Военно-политическая обстановка в Ираке (сентябрь 2008 года)

В сентябре 2008 года в Ираке сохранялась сложная военно-политическая обстановка, причем в некоторых районах страны ситуация по-прежнему характеризуется повышенной напряженностью. Положение дел в сфере безопасности продолжает оставаться неустойчивым. На внутриполи-тической арене наиболее значимым событием стало принятие парламентом 24 сентября нового закона о выборах в провинциальные органы власти. На-пряженность сохранялась в арабско-курдских отношениях. В сфере внешней политики руководство Ирака, как и прежде, главное внимание уделяло пере-говорам с США о заключении долгосрочного договора о стратегическом партнерстве между двумя государствами.

Президент США Дж. Буш, выступая с заявлением о предстоящем со-кращении численности группировки американских ВС Ираке, признал, что прогресс в этой стране «еще хрупок». Глава Пентагона Р. Гейтс считает, что военная кампания США в этой стране вступает в завершающую фазу, но при этом никоим образом нельзя исключать возможность изменения обстановки от нынешнего улучшения в «противоположную сторону», т. к. достигнутые успехи «недостаточно прочны». Для недопущения развития событий в Ираке по худшему сценарию Гейтс считает необходимым сохранить американское присутствие в этой стране на длительный срок, хотя и в «более ограниченной форме». Не был излишне оптимистичным и покинувший в сентябре пост ко-мандующего войсками США в Ираке генерал Д. Петрэус, который заявил, что ему не приходиться говорить о победе в иракской кампании, а улучшения в области безопасности нельзя назвать необратимыми. Петрэус считает, что Соединенным Штатам еще предстоит в Ираке «длительная борьба», а «на го-ризонте еще много трудностей, которые способны создать значительные проблемы». По оценке нового командующего группировкой ВС США в Ира-ке генерала Р. Одъерно, в настоящее время на 80 проц территории страны си-туация стабилизировалась, но говорить о победе над террористами еще рано.

Ситуация в сфере безопасности в Ираке остается нестабильной, а в от-дельных районах – устойчиво напряженной. Командование ВС США и ирак-ские власти сталкиваются со значительными трудностями в деятельности по улучшению обстановки в стране. Число иракцев, погибших в сентябре от различных видов насилия, составило 509 человек (в августе – 474 человека). Кроме того, различные ранения и увечья, связанные с вооруженным насили-ем, получили 900 человек.

Наиболее крупными очагами напряженности, как и прежде, оставались северные и северо-восточные провинции Ирака: Дияла с центром в Баакубе, Найнава (г. Мосул) и Эт-Таамим (г. Киркук). В конце сентября осложнилась обстановка в Багдаде.

В минувшем месяце на северо-востоке, севере, в центре и на западе Ирака вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия имели место в городах (и прилегающих к ним районах): Багдад, Киркук, Баа-куба, Мосул, Тикрит, Самарра, Балад Руз, Талль-Афар, Эд-Дулулуйия, Рама-ди, Джалула, Эт-Тармия, Туз-Хурмату, Ханакин, Эс-Саадийя, Эт-Таджи, Эд-Дора, Хувейджа, Синджар, Эль-Микдадия, Эр-Рутба, Эль-Баадж, Балад и в ряде других мест.

Провинция Дияла к северо-востоку от Багдада на сегодняшний день остается наиболее нестабильным регионом Ирака. Ситуация здесь характеризуется не снижающейся напряженностью и сложностью. В настоящее время в провинции размещено до 50 тыс. военнослужащих правительственной армии и полицейских, что, однако не ведет к улучшению обстановки. Повышенная напряженность сохраняется в небольшом городе Ханакин (ок. 25 тыс. жителей) и прилегающих к нему районах вблизи границы провинции Дияла с курдской автономией. Преобладающее население здесь – курды. Вооруженные столкновения правительственных сил с курдскими вооруженными формированиями имели место и в соседнем городе Джалалуа. Многие иракские политики, особенной курдские, считают, что обстановка на севере провинции Дияла близка к взрыву. Курды требуют присоединения этого района к своей автономии. Ситуация осложняется возможным нахождением здесь месторождений нефти. Глава иракского правительства Н. аль-Малики настаивает на полном подчинении курдских военных формирований «пешмерга» центральной власти, что вызывает сильное раздражение у курдских лидеров, которые к тому же обвиняют Багдад в принижении роли курдских сил в борьбе с боевиками «Аль-Каиды» в провинции Дияла.

