Турция: об интервью главы Управления оборонной промышленности Исмаила Демира

Турецкий оборонно-промышленный комплекс за последние несколько лет в Турции вышел на траекторию быстрого развития. Более того, за отраслью, в турецкой бизнес-среде, закрепилась репутация нового «окна возможностей».

В стране и в бизнесе наблюдается большой энтузиазм относительно того, что турецкий ОПК стремительно врывается в категорию мировых лидеров. Отметим, справедливо это полностью, частично или отчасти, но энтузиазм в стране по этому поводу царит немалый. Можно сказать, что чуть ли не любая производственно-технологическая компания сегодня в Турции рассматривает для себя возможность по тому, чтобы включиться в эту «гонку вооружений». Чтобы не упустить «девятый вал» спроса на продукцию полностью «национального и местного» оборонно-промышленного комплекса, коль скоро в стране наблюдается такой тренд на импортозамещение, который провозглашен и усердно проводится в жизнь турецким руководством.

На фоне того, как привычный для турок строительно-подрядный сектор переживает заметные трудности – перенасыщенность рынка предложениями при ограниченном числе крупных проектов, помноженных на падение платежеспособности турецких граждан. А зарубежные проекты – это, в условиях пандемических ограничений, большой знак вопроса. С учетом того, что сложно или вовсе невозможно отправлять инженерный персонал и рабочих на строительные площадки ряда зарубежных стран.

Аналогичные слова можно сказать об электроэнергетике: допуск частного сектора в строительство электростанций на полтора десятка лет создал окно возможностей для новых компаний – игроков отрасли, традиционно управляемой государством, но теперь попавшей в руки частного сектора. Но теперь и этот бум уже прошёл. Основные «сливки» с возможностей отрасли сняты и самые «лакомые куски» поделены. Осталась лишь только «мелочевка».

С учетом этого, очевидно, что оборонно-промышленный сектор Турции является одним из тех, что сегодня предлагают частному бизнесу страны возможность «выйти в дамки». При том, что, как мы сказали, по прочим более традиционным для страны направлениям, бизнес начал упираться в «стеклянные стены», а тут – буквально «непаханое поле» и возможности.

Символом бурного развития турецкого оборонно-промышленного комплекса является, безусловно, турецкое производство беспилотных летательных аппаратов. Все, что с ними связано в стране, находит достаточно широкое освещение в турецких СМИ. И после Сирии, Ливии и Нагорного Карабаха – даже более того – уже в СМИ региональных и даже глобальных. Эти настроения всячески турками подогреваются по вполне понятной причине – Турция успешно пиарит свою продукцию, вставая на плечи «гиганта» — российского ОПК. И уже прямо говорит о том, что по объему экспорта в обозримой перспективе турецкая отрасль стремится приблизиться к мировым лидерам.

23 марта с.г. в известной турецкой газете Posta было опубликовано интервью с главой Управления оборонной промышленности Турции (SSB) Исмаилом Демиром. Как сообщило издание, в вопросе своей самодостаточности, турецкий ОПК поднялся с 15% до 70%.

Приводим некоторые характерные высказывания из интервью проф. д.н. Исмаила Демира, чье ведомство, напомним, находится под санкциями со стороны США. Что, похоже, турецкую сторону не слишком смущает. Ведомство продолжает активные международные контакты и выступает с целым рядом стратегических заявлений, к которым имеет смысл прислушаться. Поскольку в них затрагивается не только военно-политический потенциал Турции, но и её отношения с Россией. И, даже более того, сравниваются потенциалы двух стран – сегодня и уже в не столь отдаленной перспективе. Надо отдать должное турецкой стороне: она ставит перед собой достаточно амбициозные задачи, вне зависимости от того как относиться к реалистичности этих задач.

В своем выступлении проф. д.н. И.Демир указал, что именно на базе предприятия Roketsan разрабатываются те технологии, которые станут краеугольными камнями космической программы Турции (ей посвящен отдельный цикл наших статей на сайте ИБВ – И.С.).

Заявив, что Roketsan является одним из самых защищенных мест в мире, И.Демир сказал, что системы, разработанные турецкими компаниями Aselsan, Roketsan, Havelsan, STM, TAI, BMC и FNSS, которые входят в число 100 наиболее крупных оборонных компаний в мире, «внушают гордость друзьям и страх – врагам».

Резюмируем сказанное главой SSB на группы вопросов, приводя дословные ответы:

Когда будет введен в строй корабль Anadolu?

Цитата: «Планируемая дата — конец 2022 года. Наш президент сказал про перенос этой даты на более ранний срок. Гарантия — не позднее 2022 года. Мы хотим перенести срок еще раньше. Корабль Anadolu. способен изменить саму парадигму мореплавания. Он сможет нести БПЛА и БПЛА с вооружениями, вместе с бронетехникой и вертолетами. Его можно использовать в многоцелевых операциях».

Есть ли другой корабль, похожий на этот, на который смогут приземляться БПЛА?

Цитата: «Нет, наш анатолийский корабль в этом смысле будет первым в мире. Наш президент также поставил задачу создать в дальнейшем авианосец другого типа».

