Об экологических последствиях пандемии коронавируса в Ираке

Проблема восстановления иракской экономики после пандемии коронавируса неизбежно затрагивает и экологическую составляющую.

Подготовленный в феврале экспертами Программы развития ООН (ПРООН) свежий доклад по этой проблематике указывает на нарастание экологических проблем в стране и их растущее игнорирование властями на фоне более срочных и приоритетных задач по экономическому восстановлению и поддержке сектора здравоохранения.

Тем не менее, ситуация внушает опасения. В мировом масштабе 50 ведущих экономик мира в совокупности выделили на «зеленое восстановление» всего лишь 18% от огромного пакета долгосрочных восстановительных мер в объеме 1.9 трлн долларов США. На этом скромном фоне доля «зеленых» инвестиций в иракском пакете мер господдержки несоизмеримо мала. При этом, эксперты отмечают целый ряд прямых негативных последствий для экологической устойчивости Ирака в результате образования отходов от чрезмерного использования медицинских защитных средств и пр. Косвенно, что более серьезно и надолго – происходит дерегулирование и сворачивание важных государственных программ в сфере экологии, смена приоритетов и сокращение как государственного так и частно-партнерского финансирования экологических инициатив в стране.

Высока вероятность того, что весь комплекс экологических сюжетов, и без того не самый актуальный, может окончательно выпасть из приоритетной политической повестки иракского руководства. Разумеется, последствия будут проявлены в форме сокращения государственной поддержки проектов и программ в области экологии и климата, что при существующей системе вертикального управления и ограниченных возможностей бизнеса и гражданского обществе де-факто сведет все инициативы в данной области на нет.

Пандемия коронавируса со всей остротой обнажила в очередной раз целый спектр застаревших проблем ближневосточных обществ, в которых десятилетиями наблюдается переплетение целого спектра социально-политических и климатических факторов: конфликты, насилие, неравенство, миграция, нищета в купе с  климатическими и природными катаклизмами и острым дефицитом водных и земельных ресурсов.

Рост бедности и ухудшение социо-экономических показателей вкупе с падением доходов от углеводородов повысили чувствительность общин Ирака, особенно в аграрных районах, к климатическим катаклизмам и экологическим проблемам.  Экономически ослабленный госсектор ввиду отсутствия структурных реформ и потери темпов развития не способен и не стремится особо противостоять экологическим вызовам.

Еще и потому, что за этим кроятся более глубокие экономические проблемы национального масштаба, требующие долгосрочных решений. Включая решение проблемы дефицита водных ресурсов, обеспечение стабильного доступа к источникам энергии, сдерживание загрязнения и реформа неэффективного сектора по управлению отходами, включая растущие отходы сектора здравоохранения как следствие пандемии и растущего потребления защитных средств. Для всего этого Багдаду необходимо резервировать в национальном бюджете значительные средства на экологические нужды и зеленую экономику.

С другой стороны, под воздействием пандемии и локдаунов, в крупных городах Ирака – Багдаде, Мосуле и Киркуке – зафиксировано временное улучшение ситуации в выбросами и загрязнением воздуха. В среднем объемы выбросов озона и других вредных примесей в этих городах сократилось на 6-13%. Однако с отменой временных ограничений экологическая ситуация вновь возвращается в прежнее русло.

Помимо исключительно внешних проявлений негативного воздействия пандемии на экологию в Ираке, более долгосрочный экономический эффект может иметь заморозка проектов и бюджетов программ по управлению природными ресурсами и экологией, прекращение мониторинга и сбора данных, потеря ценных квалифицированных кадров. Разумеется, в сложившихся условиях правительство перефокусировало весь потенциал, бюджеты и возможности на сектор здравоохранения и на прямое противодействие последствиям пандемии. Введенные между странами ограничения на перевозки и пересечение границ привели к срыву многих международных проектов и миссий и не позволяют сегодня Ираку продолжать получать экспертизу и знания из других стран.

Тревогу вызывает и временное сворачивание регуляторной функции государства, включая разработку законодательных инструментов и мер поддержки в сфере экологии, что ведет автоматически к росту незаконных действий и разрушительной практики в области рыболовства, лесного хозяйства, земельного пользования, биоразнообразия. Только в результате незаконных вырубок древесины (для отапливания домашних хозяйств зимой) ввиду высоких цен на керосин потери лесного сектора по итогам 2020 года оказались рекордными.

Для возврата к исходным показателям экологической политики Ираку необходимо по меньшей мере приостановить в нынешнем году падение экономики. Ожидать быстрого переключения Ирака на рельсы восстановления не приходится. По данным Всемирного банка, двойной удар от локдауна и сокращения нефтяных доходов привели к сокращению ВВП Ирака на 10% по итогам 2020 года. При этом внешний долг страны за последние три года почти удвоился – он вырастет с 44% ВВП в 2019 году до 87.4% в 2022 году.  А это означает, что как минимум до 2023 года правительство будет экономить на экологических и природоохранных инициативах и фокусировать главные расходы бюджета на поддержании на плаву системы здравоохранения, содержании огромного и неэффективного госаппарата (выплаты зарплат и пр.) и выплате социальных пособий и иных обязательств.

52.24MB | MySQL:103 | 0,545sec