Напряженная обстановка сохраняется в крупнейшем городе иракского севера – Мосуле и прилегающих к нему районах, где практически ежедневно происходят вооруженные нападения или теракты. По заявлениям командования ВС США, их число в июле составляло порядка 30 в неделю, а сейчас повысилось до 60-70. Премьер-министр Ирака Н. аль-Малики признал фактический провал масштабной войсковой операции против боевиков и террористов, проводимой в провинции Найнава. Неудачу он объяснил главным образом «отсутствием сотрудничества с населением». Особые претензии у властей при этом имеются к местным кланам (суннитским), не идущим на сотрудничество с правительственными силами. Премьер-министр обещал увеличить численность войск в северных районах, «чтобы они смогли противостоять большим вызовам». Аль-Малики также выразил уверенность (кстати, не в первый раз) в том, что операция в Найнаве будет доведена военными до победного конца.

Взрывоопасной сохранятся ситуация в Киркуке, что связано с продолжающимся противоборством между курдами, с одной стороны, и арабами и туркоманами с другой, по вопросу о дальнейшей судьбе города.

Командование американских войск в Ираке 1 сентября предало иракским властям контроль над обеспечением безопасности в западной провинции Анбар — крупнейшей по площади в стране. Вместе с тем, военные США считают, что «кровавое повстанческое движение» в этом регионе может возобновиться, если багдадское правительство не примет мер по развитию местной экономики и не наладит нормальных отношений с преобладающим здесь суннитским населением. В настоящее время обстановка в провинции в целом не характеризуется напряженностью, а теракты и другие насильственные действия происходят не очень часто.

Обстановка в Багдаде все еще далека от реального спокойствия. В сентябре в столице и ее пригородах регулярно происходили вооруженные нападения, теракты, обстрелы, другие насильственные действия. Командование иракской армии 24 сентября было вынуждено сообщить о новом росте насилия в Багдаде в последние две недели, что вынудило власти перебросить в город дополнительные военные силы. Иракские военные отмечают широкое использование антиправительственными силами взрывных устройств промышленного изготовления, а при покушениях – стрелкового оружия, оснащенного глушителями.

В сентябре ситуация в бывшем т. н. «треугольнике смерти» южнее Багдада продолжала оставаться относительно спокойной. Тем не менее, вооруженные столкновения и другие насильственные действия имели место в городах Эль-Искандерийя, Эль-Мусайиб и Сальман-Пак.

В большинстве районов иракского юга обстановка в минувшем месяце сохранялась относительно спокойной. Вооруженные столкновения и нападения, теракты, другие насильственные действия произошли в городах (и прилегающих к ним районах): Басра, Кербела, Амара, Эль-Кут, Эд-Дивания и в некоторых других местах.

В Иракском Курдистане в сентябре ситуация в основном сохранялась стабильной. Исключение, как и прежде, составили районы, где базируются вооруженные отряды Курдской рабочей партии (КРП), ведущей вооруженную борьбу с турецким правительством. В минувшем месяце турецкие ВВС нанесли серию ударов по позициям и базам боевиков КРП на севере Ирака. Турецкое правительство запросило парламент продлить еще на один год мандат вооруженным силам на проведение боевых операций против сил сепаратистов, базирующихся в Северном Ираке.

Не прекращается противостояние между арабами-суннитами и шиитами. Ежедневно в различных районах Ирака продолжают обнаруживать трупы убитых представителей обеих конфессий. Совершаются нападения на мечети, убийства шиитских и суннитских активистов.

