Ситуация в Израиле: март 2021 г.

Ключевым внутриполитическим событием марта определенно оказались  выборы в Кнессет 24-го созыва, вновь ставшие в большей степени голосованием о доверии действующему главе правительства. Исход голосования довольно быстро сместил дискуссию в сторону обсуждений возможности на этот раз составить Б.Нетаньяху конкуренцию в деле формирования коалиции. Из других тем вновь в топе был COVID-19. В сфере внешнеполитической активности месяц  можно считать насыщенным с точки зрения визитов и переговоров, включавших общение израильских представителей с первыми лицами США и России, а также заметный акцент на европейском векторе. Об этих и других событиях пойдет речь в настоящем обзоре.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Вопросы войны и мира

Активизация ракетных обстрелов израильской территории совпала в марте с выборами в Кнессет. Снаряд упал на открытой местности  в районе Беэр-Шевы, которую 23 марта посетил глава правительства Б.Нетаньяху. СМИ сообщили, что подобная практика атак, связанных с предвыборной кампанией, имела место со стороны палестинских группировок в Газе в 2019 г. Тогда мишенями палестинских террористов стали Ашдод и Ашкелон. До этого с февраля наблюдалось относительное затишье, когда по территории самой страны ракеты не выпускались, хотя, согласно сведениям Информационного центра по изучению терроризма им. М.Амита со ссылкой на местные источники, все же имели место пуски в море, что можно трактовать как своего рода палестинские учения.

Уровень насилия в секторе Газа также был довольно низким, несколько уменьшилась напряженность и на Западном берегу, что можно связывать с подготовкой к всеобщим выборам, видимость которой ФАТХ и ХАМАС хотят создать прежде всего для посредников в межпалестинском диалоге и ближневосточном урегулировании. Однако серьезные столкновения с ЦАХАЛом имели место после гибели палестинца во время демонстрации в районе Наблуса. Примечательно, что в результате инцидента  ХАМАС и ФАТХ фактически стали соперничать за то, чьим мучеником объявят погибшего. Данный факт может свидетельствовать, что в случае неудачного, по мнению какой-либо фракции, исхода голосования, группировки прибегнут к использованию протестных настроений и сопротивления Израилю в борьбе за власть, для чего на текущем этапе им необходимо поддержание соответствующего имиджа.

Официальные визиты и переговоры

В начале марта состоялся трехсторонний саммит с участием Б.Нетаньяху, канцлера Австрии С.Курца и премьер-министра Дании М.Фредериксен, посвященный вопросам борьбы с COVID-19. Прежде всего, стороны обсудили создание совместного фонда для исследования и производства вакцин второго поколения. Помимо этого представители ЕС ознакомились с израильским опытом вакцинации и постепенного открытия страны по системе «зеленых паспортов», в частности, посетили спортивный зал в Модиине, где глава правительства ближневосточной страны рассказал им о том, что он назвал «израильской коронавирусной обыденностью».

Заметную активность израильская дипломатия проявила в марте на европейском направлении. 11 марта в Иерусалиме прошел трехсторонний саммит, куда были приглашены премьер-министры Чехии и Венгрии А.Бабиш и В.Орбан. В центре внимания глав правительств также был COVID-19. Иерусалим рассматривает привлечение указанных стран к производству вакцины, а также заинтересован в координации стратегий для взаимного открытия государств по системе «зеленых паспортов». Аналогичная проблематика оказалась  ключевой в повестке дня телефонной беседы Б.Нетаньяху с президентом Украины В.Зеленским. При этом подчеркивалась особая важность восстановления взаимных визитов, учитывая ежегодное паломничество хасидов в Умань, которое в прошлом году создало большие дипломатические сложности.

