Роль ПАСВ в сирийском политическом процессе.

Важнейшим и своеобразным феноменом политической жизни на Ближнем Востоке являются политические партии. Их типология различна и определяется, как правило, идеологическими принципами, организационными особенностями, социальной базой и формами социально-политической активности. Хотя политический спектр региона достаточно широк и включает самые различные партии и организации – от ультраправых до ультралевых (как светских, так и религиозных), основной водораздел проходит между сторонниками более активного включения в мировую экономику за счет ускорения процесса социально-экономической и политической модернизации, их противниками и защитниками большей экономической независимости и национальных государственных структур.

 

 

Одной из крупных политических партий регионального характера является созданная в Сирии в апреле 1947 г. Партия арабского социалистического возрождения (ПАСВ). Часто именуемая сокращенно “Баас”, что означает в переводе с арабского – “возрождение”, ПАСВ является сегодня правящей партией в Сирии и Ираке, имеет свои отделения во многих государствах Арабского мира и за его пределами. ( В данной статье речь идет преимущественно о деятельности партии в Сирии.)

 

Созданная в обстановке подъема антиколониальной борьбы арабских народов, бурного роста освободительных идей, среди которых широкое распространение получили призывы к объединению арабов, ПАСВ, первоначально называвшаяся Партией арабского возрождения, стала носителем и выразителем идей “возрождения” и “единства” арабской нации, достижения политической и экономической независимости арабских народов.

 

Историческая обстановка, в которой происходило создание партии, наложила заметный отпечаток на ее идеологию. Впервые идеологические концепции баасизма были четко изложены в Программе ПАСВ, принятой учредительным съездом партии 4-6 апреля 1947г. Их суть была выражена в девизе и главном партийном лозунге: “Арабская нация едина. Ее миссия вечна. Единство, свобода, социализм”.

 

Основой идеологии ПАСВ являлся арабский национализм, который рассматривался в баасистской партийной литературе как “инструмент освобождения от колониализма и всех других видов и форм внешнего и внутреннего угнетения”.

 

Другой основополагающей идеологической концепцией баасизма являлось утверждение о единстве “арабской родины”, незаконно расчлененной в результате длительного господства колониализма и империализма. Ликвидация исторической несправедливости и восстановление единства арабской нации выдвигалось баасистами как главная и первостепенная задача партии, без решения которой, по мысли баасистских теоретиков, невозможно решение двух других, выдвигаемых ПАСВ задач – достижения свободы и построения социализма.

 

Хотя идея построения социализма появилась в программных баасистских документах с первых дней существования ПАСВ, лишь начиная с 60-х годов под влиянием роста популярности социалистических идей в Арабском мире, баасисты все чаще обращаются к проблеме построения социализма и выказывают свое отношение к этому вопросу.

 

Выдвигая задачу построения социализма, ПАСВ прочно увязывала ее с концепцией арабского национализма. Так, баасистские теоретики считали, что построение социализма в арабских странах может стать возможным только после объединения арабских государств, в рамках единства “арабской родины”. Таким образом, возможность построения социализма в отдельно взятой арабской стране фактически откладывалась на долгие, если не вечные времена.

 

Одной из характерных черт баасизма является прагматизм, свойственный мелкобуржуазным и средним слоям сирийского общества, чьи интересы выражала ПАСВ. Прагматизм проявлялся, в частности, в готовности баасистов видоизменить и приспособить свои идеологические установки к любой возникающей ситуации, если того требует обстановка и их тактические соображения.

 

За более чем полувековую историю ПАСВ ее идеологические концепции неоднократно менялись.

 

В результате развития неблагоприятной для Сирии обстановки на межарабской арене в последние годы, в выступлениях баасистских лидеров и материалах партийной печати проблема “арабского единства” стала занимать гораздо более скромное место. В условиях обострившихся разногласий между арабскими странами и определенной изоляции Сирии баасистские руководители предпочитают сегодня говорить не столько об “арабском единстве”, сколько о необходимости солидарности и координации действий арабов в борьбе против “проявлений американской гегемонии и израильской оккупации”.

 

С начала 90-х годов после распада СССР и социалистического содружества идеологи сирийского баасизма все в большей мере склоняются к восприятию постулатов социал-демократических партий Западной Европы, активизируют с ними всестороннее межпартийное сотрудничество.

 

Идеологические установки баасизма обусловили структуру ПАСВ и систему ее высших руководящих органов. Верховным органом власти в партии является общеарабский съезд. Высшим руководящим органом ПАСВ в промежутках между общеарабскими съездами является Общеарабское руководство (ОР), которое руководит деятельностью всех существующих в арабских странах баасистских партийных организаций и определяет общую стратегию партии.

 

В Сирии работой баасистских партийных организаций руководит Региональное (сирийское) руководство (РР), избираемое Региональной конференцией из состава членов ЦК ПАСВ.