Где мы находимся в вопросе судостроения?

Цитата: «Наш национальный корабль — под названием Milgem. Он построен по проекту наших турецких инженеров. Наши корабли с №1 по 4 в настоящее время находятся в системе. Наш пятый корабль, в настоящее время, строится. Количество стран, которые проектируют и производят корабли этого сегмента в мире, не превышает пяти-шести. Мы осуществили поставку кораблей в Пакистан. Одна страна в Европе также заинтересована в этом корабле».

По поводу Су-35 или Су-57, как возможных альтернатив F-35, из программы создания которого Турция была исключена.

Цитата: «В какой-то момент, эти самолеты были предложены. Они были рассмотрены. Но решение купить российские самолеты означало бы большие организационные изменения в нашей нынешней великолепной системе. Изменения необходимо внести в целом ряде областей, от обучения пилотов до технического обслуживания самолетов. Это не следует упрощать. То есть, если вы оказались в очень сложной ситуации, мы не говорим «нет», но покупка российского самолета имеет свои трудности».

По поводу приобретения систем «Пэтриот» у США.

Цитата: «Возможно, нас не устроят 1 или 2 системы. Многие регионы Турции, для защиты, нуждаются в четырех и более системах ПВО. Кстати, некоторые версии «Пэтриотов» гораздо более ограничены по возможностям по сравнению с С-400».

Насчет покупки ракеты SAMP-T у итальянско-французского консорциума.

Цитата: «Производство пока еще не завершено. Над этим нужно еще немного поработать. Должен иметь место процесс, одобренный сторонами».

Сколько будет стоить отечественный боевой самолет за единицу (речь идет о проекте создания национального истребителя пятого поколения – И.С.)?

Цитата: «Самолеты этой категории стоят около 80–100 миллионов долларов. Число нужно оценивать следующим образом: сколько оно было, когда мы его впервые разработали, сколько оно будет при определенном объеме выпуска продукции? Наша цель — довести его до уровня ниже 80 миллионов долларов».

Есть ли у Турции ли шанс, что США примут её возвращение в программу F-35?

Цитата: «Мы не делаем никаких расчетов исходя из этой возможности, мы на это не рассчитываем. Мы смотрим на свои собственные дела. Мы будем отстаивать свои юридические и финансовые права по этому вопросу. Мы не хотим и не будем находится в таком положении, как Турция: «Ну, пожалуйста, примите нас, все сгорело, кончено». У нас нет такого беспокойства».

Может ли использование систем С-400 в автономном режиме, без интеграции в системы НАТО, привести к тому, что часть её функционала будет потеряна и, в итоге, система окажется не столь эффективной.

Цитата: «Мы не видим в этом никаких недостатков, так как есть очень четкий сценарий использования. Но позвольте мне также заявить, что где ракета будет использована и как она будет использоваться, не обсуждается так открыто и на людях. Ни одна страна этого не делает».

Какова сумма задолженности, возникшей из-за действий США по программе F-35?

«Скажу так, возможно выражение «дебиторская задолженность» может и не совсем подходить. Речь идет про сумму 1,4 млрд долларов. Например, часть из них использовалась нашими компаниями в рамках проекта, часть была потрачена в качестве денег для входа в проект, часть была оплачена за самолеты. Здесь есть прямые и косвенные вопросы. Будем изучать их шаг за шагом».

Какую дополнительную (финансовую) нагрузку для проекта создало исключение из него Турции?

«Дополнительная нагрузка на проект составляет порядка 500 — 600 миллионов долларов. Это может быть больше, согласно их собственным заявлениям (имеется в виду, заявлениям американцев – И.С..). По нашим расчетам, стоимость одного самолета вырастет на 7–9 миллионов долларов.

В том случае, если Турция окажется вновь в составе программы по F-35, найдутся ли для неё готовые самолеты (по мере того, как идет их производство – И.С.)?

«Как утверждается, в этой ситуации покупка самолета может затянуться на 5-6 лет… Нас такой сценарий не интересовал. Есть самолеты, которые нам уже передали на бумаге, но не доставили. Собственно, это наши самолеты. Американские военно-воздушные силы приняли меры по их получению. Но мы никогда не изучали упомянутый вами сценарий».

Когда Турция достигнет возможностей по производству ракет уровня С-400. Проще говоря, когда в сфере ракетостроения Турция достигнет уровня России.

Цитата: «Это — многоэтапный и многоуровневый процесс. Будем действовать шаг за шагом. Думаю, мы будем очень близки к этой цели через 4-5 лет».

Рассматривает ли Турция следующие поставки систем С-400 и о ходе российско-турецких переговоров.

Цитата: «Нет такой ситуации, что «Турция купила одну систему. Америка отреагировала, смотри, а я (назло – И.С.) вторую систему куплю. У нас есть определенные параметры и есть определенные вопросы по оплате, технологическому совместному производству. Эти вещи не будут ясны ни сегодня, ни завтра».

Когда можно будет поставить национальные боевые самолеты ВВС Турции? Что является, по вашему мнению, реалистичной датой?