Однако наиболее отчетливо суннитско-шиитские противоречия проявляются в вопросе о дальнейшей судьбе суннитских вооруженных формирований «сахва» и их бойцов, которые сражались с боевиками и террористами из «Аль-Каиды» на стороне и под руководством американских военных, внеся тем самым значительный вклад в дело улучшения общей обстановки в Ираке. Общая численность бойцов этих отрядов составляет около 100 тыс. человек.

С 1 октября командование ВС США передает суннитские отряды в распоряжение иракского правительства, которое относится к ним с не особенно скрываемым, а порой и открыто демонстрируемым подозрением. Багдадские власти предлагают включить лишь до 20 проц суннитских бойцов в официальные силовые структуры, но не в составе цельных подразделений, а на индивидуальной основе. Причем сунниты не будут назначаться на высокие командные должности. Более того, заявляется, что часть бойцов, а особенно командиров, могут подвергнуться судебному преследованию за участие в прошлом в действиях в рядах антиправительственных вооруженных группировок. Против привлечения членов суннитских отрядов к службе в армии и полиции в резко негативной форме выступают многие видные шиитские политики, в частности, сторонники радикального имама М. ас-Садра. В то же время руководители суннитских политических партий выступают за увеличение квоты бывшим бойцам ополченческих отрядов в официальных силовых структурах до 50 процентов. На это в правительстве отвечают, что в стране «должна быть одна армия и полиция». В первую очередь под контроль властей перейдут суннитские отряды, действующие в Багдаде и прилегающих к столице районах, – всего до 54 тыс. человек.

Американцы считают, что иракскому правительству следует очень внимательно подойти к решению вопросов, связанных с будущим суннитских ополченцев, особенно к их трудоустройству. Представители командования ВС США в Ираке неоднократно заявляли, что будут внимательно следить за этим и не бросят бывших союзников. Так ли это будет на деле, покажет будущее.

Боевики иракского филиала «Аль-Каиды», несмотря на понесенные ими серьезные потери, продолжают проявлять заметную активность в некоторых районах Ирака. По оценке генерала Д. Петрэуса, местная «Аль-Каида» все еще сохраняет способность «нести смерть, потрясения, опасности и совершать варварские атаки». Генерал Р. Одъерно сообщил, что «поток иностранных боевиков в Ирак значительно ослаб, многие из их опорных пунктов уничтожены, но террористы все еще остаются в стране. Они в основном действуют сейчас в северных районах, малыми группами и пользуются меньшей поддержкой населения». Тем не менее, продолжает сохраняться вероятность новой вспышки активности действий боевиков «Аль-Каиды». При этом, как подчеркнул Р. Одъерно, «очень важно добиться того, чтобы население прекратило оказывать пассивную помощь «Аль-Каиде». По мнению генерала, также очень важно, чтобы правительство в Багдаде «не подвело собственный народ», обеспечив ему нормальные условия для жизни.

Американское командование утверждает, что Иран продолжает всячески, в т. ч. деньгами и оружием, поддерживать действующих в Ираке шиитских боевиков, что ведет к дополнительной напряженности в обстановке в стране.

Как и прежде, наиболее часто иностранные террористы, шиитские и суннитские боевики совершают вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия в отношении иракских политических деятелей различной ориентации, чиновников различных рангов, военнослужащих правительственной армии, сотрудников правоохранительных органов, бойцов суннитских отрядов «сахва», иракцев, работающих на иностранные войска. Нападениям подвергаются представители иракской интеллигенции, иностранцы, работающие в стране, предприниматели, женщины и дети, работники СМИ, врачи.

Правительство Ирака после похищения и убийства боевиками 13 сентября в Мосуле четырех сотрудников телекомпании «Аш-Шаркия» приняло решение о дополнительных мерах оп защите работающих в стране журналистов. Всего в стране с 2003 года погибли около 130 журналистов и 50 других сотрудников СМИ.

Иракским врачам разрешили вооружаться в целях самообороны. Специальным распоряжением правительства каждый врач имеет право на ношение одной единицы стрелкового оружия. Министерством здравоохранения также рекомендовано строительство на территории или вблизи лечебных учреждений специально охраняемого жилья для сотрудников. Всего за пять лет в Ираке были убиты 176 квалифицированных врачей, а тысячи медицинских работников, опасаясь за свои жизни, были вынуждены эмигрировать за рубеж. В 2008 году в страну вернулись 400 врачей.

