Ситуация в Алжире: февраль 2021 г.

2 февраля активист протестного движения «Хирак» Валид Неккиш был приговорен к шести месяцам тюрьмы строгого режима по обвинениям в «заговоре против государства», «покушении на территориальную целостность страны», «побуждению населения к применению оружия» при том, что в ходе процесса прокурор при суде в столичном квартале Дар эль-Бейда требовал применить к студенту пожизненное заключение. Столь мягкий приговор наглядно демонстрировал стремление властей не нагнетать страсти чрезмерно жесткими приговорами активистам протестного движения.

Поскольку В.Неккиш находился в предварительном заключении более одного года, сразу после оглашения приговора он должен был выйти на свободу. Известно, что этот уроженец г.Тизи-Узу в Кабилии (регион с преимущественно берберским населением) являлся активистом запрещенного Движения за автономию Кабилии (ДАК).

В итоге в ходе процесса ему было предъявлено обвинение в «распространении листовок, наносящих ущерб интересам страны». Остальные обвинения, судя по всему, рассыпались.

В.Неккиш был арестован 26 ноября 2019 г. в Алжире в ходе еженедельной манифестации студентов в поддержку движения «Хирак», возникшего в феврале 2019 г.

По данным Национального комитета за освобождение (политических) заключенных – речь идет об активистах движения «Хирак» — в ходе процесса В.Неккиш заявил, что при допросах подвергался «сексуальной, физической и вербальной агрессии» со стороны сотрудников спецслужб. «Я побывал в аду», — сказал он 6 февраля в интервью газете «Либерте» про 6 дней, которые он пробыл в казарме в Бен Акнун. В этой связи в ряде СМИ и в социальных сетях зазвучали призывы провести независимое расследование. 7 февраля прокуратура при суде Алжира предписала начать расследование того, что произошло с В.Неккишем во время предварительного заключения.

Проходивший вместе с В.Неккишем по делу 43-летний уроженец Тизи-Узу Камель Бенсаад был оправдан. Он был арестован 26 ноября 2020 г.

2 февраля в Алжире было объявлено о возобновлении начиная со следующего дня работы спортивных залов, мест досуга, рынков скота и пляжей, закрытых ранее властями в рамках борьбы против коронавируса. Кафе и рестораны смогли начать работать на вынос до 21 часа. Были смягчены условия комендантского часа в 19 провинциях из 48. Тем не менее сохранился запрет на массовые гуляния по случаю свадеб и обряда обрезания, а также политические манифестации.

Тремя днями ранее в Алжире стартовала кампания вакцинации с помощью российской вакцины «Спутник V». Первая партия из 50 тысяч вакцин была направлена в Блиду – эпицентр пандемии в Алжире в марте 2020 г. К тому времени Алжир также получил 50 тысяч британских вакцин AstraZeneca.

По состоянию на 2 февраля в Алжире было официально зафиксировано около 108 тысяч заболевших коронавирусом, примерно 3 тысячи из них умерли. Первый случай инфицирования был зафиксирован 25 февраля 2020 г.

10 февраля Евросоюз, алжирское отделение Программы ООН для развития (PNUD) и алжирские санитарные власти объявили о запуске программы «Европейский солидарный ответ коронавирусу в Алжире» стоимостью 43 млн евро, призванной воспрепятствовать его  распространению в АНДР. Цель программы – содействовать приобретению медучреждениями соответствующего медицинского оборудования, расходных материалов, средств защиты для медработников, а также переподготовке 3 тысяч специалистов.

18 февраля в Алжире было объявлено, что он в ближайшие дни получит в качестве дара 200 тысяч китайских вакцин от Sinopharm.