 

После прихода к власти ПАСВ в Сирии 8 марта 1963 г. и особенно в период 30-летнего правления в САР Хафеза Аль-Асада (1970-2000 гг.) в деятельности и структуре высших партийных органов произошли существенные изменения.

 

Положение ПАСВ как правящей партии в стране было закреплено в постоянной конституции САР 1973г. Такой статус давал партии реальную власть в лице армии, служб безопасности, других институтов государственной власти. Она обладала широкой сетью легально действующих и имеющих реальную силу на местах партийных организаций. Это привело в последние десятилетия к значительному усилению самостоятельности региональных руководящих органов и их независимости от ОР ПАСВ в принятии решений и практической деятельности.

 

В организационном отношении партия построена по производственно-территориальному принципу. РР ПАСВ направляет деятельность обкомов, которые руководят райкомами. В районную организацию входят несколько первичных организаций.

 

Армейская партийная организация имеет особый устав и возглавляется специальным отделом, который имеет непосредственный выход на президента как генерального секретаря ПАСВ и главнокомандующего ВС САР. Ведение партийно-политической работы в армии – монополия ПАСВ. Деятельность других партий, действующих вместе с ПАСВ в рамках созданного в 1972 г. Прогрессивного национального фронта (ПНФ), — своеобразной межпартийной коалиции, запрещена.

 

Практически все армейское руководство и высокопоставленные сотрудники сирийских спецслужб являются членами ПАСВ. Значительное число членов партии представлено студентами и учащимися, рабочими, крестьянами, разночинной интеллигенцией, торговцами.

 

В конце 60-х — начале 70-х годов, особенно после прихода к власти в стране Х. Аль-Асада ПАСВ не только принимала самое активное участие в проведении целого ряда важных социально-экономических преобразований, но и была своеобразным локомотивом и генератором прогрессивных идей в обществе. Однако по мере укрепления режима личной власти Х. Аль – Асада с опорой на представителей своего родового алавитского клана ( В многоконфессиональной Сирии алавиты – религиозное меньшинство. Их численность сегодня составляет около 2 млн. человек или почти 12% мусульманского населения Сирии (самое крупное мусульманское меньшинство в САР). В религиозном плане алавиты считают себя приверженцами одного из течений в исламе, признающего 12 имамов в качестве носителей верховной власти, своих высших духовных руководителей и наставников. До середины 60-х годов, алавиты, в подавляющем большинстве крестьяне горных деревень, находились в положении обездоленного, притесняемого, эксплуатируемого меньшинства. Однако за годы правления Х. Асада в Сирии в экономическом и общественно-политическом положении алавитов произошли коренные изменения. Сегодня они у власти в САР), а также армию и спецслужбы, ПАСВ на деле оказывалась лишенной реальных директивных прерогатив. Ее влияние на формирование политического курса режима неуклонно падает. Она все больше превращается в послушный в руках президента инструмент власти, призванный, прежде всего, осуществлять политико-пропагандистское обеспечение принятых решений.

 

В значительной степени это объяснялось спецификой эволюции в 80-90-ые годы политической системы Сирии, которая внутренне консолидировалась не столько партийно-политическими, сколько этно-конфессиональными узами, факторами личной лояльности Х. Аль-Асаду. При этом необходимо иметь в виду, что примерно 60% членов парламента САР и делегатов партийного съезда (избирает ЦК и РР ПАСВ) были суннитами. А 90% высшего командного состава армии и спецслужб – алавитами.

 

В условиях борьбы режима с радикальной исламской оппозицией в лице “братьев-мусульман” в 1976-1982 гг., поддержанной суннитским населением ряда северных городов Сирии, израильской агрессии в соседний Ливан и кризиса власти 1984 г., когда партия практически не участвовала и уступила в решающий момент инициативу военным, Х. Аль-Асад сделал ставку на армию и спецслужбы и усиление позиций лично преданных ему военных и представителей гражданской администрации в высших парторганах. Такая позиция Х. Аль-Асада полностью отвечала взятому им в начале 90-х годов курсу в вопросах преемственности власти в САР по выдвижению одного из своих сыновей на президентский пост. (Хотя по действующей в САР конституции, президента САР утверждает и выносит на референдум Народный Совет (парламент), предварительно его кандидатура должна быть одобрена и рекомендована РР ПАСВ.)

 

Таким образом, реальная роль партии как одного из “центров силы” этой мозаичной системы власти имела в этот период тенденцию к некоторому снижению, что на практике означало победу военных над партией.