Повседневной практикой остается похищение людей с целью получения выкупа или по политическим мотивам, причем многих из похищенных лиц затем убивают. В целом похищение людей и рэкет продолжают считаться в Ираке прибыльным «бизнесом», борьба с которым пока не привела к заметным успехам.

Продолжаются нападения на административные здания, полицейские участки и объекты иракской армии, офисы иракских политических партий и организаций, представительства местных и иностранных фирм, школы, различные экономические объекты.

Одним из наиболее часто применяемых способов осуществления терактов остаются действия боевиков-смертников, подрывающих себя в местах большого скопления людей или около различных объектов. В качестве террористов, в т. ч. подрывников-смертников экстремисты продолжают использовать детей и женщин.

По состоянию на 1 октября 2008 года в силовых структурах Ирака числилось 479,5 тыс. человек, в т. ч. в вооруженных силах – 180,3 тыс. человек и в различных структурах МВД – 299,2 тыс. человек.

По официальной информации, в сентябре иракские силовики потеряли убитыми 84 человека (военнослужащих – 29, полицейских – 55), что на 33 проц больше, чем в августе. При этом иракские правительственные силы убили, как сообщается, 66 боевиков.

Соединенные Штаты продолжают играть главную роль в подготовке и техническом оснащении ВС и МВД Ирака. Вместе с тем, по оценке американских экспертов, иракская армия продолжает оставаться слабой структурой. Войска не имеют артиллерии, не получили развития бронетанковые войска, да и в целом обеспечение сухопутных войск различными видами бронетехники находится на низком уровне. По-прежнему очень слабы органы тыла, разведка, а особенно качество управления соединениями, частями и подразделениями. ВВС (1,9 тыс. чел.) и ВМС (1,9 тыс. чел.) до сих пор не имеют четких планов развития, не обладают необходимым вооружением. Именно поэтому при проведении боевых операций иракские наземные части вынуждены прибегать к воздушной поддержке ВС США.

В армии сильны противоречия между военнослужащими различных национальностей и религиозных конфессий. Укрепляется «курдский элемент». На сегодняшний день из 14 дивизий ВС Ирака две укомплектованы преимущественно курдами, а в стадии формирования находятся еще две курдские дивизии.

В целом, по оценке американских советников, в настоящее время лишь около 10 проц боевых частей иракской армии в состоянии действовать самостоятельно. По словам министра обороны США Р. Гейтса, иракская армия пока еще «не обладает многими ключевыми способностями». Именно поэтому основная нагрузка при решении задач по обеспечению безопасности в районах с наибольшей напряженностью лежит на американских войсках. По оценке ряда американских экспертов, иракские силовики в их нынешнем состоянии не смогут «заполнить вакуум», который образуется в случае значительного сокращения группировки ВС США в Ираке.

Структуры МВД также не готовы к самостоятельному выполнению задач по обеспечению безопасности и поддержанию порядка в стране. Число обученных сотрудников составляет 62 проц от общей численности личного состава министерства. Структурные подразделения ведомства испытывают хроническую нехватку людей. Так, Национальная полиция (ок. 40 тыс. чел., аналог внутренних войск), считающаяся одним из наиболее боеспособных формирований МВД, укомплектована лишь на 60 проц от штатной численности.

Правительство Ирака пытается улучшить ситуацию в армии и МВД с тем, чтобы уменьшить зависимость от американцев, повысить боеспособность и улучшить техническую оснащенность силовых структур.

Недавно иракские ВВС получили из США первые шесть из 12 заказанных легких разведывательных самолетов типа «Кинг Эйр», которые будут использоваться для отслеживания действий боевиков и террористов. Правительство Ирака также запросило у США разрешение на закупку 36 тактических истребителей F-16.

