Ливия: конституционная реформа, проблемы и перспективы

Перспектива декабрьских выборов в Ливии и надежды на успешное осуществление перехода к объединённому правительству актуализируют главный вопрос: конституционную реформу. Если вычеркнуть из истории страны последние десять лет, потерянные ливийцами вчистую и, ставшие своеобразной платой за политический инфантилизм и пренебрежение теми благами, которые дал им величайший социальный эксперимент М.Каддафи, приходится признать, что именно конституционная реформа и была единственным и основным моментом планировавшейся трансформации ВСНЛАД во что-то наподобие скандинавских Швеции или Норвегии с той лишь разницей, что вместо монархии Ливия становилась президентской республикой. Последнее, кстати, тоже раздражало руководство в ОАЭ, Катаре и в Саудовской Аравии, чьи образчики «просвещённого» монархического правления, в части внешней политики, мы можем воочию наблюдать в Йемене и в Сирии. Обновленная Ливия после принятия конституции, запланированного на 2015 год разительно отличалась бы от режимов военной хунты Алжира и Египта, не имела бы ничего общего с умеренно-монархистской Иорданией и партийно-сектантсткой автократией Сирии, или псевдо-демократической с одной стороны, и религиозно-экстремистсткой, с другой, вакханалией Ирака, став, в очередной раз, исключительным примером из общего ряда, тем, чем Ливия, по большому счету, всегда и была.

Каковы текущие особенности конституционного процесса в Ливии?

Член учредительного комитета по проекту Конституции, д-р Ибрагим аль-Баба в развернутом интервью каналу Libya News 24 считает, что «наиболее сложным делом, с которым сталкивается любое новое урегулирование в Ливии, является отсутствие постоянной сбалансированной правовой конструкции, которая устанавливается между властью и свободой и выводит Ливию из-под иностранной опеки». Аль-Баха отмечает, что Пункт 1 Статьи 195 проекта предусматривает, что положения этой конституции не могут быть изменены до истечения пяти лет с момента ее вступления в силу.

И.аль-Баба считает, что перед тем, как согласиться на проведение выборов 24 декабря, граждане Ливии должны, прежде всего, спросить, кто принял это решение? Хорошо ли оно было подготовлено, объясняя свою точку зрения так: «Есть те, кто хочет придать важность этому пункту, несмотря на то, что наибольшее значение имеют президентские выборы и выборы в законодательные органы в соответствии с постоянной конституцией, даже если это и привело к задержке выборов на несколько месяцев.

*Каким вы видите сегодняшнюю сцену в Ливии?

— Это широкий вопрос. К сожалению, ливийское досье, в целом, в значительной степени вышло из рук ливийцев, и теперь оно находится в руках вмешивающихся региональных и западных стран. Оно может быть возвращено ливийцам только через Ливию, имеющую президента и законодательную власть, в соответствии с постоянной конституцией, основанной на разделении властей и балансе, а также цензуре между ними, с учетом ливийской специфики и, конечно, с учетом сравнительного конституционного опыта. Это будет нелегко осуществить, так как вмешивающиеся страны имеют интересы в Ливии, а Ливия — одна из нескольких горячих точек в регионе, и поэтому внешним силам нелегко будет допустить в Ливии существование этой постоянной власти, полученной от народа.  Этот вопрос требует решения. великая борьбы, особенно со стороны местной элиты.

*Сможет ли новое правительство решить самые насущные вопросы, добиться национального примирения и подготовиться к предстоящим выборам?

— С моей точки зрения, то, что правительство Дбейбы может сделать, и это будет считаться несомненным успехом, это две вещи: временные решения проблем в экономической ситуации и ситуации в сфере обслуживания и «запуск поезда на конституционные рельсы», который позволил бы ливийцам ссылаться на конституцию и устанавливать постоянно действующие суверенные исполнительные и законодательные институты. Иначе, это, или другое правительство не сможет иметь дело с большими системными вопросами, например, для национального примирения необходимо постоянное конституционное здание. Конституционное здание, которое организует его работу и остальные суверенные институты государства, на сегодня, является временной и несбалансированной структурой и имеет много пробелов и блокировок. Оно был быстро разработано на временный период и готовилось,  даже без оглядки на международный опыт.

*Есть те, кто считает, что на данном этапе более целесообразно издать закон об избрании нового законодательного органа, а затем новый Законодательный совет рассматривает проект конституции и систему правления в более стабильной фазе. Каково ваше мнение?

