Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (22-28 сентября 2008 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили вокруг ядерной программы Ирана и в Ираке. 27 сентября Совет Безопасности ООН по инициативе России единогласно принял очередную резолюцию по иранской ядерной программе, которая не предусматривает введения новых санкций в отношении ИРИ. Парламент Ирака 24 сентября одобрил новый закон о выборах в провинциальные органы власти.

Новая резолюция Совета Безопасности ООН по ядерной программе Ирана требует от руководства этой страны прекратить работы, связанные с обогащением урана, полностью и безотлагательно выполнить положения всех предыдущих решений СБ ООН, связанных с ядерной деятельностью ИРИ, неукоснительно и в необходимом объеме сотрудничать с МАГАТЭ. Для решения проблем, связанных с атомной программой ИРИ, резолюция предусматривает продолжение переговорного процесса и оказание дипломатического давления на Тегеран. Со своей стороны, руководитель МАГАТЭ М. аль-Барадеи считает, что невозможно гарантировать отсутствие у Тегерана секретных работ в ядерной сфере, а опровергнуть эти подозрения можно лишь путем «большего допуска» инспекторов международного агентства к иранским ядерным объектам. М. аль-Барадеи также призвал к прямым переговорам между ИРИ и США с целью скорейшего урегулирования иранской ядерной проблемы.

На введении очередной серии санкций в отношении Исламской республики настаивали США, Великобритания, Франция и Германия, в то время как Россия и Китай считали подобную меру преждевременной. Глава МИД РФ С. Лавров заявил, что переговорный процесс с Ираном «идет не очень быстрыми темпами, но каких-либо кризисных явлений в этом процессе мы не видим».

В Тегеране назвали новую резолюцию «безосновательной» и «неконструктивной» и заявили о намерении продолжать реализацию национальной ядерной программы, подчеркнув при этом ее «мирный характер», одновременно пригрозив пересмотреть отношения с МАГАТЭ и международными переговорщиками. Президент Ирана М. Ахмадинежад считает, что его страна вынуждена самостоятельно производить ядерное топливо, т. к. отсутствуют гарантии того, что Запад будет поставлять его в ИРИ на постоянной основе.

Принятый парламентом Ирака откорректированный закон о выборах в органы власти провинций устанавливает в качестве крайнего срока их проведения 31 января 2009 г., в то время как полномочия действующих местных органов управления заканчиваются в декабре 2008 г. Причем иракский избирком считает невозможным провести выборы до конца текущего года по техническим причинам. Кроме того, в документе не говорится о выборах в трех провинциях (Дахук, Сулеймания, Эрбиль), входящих в состав курдской автономии. По заявлениям представителей курдского руководства, данный вопрос не находится в компетенции центральных властей. Также отложены выборы в северной провинции Таамим с центром в г. Киркук. Как известно, именно вопрос о выборах в этой провинции вызвал наибольшие споры между арабскими и курдскими политиками. Для проведения выборов в провинции Таамим предполагается разработать специальный закон. В целом принятие нового избирательного закона свидетельствует об усилении сепаратистских тенденций в политике руководства курдской автономии. Не решает этот документ и проблему политического представительства в местных органах власти религиозных и этнических меньшинств.

Между тем в арабско-курдских отношениях сохраняется напряженность. Так, 27 сентября в г. Джалула в провинции Дияла на границе с курдской автономией произошли вооруженные столкновения иракской полиции с силами безопасности партии Патриотический союз Курдистана.

По заявлениям министра иностранных дел Ирака Х. Зибари и госсекретаря США К. Райс, Багдад и Вашингтон значительно продвинулись на переговорах по подготовке договора о партнерстве между двумя странами, хотя американская сторона и настроена не столь оптимистично, как иракцы. США продолжают настаивать на сохранении иммунитета американских военнослужащих, находящихся на иракской территории.

Командование иракской армии сообщило о росте насилия в Багдаде в последние две недели.

