Ливия: Bloomberg о ситуации в нефтяной отрасли и эксперты ООН о нарушениях эмбарго на поставки оружия

Авторитетное американское агентство Bloomberg считает, что временное Правительство национального единства во главе с Абдель Хамидом Дбейбой, которое официально приступило к работе, вернуло Ливию на нефтяной рынок «после многих лет фальстарта и неудач», — так выразились авторы обзора, посвященного Ливии и вышедшего 16 марта.  Агентство констатирует в своем отчете, озаглавленном «Вот, что означает новое ливийское правительство для нефтяного мира», что в Ливии вновь открылись энергетические объекты, которые были закрыты или повреждены во время войны. При этом, отмечается, что Ливия, член ОПЕК, смогла поддерживать добычу в объеме более миллиона баррелей в сутки с ноября прошлого года. Авторы документа с оптимизмом оценивают тот факт, что 15 марта, первое объединенное правительство в стране за семь лет, было приведено к присяге в то время, когда наращиваются усилия по «достижению формального мира». При этом, отмечается, что все еще существует много разногласий между различными фракциями, которые будет нелегко преодолеть и прийти к консолидированным  решениям перед назначенными на декабрь, выборами. В отчете подчеркивается, что ПНЕ будет работать над восстановлением основных услуг после десятилетия беспорядков, что вселяет надежду и может положить конец разделению между восточной и западной администрациями в стране. Это, в свою очередь, может привести к повышению стабильности нефтяной отрасли Ливии, где находятся крупнейшие запасы нефти в Африке, и снизить вероятность повторных боев между соперничающими фракциями или закрытия портов. месторождений и нефтеперерабатывающих заводов. «Вероятно, что добыча нефти и газа в Ливии останется стабильной, а шансы на крупномасштабный конфликт останутся низкими», — цитирует агентство слова аналитиков Stratfor, консультирующих клиентов по геополитическим рискам. «Добыча увеличилась после того, как противоборствующие стороны достигли перемирия в середине 2020 года и прекратили боевые действия», — говорится в отчете и отмечается, что Ливия в настоящее время, перекачивает с месторождений к побережью более 1,3 млн баррелей в сутки, что больше, чем у многих ее коллег в ОПЕК. Не осталось без внимания Bloomberg заявление председателя совета директоров Национальной нефтяной корпорации (NOC) Мустафы Саналлы, сделанное на прошлой неделе о том, что корпорация стремится увеличить суточную добычу до 1,45 млн баррелей к концу 2021 года, до 1,6 млн баррелей в течение двух лет и 2,1 млн в течение четырех лет. В дополнение к этому NOC планирует запустить новые нефтяные месторождения в ближайшие месяцы в бассейнах Сирта, в центре страны и Гадамеса, на западе, а также планирует работу по перезапуску месторождений, которые были закрыты в 2015 году после ряда террористических атак.

Стабилизация производства нефти в Ливии и возобновление ее регулярных отгрузок на экспорт положительным образом сказывается на притоке финансовых средств в бюджет страны и способствует главному: сытые люди неохотно идут на войну, а для Ливии, сегодня, самое главное – демилитаризация всего и вся и максимальное снижение вероятности возобновления вооруженных столкновений. Деньги для достижения этих целей подходят лучше всего.

Источники экономического раздела портала «Ас Сада» сообщили, что сумма, которая была санкционирована к выплате 17 марта письмом № 123, подписанным главой NOC  для передачи ее со счета № 28808, на счета ЦБ Ливии, в сумме 3 383 719 900,87 долларов США, относится к доходам вырученным от экспорта нефти, оцениваемым в 7 млрд долларов. Согласно этим источникам, это нормальная процедура, и полная стоимость не может быть передана в ЦБ за один день, и остальная часть будет переведена позднее. Портал «Ас Сада» был единственным ливийским СМИ, опубликовавшим просьбу премьер-министра А.Х.Дбейбы, содержащуюся в письме 21/14 Т 3.2 от 16.03.2021 г., об отмене замораживания доходов от экспорта нефти в дополнение к указанию Саналлы передать часть этих доходов ЦБ Ливии.

Фактически, ливийская экономика зависит почти исключительно от доходов от нефтяной отрасли, на которую приходится около 95% экспорта и более половины ВВП. Последний резко упал (-40,9%) в 2020 году из-за двойного шока, связанного с воздействием пандемии коронавируса на цены на сырую нефть и, прежде всего, с 9-месячным замораживанием внутренней добычи нефти, которая упала с 1,2 млн баррелей в сутки, до, около, 200 тысяч — реализованного в январе 2020 года в ходе кампании сил ЛНА, которая воспользовалась частичным контролем над охраной нефтяных объектов, чтобы закрыть НПЗ. Ухудшение бюджетных условий вынудило тогда правительство Триполи пересмотреть расходы на 22%, в частности, начиная с апреля прошлого года, снизив заработную плату государственным служащим на 20%. По оценке Всемирного банка, структуры, регулирующие государственные расходы в ПНС, особенно в отношении размера заработной платы, равной 60% от общих расходов, должны считаться одними из наименее эффективных в мире, поскольку, как и в других странах-экспортерах, почти полная зависимость от доходов от углеводородов делает нынешний подход к государственным финансам, практически неустойчивым. Таким образом, приоритетом развития ливийской экономики является ее диверсификация и, одновременно, укрепление нефтяного сектора.

