О меняющейся роли Исламского движения в Израиле и перспективах процесса для страны

Каждая из израильских избирательных кампаний, несмотря на частоту их проведения, несет в себе политические открытия в виде взлетов и падений отдельных лидеров или их партий. Группа арабских партий в этом смысле заняла, пожалуй, особое место, ставшее следствием как разочарования арабского электората в своих представителях, так и расхождения интересов групп, долгое время державшихся вместе в рамках Объединенного арабского списка преимущественно с целью получения максимального числа мандатов в Кнессете. На этом фоне отделение от блока партии РААМ было воспринято как  знак того, что электоральный барьер она не преодолеет. Однако Мансуру Аббасу и его однопартийцам не только удалось получить 4 места в парламенте, но и по-новому поставить вопрос о будущем Исламского движения в Израиле, а также о влиянии набирающих силу процессов на отношения страны с соседями.

Итак, партия РААМ представляет собой политическое крыло Южной ветви Исламского движения в Израиле. Северное течение было запрещено еще около 6 лет назад, в том числе ввиду того, что именно с деятельностью его активистов связывался рост насилия в районе Храмовой горы. РААМ, в свою очередь, как видно из сложившейся ситуации, за истекший период укрепила свое представительство во власти. Более того, необходимо подчеркнуть, что причиной распада Объединенного арабского списка стало заявление Мансура Аббаса, в котором он сообщил о готовности сотрудничать с любым правительством, которое приложит реальные усилия для того, чтобы улучшить условия для арабского сектора населения Израиля. Позднее партия обусловила свою поддержку лидера Ликуда конкретными требованиями в виде расширения полномочий муниципалитетов, выделения средств на программу борьбы с преступностью в арабском секторе, а также исключением из числа претендентов на министерские портфели крайне правого политика Итамара Бен-Гвира из «Оцма ехудит». В итоге наряду с правой «Яминой» во главе с Н.Беннетом арабская РААМ стала партией, имеющей в рамках текущего периода формирования правительства козыри для влияния на его конфигурацию.

Такой расклад сам по себе в силу идеологической ориентации партии и ее арабского характера беспокоит многих. В этой связи старший научный сотрудник Центра стратегических исследований Бегин-Садат М.Кедар отметил в одной из недавних публикаций, что Израиль в сложившейся ситуации идет по ливанскому сценарию, позволяя фактически тем, кто призывает к уничтожению страны принимать участие в определение ее судьбы[i]. Аналогичное имело место, как подчеркивает эксперт, в Ливане, когда там произошел крах идеи об островке безопасности для христианского меньшинства в регионе арабского большинства. Кроме того, многие обозреватели, высказавшие в последние дни свое мнение о процессе формирования коалиции, полагают, что, имеют место предварительные договоренности между Ликудом и РААМ. А это, в свою очередь означает, что Б.Нетаньяху слишком полагается на арабскую партию, в некотором смысле даже больше, чем на традиционный лагерь сторонников.

В действительности речь, как кажется, идет о более серьезных процессах. С одной стороны, программа РААМ, ориентированная на то, чтобы решать проблемы израильских арабов, в более широком смысле ставит вопрос об их дальнейшей интеграции. Из него вытекает проблема, связанная с сохранением национального характера государства как еврейского. А далее это может открыть путь к альтернативным сценариям ближневосточного урегулирования, таким как двунациональное государство, существующее как унитарное или конфедерация. Примечательно, что ранее, когда на заре своего президентства Д.Трамп воскрешал идею другой конфедерации – палестино-иорданской – в Израиле было немалое количество ее сторонников. При текущем раскладе отказ от принципа двух государств для двух народов выглядит менее притягательным. Соответственно, возникает дополнительный стимул к перезапуску мирного процесса в условиях нарастающих опасений за будущее страны и демографический баланс в ней.

