Коалиция или выборы? Перспективы формирования нового правительства Израиля

Официальное заявление об отставке с поста премьер-министра Израиля, которое сделал Эхуд Ольмерт на заседании правительства 21 сентября, ввело страну в стадию «политического межсезонья». Согласно закону, вместе с премьером в отставку ушло и правительство. Министры, впрочем,как и сам премьер, пока остались на своих местах в качестве членов «переходного» правительства, до тех пор пока не будет сформирована новая правительственная коалиция либо в действующей каденции кнесета, либо в результате новых досрочных выборов.

Проблема легитимности и преемственности

Вслед за своим заявлением об отставке Эхуд Ольмерт передал соответствующее письмо президенту страны Шимону Пересу, что, согласно закону, обязывает его начать серию консультаций с лидерами парламентских фракций относительно формирования новой коалиции и нового правительства, к чему Перес и приступил в тот же день. Обозреватели, впрочем, посчитали эту деятельность не более чем данью формальности: всем было очевидно, что президент поручит формирование правительства министру иностранных дел Ципи Ливни, которая была объявлена победителем состоявшихся 17 сентября выборов нового лидера правящей партии Кадима.

Ее шансы на формирование устойчивой коалиции, способной продержаться до конца каденции настоящего кнесета 17-го созыва, большинство обозревателей оценивают скептически. Намного больше аналитиков полагают, что весь груз политических проблем, которые несет на себе правительство едва ли не с момента его создания в апреле 2006 г и особенно после окончания второй ливанской войны и которые ассоциировались с именем Ольмерта, никуда не денутся с его уходом. И потому более реальной перспективой являются досрочные выборы – либо в начале, либо (если правительственная коалиция будет на какое-то время все же образована) весной-летом следующего, 2009 г.

Впрочем, станет ли, и если да, то когда, Ливни новым премьер-министром Израиля, зависит не только от поведения потенциальных коалиционных партнеров, но и от ситуации в самой правящей партии, где далеко не все считают ее избрание легитимным. Так, Ливни обошла своего ближайшего соперника на праймериз, бывшего министра обороны и нынешнего министра транспорта Шауля Мофаза с отрывом всего в 431 голос (менее 1%). Причем ее противники не преминули подчеркнуть огромное число нарушений на избирательных участках и прямые подтасовки при попустительстве тотально отмобилизованного в пользу Ливни партаппарата, в отсутствие чего реальные итоги выборов могли быть совсем иными. И хотя сам Шауль Мофаз заявил, что не будет оспаривать результаты праймериз и намерен «на время отойти от политики», оставив комментаторов гадать, что это будет значить на практике, четыре активиста его предвыборного штаба (включая депутата кнесета Зеэва Элькина, который считается одним из «архитекторов» всего «политического проекта Шауль Мофаз») подали в партийный суд Кадимы иск с просьбой пересмотреть результаты выборов.

Шансов на то, что партийные инстанции отменят избрание Ливни, невелики. Слишком много ресурсов было вложено заинтересованными кругами в новый левоцентристский проект «Ливни во главе Кадимы», призванный сохранить хотя бы видимость «мирного израильско-палестинского процесса», и слишком много прежде незыблемых норм израильской политики было ими нарушено, чтобы теперь отступить. В Кадиме, надо полагать, это вполне понимают Собственно, и сами сторонники Мофаза признают — как это и заметил тот же Зеэв Элькин, — что большинство депутатов от Кадимы уже присягнули на верность новому лидеру партии. Однако, если, несмотря на определенное недовольство в среде активистов, на этом этапе раскол партию и не ждет (особенно, если верны слухи о готовности самого Мофаза «прервать отпуск» и встать под знамена Ливни), то в самом ближайшем будущем ситуация может и измениться.

