильно смахивает просто на карту Османской Империи, на одном из этапов её могущества и ничего больше. Даже на исторический экскурс она не особо тянет.

К нынешней реальности эта карта либо не имеет вовсе никакого отношения, либо имеет отношение слабое. Сложно представить то, чтобы под турецкое влияние, достаточное для изображение его на карте попал бы весь Аравийский полуостров и ещё Туркменистан и Казахстаном. То, что Турция укрепляет свои позиции в ряде стран и регионов – это факт, но карта иллюстрирует совсем другое – чуть ли не установление турецкого контроля над огромными территориями. Как уж американцы себе это представляют, понять сложно. И где там, допустим, затесалась Армения и отдельно взятый полуостров Крым. И туда же ещё добавили Грецию и Республику Кипр (как турки ее называют: Греческая администрация Южного Кипра – И.С.).

Если уж так американцам хочется как-то графически обозначить турецкое влияние за рубежом, стоило бы указать, к примеру, Европу и европейские турецкие диаспоры. Которые, вне всякого сомнения, являются фактором турецкого влияния. Причем фактором уже достаточно серьезным и постоянно растущим. Да и то, это влияние надо обозначать с большими оговорками, объясняющими, о чем, собственно, идет речь.

Однако, судя по всему, цель была, все-таки другая: представить Турцию в качестве агрессора и возбудить окружающее Турцию общественное мнение.

В случае той же России, эти зерна упали на плодородную почву: эта «филькина» карта была моментально подхвачена российскими СМИ и вполне себе центральными и преподнесена как свидетельство турецких агрессивных планов по отношению к соседям, включая Россию. Причем было упорно проигнорировано, что не Турция является источником этого «изделия».

Тут надо отметить ещё один российский тренд: Турция и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, в последнее время, превратились в «ньюсмейкеров» со знаком минус. За базу взят тезис – «Эрдоган возрождает Оттоманскую Порту» и все что более-менее подходит под этот тезис, включая разного рода сомнительные новости, моментально печатается с соответствующими заголовками без каких-либо дополнительных проверок.

Поскольку, по всей видимости, считается, что никакие противоречия, нестыковки и ошибки в новости главного тезиса не отменяют. А главный тезис заключается в том, что Турция своими планами угрожает жизненным российским интересам. И это самое главное. Остальное, похоже, российские СМИ и комментаторов не волнует.

Однако, даже если оставить в стороне все идеи о профессионализме и о необходимости выдачи качественного продукта – контента, тем самым, подобные СМИ служат именно «тем самым турецким интересам». У многомилионной читающей российской аудитории перед глазами возникает огромная, набирающая силу Турция, во главе которой колоссом возвышается фигура действующего турецкого президента. Прямо скажем, что такое прочтение ситуации – весьма далеко от истины. Но, тем самым, подобные СМИ работают в качестве пиар-агентства Турции, причем, работают забесплатно, повышая турецкий авторитет и образ серьезного игрока в мире.

А, между тем, по-настоящему важное выплескивается «вместе с ребеночком». По-настоящему важное, применительно к Турции, если рассматривать тренды в стране и разного рода планы, на настоящее время, являются концепции «Синей Родины» и «Кибер Родины», а также турецкая Космическая программа. Также имеет смысл пристально посматривать на развитие турецкого оборонно-промышленного комплекса, а не на карту «Турция 2050», представленную американцами.

52.27MB | MySQL:103 | 0,394sec