Цитата: «Датой выхода из ангара мы назвали 2023 год. Мы стараемся провести наш первый полет до 2025 года. И далее, как вы знаете, потребуется ещё много испытаний, чтобы для того приступить к безопасным поставкам. Это означает дополнительные 4 — 5 лет. Близким к теме хорошо известно, сколько времени длилась разработка F-35 и F-22 и когда они поступили на вооружение».

В каких системах вооружений Турция наиболее более сильна…

Цитата: «В вопросах беспилотных летательных аппаратов и беспилотных летательных аппаратов, несущих вооружения – мы очень хороши. К нам начали обращаться с вопросом, не можем ли мы пойти на трансфер технологий».

По поводу экспорта турецких вооружений…

Цитата: «Какова наша цель к 2023 году? Сегодня мы – выше планки (экспорта вооружений – И.С.) в 2 млрд долларов. Целью к 2023 году является около 10 млрд долларов (для сравнения экспорт оружия Россией в 2020 году составил сумму около 13 млрд долл. – И.С.)».

Русские из-за возможностей турецкий БПЛА приняли решение о развитии своих ракет. Отстанут ли наши системы (это дословный перевод вопроса, заданного интервьюером – И.С.)?

Цитата: «Мы немедленно в соответствующих областях приняли шаги по развитию».

Про поступление на вооружение атакующего БПЛА «Акынджи».

Цитата: «Третий прототип готов. В настоящее время, он запущен в серийное производство. Тем временем, мы разрабатываем новую версию Bayraktar TB2».

Про беспилотные надводные аппараты…

Будущее за комбинацией беспилотных систем в операционной среде. Мы можем обобщить их как воздух, сушу, надводное и подводное пространство. Мы также работаем над полупогруженными системами. В среде искусственного интеллекта эти системы будут взаимодействовать друг с другом.

По-прежнему нет положительного ответа из США по двигателям вертолетов, которые мы хотим продать Пакистану?

Цитата: «Решения об отказе нет, процесс оценки продолжается. Санкции CAATSA не касаются этого вопроса. Я считаю, что для Америки важно присутствовать на пакистанском рынке с таким продуктом».

Как у нас дела с отечественным вертолетным двигателем?

Цитата: «Надеюсь, что он будет завершен через два года. Как вы знаете, в основе нашего двигателя лежал процесс разработки отечественного двигателя. Со схемой формы двигателя он не полностью эффективен, но дошел до стадии, когда его можно разместить на вертолете».

Может ли быть использован для турецких боевых самолетов двигатель британской компании Rolls Royce?

«Rolls Royce предложил разработать двигатель для этого самолета в рамках определенного партнерства. У него были некоторые условия, которые мы не могли принять. Мы долго их вели. Мы думаем, что на данный момент мы достигли согласия. Есть некоторые проблемы, связанные с числами (по всей видимости, имеется в виду цена – И.С.). Так что мяч – на их стороне. Мы увидим все параметры перед собой и решим. Также нас интересуют имеющиеся в мире двигатели, чтобы покинуть ангар и совершить первый полет. Вы должны мыслить многомерно. Кроме того, мы продолжаем наши усилия по разработке собственного национального двигателя. В итоге мы рассмотрим три варианта:

  1. Разработка двигателей с Rolls Royce.
  2. Использование существующего в мире двигателя, но ни один из них не имеет ожидаемой производительности.
  3. Двигаться вперед с собственным двигателем. Мы придаем большое значение отечественному моторному проекту, чтобы уменьшить зависимость от зарубежных стран».

Итак, какие основные выводы можно сделать из приведенного выше интервью с главой Управления оборонной промышленности Турции проф. д.н. Исмаилом Демиром?

Первое и главное: им всячески подчеркивается идея о том, что Турция развивает национальный оборонно-промышленный комплекс, основанный на собственных технологиях. И, если даже речь идет о том, чтобы какие-то изделия и закупать из-за рубежа, то, непременно, предусматривая при этом технологический трансфер того или иного объема.

Второе: изначально турецкий ОПК создается как экспортно-ориентированная отрасль. В том смысле, что Турция, выводя свою продукцию на серийное производство, и ещё даже до этого, сразу пытается эту продукцию предложить странам из числа своих близких союзников. Можно долго рассуждать на тему того, насколько реалистичны заявленные турками цели по тому, чтобы в целом ряде стратегических областей, включая, допустим, ракетостроение достичь уровня ведущих мировых держав, включая Россию.

Третье: однако, не стоит отрицать того, что Турция пытается быть на переднем крае научных разработок, нащупав свою собственную нишу, где она пытается занять лидирующие позиции. Речь идет, разумеется, о разного рода беспилотной технике. И БПЛА – это, как можно понять докладчика, лишь только одно из направлений развития турецкого ОПК. Пусть даже и столбовое.

И, наконец, четвертое: Турция не опирается в развитии своего оборонно-промышленного комплекса на США. Это выбивает сразу буквально колонную из-под конструкции турецко-американских отношений. В США привыкли считать, что Турция является в этом смысле зависимой страной. И Турция этот миф пытается развенчать.

52.37MB | MySQL:103 | 0,588sec