О намечающейся конфронтации между Египтом и Эфиопией по поводу плотины «Возрождение»

В марте-апреле с.г. вновь обострились отношения между Египтом и Эфиопией в связи с желанием эфиопской стороны как можно скорее выйти на заполнение и пуск плотины и ГЭС «Возрождение». Идея строительства плотины «Возрождение» и гигантской ГЭС в Эфиопии возникла в 2011 году. В 2012 году началось строительство дамбы, состоящей из 15 радиально-осевых гидроагрегатов. Согласно проекту, мощность ГЭС, которая будет представлять собой каскад из четырех плотин, составит 5250 МВт. В Аддис-Абебе рассматривают строительство ГЭС как гигантский экономический проект, который позволит не только вырабатывать электроэнергию для потребления на внутреннем рынке, но и экспортировать ее в соседние страны — Джибути, Кению, Судан. Инвесторы из КНР выразили интерес вложить 2 млрд долларов США в сферу электроэнергетики, включая глобальные проекты по электрификации существующих железных дорог и строительства новых. Несомненно, что строительство гигантской гидроэлектростанции даст мощный толчок промышленному развитию Эфиопии, государства, в котором 66% населения до сих пор не имеет доступа к электроэнергии. По сообщению правительства этой африканской страны, ГЭС, стоимость строительства которой составляет 4 млрд долларов, начнет вырабатывать электроэнергию в 2020 году и развернется на полную мощность в 2022 году. В настоящее время строительство этого грандиозного гидроэнергетического объекта выполнено на 60%.

В то же время грандиозные планы эфиопского руководства вызывают серьезное беспокойство в Египте, где опасаются, что увеличение количества водозабора в стране, где находятся истоки великой реки Нил, приведет к падению ее уровня, упадку сельскохозяйственного сектора и разорению миллионов египетских граждан. Потоки реки Нил удовлетворяют 90% потребностей АРЕ в воде. Необходимо напомнить, что в Египте пригодной к жизни является лишь узкая полоса обрабатываемой земли по обе стороны от великой реки и ее дельта. Пустыня занимает 90% египетской территории. При этом за последние 40 лет уровень воды в Ниле на египетской территории уже существенно упал благодаря функционированию Асуанской плотины и общему потеплению климата.

В настоящее время между двумя государствами нет формального соглашения о разделе воды. По Соглашению о водах реки Нил, заключенному между Египтом и Суданом в 1959 году, вскоре после строительства Асуанской плотины, Египту из водных ресурсов Нила каждый год достается 55,5 млрд куб. м воды, а Судану – 18,5 млрд куб. м. Египет также подкрепляет свои исторические претензии на регулирование водозабора в Ниле, основываясь на соглашении с Великобританией, заключенном в 1929 году. В то время Лондон представлял интересы своих колоний, расположенных в верховьях Нила – Судана, Уганды и Танганьики (нынешняя Танзания). Согласно этому договору, Каир имеет право налагать вето на проекты, осуществляемые в странах, расположенных выше по течению, и затрагивающие его долю водораспределения.    Начало работы гидроэлектростанции «Возрождение» будет зависеть от наполнения гигантского резервуара.

Правительство Эфиопии до последнего момента настаивало на том, чтобы окончательно заполнить водохранилище в июле с.г., что стало бы для миллионов египетских феллахов настоящей катастрофой. Отсюда становится понятным резкая реакция Каира на вызов экономической безопасности страны. Помимо обеспокоенности общей ситуацией, делать резкие заявления президента АРЕ А.Ф.ас-Сиси побуждают провалы международного посредничества на переговорах Египта, Судана (придерживается египетской точки зрения) и Эфиопии. В начале 2020 года Египет обратился к посредничеству тогдашнего президента США Дональда Трампа по проблематике Нила, но эфиопская сторона фактически заблокировала переговоры. Затем был провал  посредничества Африканского союза и президента ЮАР. В настоящее время миссию по примирению двух сторон вновь взял на себя Афросоюз. Его нынешним председателем является президент Демократической Республики Конго Феликс Чисекеди. Однако сомнительно, чтобы ему удалось преуспеть там, где потерпели поражение его американский и южноафриканский коллеги. Выступая 27 марта в Центре управления Суэцким каналом в городе Исмаилийя президент АРЕ Абдель Фаттах ас-Сиси заявил: «Руки у Египта длинные и крепко ошибаются те, кто думают, что могут укрыться от нашей силы. Воды Нила – не предмет для компромисса, это «красная линия», за которую мы никому не дадим переступить. От этого зависит стабильность не только Египта, но и всего региона». Многие арабские эксперт восприняли данные высказывания ас-Сиси как аналог его прошлогодней июльской речи на военной базе в Сиди-Баррани. Напомним, что в тогдашнем выступлении он пригрозил вводом египетских вооруженных сил на территорию Ливии. После этого протурецкое ПНС прекратило наступление на восток Ливии.