Турецкие ВВС 26 сентября нанесли удары по 16 объектам сепаратистской Курдской рабочей партии в Северном Ираке.

Министр обороны Афганистана А. Р. Вардак признал, что объединенные силы иностранных войск и национальной армии и полиции в настоящее время «напряжены до предела» и не способны отвоевать у вооруженных формирований движения «Талибан» и «Аль-Каиды» новые районы страны. Министр назвал нынешний год «наиболее кровавым» со времени начала антитеррористической операции в Афганистане в 2001 г. В стране на данный момент находится «больше талибов и иностранных боевиков, чем во все последние годы, и они действуют в большем числе провинций, нежели прежде». К тому же силы противника «хорошо организованы», не испытывают недостатка «в ресурсах и снаряжении», они демонстрируют «новую тактику и более отлаженную координацию». А. Р. Вардак предложил создать совместную афгано-пакистанскую группировку войск для проведения операций против боевиков и террористов в приграничных районах.

Глава Пентагона Р. Гейтс считает, что победа над терроризмом в Афганистане невозможна, пока боевики движения «Талибан» и «Аль-Каиды» будут «надежно укрываться на своих базах в Пакистане», а нестабильная ситуация с безопасностью и насилие будут сохраняться в регионе до тех пор, пока войска США не станут действовать против вооруженных экстремистов на пакистанской территории. Для этого Гейтс предлагает вашингтонской администрации «склонить» Исламабад к соответствующему сотрудничеству. Одновременно Гейтс признает, что одно лишь увеличение численности иностранных войск в Афганистане не решит проблемы этой страны, для чего также необходимо развивать ее экономику и обеспечить эффективное государственное управление.

Тем не менее, наращивание численности коалиционной группировки (в настоящее время около 71 тыс. чел.) будет продолжено. В частности, в первой половине 2009 г. в Афганистан могут быть направлены еще три бригады ВС США. Дополнительные силы перебросят Великобритания и некоторые другие европейские страны НАТО. По оценке Р. Гейтса, увеличение численности войск в Афганистане приведет к усилению зависимости Вашингтона от Москвы и Исламабада. Так, на сегодняшний день время до 80 проц сухих грузов и около 40 проц топлива для американского контингента в Афганистане доставляется через территорию Пакистана.

Напряженная обстановка сохраняется в северо-западных районах Пакистана вблизи границы с Афганистаном. На прошедшей неделе пакистанские военные открыли огонь по американским вертолетам, вторгшимся в воздушное пространство страны из Афганистана. Сообщается и о перестрелке между пакистанскими и американскими военнослужащими. Правительственные войска проводят крупную операцию против вооруженных формирований экстремистов в районе Баджур, где, по информации властей, действуют крупные силы противника. Всего в течение последнего месяца в этом районе было уничтожено до 1000 боевиков. В боевых действиях участвуют около 9 тыс. военнослужащих регулярной армии и Корпуса пограничников, которых поддерживают артиллерия и ударные вертолеты.

США по соображениям безопасности приостановили на неопределенный срок работу своих консульских учреждений в Пакистане.

Крупный теракт был совершен 27 сентября в Сирии на окраине Дамаска. Террорист-смертник взорвал заминированный автомобиль недалеко от одного из зданий служб безопасности. Погибли 17 и получили ранения 14 человек. Это уже третий крупный теракт, совершенный в стране в текущем году. Сирийские СМИ обвинили в случившемся международную террористическую сеть «Аль-Каиды».

Сирия сосредоточила на северном участке границы с Ливаном около 10 тыс. военнослужащих сил специального назначения («коммандос»). В Дамаске объясняют эти действия необходимостью усиления борьбы с контрабандой и другими преступлениями в приграничном районе. Одновременно сирийцы сообщили ливанским властям, что войска будут действовать исключительно на сирийской территории.

