Израильские СМИ и эксперты о событиях в Иордании. Часть 2

3 апреля этого года иорданские силы безопасности арестовали от 14 до 16 человек, в том числе высокопоставленных чиновников, предположительно подозреваемых в заговоре с целью свержения короля Абдаллы II, который правит Иорданским Хашимитским Королевством с 1999 г. Причастным к заговору был объявлен сводный брат кроля, бывший наследный принц Хамза бен Хусейн.

5 апреля с.г. Хамза подписал письмо, в котором поклялся в верности действующему монарху, несмотря на то, что накануне заявлял о намерении игнорировать требования военных, которые поместили его под домашний арест. Примирение произошло после того, как Абдалла II согласился на посредничество своего дяди, принца Хасана бен Талала, считающегося главой семейства.

К посредничеству между сторонами привлекли также Малика Дахлана, специалиста по урегулированию конфликтных ситуаций и друга королевской семьи, являющегося доверенным лицом Хамзы. Israel Hayom приводит заявление Дахлана:

«Этот прискорбный инцидент стал результатом неуклюжих действий высокопоставленного сотрудника службы безопасности и введения в заблуждение правительственным чиновником. Это должно было остаться внутри семьи. Королевское Хашимитское семейство имеет долгую историю и традицию посредничества, что является одной из многих причин его стойкости и популярности…

«Принц Хамза может многое предложить Королевству и арабскому миру – он может сыграть положительную роль в той сфере, в которой его страсть к борьбе с изменением климата приведет к результатам»[i].

По мнению Даниэля Сириоти из израильской проправительственной газеты Israel Hayom, корреспондента, освещающего политические процессы в арабском мире и на Ближнем Востоке, «сообщения из Иордании о попытке государственного переворота стали неожиданностью для израильской общественности, которая привыкла к десятилетиям государственной стабильности в соседнем королевстве». Хотя волна арестов не удивила высокопоставленных израильских чиновников, знакомых с ситуацией внутри иорданской королевской семьи, которая, как и любая королевская семья, полна противоречий и претензий различных сторон на занятие трона.

Даже если принц Хамза действительно пытался свергнуть короля, это событие вряд ли можно назвать экстраординарным, поскольку попытки государственного переворотов предпринимались и раньше. Покойный король Хусейн, отец Хамзы и Абдаллы II , также в свое время столкнулся с попыткой переворота. В 1999 г., умирая от рака, он лишил своего брата Хасана бен Талала титула наследного принца (который он носил с 1965 г.) и передал его своему сыну Абдалле, нынешнему королю Иордании.

В то время высокопоставленные иорданские официальные лица заявили, что принц Хасан был лишен власти, т.к. разведка доложила о том, что он готовил заговор. Предположительно, Хасан хотел добиться гарантий, что после смерти Хусейна корона не перейдет его сыну Абдалле II, а затем к одному из двух его сыновей от королевы Нур – Хамзе и Хишаму, которые родились с разницей в год, в 1980 и 1981 гг. соответственно[ii].

Согласно Йони Бен-Менахему, востоковеду и бывшему генеральному директору Управления телерадиовещания Израиля (с 2017 г. называется «Кан»), аналитику Иерусалимского центра публичной политики (JCPA), в политических кругах в Иерусалиме изначально полагали, что «король Абдалла II воздержится от принятия решительных мер против своего брата, и что вопрос будет решаться постепенно после того, как утихнет шумиха в прессе».  «Представители израильской спецслужбы заявляют, что правление короля Абдаллы II стабильно и иорданские службы безопасности контролируют ситуацию», – пишет он. По его словам, политические источники в Иерусалиме подтверждают, что действительно была попытка заговора против Абдаллы II внутри Хашимитской монархии на фоне внутренних интриг и продолжающихся попыток короля всячески подготовить наследного принца Хусейна бен Абдаллу к передаче престола. Абдалла II пытался передать сыну статус хранителя святых мест в Иерусалиме, в контексте чего должен был состояться исторический визит на Храмовую гору и в Старый город Иерусалима, но мероприятие было отменено из-за спора с Израилем по поводу мер безопасности, что привело к кризису в израильско-иорданских отношениях[iii].

