Ситуация в Марокко: октябрь 2008 года

Наиболее заметные события октября в Марокко были так или иначе связаны с борьбой против терроризма. Самое громкое из них, впрочем, произошло не в королевстве, а в далеком от него Ираке. Там 5 октября в районе г. Мосул американские военные убили 43-летнего подданного Швеции марокканского происхождения, который при проверке оказался заместителем главы «Аль-Каиды» в Ираке, скрывавшимся под боевым псевдонимом Абу Касвара или Абу Сара. Про него известно, что ранее он успел повоевать в Афганистане. В 2006 г. его имя попало в «черные списки» подозреваемых в терроризме, составленные ООН и Евросоюзом. При штурме дома, в котором укрывался Абу Касвара, погибли также пятеро его сподвижников. В бою были убиты три женщины и трое детей, проживавших в этом доме.

1 октября перед парижским судом предстали трое марокканцев и один франко-алжирец. Все они обвиняются в создании группы, занимавшейся отправкой в Ирак добровольцев для участия в джихаде. Группа действовала во французском городе Монпелье и была связана с так называемой группой 19-го округа Парижа. Участники последней — 5 французов, 1 алжирец и 1 марокканец — были осуждены в мае с.г. к срокам тюремного заключения от 18 месяцев до 7 лет. Все они также обвинялись в отправке в Ирак добровольцев в период с 2004 по 2006 гг. Участники группы в Монпелье были арестованы в 2005-2006 гг. У одного из них — марокканца Хамида Баха — при обыске были обнаружены большие запасы химических веществ, необходимых для производства взрывчатых веществ. Позднее он дал признательные показания о том, что группе, кроме вербовочной работы, было поручено готовить теракты в Европе и Северной Африке. Два других марокканских участника группы оказались студентами-электронщиками. Полученные знания они использовали для производства радиоуправляемых детонаторов.

В октябре вновь напомнило о себе «дело Беллираджа», названное так по имени мароккано-бельгийца Абделькадера Беллираджа, арестованного 18 февраля с.г. вместе с 33 сообщниками по девяти пунктам обвинения. В частности, они обвиняются в убийствах и попытках совершения убийств с применением огнестрельного оружия, отмывании денег, создании преступного сообщества с целью совершения терактов, подделке документов. 9 октября стало известно, что пятеро бельгийских полицейских допросили Беллираджа в тюрьме Сале, где он содержится в ожидании начала суда. Марокканцы позволили провести такой допрос, так как Беллирадж, кроме всего прочего, подозревается в совершении шести или семи убийств по политическим мотивам в Бельгии в конце 80-х — начале 90-х годов ХХ столетия. Есть еще один деликатный для Бельгии момент — Беллирадж утверждает, что он был тайным информатором бельгийских спецслужб. 17 октября в антитеррористическом суде г. Сале начался судебный процесс над группой Беллираджа.

16-17 октября испанские спецслужбы провели серию арестов исламистов, которые подозреваются в причастности к терактам 11 марта 2004 г. на мадридском вокзале. Всего были арестованы 12 человек, в том числе 11 марокканцев и 1 алжирец. Эти люди сначала укрыли пятерых террористов из «Аль-Каиды», совершивших теракты 11 марта 2004 г., а затем помогли им скрыться. Другие события месяца начались с того, что 1 октября Марокко вместе с тремя другими странами присоединилось к программе «Партнерство по глобальной атомной энергетике», запущенной Соединенными Штатами в феврале 2006 г. с целью облегчения доступа к технологиям мирного использования атомной энергии и предупреждения распространения атомного оружия. В настоящее время к программе присоединились 25 стран.

10 октября король Марокко Мохаммед VI объявил, что выборы в местные органы власти пройдут в стране 12 июня 2009 г. У этих выборов уже образовалась и главная интрига — сможет ли недавно созданная продворцовая партия «Подлинность и модернизм» создать реальную конкуренцию исламистской Партии справедливости и развития, которая традиционно является потенциальным фаворитом любых выборов.

13 октября Евросоюз предоставил Марокко так называемый продвинутый статус, который позволит королевству постепенно интегрироваться во внутренний рынок ЕС. До этого отношения между Марокко и ЕС определялись соглашением об ассоциации, подписанном в 1996 г. и вошедшем в силу в 2000 г. Марокко добивалось нового статуса с 2004 г. В политической области этот новый статус позволит Рабату проводить встречи Марокко – ЕС на высшем уровне. Предусматривается также подписание рамочного соглашения относительно возможного участия Марокко в европейских операциях по поддержанию мира. Представители Рабата смогут также участвовать в работе ряда европейских агентств, в частности Европола, Европейского агентства по безопасности воздушного движения и др.