Большое, особенно с точки зрения коронавирусных ограничений, европейское турне в марте совершил президент Израиля Р.Ривлин. В середине месяца он в сопровождении начальника Генерального штаба ЦАХАЛа А.Кохави  посетил Берлин, Париж и Вену, где обсудил три ключевые для ближневосточного государства проблемы: растущую угрозу со стороны ливанской шиитской «Хизбаллы», интенсификацию иранской ядерной программы и активность Международного уголовного суда (МУС). Помимо этого в Австрии с участием израильских представителей прошла церемония, посвященная памяти жертв Катастрофы в Австрии. Такой тандем делегатов ближневосточной страны интересен сам по себе. Президент в силу своих полномочий в Израиле выполняет важные представительские функции, при этом диалог с ним воспринимается зарубежными контрпартнерами менее политизированным. Начальник Генштаба ЦАХАЛа, в свою очередь, символизирует важность проблематики для безопасности страны, причем с акцентом на тактические задачи на фронтах.

На европейском треке развитие получило сотрудничество в сфере ВПК. 25 марта в Братиславе состоялась торжественная церемония подписания соглашения о поставках 17 израильских радаров, произведенных Israel Aerospace Industries. Помимо передачи самих флагманских многоцелевых РЛС семьи MMR, способных взаимодействовать с системами НАТО, договоренности включают в себя взаимодействие в области производства компонентов, которое планируется организовать на оборонных предприятиях Словакии под руководством израильской стороны.

Столь заметный акцент на европейском векторе не случаен. В последнее время в публикациях израильских и, к примеру, германских экспертов отмечается возросшая роль Европы для израильской дипломатии и безопасности, что связано как с позицией ЕС по иранской ядерной проблеме, так и с восприятием Евросоюзом и его отдельными государствами-участниками ситуации на палестинских территориях. В обоих случаях позиции Брюсселя и Иерусалима не совпадают по многим ключевым аспектам, однако сегодня Евросоюз старается воздействовать на администрацию Дж.Байдена с тем, чтобы побудить США пересмотреть курс Д.Трампа. При этом в случае с палестинцами и иранцами ЕС имеет каналы коммуникации, которые требуются Соединенным Штатам для того, чтобы дать старт диалогу, который в свою очередь, способен положить начало трансформациям. Кроме того, в Израиле явно растет убежденность, что в изменившейся стратегической реальности, характеризующейся сохраняющейся неопределенностью  в политике Дж.Байдена, действий исключительно через субрегиональные группы внутри ЕС может быть недостаточно, а потому нужен устойчивый диалог с ведущими европейскими лидерами, а также с игроками, контакты с которыми ранее оставались на периферии дипломатической активности.

В рамках продолжающихся усилий по нормализации отношений с умеренными региональными режимами в марте в Иерусалим прибыл первый в истории посол ОАЭ М.аль-Хаджа. Ранее эмиратский дипломат руководил аппаратом главы МИД, а также имел опыт работы по таким направлениям, как безопасность, энергетика, инвестиционное сотрудничество. Несмотря на то, что ОАЭ приняли решение расположить свое посольство в Тель-Авиве, в начале месяца М.аль-Хаджа, вручая верительные грамоты, провел переговоры с первыми лицами страны в их резиденциях в израильской столице. Кроме того, в Иерусалиме была организована встреча дипломатов из ОАЭ с израильскими коллегами. В конце месяца стало известно об утверждении Бахрейном и согласовании Израилем кандидатуры посла королевства в Тель-Авиве. Им стал Халид Юсуф аль-Джалахма, с 2009 по 2013 гг. бывший вторым лицом представительства своей страны в Вашингтоне, а последние несколько лет занимавший руководящий пост во внешнеполитическом ведомстве.

После февральского разговора с Дж.Байденом в марте Б.Нетаньяху пообщался по телефону с вице-президентом США К.Харрис. Стороны договорились создать совместную группу для укрепления контактов в области исследований и технологий в таких сферах как борьба с Covid-19, «зеленая» энергетика и водные ресурсы. Не исключено, что речь может идти не только о работе в интересах самих государств, но и о возможности совместной реализации проектов в третьих странах, например, по линии МАШАВ. Также обсуждались проблемы безопасности, включая уже упомянутую иранскую угрозу и ситуацию вокруг МУС, о которой речь пойдет далее.

