О проекте газопровода из Нигерии в Марокко

12 февраля издание Morocco World News сообщило о том, что в ходе телефонных переговоров короля Мухаммеда VI и президента Нигерии Мохаммаду Бухари была затронута тема проекта газопровода из  Нигерии в Марокко (известен также как Трансафриканский магистральный газопровод, или МГП), и обе стороны выразили желание осуществить его «как можно скорее». Издание отмечает, что этот разговор между главами государств стал убедительным доказательством того, что Нигерия, до этого рассматривавшая два очень похожих проекта — один с Марокко, а другой с Алжиром, — скорее всего, определилась с тем, какой проект будет выгоднее для нее[i]. Учитывая, что Нигерия обладает крупным экспортным потенциалом благодаря крупнейшим запасам «голубого топлива» на континенте и является вторым после Алжира экспортером этого сырья в Африке, идея о строительстве газопровода оценивается как событие, способное оказать значительное воздействие на рынок энергоносителей. Что же касается Марокко, то у этой североафриканской страны есть свой интерес: в 2021 году у Рабата заканчивается соглашение о транзите газа по МГП GME в Европу. Кроме того, в этом году также заканчивается соглашение об импорте 650 млн куб. м/год газа у алжирской Sonatrach[ii]. В связи с этим Марокко ищет другие источники поставок газа. Отметим, что в настоящее время через территорию Марокко проходит газопровод Магриб-Европа, соединяющий алжирские месторождения газа с газотранспортными системами Испании и Португалии. 1620-километровый газопровод, проходящий по дну Гибралтарского пролива, был открыт в конце 1990-х годов.

Напомним, что проект газопровода Нигерия-Марокко (the Nigeria-Morocco gas pipeline) уже несколько лет находится в жесткой конкуренции с проектом газопровода Нигерия-Алжир, известным как Транссахарский трубопровод (the Trans-Saharan pipeline). Для Марокко и Алжира этот вопрос является немаловажным, поскольку Нигерия вряд ли будет осуществлять два проекта со схожими, даже идентичными целями, она скорее выберет для претворения в жизнь лишь один. Газопровод Нигерия-Марокко, стоимость которого оценивается в 25 млрд долларов, будет служить дополнением к существующей инфраструктуре Западноафриканского газопровода, который в настоящее время обслуживает Бенин, Того и Гану [iii].

Планируемый газопровод протяженностью 5660 км является результатом соглашения между нигерийской национальной нефтяной корпорацией (the Nigerian National Petroleum Corporation, или NNPC) и Национальным советом по углеводородам и шахтам Марокко (Morocco’s National Board of Hydrocarbons and Mines, или ONHYM) и, как ожидается, пройдет вдоль африканского побережья и откроет доступ к запасам газа Нигерии для нескольких стран Западной Африки, в том числе и Марокко.  Кроме того, в перспективе газопровод позволит Нигерии вывести свой газ на европейский рынок через Испанию.

Morocco World News подчеркивает, что проект газопровода Нигерия-Марокко продвигается достаточно быстрыми темпами с тех пор, как он был предложен в декабре 2016 года. Менее чем за пять лет этот проект уже достиг второй фазы фронтального инженерного проектирования. NNPC и ONHYM представили предложение по трубопроводу на специальном заседании Экономического сообщества западноафриканских государств (ЭКОВАС, в оригинале the Economic Community of West African States) в августе 2019 года. Этот региональный союз в положительном ключе отозвался о проекте и выразил готовность оказать содействие его реализации.