По заявлению начальника генштаба иракских ВС генерала Б. Зибари (курд по национальности), министерства обороны Ирака и США подготовили план основных мероприятий по развитию национальных вооруженных сил на период до 2020 года, который предусматривает создание в стране армии, сопоставимой по своим возможностям с армиями таких соседних стран как Иран, Турция и Сирия. Для этого, по словам генерала, войска должны получить сложное современное оружие и технику. Сразу же отметим, что подобный план, если он и существует на бумаге, в силу многочисленных причин, прежде всего политического характера, вряд ли будет реализован на практике.

Кувейт опасается возможного получения Ираком крупных партий современного вооружения и попросил США не продавать их Багдаду с тем, чтобы иракская армия «могла быть только оборонительной» силой.

Ирак и Саудовская Аравия договорились о совместных действиях против терроризма и мониторинге денежных переводов между двумя странами. Также стороны пришли к согласию о необходимости подписания в ближайшее время соглашения о взаимной экстрадиции преступников. По иракской информации, в настоящее время в тюрьмах страны содержится 100 саудовцев, а в тюрьмах, находящихся по контролем американских войск – около 50 саудовцев. В сентябре Саудовская Аравия уже передала Ираку 16 заключенных и получила от иракцев 8 своих подданных. Всего саудовцы намерены передать иракским властям 434 заключенных. В основном это наркоторговцы и другие криминальные элементы, а также террористы.

По состоянию на 1 сентября 2008 года группировка вооруженных сил США в Ираке насчитывала ок. 146 тыс. человек в составе 15 бригад (сухопутных войск – 13, морской пехоты – 2). Основные силы американских войск в настоящее время дислоцируются в центральных и северных районах страны.

Потери личного состава американских ВС в Ираке в сентябре 2008 года составили убитыми 25 человек и ранеными около 100 человек. Таким образом, общие потери ВС США с марта 2003 года по 1 октября 2008 года достигли, по уточненным данным, убитыми 4423 человека и ранеными около 30700 человек. Кроме того, один американский военнослужащий считается пропавшим без вести.

Данных о потерях в сентябре среди военнослужащих других стран-участниц международной коалиции в Ираке не имеется.

Президент США Дж. Буш 9 сентября сообщил о выводе из Ирака в ближайшие месяцы до 8 тыс. американских военнослужащих. В ноябре провинцию Анбар покинет батальон морской пехоты, а в феврале 2009 года из Ирака выведут боевую бригаду сухопутных войск. Кроме того, страну покинут 3,4 тыс. военнослужащих из состава ВВС, инженерных войск, военной полиции и тыловых служб. В случае улучшения ситуации в Ираке американское военно-политическое руководство не исключает дальнейшего сокращения численности войск в этой стране. Так, генерал Д. Петрэус считает, что американские войска могут уйти из Багдада к июлю 2009 года и совсем уйти из этой страны к концу 2011 года. За счет сокращения войск в Ираке американцы планируют увеличить численность своей группировки в Афганистане, где в последнее время ситуация имеет устойчивую тенденцию к ухудшению.

16 сентября генерал Рэймонд Одьерно сменил генерала Дэвида Петрэуса на посту командующего войсками США в Ираке. До этого Р. Одьерно 15 месяцев был заместителем Д. Петрэуса, который 31 октября займет пост командующего силами Объединенного центрального командования (ОЦК) ВС США. В зону ответственности ОЦК входят 25 государств Ближнего и Среднего Востока, Центральной Азии и Северо-Восточной Африки, в т. ч. Ирак и Афганистан.

В сентябре интенсивность действий боевой авиации коалиционных сил в Ираке сохранялась примерно на уровне августа. Авиация коалиционных сил (преимущественно самолеты F-16) оказывала поддержку боевым действиям наземных сил коалиции и иракской армии в различных районах страны, наносила удары по опорным пунктам, базам и лагерям боевиков и террористов, их транспортным средствам, складам оружия и боеприпасов, мастерским по изготовлению взрывных устройств, прикрывала с воздуха передвижение транспортных конвоев на автодорогах, вела воздушную разведку объектов противника. Ежедневно в сентябре самолеты союзников совершали от 37 до 86 боевых вылетов.