В конце марта-начале апреля появился ряд тревожных  признаков того, что эфиопское правительство не собирается идти на компромисс по поводу плотины «Возрождение». Во-первых, Эфиопия передала Вашингтону через американского спецпосланника по Судану Дональда Буша, что полна решимости в кратчайшие сроки начать вторую фазу заполнения водохранилища. Во-вторых, заявление руководителя Агентства занятости и создания рабочих мест по эфиопскому штату Бени Шангуль Башира Абдель Рахима о том, что в рамках подготовки к заполнению второй фазы  предполагается очистить территорию размером 4854 гектаров, эвакуировав оттуда жителей и построив для них новые дома. Все это обойдется в 81 млн эфиопских быр.   В-третьих, решение суданского руководства заполнить резервуар Джебель аль-Вилайя к югу от Хартума на случай, если приток нильской воды уменьшится.

В это же время наметилось усиление координации внешнеполитических усилий Египта и Судана по противодействию «эфиопской угрозе». Издающаяся в Лондоне газета «Рай аль-Йаум» со ссылкой на египетского чиновника высокого ранга сообщила в начале апреля о ряде мер, которые были совместно запланированы оборонными ведомствами двух стран. Во-первых, направление в Судан египетских систем ПВО для того, чтобы уберечь союзника от налетов эфиопских ВВС в случае начала военных действий. Во-вторых, направление египетских топографов и военных картографов для составления карт районов, приграничных с эфиопским штатом Бени Шангуль. В-третьих, направление египетских военных советников в суданские районы, приграничные с Эфиопией.

Между внешнеполитическими ведомствами АРЕ и Судана ведутся интенсивные консультации, о чем свидетельствуют регулярные встречи министров иностранных дел двух государств Самеха Шукри и Марьям Садык аль-Махди.

В последнее время поступают смешанные, а то и противоречащие друг другу сообщения об эфиопской реакции на египетские предостережения и угрозы. С одной стороны, посольство Эфиопии в АРЕ 4 апреля выступило с заявлением, в котором сообщается о готовности Аддис-Абебы к компромиссу. В заявлении говорилось о том, что эфиопская сторона готова растянуть заполнение второй фазы водохранилища на 5-7 лет. В то же время 7 апреля с.г. высокопоставленный эфиопский дипломат, посол по особым поручениям Дина Муфтий  сделал скандальное заявление в интервью телекомпании «Аль-Джазира». По его словам, Эфиопия после заполнения плотины сохранит за собой право на продажу излишков воды соседям – Судану и Египту. «Если можно продавать излишки электроэнергии, то почему нельзя продавать излишки воды?», — спросил эфиопский дипломат. Наконец, президент Эфиопии Сахле-Ворк Зевде, возглавившая эфиопскую делегацию на переговорах в Киншасе, объявила о том, что ее страна оставляет за собой право сама вырабатывать график заполнения водохранилища. Она также заявила, что «вопрос начала работы плотины «Возрождение» для Эфиопии – вопрос жизни».

По мнению многих экспертов, вероятность прямого военного конфликта между Египтом и Эфиопией в настоящее время велика как никогда. Для Египта это вопрос выживания крестьянства и экономической безопасности. В то же время для эфиопского премьера Абия Ахмеда вопрос ГЭС «Возрождение» является не только экономическим, но и политическим. Данная плотина является общенациональным проектом, способным сплотить всех граждан Эфиопии, что особенно актуально на фоне недавнего восстания в провинции Тыграй, а также в условиях разногласий Абия Ахмеда с влиятельными кланами собственного этноса оромо.

52.24MB | MySQL:103 | 0,463sec