Ситуация в Марокко: сентябрь 2008 года

Самым заметным событием месяца стал шпионский скандал, разразившийся 18 сентября в Голландии в связи действиями двух марокканских «дипломатов», пытавшихся завербовать информаторов среди членов марокканской общины, натурализовавшихся в этой стране. На их работу местные контрразведчики обратили внимание после того, как они начали собирать информацию о деятельности голландских спецслужб через полицейского марокканского происхождения, завербованного в Роттердаме. Уже установлено, что этот полицейский передавал своим хозяевам конфиденциальную информацию.

После того как Голландия потребовала от Марокко объяснений, Рабат был вынужден тихо отозвать двух работников своего посольства. Когда это произошло — точно неизвестно, по некоторым данным, несколько месяцев назад. Голландия также не стала раздувать скандал. Полицейского не преследовали в уголовном порядке, его просто уволили со службы. Но тот, похоже, ничего не потерял и даже получил «отступное». В настоящее время он уже работает в аэропорту Роттердама. Впрочем, Голландия предупредила Марокко, что в будущем подобное не должно повториться.

Главным политическим событием сентября стало решение Национального объединения независимых /39 депутатов в палате представителей/ и партии «Подлинность и модернизм» /ППМ — 36 мандатов/ фаворита короля Фуада Али эль-Химмы объединиться и создать самую большую фракцию в нижней палате парламента. У формально победившей на предыдущих парламентских выборах национал-консервативной партии Истикляль /ПИ/ — всего 52 мандата. Новый расклад сил в парламенте дает все основания монарху подумать, нужен ли ему лидер ПИ Аббас эль-Фасси в качестве премьера.

В сентябре несколько заметных событий произошло вокруг сахарского «досье». 1 сентября МИД Марокко распространил коммюнике, в котором в очередной раз была подтверждена позиция Рабата, согласно которой единственный путь урегулирования западносахарской проблемы лежит через предоставление этой территории самой широкой автономии в составе королевства. «Марокко подтверждает, что оно с твердостью и ответственностью продолжит усилия, направленные на достижение политического решения /западносахарской проблемы/, основанного на автономии и только автономии, при строгом соблюдении принципа территориальной целостности королевства», — подчеркивалось в документе.

Коммюнике было распространено несколько дней спустя после того, как генсек ООН Пан Ги Мун объявил о невозобновлении мандата своего специального посланника по проблемам Западной Сахары Петера ван Вальсума. В целом, Рабат приветствовал работу, проделанную спецпосланником. Со своей стороны, сепаратистский Фронт ПОЛИСАРИО заявил, что невозобновление мандата Ван Вальсума стало «победой международной законности». Лидеры сепаратистов продолжают отвергать марокканский план широкой автономии для сахарских провинций и настаивают на проведении референдума, в ходе которого сахарцы должны сделать выбор между независимостью, автономией и полным включением в состав Марокко.

В конце июля Фронт ПОЛИСАРИО заявил, что не желает больше видеть представителя Голландии Ван Вальсума в качестве спецпосланника генсека ООН по проблемам Западной Сахары. Он потребовал от ООН назначить на этот пост нового человека. Сепаратисты тогда утверждали, что Ван Вальсум якобы «занял позицию в поддержку Марокко, заявив, что независимость Западной Сахары — нереалистичный выбор». Последний действительно в апреле с.г. выразил такую мысль в неофициальном документе, отражавшем его личную точку зрения.

4 сентября, в преддверии поездки по странам Магриба госсекретаря США Кондолизы Райс, официальный представитель правительства Марокко Халид Насири заявил, что Рабат «рассчитывает на мудрость Соединенных Штатов в том, что касается проблемы Западной Сахары». «США располагают всеми данными сахарского «досье» и знают, что только одна сторона — Марокко — имела смелость предложить новую инициативу», — заявил он, подразумевая под новой инициативой марокканское предложение о широкой автономии для сахарских провинций. Он утверждал, что США и Марокко «знают, какие усилия необходимо приложить для вывода этого «досье» из тупика, в котором оно находится».

Как известно, ряд западных стран, включая США и Францию, уже поддержал марокканскую инициативу.

10 сентября испанская газета «Паис» сообщила, что, по имеющимся у нее данным, новым спецпосланником генсека ООН по проблемам Западной Сахары в ближайшее время будет назначен американский дипломат Кристофер Росс, пользующийся репутацией специалиста по Ближнему Востоку. Ранее он занимал должности посла США в Сирии и Алжире. В последнее время координировал вопросы борьбы против терроризма в Госдепе. Понятно, что подобное назначение является знаковым и не предвещает какого-либо изменения позиции США по сахарской проблеме. «Это назначение может быть положительно воспринято и Фронтом ПОЛИСАРИО, который всегда ранее высказывал пожелание, чтобы этот пост занимал американец как представитель единственной страны, способной оказать давление на Марокко», — полагала «Паис».

