Об обострении и путях урегулирования политического кризиса в Тунисе

Премьер-министр Туниса Хишам Машиши освободил пятерых министров от занимаемых ими должностей. Об этом в 15 февраля  сообщила радиостанция «Мозаик ФМ». По ее сведениям, свои посты покинули министры юстиции, промышленности, энергетики и шахт, по делам молодежи, спорта и профессиональной занятости, по делам госимущества, а также министр сельского хозяйства, водных ресурсов и рыболовства.16 января Машиши объявил об изменении состава возглавляемого им с сентября 2020 года правительства. Тогда глава кабмина заявил, что проведение кадровых перестановок в правительстве обусловлено необходимостью заполнения вакантных министерских должностей, а также замены ряда глав министерств, не справляющихся со своими обязанностями. 27 января парламент Туниса в ходе пленарного заседания утвердил обновленный состав правительства. Между тем президент страны Кайс Саид охарактеризовал предложенные Машиши перестановки в правительстве как противоречащие конституции страны из-за того, что новые назначения не согласовывались с ним. Кроме того, он назвал «немыслимым» принятие присяги у ряда кандидатов на министерские посты в связи с их причастностью к коррупционным скандалам. В этой связи отметим, что в Тунисе на сегодня  сложился сложный конституционный кризис, вызванный отказом президента Кайса Саида разрешить новым министрам войти в состав правительства и принести конституционную присягу даже после того, как парламент вынес им вотум доверия. Возникший в результате этого политический кризис углубил разногласия между президентом, спикером парламента и премьер-министром. Все возможные пути выхода из этого кризиса остаются открытыми для сложных расчетов. Есть также интенсивные дебаты, в которых каждая сторона придерживается своих позиций и прикрывается стеной конституционных полномочий. Возможные решения кризиса вращаются вокруг трех основных положений: одно из них представлено К.Саидом, а еще два — другими политическими силами. Предложение президента принимается и поддерживается оппозиционными партиями и поддерживающими их парламентскими блоками. Оно включает в себя два варианта: первый призывает к увольнению министров, которые, по его словам, подозреваются в коррупции или конфликте интересов. Это рассматривается, как один из самых простых и разумных вариантов разрешения кризиса, но он не положит ему конец, потому что президент считает, что главная проблема заключается в кадровых перестановках в правительстве, которые он называет незаконными, поскольку они привели к изменению не только состава правительства, но и его характера: от технократического к партийному. Следовательно, этот вариант не разрешит кризис, учитывая, что президент считает, что процедуры кадровых перестановок, за которыми следует премьер-министр Хишам Машиши, нарушают Конституцию Туниса. Второй вариант предусматривает отставку правительства, что предполагает три варианта: добровольную отставку Машиши и его команды; вотум недоверия парламенту; или его свержение народными протестами. Это один из самых сложных вариантов урегулирования политического кризиса, по многим причинам.

Наиболее важной из них является то, что и президент, и премьер-министр рассматривают нынешний кризис как вопрос  своей политической жизни и смерти. В результате их предложения основаны на желании доказать свою силу, а не на логике политического благоразумия. Следовательно, вряд ли Машиши уйдет в отставку, тем более что это предложение отвергается «парламентским поясом» правительства: его отставка позволит президенту выдвинуть нового премьер-министра, как это произошло с правительством Элиеса Фахфаха. Вероятность того, что К.Саиду и его сторонникам в парламенте удастся добиться вотума недоверия правительства, очень мала, если вообще возможна в свете нынешних альянсов. Правительство поддерживают влиятельные парламентские блоки — вышеупомянутый «парламентский пояс», в который входят 120 из 217 депутатов, распределенных между «Ан-Нахдой» (54 депутата), «Сердцем Туниса» (29), Блоком национальных реформ (18), «Тахья Тунис» (10) и Национальным блоком (9). Вотум доверия требует простого большинства депутатов, 109 голосов, а они недоступны К.Саиду и тем, кто его поддерживает. Третий сценарий  подразумевает,  что народные протесты могут свергнуть правительство,  что является одной из самых опасных опций, потому что она может вернуть Тунис в 2013 год с насилием на улицах и хаосу. Следовательно, первый сценарий  является наиболее оптимальным, но требует уступок со стороны обеих сторон. Президент должен был бы согласиться с тем, чтобы отвергнутые им министры были заменены новыми с  вотумом доверия им парламентом. Уволенные министры при этом также могут быть назначены советниками премьер-министра.

Другой сценарий состоит в том, что К.Саид может быть смещен с поста президента путем импичмента. Это обсуждается партиями, выступающими против него как личности, поскольку они считают, что его отказ позволить новым министрам принять конституционную присягу является серьезной ошибкой, которая требует принятия мер по его отстранению в соответствии со статьей 88 Конституции Туниса. Этот вариант представляется одновременно сложным и недостижимым по конституционным и политическим причинам. Например, президент может быть допрошен и отстранен только Конституционным судом, деятельность которого была приостановлена в течение многих лет и почти не существует вообще из-за политических споров. Кроме того, любое предложение о смещении президента требует большинства в две трети голосов в парламенте (145 голосов), прежде чем оно будет передано в Конституционный суд. Это большинство пока недоступно парламентским блокам, которые выдвигают это предложение. Те, кто поддерживает президента К.Саида, могут заблокировать любое такое предложение.

Третий сценарий призывает к диалогу, уступкам и преодолению разногласий в рамках институциональных рамок, а не к индивидуализации вопроса. Это наиболее приемлемо для политического урегулирования нынешнего кризиса. Однако сохранение политических позиций в ущерб общественным интересам может привести к дестабилизации государственных институтов, что приведет к углублению и обострению кризиса.

62.59MB | MySQL:102 | 0,543sec