Второй «головной болью» Ливни является Эхуд Ольмерт, объявивший о своей отставке, но не спешащий покидать премьерский офис. Надежды Ливни на то, что Ольмерт последует примеру Ицхака Рабина (который в аналогичной ситуации ушел в «бессрочный отпуск», уступив позицию ио. главы правительства и возможность без помех сформировать новый кабинет Шимону Пересу), не оправдались. Еще за несколько дней до праймериз газета «Маарив» со ссылкой на окружение Ольмерта сообщила, что тот собирается оставаться во главе правительства до тех пор, пока его преемник не сформирует новый кабинет министров. И не факт, что Ольмерт будет помогать своей преемнице, с которой у него существует застарелый личный и политический конфликт, это сделать.

Сразу же после оглашения итогов праймериз в Кадиме в прессе появились сообщения, что Ольмерт не слишком спешит проинформировать о своем уходе президента страны Шимона Переса, и главной интригой первых часов после заседания правительства 21 сентября стали рассуждения о том, «успеет» ли письмо об отставке прибыть в президентскую канцелярию до конца дня, с тем чтобы Перес сумел ознакомиться с ним и прореагировать на этот факт до своего запланированного на следующий день, 22 сентября, отлета на заседание Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке. Попутно в прессе появились намеки, что оба лидера не будут слишком спешить ввиду «напряженного расписания» Шимона Переса и Ольмерта, и их встреча может состояться не ранее окончании праздника Рош ха-Шана (еврейского Нового года) 1 октября, и только после этого Ливни сможет приступить к созданию правительства переходного периода.

И хотя Ольмерт в конечном итоге решил не использовать формальные зацепки, а немедленно после заседания кабинета министров 21 сентября встретился с Пересом и запустил процесс коалиционных переговоров, это отнюдь еще не конец его премьерства. Показательно, что вице-премьер Хаим Рамон уже настоятельно порекомендовал Ципи Ливни просить Ольмерта оставаться у власти до тех пор, пока не будет сформирована новая коалиция, ибо немедленная отставка Эхуда Ольмерта с поста главы правительства станет, по его мнению, «тактическим просчетом» для всего Израиля.

Для Ольмерта, который уже сегодня готовит свой «камбэк» в израильскую политику, крайне важно до ухода с премьерского поста оставить политический задел, на который он мог бы претендовать и ссылаться в будущем. Так, израильские газеты на протяжении последних недель неоднократно приводили заявления Ольмерта о том, что он продолжит переговоры с палестинцами и что «от постоянного соглашения с ПНА Израиль отделяют две-три встречи». Именно поэтому Ольмерту так нужны эти полгода премьерства, и потому есть все основания предполагать, что Ольмерт вполне может задействовать свои еще немалые политические ресурсы для того, чтобы помешать Ливни составить устойчивую коалицию. Это приведет к роспуску кнесета и к новым выборам, до конца которых (предположительно, марта 2009 г.) Ольмерт останется во главе «переходного» правительства.

Коалиция Ливни

Тем не менее Ципи Ливни уже во всю ведет коалиционные переговоры, и хотя об однозначной поддержке ее кандидатуры заявили только три фракции — сама Кадима (29 парламентариев), Партия пенсионеров (4 депутата) и Мерец (5 членов кнесета), она надеется сформировать устойчивое правительство.

Официально объявленным приоритетом Ливни является «правительство национального единства», в которое должны войти три основные партии — Авода, Кадима и Ликуд и которое будет открыто для всех «сионистских парламентских фракций» (т.е всех партий, кроме арабских и несионистского блока ашкеназов-ультраортодоксов «Еврейство Торы»). Именно с этой целью Ливни намекнула, что готова предоставить лидеру Ликуда и оппозиции Биньямину Нетаниягу свой нынешний пост министра иностранных дел или министра финансов, «подвинув» с него своего ближайшего союзника Рони Бар-Она. Понятно, что такое правительство, избрав своим приоритетом решение иранской проблемы и уничтожение режима ХАМАСа в Газе и отказавшись от других «резких движений» как на внешнеполитическом, так и на внутриполитическом фронте, просуществовало бы до конца нынешней каденции кнесета. Лидер Аводы Эхуд Барак не возражает против такого варианта, однако аналитики сходятся на том, что шансов на интерес Нетаниягу к предложению Ливни практически нет, так как в настоящее время все опросы сулят Ликуду победу на парламентских выборах. Соответственно, глава оппозиции регулярно заявляет, что он «не готов участвовать в этом правительстве глобального провала» и требует «предоставить слово избирателям, а не прибегать к политическим манипуляциям».