Косвенное отношение к Израилю получил визит Папы Римского Франциска в Ирак, ставший его первой поездкой с начала пандемии, а также первым в истории пребыванием понтифика в данной стране. Одной из остановок в 4-дневном иракском турне стал Эрбиль, где Франциск встретился с местными курдами. Возвращаясь к Израилю, отметим, что полет в Ирак проходил и через воздушное пространство страны, на что было получено соответствующее разрешение правительства. А находясь в воздухе, понтифик передал Р.Ривлину сообщение, в котором пожелал гармонии и мира.

На латиноамериканском направлении в марте активно проявил себя глава МИД Г.Ашкенази, обсудивший с бразильским контрпартнером Э.Араужу перспективы двусторонних контактов. В центре внимания традиционно оказалась борьба с COVID-19. В этой сфере Иерусалим выразил готовность оказать бразильской стороне всю возможную поддержку, распространяющуюся не только на привлечение к работе над вакцинами второго поколения, но и отправку медикаментов для лечения коронавируса. Помимо этого стороны обсудили взаимодействие в экономике и инновациях, также Г.Ашкенази провел для Э.Араужу брифинг по ситуации на Ближнем Востоке с акцентом на иранской угрозе.

Отношения с международными организациями

Ключевой темой в этом разделе в марте вновь стал МУС. На этот раз судом в Гааге было принято решение инициировать расследование предполагаемых военных преступлений, которые могли быть совершены в Газе в 2014 г. во время операции «Нерушимая скала». Это стало возможным в силу февральского постановления МУС, признавшего наличие юрисдикции на указанные территории, несмотря на то, что Израиль не ратифицировал Римский статут. Данное допущение, в свою очередь, вытекает из того факта, что палестинцы декларировали признание юрисдикции МУС для себя 13 июня 2014 г. (окончательно процедура присоединения завершилась в 2015 г.).

Палестинская сторона, как в Рамалле, так и в Газе приветствовала решение МУС в Гааге. При этом, как кажется, не учитывая, что боевики местных группировок, прежде всего в секторе, также могут быть обвинены в военных преступлениях. Более того, никого в МУС, судя по всему, не настораживает, что «Нерушимая скала», спровоцированная похищением и убийством палестинскими боевиками трех израильских подростков, началась спустя менее чем месяц после декларативного присоединения к Международному уголовному суду, которое само по себе явно вписывается в то, что называется односторонними действиями, а значит, противоречит мирному процессу. Более того, прокурор не учитывает, что конфликт по-прежнему не исчерпан, так как Израиль продолжает безуспешно добиваться от ХАМАСа возвращения тел двух военнослужащих ЦАХАЛа, похищенных также в 2014 г. При этом международного содействия в этом деле страна не получает.

В поддержку Иерусалима выступили в США, что является важным сигналом, учитывая уже упоминавшуюся стратегическую неопределенность в отношениях после инаугурации Дж.Байдена. Вместе с тем, несмотря на заявления официального представителя Госдепа Н.Прайса о готовности «продолжать противодействовать всем акциям, несправедливо направленным против Израиля», большую роль здесь играет собственная позиция Вашингтона, также не признающего юрисдикцию МУС. В этой связи стоит напомнить, что помимо США и Израиля участниками МУС не являются, к примеру, Россия и Китай. Однако они Иерусалим открыто поддержать пока не стремятся, хотя для Москвы эта проблема также имеет значение, поскольку израильский прецедент по вопросу юрисдикции суда может быть использован, к примеру, в отношении Крыма и Донбасса, о чем в Гааге ранее заявляли. Кроме того, КНР и РФ в прошлом выступали против передачи в МУС т.н. «сирийского досье».