— Конституции, которые обычно рассматриваются на этапах стабильности, представляют собой официальные конституции, узаконивающие правление конкретного лица или партии. Конституции изначально подготавливаются или в них вносятся в поправки в двух случаях: во время кризиса или в ожидании кризиса, и когда проект конституции предназначен для утвержден во время кризиса и является оригиналом.  В этой связи необходимо поднять вопрос: являются ли выборы новых властей целью или средством. В 2012 году были выборы в законодательные органы, а в 2014 году — еще одни, и каков был результат? Почему мы идем одним и тем же путем и ожидаем разных результатов? Если главная цель — стабильность, а стабильность может быть достигнута только через президентские и парламентские выборы в соответствии с постоянной, законной и сбалансированной Конституцией. Этот аргумент, несмотря на его слабость, не существует после утверждения проекта Конституции комиссией, которой не хватает только одного шага, чтобы сделать ее постоянной конституцией, а именно — проведением референдума. К несчастью, есть средства массовой информации и элиты, пытающиеся продвигать вопрос о президентских и парламентских выборах, как будто это есть решение всех проблем, которые переживает Ливия, и то же самое было сделано перед предыдущими выборами. Настоящая проблема Ливии существует с момента принятия Конституционной декларации, политического соглашения и даже документов, исходящих от Комитета по диалогу, действующего в рамках ФЛПД. Его источник неизвестен, или, по крайней мере, его происхождение не ливийское, это постоянная конституция. Другой серьезный вопрос, который решается, — это президентские выборы в соответствии с временным Конституционным правилом. Эта конкретная катастрофа для того, что осталось от мечты ливийцев о создании демократического государства, основанного на мирной передаче власти и разделении полномочий — вот что будет препятствовать избранному президенту в соответствии с временной и постоянной конституцией. Ливийцы избрали власть с временными законодательными полномочиями, которые все еще продолжают действовать, ими правят под предлогом политического вакуума, так что же будет, если будет избран временный президент?

*Как вы думаете, когда закончится обсуждение проекта конституции Ливии?

— Во-первых, правильное документа, утвержденного учредительным собранием, — это «проект конституции, как упоминается во временной конституционной декларации», а не «проект конституции». Во-вторых, то, что конкретно подразумевается под «спором» вокруг него, если под спором подразумевается то, что некоторые ливийцы отвергают проект или некоторые из его положений, то это здоровое явление, которое происходило во многих международных событиях. Каждому референдуму по новой конституции или поправке к конституции предшествуют споры и дебаты, где есть их сторонники, и есть их противники. После этого люди будут советоваться и договариваться. Что касается того, что подразумевается под противоречием, вызванным предоставлением некоторым «элитам» возможности неоднократно появляться в известных средствах массовой информации, чтобы терроризировать и запугать ливийский народ, выдвигая различные лозунги и не давая ему сказать свое слово в проекте конституции, в котором он участвовал, то это противоречие совершенно неприемлемо и включает опеку над ливийским народом и конфискацию его права на референдум, включенную во все конституции и международные декларации. Как, например, исключение членов конституционного органа от участия в обсуждениях конституционного пути в Хургаде.

*Как вы это объясняете?

— Миссия Организации Объединенных Наций исключила конституционный орган не только из участия, но даже из неофициального присутствия, со всех треков, а не только конституционного, несмотря на официальную просьбу о том, чтобы он был представлен на Форуме национального диалога, и несмотря на то, что все обсуждаемые в нем документы — это «вопросы конституционности», начиная с исполнительной власти и «дорожной карты», и заканчивая Национальной хартией. Миссия также использовала отсутствие опыта у выбранных в этих случаях, чтобы провести то, что она хочет провести. Кроме того, членам конституционного органа не хватало юридического опыта в начале работы комиссии. Например, на первом заседании конституционного процесса между Палатой представителей и государством некоторые коллеги присутствовали лично, в качестве «советников», и Миссия ООН была очень расстроена их присутствием. Им даже не позволяли присутствовать на несколько дней, а затем им не разрешали посещать последующие сессии в Хургаде. — Мнения по проекту конституции разошлись, между противниками и сторонниками возможности его действительности в качестве конституционной основы, которая открывает путь для проведения выборов в конце этого года. Причина — широко распространенные возражения, особенно между берберами, тубу и туарегами.

* В чем вы видите проблему с вашей точки зрения?