23 октября голландская судостроительная компания «Шельде наваль шипбилдинг» (подразделение «Дамен шипъярд групп») объявила о подписании соглашения на проектирование, постройку и поставку трех многоцелевых корветов проекта «Сигма» для ВМС Марокко. Контракт вступил в силу после проведенных с ВМС заключительных переговоров. По требованию клиента стоимость контракта не раскрывается. По оценкам, она составляет около 1,2 млрд долл.

Соглашение подписано в рамках программы модернизации марокканских ВМС. Как сообщается, новые суда предназначаются для патрулирования территориальных вод и выполнения поисково-спасательных операций. Корабли будут представлять собой усовершенствованный вариант строящихся для Индонезии корветов проекта «Сигма», к которым будут добавлены 1-2 боевых модуля. В рамках соглашения «Шельде» изготовит один 2300-тонный корвет, получивший обозначение «Сигма 10513». Его длина — 105,11 м, ширина — 13,02 м. Будут построены два 2100-тонных корабля «Сигма 9813» длиной 97,91 м и шириной 13,02 м. Корвет большего размера получит дополнительное оборудование для выполнения функций командования и управления. Его экипаж составит 110 человек. Экипаж других двух судов будет насчитывать 91 человека. Корветы будут оборудованы вертолетной палубой и ангаром для приема вертолета средней грузоподъемности.

Все три корвета будут оснащены разработанной компанией «Талес» системой боевого управления TACTICOS, которая обеспечит возможность ведения противолодочной, противокорабельной и радиоэлектронной борьбы. Кроме того, «Талес» поставит значительную долю радиоэлектронного оборудования, включая трехкоординатную РЛС кругового обзора «Смарт-S» версии Mk.2, РЛС сопровождения цели LIROD Mk.2, гидроакустическую станцию KINGKLIP, систему радиолокационного опознавания (IFF), интегрированную систему связи, включающую внешнюю систему и внутреннюю систему FOCON, две системы прицеливания, систему радио- и радиотехнической разведки VIGILE, систему радиопротиводействия «Скорпион» и интегрированную навигационную систему.

Корветы будут оснащены крылатыми ракетами MM-40 «Экзосет» компании MBDA, ЗРК ближнего действия «Мика-VL» с вертикальным стартом, 76-миллиметровой пушкой компании «Ото Мелара» и легкими торпедами MU-90 «Импакт» консорциума «Евроторп». В соответствии с условиями контракта, первый корабль «Сигма 10513» должен быть поставлен через 44 месяца с момента его подписания, второй и третий корветы — через 50 и 56 месяцев, соответственно. По неофициальной информации, резка стали для первого корвета началась в июле текущего года.

27 октября итальянская компания «Алениа аэронаутика» объявила о подписании с Марокко контракта на продажу четырех тактических военно-транспортных самолетов C-27J «Спартан». Общая стоимость соглашения составляет около 130 млн евро (191 млн долл.). Соглашение предусматривает оборудование одного из закупаемых самолетов модулем для перевозки высокопоставленных лиц, который может оперативно загружаться на самолет. Подписанное соглашение является первым случаем продажи самолета этого типа государству, не входящему в блок НАТО. C-27J «Спартан» предназначен для транспортировки войск и грузов, медицинской эвакуации, операций воздушного патрулирования, дозаправки, поиска и спасения, десантирования, тушения пожаров, а также для эвакуации раненых и пострадавших при стихийных бедствиях. C-27J является всепогодным средним многоцелевым военно-транспортным самолетом, оснащенным двумя турбовинтовыми двигателями AE 2100-D2, современным бортовым радиоэлектронным оборудованием, а также системами защиты топливных баков от взрыва, что увеличивает выживаемость самолета при действиях в боевой обстановке. Максимальная грузоподъемность C-27J составляет 11,5 т, максимальная скорость — 583 км/ч, крейсерская высота полета — 8380 м, дальность действия с нагрузкой 6 т — 4262 км, максимальная дальность полета — 5920 км. Для взлета самолета достаточно наличия 600-метровой неподготовленной ВПП. Самолет способен перевозить 46 полностью экипированных десантников, или 68 военнослужащих, или 36 носилочных раненых.

52.27MB | MySQL:103 | 0,520sec