27 сентября в Нью-Йорке в рамках очередной сессии Генеральной Ассамблеи ООН состоялась встреча министра иностранных дел Сирии В. Муаллима с госсекретарем США К. Райс. По информации из Дамаска, встреча состоялась по американской инициативе. Обсуждались вопросы арабо-израильского переговорного процесса, в т. ч. его сирийско-израильского трека, обстановка в Ливане и Ираке. Ранее, 25 сентября президент США Дж. Буш, выступая в ООН, в очередной раз обвинил Сирию в «спонсировании терроризма».

Президент САР Б. Асад считает, что переход к прямым переговорам о мире с Израилем «потребует дополнительных усилий и времени». По словам Асада, в настоящее время стороны подошли вплотную к «выработке соглашения о принципах мирного урегулирования».

Обстановка в Сомали имеет тенденцию дальнейшему осложнению. В последнее время в столице страны Могадишо и ряде других мест усилились вооруженные столкновения правительственных войск, поддерживаемых эфиопской армией, с исламистскими боевиками. Участились случаи нападения боевиков на подразделения миротворческих сил Африканского союза (АС). В течение последних пяти дней только в Могадишо в ходе боев погибли до 100 человек, а 15 тыс. жителей покинули город. Примерно 3,2 млн сомалийцев нуждаются в срочной продовольственной помощи, однако хроническая нестабильность и отсутствие безопасности препятствуют ее доставке. Сомалийское правительство срочно запросило АС направить в страну дополнительные контингенты миротворцев.

Все большую угрозу международному судоходству вблизи Сомали представляют хорошо организованные и активно действующие пираты. Только в этом году они захватили до 30 торговых судов, принадлежащих различным странам. Пираты базируются в районах, находящихся вне контроля официальной власти. Пиратство стало чрезвычайно прибыльным бизнесом: выручка от выкупа членов экипажей захваченных судов и реализации товаров, находившихся на них, составляет многие миллионы долларов. Патрулирование вблизи сомалийских вод, организованное международными военно-морскими силами, базирующимися в Джибути (их основу составляет созданное в 2001 г. 150-е оперативное соединение 5-го флота ВМС США), пока не смогло улучшить ситуацию. Само же очень слабое сомалийское правительство тем более не в состоянии контролировать береговую черту страны – 2300 миль и морскую зону действий пиратов шириной до 200 миль. Совет Безопасности ООН 3 июня 2008 г. принял резолюцию, позволяющую иностранным государствам вести борьбу с пиратами у берегов Сомали.

Руководство «Бригад Изеддина аль-Кассама», вооруженного крыла радикального палестинского движения ХАМАС взяло на себя ответственность за теракт, совершенный в Иерусалиме 23 сентября, когда террорист на автомобиле взрезался в группу израильских военнослужащих, ранив 19 человек. Министр иностранных дел Израиля Ц. Ливни, которой официально поручено формирование нового правительства страны, заявила, что в случае возврата палестинцев к вооруженному сопротивлению Израиль применит силу.

В секторе Газа, находящемся под властью ХАМАСа, 28 сентября были освобождены из тюрем 35 сторонников движения ФАТХ, в т. ч. бывший губернатор анклава М. аль-Кудви. В тюрьме остаются еще 150 фатховцев.

25 сентября состоялась встреча главы ПНА М. Аббаса, находящегося в США, с президентом Дж. Бушем, который оптимистически оценил возможность достижения палестино-израильского соглашения до окончания срока своих полномочий в январе 2009 г., на что Аббас ответил: «Надежда остается, господин, президент. Мы не можем жить без надежды».