7 февраля в статье для армейского журнала «Эль-Джейш» высокопоставленный военный из Главного штаба Сухопутных войск Алжира генерал Бузид Буфриуа заявил, что Франция должна «обеспечить историческую ответственность» и провести «обеззараживание» мест проведения ядерных испытаний, осуществлявшихся в Алжирской Сахаре в 60-е годы прошлого столетия. «Прошло более 60 лет после первого ядерного испытания в Алжире. Франция продолжает отказывать в предоставлении карт, раскрывающих места проведения ядерных испытаний», — утверждал он. По его словам, Алжир требует от Франции предоставления этих данных, а также решения «вопроса о выплате компенсаций алжирским жертвам испытаний».

13 февраля 1960 г. в Реггане Франция провела свое первое атомное испытание. Было подорвано плутониевое взрывное устройство мощностью 70 килотонн. Радиоактивные осадки после взрыва были зафиксированы в странах Западной Африки и Южной Европы. Всего в период с 1960 по 1966 гг. Франция провела в Алжире 17 подземных ядерных испытаний, 11 из них – уже после достижения Эвианских соглашений 1962г. о предоставлении Алжиру независимости — в соглашениях было положение, позволявшее Франции осуществлять ядерные испытания вплоть до 1967г.

По оценке генерала Б.Буфриуа, эти испытания привели к «большому числу жертв среди местного населения и нанесли ущерб окружающей среде, их последствия ощущаются вплоть до наших дней».

7 февраля в Алжире было объявлено о кончине проживавшего во Франции одного из братьев бывшего президента Алжира Абдельазиза Бутефлики – 81-летнего Абдельгани Бутефлики. Адвокат по профессии, державшийся вдали от политики, он скончался после продолжительной болезни. Еще один брат А.Бутефлики – Мустафа – скончался в 2010 г. Самый известный – младший из братьев 62-летний Саид. В настоящее он время находится в тюрьме в ожидании процесса над ним по делу о коррупции. Еще один брат бывшего президента — 64-летний Абдеррахим, известный также по имени Насер, занимал ряд ответственных постов при режиме брата–президента. А.Бутефлика имеет также двух сестер, их зовут Зохр и Латифа.

17 февраля проживающий во Франции алжирский журналист Хишем Абуд был заочно приговорен в Алжире к 7 годам тюрьмы. Суд в столичном квартале Шерага выписал международный ордер на его арест. Проходившие вместе с ним по одному делу Мулуд Мегзи и Амор Харрат получили по два года тюрьмы с конфискацией имущества. Иск в отношении «тройки» подал Софиан Неззар – сын бывшего министра обороны генерала Халеда Неззара. Он обвинил их в «распространении конфиденциальной информации», «покушении на национальное единство», «участии в действиях по деморализации армии». Прокуратура требовала 10 лет тюрьмы для Х.Абуда и по 4 года тюрьмы – для двух других.

Х.Абуд бежал из Алжира во Францию через Тунис в августе 2013 г., нарушив тем самым подписку о невыезде. До этого он сотрудничал с рядом газет в Алжире, основал и руководил франкоязычной газетой «Мон Журналь» и ее арабоязычным двойником «Джаридати». Представляя себя в качестве бывшего сотрудника алжирских спецслужб, Х.Абуд издал в 2002 г. во Франции книгу «Мафия генералов». В 2006 г. он подал иск во Франции против Х.Неззара.

18 февраля стартовал судебный процесс над обвиняемыми в убийстве в 2014 г. в Алжире француза Эрве Гурделя. Джахидисты похитили альпиниста, а затем обезглавили его. Главного обвиняемого на процессе, считающегося похитителем Абдельмалека Хамзауи доставили в суд в инвалидном кресле под усиленной охраной. Всего по делу Э.Гурделя проходили 14 человек, в том числе 8 джихадистов, судимых за похищение и убийство француза, 6 человек – за недоносительство. 7 джихадистов были судимы заочно. Все они состояли в группировке «Джунд аль-Халифа», связанной с «Исламским государством» (ИГ, запрещено в РФ). Среди судимых за недоносительство пятеро были из числа тех, кто сопровождал Э.Гурделя в его путешествии по Алжиру. По мнению следствия, они слишком поздно сообщили о похищении француза. Еще один «недоноситель» не сообщил своевременно властям о том, что похитители угнали его автомашину для перевозки Э.Гурделя.