В минувшем месяце боевая авиация союзников действовала главным образом в районе городов Багдад, Мосул, Эд-Дора, Эд-Дивания, Балад, Амара. Для нанесения ударов по противнику использовались, в частности, пушки и управляемые авиационные бомбы GBU-38, другие авиационные боеприпасы. Кроме того, самолеты сил коалиции неоднократно совершали полеты над неспокойными районами Ирака с целью демонстрации силы и запугивания противника. Авиация регулярно привлекалась к решению поисково-спасательных задач. Транспортные перевозки в интересах коалиционных сил осуществляли самолеты ВВС США, Великобритании, Канады, Южной Кореи, Японии, Австралии. Дозаправка боевых самолетов горючим в воздухе производили американские самолеты-заправщики КС-10 и КС-135.

В сентябре вновь имели место случаи нанесения войсками США ошибочных ударов по местному населению.

Общая численность войск других стран коалиции в Ираке (23) составляла на 1 сентября 2008 года 7,75 тыс. человек. Наиболее крупным контингентом располагает Великобритания (4,1 тыс. чел.), Южная Корея (930 чел.) и Польша (900 чел.). Кроме того, в Ираке находятся 150 военнослужащих из Фиджи, которые охраняют сотрудников миссии ООН в Багдаде и не входят в состав многонациональных сил. Для обеспечения безопасности сотрудников ООН в Ираке задействованы также подразделения из контингентов армий Румынии и Южной Кореи.

Четко обозначилась тенденция увеличения числа стран, планирующих вывести свои войска из Ирака.

Польша завершит свою военную миссию в Ираке и выведет из этой страны контингент Войска польского (900 человек) до конца октября 2008 года. В октябре уйдут из Ирака и армянские военные (46 человек).

Правительство Японии планирует до конца текущего года свернуть деятельность подразделения ВВС Сил самообороны, которое выполняет задачи по транспортному обеспечению коалиционных сил в Ираке, но базируется на территории соседнего Кувейта.

Подразделение армии Боснии и Герцеговины (90 человек) покинет Ирак к 1 января 2009 года.

Румыния намерена до середины 2009 года полностью вывести свой воинский контингент (600 человек) к середине 2009 года.

Эстония сможет вывести сове военное подразделение (55 человек) из Ирака летом 2009 года.

Таким образом, ситуация в сфере безопасности в Ираке в сентябре 2008 года оставалась сложной, а в некоторых районах страны – напряженной. Достигнутые положительные изменения в деле обеспечения безопасности все еще остаются неустойчивыми, что не исключает возможности новых крупных вспышек активности террористов и боевиков.

Внутриполитическая обстановка в Ираке в сентябре 2008 года осложнялась многочисленными противоречиями, зачастую острыми между различными политическими силами страны.

Парламент Ирака после долгих споров и согласований 24 сентября одобрил компромиссный вариант нового закона о выборах в провинциальные органы власти. Он устанавливает 31 января 2009 года в качестве крайнего срока проведения выборов, в то время как полномочия действующих местных органов заканчиваются в декабре 2008 года. Причем иракский избирком считает невозможным провести выборы в провинциях до конца текущего года по техническим причинам. Кроме того, в документе не говорится о сроках избрания местных органов власти в трех провинциях (Дахук, Сулеймания, Эрбиль), входящих в состав курдской автономии. По заявлениям представителей курдского руководства, данный вопрос не находится в компетенции центральных властей. Также отложено проведение выборов в провинции Таамим с центром в г. Киркук. Как известно, именно вопрос о выборах в этой провинции вызвал наибольшие споры между арабскими и курдскими политиками. Для избрания новых органов власти в провинции Таамим предполагается разработать специальный закон.

Не решает новый закон и проблему политического представительства религиозных и этнических меньшинств в провинциальных органах власти. Более того, он лишает их гарантированного ранее количества мест в местных законодательных органах. В целом принятие нового избирательного закона свидетельствует об усилении сепаратистских тенденций в политике руководства курдской автономии.