Приложение

Ливан: некоторые проблемы национальной безопасности

В силу своего географического положения и особенностей исторического развития Ливан остается местом, где сталкиваются политические, военно-стратегические, экономические и религиозные интересы различных государств Запада и Востока. В настоящее время активную деятельность по укреплению своего влияния и позиций в стране ведут Сирия, Саудовская Аравия, Иран, США, Франция, Израиль и ряд других государств. В этой связи вопросы, связанные с национальной безопасностью и обороной ливанского государства зачастую напрямую зависят от решений, принимаемых не в Бейруте, а в Дамаске, Иерусалиме, Тегеране и т. д. Страна остается ареной противостояния региональных амбиций, в т. ч. лежащих в плоскости арабо-израильского конфликта. Все это наглядно продемонстрировали события, связанные с войной между Израилем и ливанским радикальным шиитским движением «Хизбалла» летом 2006 г.

Одной из главных угроз безопасности и стабильности в Ливане является терроризм, имеющий как внутренние, так и внешние корни.

Важнейшей проблемой в сфере обеспечения внешней безопасности ливанского государства остается неурегулированность отношений с Израилем, сохраняющаяся опасность возникновения очередного крупного вооруженного конфликта с ним на ливанской территории, причем во многом вопреки желанию правительства, да и значительной части ливанцев. Сам же Ливан, учитывая слабость его политических и военных возможностей, фактически не является самостоятельным участником процесса арабо-израильского урегулирования, а тесно привязан к его сирийско-израильскому направлению. В Бейруте не решаются на самостоятельные переговоры о мире с южным соседом. Спорным остается вопрос о т. н. «фермах Шебаа»: Ливан требует вывода с этой территории израильских войск, но Израиль утверждает, что данный район в июне 1967 г. был отвоеван у Сирии. В целом же перспективы ливано-израильского урегулирования остаются весьма неопределенными.

Вывод из страны в 2005 г. сирийских войск и приход к власти прозападного правительства во главе с Ф. ас-Синьорой привели к заметному ухудшению ливано-сирийских отношений. Однако Дамаск продолжает играть важную роль на ливанской политической арене. За поддержание тесных отношений с САР выступает большинство оппозиционных партий и движений, а сирийцы всячески помогают оппозиции, особенно «Хизбалле». Тем не менее, в последнее время наметились позитивные подвижки в двусторонних отношениях. В частности, достигнута договоренность об установлении до конца 2008 г. дипотношений между Ливаном и САР и демаркации границы.

Активно действует в Ливане Иран, оказывающий политическую поддержку, финансовую и военную помощь движению «Хизбалла». Значительное влияние в стране имеют Саудовская Аравия, Франция и США, поддерживающие местные политические силы, ориентированные на сближение с Западом и умеренными арабскими режимами (парламентское большинство во главе с С. Харири) и всячески противодействующие усилиям САР и ИРИ укрепить свои позиции в Ливане.

Проблема палестинского присутствия (до 400 тыс. чел.) является одной из самых острых в Ливане. Она напрямую связана с вопросами обеспечения безопасности. Лагеря палестинских беженцев (12) остаются опасными очагами распространения терроризма, политического экстремизма, криминала. Среди ливанских политиков существует столь не характерный для них общий подход к вопросу о палестинцах: все они выступают против их натурализации, считая, что это может нарушить хрупкий межконфессиональный баланс в стране. Проблема палестинского присутствия не имеет рецептов быстрого и радикального решения, а поэтому различного рода конфликты, связанные с их нахождением в Ливане, на длительный период останутся одним из серьезных источников дестабилизации обстановки в стране.

Отличительной чертой современного Ливана остается перманентная внутриполитическая нестабильность, что обусловлено сложностями в отношениях между христианами и мусульманами, а также между различными политико-религиозными группировками и кланами внутри каждой из общин. Негативное воздействие на ситуацию в стране оказывает также нерешенность целого ряда важных политических, экономических и военных вопросов, отсутствие единства взглядов и подходов у ведущих политических сил страны к решению основных проблем внутренней и внешней политики республики. Сказывается и активное вмешательство во внутренние дела Ливана внешних сил различной ориентации, а также сложное финансово-экономическое положение республики.

