Об использовании спецслужбой МIТ государственных структур развития Турции

Глава Национальной разведывательной организации Турции МIТ Хакан Фидан   руководил тайными операциями в Центральной Азии и на Кавказе через своего родственника, которого он продвинул в турецкое агентство развития TIKA. По словам ряда источников, Хакан Фидан, маскировал некоторые тайные операции своей службы  в этом регионе через своего шурина Али Озгюна Озтюрка, который возглавляет департамент  TIKA по Центральной Азии и Кавказу. Обзор маршрутов поездок Озтюрка показывает, что он, безусловно, не является обычным работником по оказанию помощи и развитию. Он, прежде всего, осуществляет работу по созданию  сети информаторов в зарубежных странах и обеспечивает  доступ к местным чиновникам в рамках создания агентуры влияния, используя свою работу в области развития, помощи и культуры. Его поездки также не ограничиваются Центральной Азией и Кавказом. Он появлялся в горячих точках от Ближнего Востока до Африки, где целевые операции MIT требовали его присутствия, хотя его официальный мандат ограничен только Центральной Азией и Кавказом. Озтюрк начал работу в TIKA, когда Фидан управлял этой организацией. Эта  работа была карьерной ступенькой для Фидана, который затем стал самым молодым руководителем в истории MIT в качестве  доверенного лица президента Реджепа Тайипа Эрдогана. Во время своего пребывания в  TIKA Фидан продвигал и защищал своего шурина, который продолжил работать там, когда Фидан был назначен главой MIT, для координации операций ТИКА с разведывательной службой. Этот отставной унтер-офицер, работавший в Военно-медицинской части, никогда не был законодательно квалифицирован для должности в TIKA. Он не прошел через стандартный правительственный процесс набора, а был устроен туда без всяких обязательных кадровых процедур при прямом покровительстве Фидана. Его профессиональная квалификация  была публично поставлена под сомнение в 2014 году, когда главная оппозиционная Народно-республиканская партия (НРП) обвинила правящую исламистскую Партию справедливости и развития (ПСР) в кумовстве за то, что она продвигала  людей без необходимости прохождения экзамена в государственные учреждения из-за их связей с ведущими правительственными деятелями. Правительство Эрдогана фактически отодвинуло на второй план Государственную кадровую экспертизу (KPSS), прохождение которой было обязательным условием в процессе найма служащих для государственных учреждений, нанимая туда людей, близких к ПСР, по признаку лояльности или родственных связей.  Халук Коч, тогдашний пресс-секретарь НРП, объявил имена, как минимум, 85 человек, которые были наняты государственными учреждениями из-за их родственных или деловых  связей с правительственными чиновниками, раскрывая тем самым степень кумовства правящей партии. Тогдашний премьер-министр Ахмет Давутоглу, друг семьи Фидана, опроверг заявления о кумовстве при наборе персонала в государственные учреждения, заявив, что назначения, критикуемые оппозицией, были проведены в соответствии с регламентом. Теме не менее, Фидан с нарушением этого регламента провел за время своего руководства MIT  реорганизацию разведывательного управления с кадровыми чистками сотен сотрудников с заполнением  освободившихся должностей исламистами и неонационалистами. С поспешными поправками к законопроекту о разведке MIT даже получила мандат на проведение оперативной деятельности внутри Турции, и создала свое собственное подразделение спецназа, в основном набранное из военного командования специальных сил (ÖKK). Добавим к этому и передачу МIТ всех станций радиоэлектронной разведки, которые ранее были в ведении турецкой армии.

Согласно прямой директиве Р.Т.Эрдогана, MIT инвестирует в нетурецкие мусульманские группы в зарубежных странах, развивает иностранные активы для мобилизации в политических целях, а также вооружает и финансирует радикальные джихадистские группировки в Африке, на Ближнем Востоке и в Азии. В некоторых таких операциях  TIKA использовалась в качестве прикрытия, и десятки агентов разведки  были продвинуты в ТИКА в качестве работников по оказанию помощи и развитию, где они действуют под прикрытием. В частности стало известно, что сотрудники TIKA использовались в качестве курьеров для перевоза наличных денег в рамках финансирования структур  ХАМАСа. Структуры агентства также использовались для создания полевых резидентур под видом школ в регионе Северного Кавказа и Приволжья. Согласно хорошо осведомленному правительственному инсайдеру, MIT внедрил своих сотрудников в несколько ключевых правительственных учреждений, которые имеют дело с турками и нетурецкими мусульманскими общинами за рубежом, чтобы запустить программу проверки и набора кадров.

Агентства, которые использовались для тайных разведывательных операций, идентифицируются как Турецкое агентство развития и сотрудничества (Türk Işbirliği ve Koordinasyon Ajansı, или TIKA), Управление для турок за рубежом и связанных с ними общин (Yurtdışı Türkler ve Akraba Topluluklar Başkanlığı, или YTB), Агентство диаспор, правительственное культурное подразделение за рубежом, институт Юнуса Эмре и организация по индоктринации и прозелитизму Фонд Маарифа. При этом с учетом нынешней напряженной динамики отношений Анкары и Брюсселя, MIT в настоящее время активно развивает свои информационные агентурные  активы в Европе, считая Австрию и Францию двумя приоритетными странами на этом направлении.  В данном случае кандидаты на вербовку на первом этапе нанимаются на временной контрактной основе государственными учреждениями, такими как YTB, TIKA и другими. Как только принимается решение об их оперативной  ценности,  их переводят на связь сотруднику посольской резидентуры  MIT или нелегалу с постановкой на постоянное жалование. Такое разделение труда обязательно, поскольку серьезная разведывательная работа с позиций государственных структур развития Турции не осуществляется в силу возрастающих рисков их возможной компрометации. Они используются только для подбора и первичной вербовочной разработки того или иного кандидата. Собственно ничего нового в этой модели нет: ее активно использовали в свое время и нацистские (заграничный отдел НДСАП) и советские (Коминтерн) спецслужбы.

52.29MB | MySQL:103 | 0,581sec