Повышенная напряженность сохраняется в отношениях центрального правительства с курдскими лидерами. В этой связи многие иракские и зарубежные политики и эксперты говорят о крупнейшем внутриполитическом кризисе в стране со времени свержения режима С. Хусейна. По словам спикера парламента курдской автономии А. аль-Муфти, между центральными властями и курдами «вспыхнул серьезный кризис доверия». Аль-Муфти даже призвал США и страны Запада не продавать иракскому правительству современные истребители, т. к. он открыто опасается, что эти самолеты могут быть использованы для бомбардировок курдских районов.

Президент курдской автономии М. Барзани обвинил багдадские власти в «дискриминации курдов», в усиливающемся недоверии к ним, особенно при наборе в армию и другие силовые структуры. По его словам, вновь просматривается тенденция по превращению курдов в политических маргиналов. Особе недовольство курдского лидера вызывает то, что многие решения принимаются центральными органами власти без предварительных консультаций с курдским руководством. В складывающейся ситуации М. Барзани считает, что поспешный вывод из Ирака американских войск приведет к «катастрофическим последствиям».

Сложная ситуация продолжает сохраняться в экономике и социальной сфере Ирака. Очень медленно идет восстановление экономической и транспортной инфраструктуры, остро не хватает мощностей в электроэнергетике, сохраняются трудности в обеспечении населения питьевой водой, требует реконструкции система орошения. Страна хронически страдает от слабо развитой системы обслуживания. По-прежнему очень остро стоит вопрос о создании новых рабочих мест, особенно для молодежи.

Вместе с тем, благодаря росту доходов от экспорта нефти правительство вначале сентября утвердило дополнительные ассигнования в государственный бюджет в размере 7,2 млрд долларов, которые пойдут на восстановление экономической инфраструктуры и улучшение жизни населения.

Иракское правительство в сентябре подписало меморандумы о взаимопонимании с тремя зарубежными компаниями по вопросу о поставках энергетического оборудования. Российское ОАО «Силовые машины» возобновило поставки комплексного оборудования для строящейся ГЭС «Аль-Адим».

Активно развиваются отношения с иностранными нефтяными компаниями. В прошедшем месяце правительство Ирака подписало с англо-голландским концерном «Ройял Датч Шелл» контракт о переработке попутного газа в провинции Басра. В настоящее время в Ираке из-за отсутствия необходимых перерабатывающих мощностей ежедневно теряется 3 млн кубометров попутного газа.

В то же время иракские власти отказались подписывать контракты с шестью западными нефтяными компаниями по причине затягивания ими переговоров и заявлениям о неспособности выполнить условия контрактов в установленные сроки. Отметим, что эти контракты не были очень крупными, но их получение было для западных компаний делом принципа.

Правительство курдской автономии продолжает действовать самостоятельно в вопросах заключения контрактов на разведку и эксплуатацию нефтегазовых месторождений на территории автономии, подписывает их, не согласуя с центральным правительством. Курдские политики фактически заблокировали принятие парламентом общеиракского закона о нефти, считая, что он будет мешать развитию сотрудничества с зарубежными партнерами.

Очень серьезным препятствием на пути восстановления и развития страны является повсеместная коррупция. Ирак, по оценке международных экспертов, остается одной из наиболее коррумпированных стран мира, занимая 180-е место, набрав по 10-бальной шкале 1,3 балла, уступив последнее место лишь Сомали с одним баллом. В частности из-за обвинений в коррупции и нецелевом расходовании средств фактически парализована работа крупнейшей гуманитарной организации страны – Красного полумесяца, что привело к резкому сокращению выдачи продовольственных пайков населению.

Сложной остается санитарно-эпидемиологическая обстановка в стране. В сентябре в Ираке было зафиксировано 327 случаев заболевания холерой. Главные очаги этого опасного инфекционного заболевания находятся в центральной и южной частях страны, в т. ч. в Багдаде. Причиной появления холеры, как и прежде, стало отсутствие нормальной инфраструктуры обеспечения населения питьевой водой. Вместе с тем, число заболевших в этом году во много раз меньше, чем в 2007 году, когда было отмечено около 4200 случаев холеры.