Уроженец Ниццы, 55-летний Э.Гурдель, был инструктором по подготовке гидов для горной местности. Он прибыл в Алжир по приглашению местной компании с тем, чтобы помочь ей освоить новый маршрут.

Алжирские власти еще в 2016 г. объявили о практически полном уничтожении группировки «Джунд аль-Халифа». В операции по поискам останков француза в январе 2015 г. участвовали около 3 тысяч солдат Национальной народной армии (ННА) Алжира.

18 февраля 36-летний А.Хамзауи был приговорен к смертной казни, 6 «недоносителей» были оправданы. В Алжире с 1993 г. действует мораторий на исполнение смертных приговоров.

18 февраля в Алжире было объявлено, что позднее в тот день президент Абдельмаджид Теббун выступит с «обращением к нации». Согласно местным СМИ, предполагалось, что он объявит о роспуске парламента и назначении досрочных парламентских выборов, а также о частичных перестановках в правительстве.

До этого за неделю после возвращения из Германии, где А.Теббун лечился от последствий коронавируса, глава государства провел консультации с представителями шести политических партий, включая оппозиционные. Президент не встречался с представителями партий, имеющих большинство в парламенте – Фронтом национального освобождения и Национальным демократическим объединением, которые стали очень непопулярными из-за их близости к клану А.Бутефлики.

В итоге, как и ожидалось, А.Теббун объявил о роспуске Национальной народной ассамблеи (ННА, нижняя палата парламента) и предстоящих в ближайшие 48 часов перестановках в правительстве. Одновременно он сделал примирительный жест, объявив о помиловании десятков активистов протестного движения «Хирак», как уже осужденных, так и находившихся в предварительном заключении. В общей сложности помилование коснулось примерно 60 человек обеих категорий. Это заявление прозвучало перед 22 февраля – второй годовщиной развертывания движения «Хирак».

Плановые парламентские выборы должны были состояться в 2022 г. Досрочные должны состояться до завершения 2021 г., ориентировочно с июня по сентябрь при отсутствии пока точной даты. Парламентские выборы пройдут на базе нового избирательного законодательства, которое будет принято указом президента в отсутствие распущенного парламента.

21 февраля было объявлено о перестановках в правительстве. Они оказались незначительными. Несмотря на критику со стороны А.Теббуна, премьер-министр Абдельазиз Джерад сохранил свой пост, равно как все ключевые министры. Покинули свои посты, в частности, министр энергетики Абдельмаджид Аттар и министр промышленности Ферхат Аит Али, а также министры водных ресурсов, туризма, экологии и общественных работ.

22 февраля во вторую годовщину движения «Хирак» полиция заблокировала въезды в Алжир с тем, чтобы не допустить в столицу иногородних, которые могли бы откликнуться на призывы отметить эту дату массовой манифестацией. С 13 марта 2020г. еженедельные до того времени пятничные манифестации не проводились из-за пандемии.

Несмотря на предпринятые полицией ограничительные меры, 22 февраля тысячи человек вышли на манифестации в Алжире и ряде других городов страны. Одним из лозунгов шествия было «Мы вышли не для того, чтобы отметить годовщину «Хирак», а для того, чтобы вы (власти) ушли». На его участников никак не повлияло то, что власти сделали 22 февраля памятным днем – «Национальным днем братства и единства между народом и армией в борьбе за демократию».

В целом, 22 февраля мирное протестное движение «Хирак» возобновилось в Алжире. К чему оно приведет – пока сказать трудно. Но очевидно, что могут быть возможны очередные «жертвы» со стороны власти в лице самых высокопоставленных ее представителей. Хотя также очевидно, что они мало что могут изменить в протестном настрое многих алжирцев.

62.87MB | MySQL:102 | 0,637sec