Обзор Bloomberg по Ливии можно назвать своеобразным экономическим признанием успеха усилий Миссии ООН по поддержке в Ливии и курса, реализуемого в рамках ФЛПД. Менее лицеприятных оценок удостоятся внешние игроки, пытающиеся реализовать за счет ливийцев и на их территории свои геополитические амбиции, удовлетворить аппетиты собственных олигархических группировок, тесно связанных с их военно-политическим руководством. Первой в этом смысле «досталось» Турции.

Заключительный отчет группы экспертов по Ливии, представленный Совету Безопасности ООН, демонстрирует, что Турция систематически нарушала международную резолюцию об эмбарго на поставки оружия в Ливию, отправив его партии, которые включали различную бронетехнику, самолеты, БПЛА, ракеты и разные оборонительные системы. Согласно отчету, Турция направила три фрегата своих ВМС в сопровождение к торговому судну MV Sirkin, которое несло флаг Объединенной Республики Танзании, заявив, что судно находится под защитой турецких кораблей. Торговое судно было пришвартовано в Мисурате 11 июня 2020 года, а его груз был тайно выгружен после того, как порт был закрыт для всех видов деятельности. В отчете представлены подробные таблицы движения турецких кораблей, швартовавшихся в портах Западной Ливии с боеприпасами, ракетами, боевыми машинами, самолетами и противотанковыми ракетами, первая партия из которых была доставлена 23 ноября 2019 года, то есть, практически сразу, после подписания военного соглашения между ПНС и Турцией. Всего через два дня турецкая система радиоэлектронной борьбы Aselsan, была проверена в действии.  6 турецких зенитно-ракетных систем, были доставлены 17 января 2020 г. торговым судном под названием Sole Eagle. Турецкое вооружение и военная техника (В и ВТ), которые были переданы силам ПНС, включали, согласно отчету от 27 января 2020 года, 12 самоходных систем ПВО, в том числе двуствольные 35-мм пушки. Противотанковые управляемые ракеты Amtas прибыли на следующий день, 28 января 2020 г. За ними последовали   боевые бронированные машины Vince 15, а также 155-мм самоходные гаубицы Firtina, а 19 апреля 2020 г. прибыли боевые БПЛА. Согласно отчету экспертов ООН, турецкие поставки В и ВТ в Ливию включали рейсы самолетов ВТА ВВС Турции С-130 Hercules и А-400М, 21 мая, 23 мая, 27 мая и 18 июля 2020 года. 9 октября 2020 года были переданы системы залпового огня пр-ва компании Rokestan и 120-мм осколочно-фугасные минометные мины. В отчете подтверждается, что турецкие военные обучили специалистов ПНС технике водолазных погружений в Аль-Хомсе, 10 ноября 2020 года, в дополнение к технической подготовке артиллеристов в Таджуре по использованию 155-мм самоходных гаубиц. 13 ноября и 21 ноября 2020 года в Турцию прибыли ливийские военнослужащие для обучения на базе турецкого спецназа, а в середине ноября офицеры ливийской армии прошли обучение в Турции по полевому наблюдению и корректировке огня артиллерии. 30 ноября 2020 года в Таджуре проводились учения по высадке вертолетного десанта с использованием подвесных систем. Это далеко неполный список турецких военных поставок, однако, авторы отчета отмечают факт существования военного соглашения между Триполи и Анкарой.

Продолжающееся присутствие наемников в Ливии, фактически, считается одной из основных причин возможного возобновления и продолжения конфликта, и, по оценкам ООН, их текущее количество составляет около 20 тысяч, причем, из нескольких стран, включая Египет, ОАЭ, Сирию Турцию и Катар, в дополнение к России, которая, по информации экспертов ООН, также неоднократно нарушала международное эмбарго на поставки В и ВТ в Ливию, действующее с 2011 года. При этом, если Москва отрицала и отрицает свою причастность к боевым действиям в Ливии, несмотря на продолжающееся, и не раз задокументированное присутствие боевиков из ЧВК «Вагнер», в декабре прошлого года Анкара официально продлила пребывание собственных войск, действующих в поддержку ПНС, а затем и ПНЕ еще на 18 месяцев.

Чего и сколько «начислят» авторы отчета ООН России за нарушение международного эмбарго на поставки оружия в Ливию и сколько российских наемников, действующих на ее территории, они подсчитали, станет известно на следующей неделе.

52.33MB | MySQL:103 | 0,497sec