Таким образом, внутриполитическая обстановка в Ираке в сентябре 2008 года продолжала оставаться сложной. Причем пути урегулирования разногласий, существующих между различными политическими силами страны, пока отчетливо не просматриваются.

Основное место во внешнеполитической деятельности иракского руководства в сентябре 2008 года по-прежнему занимали вопросы, связанные с заключением договора о долгосрочном стратегическом партнерстве с США и соглашения будущем статусе американских войск в Ираке.

В конце сентября иракские и американские высокопоставленные официальные лица все чаще стали заявлять, что переговоры по заключению двустороннего договора близки к завершению. По заявлению премьер-министра Ирака Н. аль-Малики, Багдад и Вашингтон договорились, что американские войска покинут пределы Ирака в декабре 2011 года, а иностранные сотрудники частных охранных фирм, действующих на иракской территории, будут находится под правовой юрисдикцией местной стороны. Госсекретарь США К. Райс утверждает, что будущий договор заключается между двумя суверенными государствами и Америка «намерена в полной мере уважать суверенитет Ирака». Однако США продолжают настаивать на сохранении иммунитета американских военнослужащих, проходящих службу на иракской территории. Иракцы, со своей стороны, заявляют о готовности пойти на компромисс по вопросам правовых норм для американских военных, но не допускают при этом ущемления своих национальных прав и интересов. Так, в Багдаде требуют, чтобы военнослужащие США, находящиеся вне пределов своих баз и не задействованные в конкретных операциях, находились бы под правовой юрисдикцией иракской стороны. По мнению Н. аль-Малики, любой договор, предусматривающий ущемление национальных интересов Ирака, вызовет раскол в иракском обществе, что поставит под угрозу существование национального правительства. По словам главы иракского правительства, будущий договор необходим обоим государствам – Ираку и Соединенным Штатам.

Ряд экспертов считает, что нынешнее иракское правительство во главе с Н. аль-Малики желает сохранить прочные политические, экономические и военные отношения с США, но без «прямого американского военного присутствия и влияния в своей стране». Руководители же нынешней вашингтонской администрации полагают, что Соединенные Штаты должны оставаться в Ираке в течение длительного времени, «хотя и в меняющейся и все более ограниченной форме».

Массовые акции протеста против заключения договора с США регулярно проводят в Багдаде и некоторых городах на юге страны сторонники радикального шиитского лидера М. ас-Садра.

Иракское правительство в последнее время все чаще стремится продемонстрировать свою независимость от США. Так, в сентябре официальный представитель кабинета министров А. Даббаг заявил, что Ирак более не нуждается в американской финансовой помощи, т. к. обладает достаточными собственными финансовыми ресурсами. Но при этом в Багдаде считают необходимым продолжать получать от США «техническую экспертизу» и содействие в обучении кадров. Данное заявление было сделано в ответ на регулярно звучащие из Вашингтона обвинения в иракский адрес в разбазаривании колоссальных средств (до 48 млрд долларов), которые были выделены Соединенными Штатами после 2003 года на восстановление и реконструкцию Ирака.

Президент Ирака Дж. Талабани заявил, что в последнее время отношения его страны с соседними государствами значительно улучшились. Это касается как арабских государств (Иордания, Кувейт, Саудовская Аравия, Сирия), так и Турции и Ирана.

Министр иностранных дел России С. Лавров заявил, что Москва поддержит «любую позицию, с которой согласится иракское руководство» по вопросу об условиях дальнейшего пребывания американских войск в Ираке. В частности, Россия не станет возражать против продления мандата Совета Безопасности ООН на пребывание коалиционных сил в Ираке, который истекает в декабре 2008 года.

Таким образом, военно-политическая обстановка в Ираке в сентябре 2008 года не претерпела существенных изменений и оставалась сложной. Причем реальные перспективы ее коренного улучшения в ближайшем будущем пока отчетливо не просматриваются.

52.39MB | MySQL:103 | 1,217sec