«Рыбный» кризис в Алжире

Ситуация на алжирском рыбном рынке отражает общее безотрадное положение в продовольственной сфере страны. Так, по общим заявлениям представителей алжирского среднего класса, рыба и морепродукты становятся все более недоступными для граждан АНДР.

Об этом наглядно свидетельствует средний объем рыбного потребления в Алжире, упавший ниже 5 кг в год на человека, тогда как соответствующие стандарты ООН составляют 20 кг. Иными словами, рыба на столах многих алжирцев появляется лишь по большим праздникам.

Чем же обусловлено подобное положение дел для морской страны, какой является Алжир, с общей протяженностью береговой линии около 1600 км?

В первую очередь обратим внимание на стоимость морепродуктов. Так, цена даже не самых ценных пород рыбы за килограмм в большинстве магазинов начинается от 7 долларов.

Например, речь в том числе идет о наиболее ходовом товаре в рыбном сегменте – сардинах. Заметим, что цены на более элитные сорта рыбы вроде хека, окунеобразных начинаются с 10 долларов за килограмм, не говоря уже о более элитных видах вроде тунцовых и марлиновых, которые уже давно стали действительно элитарным продуктом, доступным лишь действительно богатым алжирцам.

Даже для средней алжирской семьи из пяти человек, включая обычно неработающую жену, с месячным бюджетом порядка 500 долларов это мало подъемная стоимость.

Чем же обусловлено такое положение?

Во-первых, неуклонное удорожание алжирской рыбы подталкивается общим увеличением стоимости пищевой продукции в АНДР. Это обусловлено ситуацией на международных рынках, влиянием пандемии коронавируса, зависимостью страны от зарубежных поставок и искусственным созданием продуктового дефицита алжирскими властями в результате ограничения иностранного импорта, о чем мы уже неоднократно писали.

Во-вторых, стоимость продуктов вообще и рыбы в частности подталкивает вверх демография страны, поскольку ежегодно алжирское население увеличивается в среднем на 0.8 – 1.2 млн человек. В результате 1990 г. численность алжирцев увеличилась почти вдвое – с 25 до 45 млн человек.

Соответствующим образом пропорционально наблюдается рост и потребления. И поскольку вылов рыбы алжирскими рыбаками едва обеспечивает половину потребностей алжирцев в рыбе, то их приходится все чаще восполнять за счет все более дорогой иностранной продукции.

В-третьих, алжирская добыча морепродуктов находится при этом даже не в застое, а во все более очевидном упадке. Так, за 1990 – 2021 гг. количество кораблей рыболовного флота АНДР увеличилось вдвое. Однако объем ежегодного улова осталась фактически тот же самый – 103 тысячи тонн (третье место в регионе после Турции и Италии или 8.8% от общего ежегодного вылова в Средиземном море) при среднем потреблении в Алжире порядка 200 тысяч тонн.

В-четвертых, отсюда вытекает следующая причина удорожания рыбы на алжирском рынке – истощение рыбных запасов в Средиземном море и прилегающих к нему районах Атлантики, где алжирские рыбаки их в основном и добывают.

Данный процесс стал одной из причин сокращения ее добычи алжирскими рыбаками. Так, например, на ее пике, в 2006 г., она исчислялась в 160 тысяч тонн.

Не случайно, что на данную проблему обратил внимание Всемирный фонд защиты дикой природы, чьи эксперты для сохранения ресурсов морепродуктов предлагают незамедлительно, начиная с текущего года, прекратить промышленное рыболовство в Средиземном море сроком на 10 лет, ограничившись добычей рыбы ограниченным объемом малыми рыболовными судами.

Судя по всему, ни одна из стран Средиземноморья не намерена руководствоваться данным «пожеланием», поскольку его выполнение означает многократное снижение добычи и лишение себя значительной части пищевой продукции и ее заметное удорожание. Впрочем, его игнорирование программирует к концу текущего десятилетия еще большее снижение рыбных запасов в регионе.

В-пятых, на их объемы крайне негативно сказывается усиление нагрузки на экологию региона и мира, как и загрязнения Мирового океана вообще и акватории Средиземного моря в частности.

В-шестых, алжирское государство не оказывает должной поддержки отрасли, за счет которой можно частично компенсировать потребности его граждан в рыбе. Речь идет о рыбоводстве, морском и пресноводном. Занимающиеся этим 72 фермы обеспечивают лишь менее 3% национального потребления, несмотря на наличие необходимых условий для существенного расширения производства.

Одна из причин – то, что рыбоводческий комплекс, находящийся в зоне ответственности руководства аграрной отрасли, получающей правительственные субсидии, данной привилегии лишен. Учитывая тот факт, что мальков и корма для их выращивания соответствующие фермы получают из Европы, всерьез рассчитывать, что данные ресурсы в условиях постоянного ослабления национальной валюты, позволят закрыть потребности алжирцев по приемлемым ценам, не приходится.

В-седьмых, сами рыбаки жалуются на то, что многие из них не заинтересованы в данном промысле в силу его невыгодности. Так, оптовые закупщики морепродуктов покупают рыбу у рыбаков по цене около 2 долларов за килограмм, перепродают её розничным торговцам и в итоге стоимость добытых морепродуктов нередко вырастает более чем в три раза.

Данную проблему может хотя бы частично решить создание электронной биржи торговли морепродуктами и устранение звена их перекупщиков между рыбаками и розничными торговцами. Однако до сих пор реальных попыток зачистить рынок от посредников, взвинчивающих цены, не предпринималось.

И это вызывает среди самих алжирцев недовольство и рассуждения относительно того, что в высокой стоимости продуктов вообще и рыбы в частности заинтересованы сами представителей местных властей. Хотя, на наш взгляд, скорее всего данное положение дел обусловлено особым складом алжирской бюрократии, тормозящей всё и вся, с чем она соприкасается.

В-восьмых, рост стоимости рыбы обусловлен завязками алжирских рыбаков на европейских производителей рыболовного снаряжения от траулеров до снастей и специализированного топлива для судовых моторов. В условиях наблюдаемого ослабления курса алжирского динара по отношению к евро только за последний год их стоимость для алжирцев выросла в среднем на 10%.

Соответственно, эти издержки можно покрыть только за счет увеличения стоимости рыбы для оптовых торговцев, и поскольку они держат низкие закупочные цены, многим алжирским рыбакам не остается ничего иного, как закрыть свое дело.

Так, по имеющимся официальным данным, из числа 5600 официально зарегистрированных рыбацких судов 38% в 2020 – 21 гг. не работали.

Как вариант – можно торговать морепродуктами нелегально, в обход перекупщиков на «черном» рынке, что многие и делают.

Подытоживая все вышесказанное, на примере рыболовной отрасли дополнительно отметим прогрессирующий кризис всего пищевого сегмента алжирской экономики. Путей его разрешения в среднесрочной перспективе не предвидится. Более того – с учетом продолжающегося демографического роста и общего снижения покупательной способности алжирцев этот кризис может послужить одной из важных причин все более вероятной политической дестабилизации страны.

52.23MB | MySQL:103 | 0,475sec