С другой стороны, эволюция роли партии РААМ напрямую связана с трансформацией регионального стратегического ландшафта. Речь в данном случае идет о масштабном процессе эрозии палестинской проблемы, которая нашла отражение не только в отказе от солидарности с палестинцами как предварительном условии нормализации с Израилем, но и во внутриполитической реальности самой страны. Важно, что израильские арабы давно пытались подтолкнуть эти процессы, выражая недовольство тем, что их политические представители больше заботятся о Газе или Западном береге нежели о тех, чьи интересы должны отстаивать. Мансур Аббас по сути лишь отреагировал на запрос снизу, что, вероятно и обеспечило ему 4 мандата, несмотря на предварительные прогнозы о том, что мест в Кнессете нового созыва партия не получит вовсе.

Лидер РААМ в принципе избегает употребления слова «палестинцы», чем противопоставляет себя Объединенному арабскому списку, не отказавшемуся от старой риторики. Впрочем, есть здесь одно «но», на которое обратили внимание израильские обозреватели из Times of Israel. Заключается оно в том, что Хартия[ii] Южной ветви Исламского движения в Израиле, к которой, как говорилось выше, относится РААМ, содержит упоминание о таком важном вопросе окончательного статуса, как право палестинцев на возвращение. Есть там и еще более пугающие вещи, а именно упоминание идеи двунационального государства. Все это, разумеется, является отголосками влияния «Братьев-мусульман», но в процессе трансформации своей роли в израильской политической жизни РААМ должна либо подтвердить приверженность  старым принципам, чем спровоцирует еще больший всплеск негатива в свой адрес, или отказаться от них. Последнее угрожает конфликтом с идеологическими союзниками.

В целом можно говорить о том, что и в рядах арабских партий начался процесс, ранее наблюдавшийся среди еврейских секторальных политических объединений. На путь, который пытается пройти РААМ, ранее встали «Наш дом — Израиль» и ШАС, стремясь превратиться из выразителей интересов исключительно «русских» и сефардов в общеизраильские партии. При этом до определенного этапа рост популярности РААМ будет, как кажется более легкой задачей, чем для упомянутых партий. Связано это с тем, что ее главный электоральный ресурс сейчас сосредоточен в голосах Объединенного арабского списка. Так последние по времени опросы общественного мнения показывают, что в случае сохранения тупика, требующего еще одного, уже пятого по счету голосования, РААМ может обойти бывших однопартийцев. Так, более 60 % израильских арабов поддерживают подход Мансура Аббаса, ориентированный на выдвижение на первое место внутренних проблем, а число израильских арабов, готовых проголосовать за партию в случае новых досрочных выборов, приближается к 40 %.

Впрочем, необходимо понимать, что эффект этот носит краткосрочный характер. Так, год назад Объединенный арабский список получил рекордные 15 мандатов, став третьей по численности фракцией. Теперь суммарно в распоряжении всех арабских партий 10 мест в Кнессете 24-го созыва, столько же было в апреле 2019 г., когда единый список дробился на два блока по две партии. Соответственно, в случае продолжительной работы правительства, хотя в завершение полной каденции мало кто верит, многое будет зависеть от выполнения обещаний и реализации договоренностей, прежде всего тех, которые обуславливают сотрудничество РААМ с коалицией, независимо от того, кем она в итоге будет сформирована.

[i] Kedar M. Mansour Abbas and the Lebanoniyation of Israel // The Begin-Sadat Center for Strategic Studies. 05.04.2021. URL: besacenter.org/perspective-papers/mansour-abbas-and-the-lebanonization-of-Israel/

[ii] Данные о Хартии приводятся по Boxerman A. Ra’am’s guiding charter backs Palestinian right of return, calls Zionism racist // The Times of Israel. 04.04.2021. URL: www.timesofisrael.con/raams-guiding-charter-backs-palestinian-right-of-return-calls-zionism-racist/

52.36MB | MySQL:103 | 0,500sec