Тот факт, что помимо Хамзы бен Хусейна были задержаны военные в отставке, а аресты вождей бедуинских племен одновременно осуществлялись иорданской службой безопасности и армией в рамках хорошо скоординированной операции, свидетельствует о серьезности ситуации.

Согласно израильскому аналитику, «источники в Персидском заливе утверждают, что Израиль и Соединенные Штаты передали Иордании разведывательные данные о действиях против короля Абдаллы II, хотя эта информация не имеет подтверждения из других источников».

Вопрос о том, кто стоит за попыткой переворота, для широкой общественности остается открытым. Помимо прочего сообщается о напряженных отношениях между королевой Нур и правящей королевой Ранией, считающейся «самой сильной женщиной» в Иордании, которая стоит за кулисами всех управленческих решений короля Абдаллы II. Власти допускают возможность того, что попытка переворота была инициирована за пределами королевства вместе с иорданскими вождями племен и влиятельными элементами в системе обороны страны на фоне непростой экономической и социальной ситуации, осложненной пандемией коронавируса. В частности, в Иордании прошли массовые демонстрации после того, как шесть пациентов умерли по причине прекращения подачи кислорода в отделение интенсивной терапии. На этих акциях люди высказывались против правления короля Абдаллы II.

Министр иностранных дел Иордании Айман аль-Сафади не назвал зарубежные страны, предположительно причастные к заговору. Но отметил, что некогда высокопоставленный чиновник, имеющий деловые контакты в ряде арабских стран Персидского залива, Басем Ибрагим Авадалла, оказался причастным к попытке переворота и планировал покинуть страну. Тем не менее, «заговор полностью сорван. Наша безопасность и стабильность не пошатнулись», – заявил аль-Сафади[iv].

По мнению Йони Бен-Менахема, иорданская общественность не верит официальной версии властей о причастности принца Хамзы к попытке дестабилизировать королевство в сотрудничестве с «иностранными элементами». Тем временем Амман намекает на причастность к этому делу Саудовской Аравии и ОАЭ, хотя осторожно, сохраняя двусмысленность[v].

На иорданской улице принц Хамза пользуется большой популярностью, гораздо бОльшей, чем нынешний наследник престола Хусейн бен Абдалла.

Израильский аналитики ссылается на известного в Иордании комментатора Абд аль-Бари Атвана, согласно которому все происходящее стало упреждающим ударом короля Абдаллы II по его сводному брату, а не попыткой государственного переворота. Этот удар призван помешать Израилю и странам Персидского залива вмешиваться во внутренние дела Иордании, используя в своих интересах сложную экономическую ситуацию и пандемию коронавируса. Король Абдалла II и его соратники прилагают все усилия, чтобы подорвать доверие к принцу Хамзе и его легитимность, а также поддержать нынешнего наследного принца. А дело о попытке переворота раздули для того, чтобы отвлечь внимание от провалов правительства в решении сложных внутренних проблем страны и переложить ответственность на внешние силы, которые якобы заинтересованы в нанесении ущерба королевству и его дестабилизации.

Йони Бен-Менахем отмечает, что правительство Иордании до сих пор не ответило на волнующий общественность вопрос – кто такие эти «иностранные элементы» и «внешняя оппозиция», с которыми принц Хамза контактировал и планировал подорвать внутреннюю стабильность и безопасность королевства. Министр иностранных дел Иордании Айман аль-Сафади на пресс-конференции по этому вопросу сохранял полную двусмысленность, чтобы не испортить отношения Иордании со странами Персидского залива.  Действительно, принц Хамза в последние месяцы совершил поездки по королевству, в том числе встретился с близкими ему вождями племен. В ходе встреч он критиковал сложное внутреннее положение Иордании и неудачи Хашимитской монархии, включая большой уровень коррупции, однако с того времени до обвинения его в заговоре против короля прошло время.