Реально, как нам уже приходилось отмечать, у Ципи Ливни есть три возможности.

Первая — сохранить центристскую коалицию примерно в том виде, в котором она существует сегодня, т.е. в составе центристской Кадимы, левоцентристских Партии труда (Авода) и партии пенсионеров ГИЛь и правоцентристской партии сефардов-традиционалистов ШАС. У этого проекта есть две проблемы. Во-первых, Авода, которая в этой ситуации станет ключевым элементом стабильности коалиции, что потребует перераспределения властных ресурсов и полномочий в пользу ее лидера Эхуда Барака. А он будет вероятнее всего главным соперником Ливни на следующих (скорее всего тоже досрочных) выборах в кнесет, и не в ее интересах давать ему возможность набирать дополнительные политические очки. Понимая это, Барак мечется между тремя опциями: «правительство национального единства», «левоцентристская коалиция» во главе с Кадимой и досрочные выборы, что отражает различие подходов трех основных лагерей в партии — центристов, левоцентристов и «новых левых». Большинство аналитиков, впрочем, сходятся на том, что Авода почти гарантированно войдет в коалицию, но будет требовать за это максимально высокую финансовую и политическую цену и создаст немало проблем потенциальному премьеру в случае невыполнения своих условий в будущем.

Другим слабым звеном такой коалиции будет партия сефардов-традиционалистов ШАС, от решения лидеров которого сегодня, по сути, и зависит ответ на вопрос, будет ли у Израиля новое правительство уже в этой каденции кнесета, или страна пойдет на досрочные выборы. Условия этого умеренно правого и популистского движения известны. Это, во-первых, резкое повышение замороженных бюджетных выплат малообеспеченным группам населения (включая увеличение пособий на детей либо надбавку на дороговизну для слабых слоев). Второе требование – это отказ от наиболее радикальных пунктов политической программы Ливни, в первую очередь от идеи раздела Иерусалима. И если первое требование (стоимостью более миллиарда шекелей) Ливни, судя по всему, готова удовлетворить, то второй пункт может стать источником серьезных проблем и разногласий — если не сейчас, то в будущем.

Вторая опция — это расширить нынешнюю коалицию. Помимо отколовшейся от партии ГИЛь трехмандатной фракции «Справедливость пенсионерам», теоретических кандидатов для такого проекта только два. Первый — это «русская» (с «израильским акцентом») партия «Наш дом – Израиль» Авигдора Либермана, представленная 11 членами парламента. Эта партия покинула коалицию Ольмерта в конце прошлого года из-за заявленных в Анаполисе параметров израильско-палестинского урегулирования. И потому шансов на то, что она войдет в правительство, глава которого будет «продавливать» едва ли не более радикальный пакет уступок Абу Мазену, крайне немного. Тем более что Ливни вряд ли сможет удовлетворить требования Либермана о предоставлении ему одного из «тяжелых» министерских портфелей — обороны или финансов. Опросы пока предсказывают НДИ сохранение или даже увеличение ее фракции в кнесете в случае досрочных выборов, и потому Либерман скорее всего к коалиции не присоединится.

Намного больше шансов ввести в правительство леворадикальный блок Мерец, лидер которого Хаим Орон и глава парламентской фракции Захава Галь-Он уже заявили о готовности поддержать коалицию во главе с Ципи Ливни в случае, если ее членами не станут правые партии. Условия Мерец — ускоренное продвижение «мирного процесса» на палестинском треке и отставка министра юстиции Даниэля Фридмана, покусившегося на политическое всевластие Высшего суда справедливости (БАГАЦ), одного из сильнейших оплотов израильских левых элит. То есть эти условия вполне согласуются с линией тех кругов, которые привели Ливни к власти в Кадиме и рассчитывают на то, что она возглавит правительство.