Уже в конце месяца, 29 сентября, делегация Марокко встретилась с Пан Ги Муном и обсудила с ним вопросы организации очередного, пятого раунда переговоров с сепаратистами. В изложении марокканской прессы, «Марокко выдвинуло перед ООН условия, выполнение которых, по версии Рабата, необходимо для того, чтобы переговоры с Фронтом ПОЛИСАРИО были «полезными и серьезными». Другими словами, Рабат фактически предъявил ООН ультиматум, исключив саму возможность обсуждения независимости Западной Сахары и при этом подтвердив приверженность принципу решения сахарской проблемы путем переговоров. Понятно, что подобная категоричность могла быть только отвергнута сепаратистами и поддерживающим их Алжиром.

В течение месяца несколько заметных событий произошли и на антиисламистском «фронте». 4 сентября суд Рабата в очередной раз перенес слушания по делу Надии Ясин — дочери духовного лидера самой влиятельной из числа действующих в Марокко исламистских организаций «Аль-Адль валь-Ихсан» Абдессаляма Ясина. Новая дата слушаний — 26 февраля 2009 г. Н. Ясин обвиняется в «покушении на институты королевства». Это правонарушение она допустила в одном из интервью, датированном еще июнем 2005 г. Тогда она высказалась в пользу учреждения в Марокко «республиканского режима» и отказа от «авторитарного режима». Как известно, согласно марокканским законам, для местных СМИ есть три запретные темы — личность монарха, ислам и марокканская принадлежность Западной Сахары. Процесс над Н. Ясин начался еще 28 июня 2005 г. Однако всякий раз он откладывался из-за неявки обвиняемой. В «Аль-Адль валь-Ихсан» Н. Ясин занимает пост официального представителя организации.

9 сентября 15 участников террористической группы «Фатх аль-Андалус», арестованные в августе с.г., впервые предстали перед судебным следователем антитеррористического трибунала г. Сале. Им предъявлены обвинения в «подготовке террористических актов, изготовлении взрывчатки и финансировании терроризма». Дата начала процесса над ними еще не объявлена. Согласно марокканским спецслужбам, арестованные «поддерживали операционные связи с иностранными террористами, действующими по указаниям «Аль-Каиды», и готовили теракты в Марокко». Само название группы «Завоевание Андалусии» говорит о многом. Андалусия — одна из южных провинций современной Испании, откуда арабы были изгнаны в конце XV в. Стоит напомнить, что 20 сентября 2007 г. Айман аз-Завахири, второе лицо в «Аль-Каиде», призвал народы стран Магриба к «освобождению» Андалусии.

29 сентября стало известно о кончине президента-основателя легальной исламистской Партии справедливости и развития /ПСР/ Абделькерима эль-Хатиба. Ветеран борьбы за независимость Марокко и Армии освобождения умер в возрасте 87 лет. Бербер по происхождению, он вместе с Махджуби Ахерданом в 1959 г. стоял у истоков создания партии «Народное движение». Этот врач по профессии успел повоевать в рядах сирийской армии против Израиля в период Шестидневной войны. Впоследствии, занимаясь политикой, он никогда не прекращал врачебной практики. После достижения независимости неоднократно занимал посты в правительстве /министра здравоохранения, африканских дел, занятости/. Он был первым спикером марокканского парламента с 1963 по 1965 гг. В 1967 г. создал партию «Народное демократическое и конституционное движение», которая в 1996 г. стала одной из составных частей ПСР. В последней покойный до 2004 г. занимал пост генерального секретаря.

В сентябре в связи с проведением Всемирного дня борьбы с неграмотностью газета «Экономист» опубликовала данные, подтверждающие «лидирующие» позиции Марокко в данном вопросе. По данным газеты, по состоянию на 2008 г. 34% марокканцев остаются неграмотными. В 2006 г. этот показатель составлял 38,5%, в 2004 г. – 43%, так что формально этот показатель хоть и медленно, но уменьшается. Однако газета полагает, что «приведенные статистические данные далеки от реальности».

По вкладу в дело борьбы с неграмотностью Министерство национального образования оказалось лишь на третьем месте (16,2% общего объема вложенных средств), на втором — другие госструктуры, также озабоченные этой проблемой /министерства хабусов и по делам ислама, молодежи и другие/ — 39,8%, на первом — неправительственные организации (43,7%). Газета считает нереальным полностью покончить с неграмотностью к 2015 г., как это планировалось ранее, в условиях, когда на эти цели направляется всего 0,5% бюджета Министерства национального образования.

Среди женщин число неграмотных составляет 46,8%, т.е. фактически каждая вторая марокканка не умеет читать и писать. Среди мужчин — 31,4%. Такой же показатель в сельской местности составляет 54,4%, в городах — 27,2%. В настоящее время школу не посещают около 1 млн марокканцев младше 15 лет, в том числе 65% — девочки. Основная причина такого явления — бедность родителей, вынуждающих их использовать детский труд.

52.4MB | MySQL:103 | 0,522sec