В целом, как отмечает Morocco World News, эксперты считают, что газопровод Нигерия-Марокко получит международную поддержку, поскольку он принесет пользу не только странам, занимающимся этим проектом, но и всем западноафриканским государствам, расположенным у атлантического побережья[iv]. Интересна оценка российского информационно-аналитического агентства Pro-gas.Ru от 9 июня 2018 года: «В случае использования магистрали Нигерия–Марокко для экспорта голубого топлива в ЕС, Рабат становится и региональным и международным транзитным центром… Проект крайне интересен для Испании, позиционирующей себя в последнее время как «газовые ворота в Европу», альтернативные российским поставкам, и всё шире использующей свои возможности в газо-реэкспорте». В свою очередь, специальный помощник президента Нигерии по вопросам СМИ Гарба Шеху отметил, что «строительство газопровода будет поэтапным и основанным на возрастающих газовых потребностях Марокко, стран Западной Африки и европейских. Газ будет поставляться, как минимум, в течение 25 лет»[v].

Отметим, что мысль о том, чтобы соорудить инфраструктуру для транспортировки газа из Нигерии в Европу сама по себе не является открытием. Так, в конце 2000-х годов была запущена схожая инициатива под названием Транссахарский газопровод по маршруту Нигерия–Нигер–Алжир с последующим экспортом в европейские государства через Средиземное море с использованием алжирской инфраструктуры. Пропускная способность этой магистрали должна была достичь 30 млрд куб. м в год, что эквивалентно 7–8% потребления газа странами ЕС. Если бы проект был реализован, система поставок энергоносителей в Европу была бы значительно изменена в пользу африканского сырья. Однако практическая стадия строительства газопровода так и не началась. Причиной тому стала не только его высокая стоимость (10–15 млрд долларов), но и наличие серьезных рисков военно-политического характера, связанных с обстановкой в Африке.

Газопровод Нигерия–Марокко является своего рода альтернативой проекту Транссахарского газопровода. Пропускная способность, стоимость и точный маршрут этого сооружения пока не указываются, хотя в качестве наиболее вероятного сценария указывается, что магистраль будет проложена по морскому дну Атлантического океана вдоль Западной Африки. Идея строительства инфраструктуры под водой является ключевым преимуществом по сравнению с проектируемым Транссахарским газопроводом. Дело в том, что сооружение под водой значительно минимизирует риски терактов и диверсий со стороны различных группировок, действующих на африканском континенте.

Напомним, что само Марокко почти не имеет собственных запасов природного газа. Однако в связи с прогнозируемым ростом внутреннего потребления энергии руководство страны осознает необходимость увеличения импорта этого энергоносителя. Ситуацию осложняют враждебные отношения с соседним Алжиром из-за проблемы Западной Сахары. Хотя военных действий на спорных территориях в настоящее время не ведется, экономическое сотрудничество между странами осуществляется в ограниченных масштабах. Единственные варианты для королевства – импорт сжиженного газа (СПГ) или газопровод из Нигерии. В случае же использования магистрали Нигерия–Марокко для обеспечения экспорта «голубого топлива» в ЕС Рабат становится и региональным транзитным центром, что является идеальным вариантом для этой североафриканской страны.

[i] https://oilandgasrepublic.com/nigeria-morocco-gas-pipeline-to-materialize-as-soon-as-possible-heads-of-state/?utm_source=feedburner&utm_medium=feed&utm_campaign=Feed:+oilandgasrepublic+(OIL+AND+GAS+REPUBLIC)

[ii] https://neftegaz.ru/news/politics/214434-nigeriya-i-marokko-dogovorilis-o-stroitelstve-transafrikanskogo-gazoprovoda-s-pritselom-na-postavki/

[iii] https://www.energymixreport.com/morocco-nigeria-renew-commitment-to-gas-pipeline-fertilizer-plant-projects/

[iv] https://thesecuritydistillery.org/all-articles/the-new-morocco-nigeria-pipeline-a-highly-risky-tool-for-the-south-south-agenda-of-the-makhzen

[v] https://nic-pnb.ru/analytics/transafrikanskij-gazoprovod-iz-nigerii-v-marokko-protiv-rossijskogo-energeticheskogo-eksporta-v-evropu/

52.33MB | MySQL:108 | 0,489sec