Помимо этого в марте Р.Ривлин пообщался с новым спецпосланником ООН по Ближнему Востоку Т.Веннесландом. Ранее с кандидатурой норвежского дипломата в Израиле связывали опасения ухудшения и без того непростых отношений с организацией, что было обусловлено его пропалестинской позицией, о которой свидетельствовал его предыдущий опыт. Во многом эти ожидания оправдались, поскольку теперь представитель ООН, осуждая т.н. «израильскую оккупацию», требует от государства взять на себя функции по борьбе с пандемией на палестинских территориях.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

Повестка дня Кнессета

Состоявшиеся 23 марта выборы в Кнессет вновь завершились победой Ликуда во главе с Б.Нетаньяху, однако итог оказался не столь убедительным для уверенного формирования коалиции. Согласно опубликованным к концу месяца данным окончательного подсчета голосов, Ликуд получила 30 мандатов, «Еш атид» — 17, ШАС – 9, «Кахоль-лаван» — 8, «Ямина», Авода, «Еврейство Торы», НДИ, — по 7 мест в парламенте, «Религиозный сионизм», Объединенный арабский список, «Новая надежда», МЕРЕЦ – по 6, замыкает лист арабская партия РААМ с 4 мандатами.

Среди знаковых фигур, не прошедших в Кнессет, значатся друзский политик из Ликуда А.Кара, две ключевые фигуры большого «сине-белого» альянса, развалившегося из-за вступления части блока в правительство – Г.Ашкенази и М.Яалон, глава комиссии по иностранным делам и обороне Ц.Хаузер, эк-лидер Аводы А.Перец, первая женщина Кнессета в хиджабе и первый депутат РААМ-женщина И.Хатиб-Ясин, а также ряд других парламентариев. Часть из них, как ожидается, могут вернуться уже в парламент нынешнего созыва по т.н. «Норвежскому закону», если их коллега по фракции получит министерский портфель. Другие, например Г.Ашкенази, весьма продуктивно исполнявший обязанности главы МИД, пропустят нынешний цикл,  продолжительность которого, впрочем, неизвестна. Ранее практически первым путь драматичного ухода и довольно успешного возвращения в политику проложил Н.Беннет, а потому надежды на продолжение карьеры Г.Ашкенази в этой сфере существуют.

А вот «Кахоль-лаван» в целом и Б.Ганц в частности проявили практически чудеса политической выживаемости, поскольку многие не ожидали от партии таких показателей в силу дискредитации себя работой с Б.Нетаньяху. Как отмечает Haaretz, секрет успеха состоял в двух вещах. Первое – полученное государственное финансирование на ведение предвыборной борьбы, которого не имели конкуренты из того же лагеря, например М.Яалон. Второе – правильно выстроенная подача себя, где одним из главных акцентов стала возможность в случае провала партии уволить всех «сине-белых» министров и добиться отставки генерального прокурора, что заблокирует дела Б.Нетаньяху[i]. Таким образом, за долгий период, включающий еще борьбу за власть «Сионистского лагеря» с Ц.Ливни и И.Герцогом, это, пожалуй, первый действительно удачный способ выстраивания электоральной кампании на противоречиях с многолетним лидером.

Если же вернуться к текущей активности парламентариев в течение месяца, то можно отметить, что в марте, например, ими был отклонен запрос правительства на продолжение использования средств ШАБАКа для мониторинга передвижения больных COVID-19. При этом одобрение получил т.н. технологический надзор за прибывшими из-за границы лицами, соблюдающими самоизоляцию. Согласно документу, для этого могут использоваться электронные браслеты или мобильные приложения. Однако такая процедура возможна только при согласии подобного лица и его соответствия требованиям закона (исключает детей до 14 лет или определенные медицинские показания), в противном случае возможна отправка на карантин в гостиницу.

