О развитии военно-технического сотрудничества КНР и КСА в области беспилотной авиации

Опыт вооруженного конфликта в Йемене показал, что при умелом применении современных оптико-электронных систем американского производства в сочетании с надежными управляемыми ракетами класса «воздух-воздух» с тепловой головной частью наведения вполне можно создать высокомобильные импровизированные системы ПВО. Подобные изобретения иранских специалистов позволило подразделениям йеменских хоуситов закрыть воздушное пространство над контролируемой территорией страны.

По оценкам китайских специалистов, такие самодельные системы ПВО представляют угрозу как для разведывательно-ударных беспилотных летательных аппаратов, так и для истребителей или истребителей-бомбардировщиков, которые оснащены различными системами самообороны. Доказательством этому служат несколько уничтоженных боевых самолетов ВВС стран аравийской коалиции, пилоты которых предпринимали все меры противодействия ракетному обстрелу, которые прописаны в наставлениях и уставах.

Кроме того, ПВО хоуситов успешно противодействует и разведывательно-ударным беспилотным летательным аппаратам разных модификаций, которые находятся на вооружении ВВС стран аравийской коалиции. Наибольшие потери в обоих аспектах понесли подразделения ВВС Королевства Саудовская Аравия, а именно – от ракетного огня с земли были потеряны истребители нескольких моделей, а также истребители-бомбардировщики F-15.

В результате грамотных действий хоуситов или иранских добровольцев было сбито несколько разведывательно-ударных БПЛА китайского производства «Радуга-4». Вполне вероятно, что подразделения хоуситов применяют также переносные зенитно-ракетные комплексы серии QW китайского производства, которые серьезно дополняют мобильные силы ПВО, вооруженные  модифицированными  УР ВВ Р-27 и Р-73 еще советского производства.

По данным китайских источников, специалисты ВВС КСА тщательно проанализировали причины и условия, при которых были потеряны БПЛА китайского производства. В резолютивной части соответствующего доклада  была сформулирована мысль о необходимости поиска замены БПЛА «Радуга-4» на другую более эффективную модель боевого дрона. Следует отметить, что такой вывод был сделан даже при том условии, что официальный Эр-Рияд приобрел лицензию, сборочную линию и комплектующие для последующей сборки 300 БПЛА указанной модели.

Некоторые китайские специалисты отмечают, что военно-политическое руководство КСА может закрыть глаза на определенные разногласия с Турецкой Республикой и допустить заключение контракта между ВВС КСА и турецкой компанией «Байкар Макина» на поставку разведывательно-ударных БПЛА под обозначением «Байрактар-ТВ2», эффективность которых была проверена в нескольких вооруженных конфликтах.

Однозначным плюсом БПЛА турецкого производства является его стойкость к радиоэлектронному противодействию, поскольку, как известно, вплоть до настоящего момента отсутствует информация о перехвате управления БПЛА «Байрактар-ТВ2». Большинство потерь среди БПЛА указанной модели – результат пусков зенитных управляемых ракет комплексов «Панцирь-С1», «Панцирь-С2» и «Бук-М2». По данным китайских источников, ЗРК «Бук-М2» не понес ни единой потери в ходе отражений воздушных или ракетных ударов в Сирии, т.е. успешно отражал все нападения ВВС США, а также недружественные действия других участников сирийского конфликта.

В целях удержания аравийского рынка БПЛА военно-политическое руководство КНР одобрило взаимодействие представителей ВВС КСА и компании Sichuan Tengden Science&Technology, которая, фактически, сформирована из бывших сотрудников 611-ого Научно-исследовательского отдела Китайской авиапромышленной корпорации, занимавшихся проектированием самолетов оперативно-тактической авиации в интересах ВВС НОАК. Достоверно известно, что ВВС КСА подписали с компанией Sichuan Tengden Science&Technology контракт стоимостью 1,7 млрд юаней на поставку партии БПЛА

По данным китайских источников, конструкторы компании Sichuan Tengden Science&Technology разработали двухмоторный разведывательно-ударный БПЛА под обозначением  TB001 «Двухвостый скорпион» (производственный шифр TW328), который имеет длину 10 м, размах крыла составляет 20 м, высота – 3,3 м. Максимальная взлетная масса составляет 2,8  (по другим данным 3,2) тонн, из которых 1200 (по другим данным 1500) кг – это полезная нагрузка.

Следует отметить, что  китайские конструкторы решили использовать проверенную компоновочную схему от таких самолетов времен Второй мировой войны, как  истребитель Р-38 «Молния» и  тяжелый ночной истребитель Р-61 «Ночная вдова» ВВС США, которые были выполнены по двухбалочной схеме с кабиной в центральной гондоле. Как показывает опыт эксплуатации БПЛА ТВ001 в КНР, подобная конструкция позволяет применять дрон в качестве средства метеоразведки, т.е. для сбора данных о таких сложных погодных явлениях, как тайфун, ураган и т.д.

Анализ фото- и видеоматериалов позволяет утверждать, что хвостовые балки и рули управления выполнены из углеволоконных материалов, тогда как при изготовлении центральной гондолы были использованы иные композиты, что в совокупности позволило обеспечить необходимую прочность конструкции дрона. Вероятно, в центральной гондоле размещены РЛС миллиметрового диапазона, телевизионная и инфракрасная системы разведки и наведения, которые обеспечивают высокую точность при обнаружении, сопровождении и обстреле целей.

По данным открытых источников, благодаря двум турбодизельным двигателям китайского производства БПЛА ТВ001 способен выполнять взлет с пробегом не более 500 м и совершать полет продолжительностью не менее 35 часов, хотя некоторые китайские специалисты полагают, что данный БПЛА способен находиться в воздухе до 50 часов.

Максимальная дальность полета оценивается в 6000 (по другим данным – 7500) км. По разным оценкам, радиус боевого патрулирования варьируется от 2400 до 3000 км. Кроме того, необходимо обратить внимание, что крейсерская высота полета ТВ001 определена на уровне 8000 м, т.е. данный БПЛА может выполнять боевые задачи,  находясь вне зоны действия ПЗРК. Подобные показатели стали возможными именно благодаря применению авиационного двигателя на дизельном топливе.

Крейсерская скорость составляет 220 км/ч, тогда как максимальная достигает 300 км/ч. По оценкам обозревателей китайских специализированных изданий, скорость патрулирования должна составлять около 160-180 км/ч.

Китайские специалисты в области боевого применения БПЛА признают, что ТВ001 необходимо применять парами, т.е. один аппарат будет вести наблюдение за районом боевых действий и обнаруживать угрозы, а другой – выполнять ударные задачи (уничтожать наземные цели). В отношении ударных возможностей ТВ001 известно, что под крыльями находится 4 внешние точки подвески, которые при применении сдвоенных кронштейнов позволяют разместить до 8 единиц авиационных средств поражения, а именно – малокалиберные бомбы и управляемые ракеты класса «воздух-поверхность», предназначенные для борьбы как с подвижными, так и со стационарными , укрепленными объектами противника.

С учетом вышесказанного представляется возможным предположить, что до конца 2021 г. подразделения ВВС КСА примут на вооружение первую партию БПЛА ТВ001, которые позволят повысить эффективность боевых мероприятий, проводимых на территории Йемена.

62.84MB | MySQL:102 | 0,537sec