О кризисе с производством мяса в Алжире

Менее чем за полгода стоимость мяса в Алжире выросла вдвое, что вызывает все большее недовольство местного населения. Это касается не только традиционно дорогого «красного» мяса (говядина и баранина), но и куда менее элитарного «белого мяса», то есть курятины.

Так, стоимость особенно часто потребляемого алжирским «средним классом» мяса курицы доходит за килограмм до 360 динар (более 3 долларов США), тогда как до Нового года оно стоило менее 2 долларов за килограмм.

В свою очередь, на оптовых закупочных рынках стоимость телятины составляет 8.5 долларов за килограмм, тогда как баранины – 10 долларов за килограмм, а частные магазинные торговцы накручивают свою стоимость соответствующим образом.

Причина такого положения дел состоит не только в приближающемся национальном празднике Лаид, перед которым производители традиционно «накручивают» цену, сколько в массовом банкротстве алжирских производителей мяса. В частности, по данным Эль Мумена Кали, председателя Национального межпрофессионального совета по птицеводству (Cnifa), за минувший год в АНДР обанкротились 15000 производителей птицы или 50% зарегистрированных в стране птицеводов.

Представители официальных властей объясняют произошедшее прежде всего «последствиями пандемии коронавируса», вызвавшими резкое сокращение потребления, в том числе обусловленного закрытием ресторанов, школ и университетов.

В свою очередь, сами производители мяса склонны видеть в этом руку самих властей. В частности, по их данным, именно последствиями действий алжирских чиновников и вызвано резкое удорожание кормов для домашних птицы и животных, в частности, сои, комбикормов и кукурузы. Их стоимость за полгода выросла в некоторых случаях в два с половиной раза.

Именно это обстоятельство, по их данным, и не позволило многим из закрывшихся производителей возобновить свою деятельность в 2021 году. Высокая стоимость кормов попросту не дает им физической возможности снова открыться – у них банально не хватает средств для их закупки (это обстоятельство власти АНДР объясняют прежде всего ростом цен на корма для животных на международном рынке). Кроме того, на фоне рост стоимости мяса постепенно падает и его потребление.

Кроме того, Меруан Хиар, председатель Национальной комиссии дистрибьюторов «красного» мяса, одну из причин создавшегося положения видит не только в «дороговизне кормов для скота», но и сокращении импорта свежего и замороженного мяса. Соответствующее решение принято правительством АНДР в конце 2020 года для «защиты отечественного производства».

По данным властей, подобная «заморозка» позволяет ежегодно сохранить в стране 200 млн долларов, пусть и ценой ухудшения покупательной способности алжирцев. Это решение, по словам данного источника, «закрыло ворота конкуренции и стало фатальным для потребителей».

По его словам, недовольство достигло такой точки, что «Даже тот, у кого есть деньги, скоро сознательно не будет есть мяса».

Впрочем, уже сейчас среднее потребление «красного» мяса на душу населения в Алжире отстает от потребления в ЕС почти в пять раз. Так, если в Европе оно составляет 68.8 кг на человека, тогда как в Алжире – 14.4 кг в год.

Также взрывной рост стоимости мяса объясняется спекуляцией сами алжирских торговцев, вступивших в сговор с целью получения дополнительной прибыли и компенсации своих упущенных доходов за время пандемии коронавируса.

По мнению рядовых алжирцев, они сговорились в преддверии месяца рамадан и далее национального праздника Лаид, зная, что все жители страны усилят потребление мяса.

По оценкам же мелких производителей мяса, на рынке его продаж наблюдается анархия, создаваемая «брокерами и владельцами крупных скотобоен, диктующих цены. Сделки совершаются по телефону, а не на мясных рынках».

Между тем, постоянный рост цены на продукты вызывает все большее непонимание и раздражение потребителей. Они осуждают плохую организацию производства и требуют принятия срочных мер властей, которые помогли бы производителям возобновить свою деятельность.

Сами птицеводы, еще держащиеся «на плаву», утверждают, что на фоне этого «ценового безумия» они едва сводят концы с концами и уход их конкурентов отнюдь не поспособствовал их процветанию.

«Многие считают нас ответственными за эту ситуацию, в то время как лучшие из нас едва зарабатывает маржу в 20 динар (15 центов) за килограмм курятины, поскольку сейчас курица продается по цене 260 динар (чуть более 2 долларов) оптом в курятниках, тогда как до октября прошлого года мы покупали ее за 160 динар (менее 1,5 долларов). В свою очередь, бойни также имеют маржу от 20 до 40 динар, — заявляют они.

Особенно тяжело приходится малым производителям, жалующимся на отсутствие поддержки властей. По их данным, «О нас говорят только тогда, когда происходит рост цен. Было время, когда мы не находили покупателей».

А сейчас, по данным птицеводов, угроза банкротства все больше грозит даже «производителям яиц, с которыми мы, посовещавшись, решили приостановить поставки с рынков на три дня. У нас нет другого выхода».

И всё это лишь еще больше подстегивает рост цен на мясо.

Интересно, что по данным птицеводов правительственные субсидии, выделяемые на поощрение производства национальных кормов для домашних птицы и животных, не только не приносят им выгоду, но и напротив, идут на финансирование спекулянтов, еще больше накручивающих стоимость кормов и хоронящих мелких производителей.

Так, например, Сабри Ахмед, член Национального межпрофессионального молочного бюро (Onil) в Бумердесе, осудил «спекуляцию на отрубях, субсидируемом продукте, широко используемом птицеводами и молочными скотоводами».

По его данным, «правительство уступило давлению мукомольных заводов, повысив цену на эту продукцию на 20 процентов всего за два месяца. Загвоздка в том, что этот продукт перепродается потребителям в розницу вдвое дороже. Государственные субсидии приносят пользу спекулянтам, а не скотоводам», — возмущается он.

В этой связи президент Cnifa ожидает от властей стабилизации цен в течение месяца Великого поста Рамадан. Для этого, по его словам, «государству необходимо помочь борющимся за своё существование птицеводам и снизит налоги на птицеводческую продукцию».

Представители алжирских властей, со своей стороны, заявляют, что реагируют на проблему, и что «Алжир уже в ближайшее приступит к выращиванию кукурузы в нескольких областях, чтобы уменьшить нашу зависимость от импорта, уточнив, что для этой цели было очищено не менее 8900 гектар сельхозземель».

Однако это вряд ли способно кардинальным образом изменить положение на рынке кормов, и соответственно, рынке мясном.

На практике же неуклонный рост стоимости мяса привел к тому, что «красное» мясо уже стало предметом роскоши в Алжире, который могут купить только богатые, и следом за ним на очереди во многом замещавшее его куриное мясо.

По данным алжирских источников, ситуация усугубляется резким падением покупательной способности алжирцев, в результате чего пищевой рацион целых слоев населения становится все более скудным.

Однако в стране зреет в связи с подобным удорожанием серьезный протест. По мнению Меруана Хиара, если в течение месяца рамадан правительство не примет необходимых для снижения стоимости продуктов решений, включая наведение порядка на мясном рынке, это может стать искрой к возрождению массового движения протеста.

Уже сейчас, в последние недели, заметно увеличение недовольства на примере усиления антиправительственных демонстраций. Алжир стоит на пороге новых серьезных волнений и вопрос состоит лишь в том, когда именно это произойдет.

52.25MB | MySQL:103 | 0,449sec