Предполагается, что король Абдалла II пытается обосновать свои обвинения против принца Хамзы арестом двух приближенных к нему ключевых фигур, которые подозреваются в заговоре.

Один из них – упомянутый выше Басем Авадалла, бывший глава канцелярии короля, бизнесмен и владелец компании в Дубае, который очень близок к наследному принцу Саудовской Аравии Мухаммеду бен Сальману и официальным лицам ОАЭ. У него также есть связи с Мухаммедом Дахланом, поэтому представители иорданской службы безопасности запустили в СМИ сообщение о том, что Авадалла подозревается в продаже земли евреям в Восточном Иерусалиме через людей Дахлана.

Другой задержанный – принц Хасан бен Заид, который имеет саудовское подданство и в свое время был посланником короля Абдаллы II в Эр-Рияде.

Помимо этого, иорданское новостное агентство «Амон» со ссылкой на «информированный источник» сообщило, что в заговоре с целью дестабилизации страны участвовал бывший сотрудник израильской разведки Рой Шапошник, который позвонил жене принца Хамзы и предложил отправить за ней частный самолет, чтобы она вылетела из страны. При этом не говорится о том, что Израиль каким-либо образом связан с попыткой государственного переворота.

Йони Бен-Менахем рассматривает это как попытку иорданских властей за уши притянуть к делу Израиль. Он пишет о том, что израильский гражданин, который много лет жил в Европе, уже выступил с официальным заявлением, в котором отрицал какую-либо связь с Моссадом. Он сказал, что является близким другом принца Хамзы и пригласил жену и детей принца Хамзы погостить у него дома за границей.

В отличие от многих стран мира, выступивших с посланиями в поддержку короля Абдаллы II, Израиль, по словам аналитика JCPA, хранит молчание (видимо, пока еще действующий министр обороны не рассматривается им в качестве официального представителя еврейского государства). «Решение об этом было принято в ходе консультаций в политическом руководстве из опасения, что заявления Израиля в поддержку действующего монарха нанесут ему только вред».

В любом случае, отношения между премьер-министром Б.Нетаньяху и королем Абдаллой II напряженные, между ними нет личной связи, они не разговаривают даже по телефону. Политическая напряженность между странами усилилась в последние недели не только из-за отмены визита иорданского наследного принца на Храмовую гору и срыва Иорданией визита израильского премьера в Абу-Даби, но и отказа Нетаньяху одобрить поставку королевству дополнительных 8 млн куб. м воды.

По мнению израильского аналитика, Израиль не вмешивается во внутренние дела Иордании, но вполне возможно, что король Абдалла II в конечном итоге попытается отвлечь от конфликтов в иорданском королевском доме путем обвинения принца Хамзы в связях с Израилем.

[i] Prince Hamza signs letter of allegiance to King Abdullah after alleged coup // Israel Hayom. 06.04.2021 — https://www.israelhayom.com/2021/04/06/prince-hamza-sings-letter-of-allegiance-to-king-abdullah-after-alleged-coup/

[ii] Another day, another failed coup in Jordan // Israel Hayom. 04.04.21 — https://www.israelhayom.com/opinions/another-day-another-failed-coup-in-jordan/

[iii] ?ירדן מלך עבדאללה של לשלטונו סכנה יש האם // Arabexpert. 04.04.2021 — http://www.arabexpert.co.il/2021/04/blog-post_23.html

[iv] Jordanian report: Former Mossad official was involved in alleged plot // The Times of Israel. 04.04.2021 — https://www.timesofisrael.com/liveblog_entry/jordanian-report-former-mossad-official-was-involved-in-alleged-plot/

[v] הירדני המלוכה בבית לסכסוך משפחתי פתרון // Arabexpert. 05.04.2021 —  http://www.arabexpert.co.il/2021/04/blog-post_10.html

52.35MB | MySQL:103 | 0,473sec