Деятельность правительства

После выборов в Кнессет основной темой стало формирование нового кабинета министров. Для этого был опубликован следующий план: официальные окончательные итоги подсчета голосов в течение 8 дней предоставляются Центризберкомом президенту, который за 7 дней должен провести консультации с преодолевшими электоральный барьер партиями и определить кандидатуру лидера, формирующего правительство. Для этого традиционно есть 28 основных дней с возможностью дополнительной 14-дневной отсрочки. Таким образом, как было сообщено в марте, претендент на создание кабинета министров может быть назван 7 апреля, а процесс складывания коалиции, при самых благоприятных прогнозах завершится к началу мая.

В марте помимо Б.Нетаньяху свои претензии на ключевой пост обозначил лидер «Еш атид» Я.Лапид, которого поддержал один из основных соперников действующего главы правительства Г.Саар. Последний в твиттере отметил, что «окно возможностей» для создания альтернативного кабинета мало, а потому важно быстро консолидировать усилия, что требует «отказаться от своего эго». Темой для обсуждений стало возможное объединение Я.Лапида с Н.Беннетом, который, как ожидается, не просто будет настаивать на ротации на должности главы правительства, но и захочет стать первым в очереди. При этом внутри «Еш атид» было высказано мнение, что правый политик может подвести весь блок[ii], формируемый против лидера Ликуда в том случае, если предлагаемые условия объединения не будут соответствовать его ожиданиям, которые выше полученных партией мандатов.

Возвращаясь к активности действующего правительства, можно отметить, что в марте стартовала санкционированная политическим руководством кампания вакцинации палестинских рабочих. Прививочные центры были открыты на две недели в пунктах перехода 8 марта для палестинцев, имеющих действующее разрешение на трудовую деятельность в Израиле. Таким образом, этот шаг можно считать компромиссным с точки зрения запросов иностранных партнеров и международных организаций и интересов самого государства, которое, как и выражающие критику недостаточной заботой о палестинцах представители ЕС, прежде всего стремится обеспечить вакциной собственных граждан. Кроме того, ранее в Кнессете звучало недовольство отправкой вакцин на палестинские территории, несмотря на отсутствие диалога по конфликту и, к примеру, прогресса в возвращении пленных. Текущие условия прививочной кампании в палестинской среде в целом исключают подобного рода аргументы, поскольку препарат доступен только тем, кто имеет непосредственное отношение к Израилю, а значит, в таком виде кампания потенциально борется с распространением вируса внутри страны.

ЦИТАТА МЕСЯЦА

«Россия является ключевым игроком на Ближнем Востоке и играет значительную и важную роль в региональной стабильности. Мы глубоко ценим позицию президента Владимира Путина и руководства Российской Федерации по поддержке Израиля, а также открытую приверженность безопасности Израиля, которая неоднократно озвучивалась на различных форумах. В последние годы между Израилем и Россией ведется плодотворный диалог, основанный на общих интересах и сотрудничестве по вопросам национальной безопасности. Я вижу большое значение этого диалога между нами», — сказал Г.Ашкенази, встречаясь со своим российским контрпартнером С.Лавровым 17 марта в Москве. Приведенная выше цитата имеет большое значение, поскольку свидетельствует о стремлении Иерусалима получить от российской стороны в рамках упомянутых основ отношений поддержку в текущих условиях, характеризующихся региональной нестабильностью, связанной, прежде всего, с ИРИ, а также осложнившимся международным положением Израиля, спровоцированным деятельностью МУС.

[i] Lis J. Israel Election Results: What’s behind Gantz’s Surprising Success? // Haaretz. 24.03.2021. URL: www.haaretz.com/Israel-news/elections/Israel-election-results-what-s-behind-gantz-s-surprising-success-1.9652364

[ii] Wootlif R. Lapid said ready to be 2nd in rotation with Bennett but won’t let him form gov’t // Times of Israel. 31.03.2021. URL: www.timesofisrae.com/lapid-said-ready-to-be-2nd-in-rotation-with-bennett-but-wont-let-him-form-govt/

62.9MB | MySQL:102 | 0,557sec