С участием Мерец связана и третья правительственная опция Ливни, а именно, создание «узкой» левоцентристской коалиции, куда эта партия войдет в союзе с Кадимой, Аводой и обеими фракциями расколовшейся партии пенсионеров. Имея в сумме 60 мандатов и «страховочную сеть» от арабских партий (10 мандатов), глава такой коалиции сможет подписывать любые, самые далеко идущие соглашения как с палестинскими арабами, так и с сирийскими лидерами. Однако для утверждения правительства кнесетом новой коалиции нужно насчитывать более 60 депутатов. Именно поэтому для начала Ципи Ливни нужен ШАС, в свете чего новая глава Кадимы готова идти на любые уступки этой партии. А там шасовцы, если они будут не удовлетворены развитием ситуации в политической сфере, могут и уходить — Ливни сможет обойтись для своих целей и правительством меньшинства Тем более что оппозиции тоже будет нелегко собрать 61 голос для вынесения вотума недоверия этому правительству или проведения закона о досрочном роспуске парламента.

Перспективы досрочных выборов

Исходя из вышеизложенного, у Ливни есть хорошие шансы сформировать правительство в том или ином его варианте, хотя его перспективы просуществовать до конца 2010 г остаются крайне незначительными. Обозреватели, однако, не исключают полностью и того, что отпущенных Ливни законом 42 дней может оказаться недостаточно для того, чтобы сформировать правительство. Сама Ливни неоднократно заявляла, что “не стремится к выборам, однако, если не будет иного пути, то готова и к такому варианту». Эти слова, на наш взгляд, можно интерпретировать и в том смысле, что при таком раскладе Ливни сможет убедить президента страны Шимона Переса, не затягивая процесс, то есть не поручая другому депутату кнесета повторить попытку создания новой коалиции, распустить парламент и назначить досрочные выборы.

В интересах Ливни и Кадимы, чтобы выборы в этом случае прошли как можно раньше, это позволит использовать высокий пока уровень общественного интереса к «новой Голде Меир» и не допустить неподъемной для бюджета «предвыборной экономики», что ей тут же поставит в вину оппозиция. Потому она сделает все возможное, чтобы выборы — если у нее не будет шанса составить коалицию — состоялись уже в январе 2009 г.

Более реальной датой аналитики все же называют март 2009 г., и именно в ожидании этой даты большинство израильских партий строит свои предвыборные планы.

Одним из таких проектов стал обнародованный «тайный», но тут же «слитый» в прессу план лидера Аводы Эхуд Барак и главы оппозиционного Ликуда Биньямина Нетаниягу. Встретившись поздно вечером 20 сентября, эти лидеры якобы договорились, что после новых выборов, которые вероятнее всего сделают Ликуд крупнейшей фракцией, а Нетаниягу — премьер-министром, Авода и Ликуд составят правительство национального единства, оставив Кадиму в оппозиции.

Хотя приближенные Барака почти сразу же опровергли наличие подобного плана, а сам глава Аводы заявил, что имел в виду «правительство национального единства вместе с Кадимой до досрочных выборов», интерес лидеров двух ранее ведущих партий нельзя не заметить. Это был явный сигнал депутатам, активистам и избирателям правящей партии не обольщаться итогами регулярно публикуемых опросов о высоких электоральных рейтингах политического бренда «Ливни во главе Кадимы». Ибо даже если данные опросов верны (что совсем не факт в свете прогнозов и реальных итогов праймериз в Кадиме), то эта партия, сконструированная в свое время Шароном из умеренных крыльев тех же Аводы и Ликуда именно как партия власти, имеет все шансы остаться не у дел. А это скорее всего тут же приведет к ее расколу и исчезновению с политической карты Израиля, и потому нынешним членам Кадимы стоит уже сегодня озаботиться своим политическим будущим, а избирателям решить — стоит ли ставить на «проигрышную лошадь».

52.22MB | MySQL:103 | 0,544sec