— Проблема оппозиции — здоровый вопрос в демократических системах, и те, кто стремится к консенсусу, ищут невозможное. Основная и опасная проблема заключается в том, что некоторые хотят быть защитниками ливийского народа и лишить его конституционного права путем проведения референдума.  Мнение о том, что проект конституции принимается в качестве временной конституции, и на этом основаны выборы, является правильным мнением. Проект конституции более легитимен, чем любой другой документ, поскольку он был одобрен выборным органом в Ливии с кворумом в две трети голосов и их голоса были из всех регионов и областей Ливии, и все ливийцы дома и за рубежом участвовали в его подготовке, будь то путем подачи предложений, встреч в комиссии или общения некоторых членов комиссии с регионами, городами и перемещенными лицами за рубежом, в отличие от любого другого предыдущего документа, такого как временная конституционная декларация, подготовленная выбранным комитетом после 2011 года, или документа, который будет создан на основе диалогового форума, который, как известно, был выбран. Большинство его членов являются частью миссии Организации Объединенных Наций осуществлявшейся в этом плане без четких критериев. Проект конституции также имеет сбалансированную конституционную основу, совместимую с идентичностью и суверенностью Ливии во многих их аспектах, и учитывает международные стандарты, основанные на разделении властей, балансе и надзоре между ними, и защищает права и свободы. В нем критерием, выбора главы государства и распределения всех институтов власти, учтено географическое происхождение кандидатов. Кроме того, было разработано местное самоуправление. Оно основано на расширенной децентрализации и повышении роли  отношении женщин, учете интересов всех областей  при производстве природных богатств в рамках единства ливийского государства. Что касается этнических компонентов, то туареги проголосовал за своих членов по проекту конституции, и они поддерживают проект.  Тубу сперва участвовали в выборах в конституционный орган и участвовал в заседаниях собрания, а затем бойкотировали работу конституционного органа, потому что возникли вопросов, не связанных непосредственно с народностями, а скорее, касается всех ливийцев С точки зрения языка и идентичности, эти вопросы заключаются в том, чтобы назвать две конкретные провинции для кандидатов от тубу, хотя в проекте этого не было. Текст оговаривал, что в любом правительстве должен быть представитель от тубу и отмену пункта о пересмотре гражданства, который был введен после 15.02.2011, хотя этот вопрос касается всех ливийцев, а не национальных компонентов. Что касается амазигов, то они бойкотировали все выборы, включая выборы в учредительное собрание, и все же учредительный орган находился в постоянном контакте с ними, и несколько комитетов были сформированы и отправились в их регионы и до сих пор поддерживают с ними контакты, и многие из их элит поддерживают проект конституции. Действительно, в последние несколько месяцев член Верховного совета ливийских амазигов связался со мной лично и подтвердил, что они поддержат проект конституции при условии, что в него могут быть внесены поправки через некоторое время, а это то, что изначально было предусмотрено в проекте конституции, но, к сожалению, после этого ничего не произошло.

В целом, проект конституции был очень продвинутым в вопросе гарантии прав языковой и культурной составляющих, поэтому Ливию называли Ливийской Республикой без упоминания арабского названия страны — «Статья 1». Он предусматривает равенство и не дискриминацию по признаку расы, цвета кожи или языка — «Статья 7», и что ливийская идентичность основана на всеобъемлющих и разнообразных константах», а не «на арабской идентичности» — « Статья 2», и что языки, на которых говорят, ливийцы или их часть должны быть культурным наследием арабов, амазигов, туарегов и тубу. С лингвистической точки зрения и общим достоянием всех ливийцев, при этом государство гарантирует принятие необходимых мер для их защиты и обеспечения сохранения их самобытности, развития их образования, и использование языков – та же «Статья 2».

Также, проект предусматривает, что Закон регулирует в первом избирательном цикле детали интеграции других ливийских языков в области общественной жизни на местном уровне и уровне государства —  «Статья 2».  И что отдельные лица и группы имеют право использовать и изучать свой родной язык и участвовать в культурной жизни. Государство гарантирует защиту ливийских языков и предоставляет необходимые средства для развития их образования и использования его в государственных средствах массовой информации. Оно также гарантирует защита местной культуры, наследия, традиционных знаний, литературы и искусства, а также их продвижение и распространение культурных услуг — «Статья 55» и Устав Национального совета по защите культурного и языкового наследия, поскольку он занимается разработкой и защита ливийских языков, таких как арабский, амазигский и «та – Рукайя», и «Табавийя», сохраняя разнообразное культурное и языковое наследие ливийского народа, документируя его и уделяя ему внимание таким образом, чтобы обеспечить сохранение его самобытности в рамках общей ливийской идентичности. Обеспечивая представление культурных и языковых компонентов амазигов, туареги и Тубу, — «Статья 160» и  гарантируя обеспечение минимального представительства культурных и языковых компонентов амазигов, туарегов и тубу при формировании Палаты представителей, — «Статья 68», и обеспечение представительства культурных и языковых компонентов двумя членами от каждого компонента  —  «Статье 75», а также, обеспечивая представительства компонентов амазигов, туарегов и Тубу в Национальном совете по вопросам прав человека – «Статья 159».

*Будем ли мы видеть голоса, призывающие к признанию недействительным голосования по проекту конституции?

— Проект конституции был одобрен органом, непосредственно избранным народом, и с кворумом в две трети, предусмотренным в Конституционной декларации, это независимый и независимый орган, не обладающий властью над ним и не наказываемый за свои действия, кроме как со стороны народа. и именно это постановил Верховный суд Ливии в своем постановлении от 14 февраля 2018 года, в котором он подчеркнул, что проект Конституции не ставил комиссию в подчинение какому-либо органу власти, чтобы защитить ее от любого  вмешательства.  Точно так же существующие законодательные органы теперь признают легитимность конституционного органа и законопроекта.

 

Озвученные И.аль-Бабой тезисы свидетельствуют о, пожалуй, главном на сегодня аспекте видения ливийского государственного устройства – страна остается унитарной, с общим социальным и культурным полем. В этом смысле процесс конституализации ливийского общества не менее важен, чем завоевание преимущества военным путем, перспектива чего становится маловероятна.

52.29MB | MySQL:103 | 0,556sec