Нестабильность и напряженность обстановки в Ливане проявляется в частых прямых столкновениях между сторонниками различных политических группировок и религиозных общин, терактах в отношении видных политиков, других актах насилия. Положение усугубляется наличием у многих партий и движений собственных вооруженных формирований. Их руководство продолжает попытки перебрасывать оружие из-за рубежа.

После войны 2006 г. борьба между основными ливанскими политическими силами заметно обострилась. С осени 2006 г. по весну 2008 г. страна находилась в состоянии острого внутриполитического кризиса. Причем в мае 2008 г. ситуация в Ливане резко обострилась: в Бейруте и в других мест произошли крупные вооруженные столкновения между сторонниками правительства и оппозиции. Причиной тому послужили действия властей по ограничению влияния «Хизбаллы». Однако развитие событий показало, что правительство и его приверженцы, пойдя на обострение конфликта с исламистами, явно переоценили свои силы, что вынудило их пойти на попятную. «Хизбалла» же продемонстрировала свою возросшую силу и значимость.

Майские события со всей очевидностью показали, что затянувшийся политический кризис подошел к очень опасной черте, а следующим шагом в противостоянии правящей коалиции с оппозиционными силами могла стать новая масштабная гражданская война. Однако у ведущих ливанских политиков в обоих лагерях (и тех, кто за ними стоит) верх все же взяли понимание ответственности за судьбу страны и чувство самосохранения, что способствовало прекращению вооруженного противостояния.

21 мая в столице Катара Дохе представители конфликтующих ливанских сторон при посредничестве Катара и ЛАГ договорились по ряду вопросов урегулирования политического кризиса, что позволило избрать нового президента республики и сформировать коалиционное правительство из представителей парламентского большинства и оппозиции.

Летом и осенью 2008 г. напряженная обстановка сохранялась на севере Ливана, главным образом в г. Триполи, где происходили вооруженные столкновения между суннитами и алавитами, которых поддержала «Хизбалла». С большим трудом вспыхнувший конфликт удалось приглушить.

Ливанские политики пытаются искать пути выхода из того опасного положения, в котором оказалась страна. В Бейруте 16 сентября прошла первая встреча в рамках общенационального диалога с участием 14 ведущих политических партий и движений, лидеров парламентских блоков. Ее участники договорились «начать конструктивный и открытый диалог по выработке национальной оборонительной стратегии». Это вопрос «все стороны сочли первостепенным». Причем главным здесь является поиск компромисса по проблеме сохранения военной структуры «Хизбаллы», которая превратилась в реальную «вторую» армию. Руководство исламистов категорически отказывается распускать свои отряды и продолжает укреплять их потенциал. Была достигнута договоренность воздерживаться «от политических провокаций на политической сцене и в СМИ». Второй раунд переговоров назначен на 5 ноября. Учитывая очень серьезные, зачастую принципиальные разногласия между различными ливанскими политическим силами, достижение компромиссов в ближайшее время представляется крайне маловероятным.

В сложной внутриполитической ситуации вооруженные силы Ливана (ок. 57 тыс. чел.) остаются наиболее организованным и стабильным институтом государственной власти, способным позитивно влиять на ситуацию в стране. В 2006 – 2008 гг. армия обеспечивала безопасность в ходе различных политических выступлений. В 2007 г. правительственные войска разгромили исламистскую палестинскую группировку «ФАТХ аль-Исламий» в районе Триполи. Особо следует отметить роль военных в майских событиях 2008 г., когда они проявили себя как сила, способная успешно действовать в интересах предотвращения разрастания конфликта. В то же время по своей численности, качеству и количеству вооружения, уровню подготовки ливанские ВС не в состоянии обеспечить защиту страны от внешнего нападения.

В целом нет оснований говорить о скорой нормализации обстановки в Ливане и вокруг него, достижении внутренней стабильности ливанского общества, устранении внешних угроз безопасности страны. Многое здесь зависит от внешнеполитических факторов, за которыми стоят интересы конкретных государств ближневосточного региона и не только их.

52.39MB | MySQL:103 | 0,463sec