 

Ослабление роли ПАСВ в политсистеме САР оттенялось кадровой политикой Х. Аль-Асада. Хотя выдвижение партийных кадров на важные должности и посты в государстве является прерогативой РР ПАСВ, на деле все эти вопросы решал лично президент. Второстепенность положения партии в системе институтов власти проявлялась также и на региональном уровне. Часто секретари обкомов ПАСВ, призванные играть руководящую роль на местах, оказывались в подчиненном положении у представителей местной гражданской и военной администрации. Важным фактором ослабления ПАСВ стало растущее соперничество между Общеарабским и Региональным руководством за лидерство в партии. В условиях углубления кризисных явлений в развитии баасизма как панарабского идейно-политического течения, заметного ослабления его значения в региональном масштабе, произошла переориентация работы партии на внутриполитические проблемы отдельных стран, особенно там, где баасисты стояли у власти (Сирия и Ирак). К началу 90-х годов сирийская ПАСВ фактически целиком контролируется РР, в то время как ОР по существу выполняет функции международного отдела партии.

 

Недооценка сирийским руководством значения партии и отводимая ей роль второстепенного инструмента власти вызывала недовольство среди высших баасистских партийных кругов, ослабляла престиж и авторитет ПАСВ. В условиях роста в САР тенденций капиталистического развития и укрепления позиций буржуазных кругов, углубления имущественного расслоения в сирийском обществе, усиливались процессы разложения и коррупции партийной верхушки, обострялись противоречия между рядовой массой членов и партийными верхами. В партийных рядах усиливались настроения разочарования, способствовавшие развитию среди рядовых партийцев левых тенденций. Все эти негативные моменты и явления, отмеченные Х. Аль-Асадом на 8-ой Региональной конференции (съезде) ПАСВ в январе 1985 года, не могли не сказаться на характере и деятельности ПАСВ. По свидетельству некоторых высокопоставленных партийцев, деятельность партии к концу 90-х годов оказалась фактически парализованной. Достаточно сказать, что с января 1985г. и вплоть до лета 2000г. не удалось провести ни одного пленум ЦК, ни Региональной конференции (съезда) ПАСВ.

 

9-ая Региональная конференция ПАСВ открылась в Дамаске 17 июня 2000г, — спустя неделю после смерти Х. Аль-Асада. На чрезвычайном заседании РР ПАСВ 11 июня 2000г. сын Х. Аль-Асада Башар Аль-Асад был выдвинут единственным кандидатом на пост президента САР. Завершившийся 19 июня партийный форум избрал его генеральным секретарем ПАСВ. 27 июня 2000г. сирийский парламент единогласно избрал Б. Аль-Асада президентом Сирии.

 

По свидетельству очевидцев, вся атмосфера съезда внешне не отличались от прежних времен Х. Аль-Асада. Действительно, еще при жизни он тщательно готовил этот форум. В результате проведенных в мае 2000г. предварительных выборов делегатов предстоящего съезда, в его работе смогли принять участие около 200 новых молодых баасиситов, среди которых было немало сторонников Б. Аль-Асада.

 

С другой стороны, в ходе работы съезда, принятых на нем решений, проявилось стремление нового сирийского лидера и его соратников реформировать партию, приспособить ее к решению стоящих перед Сирией непростых задач в меняющихся условиях.

 

Значительно обновился кадровый состав директивных партийных органов, как в центре, так и на местах. Из 21 члена РР и 90 членов ЦК ПАСВ 12 и 62 соответственно были заменены новыми людьми. Полностью был обновлен обком г. Алеппо – т.н. “северной столицы Сирии”, где особенно сильны позиции суннитского большинства и торгово-промышленной буржуазии страны. Существенные кадровые перестановки произошли в обкоме г. Сувейды (юг Сирии), партийной организации (на правах обкома) Дамасского госуниверситета.

 

Наряду со стремлением Б. Аль-Асада упрочить собственные позиции и своих сторонников в ПАСВ, обновление партийных рядов было призвано оживить повседневную жизнь и деятельность партии, упрочить ослабшую за последние годы ее связь с обществом. Преодолеть в этих целях пассивность и безразличие рядовых баасистов, пробудить их инициативу, особенно на периферии, где партийная жизнь зачастую несет на себе сильный отпечаток формализма и догматизма, обновить устаревшие формы и методы партработы, которые уже изжили себя и не отвечают возросшим требованиям момента.

 

На проходившем в декабре 2000 г. под председательством Б. Аль-Асада заседании РР ПАСВ было решено отказаться от системы назначений в партии и провести 20 января 2001г. партийные выборы. При этом вводилось право “оказывать недоверие” на выборах партфункционерам среднего звена. Б. Аль — Асад дал также понять, что следующие президентские выборы 2007г. он хотел бы провести на альтернативной основе.

 

На этом же заседании было одобрено создание в Сирии системы частных банков, выражена поддержка учреждению фондовой биржи и принятию закона о банковской тайне. Таким образом, партия как бы делала заявку на более активное участие в осуществлении давно назревших социально-экономических преобразований в Сирии и укрепляла, таким образом, свои позиции в среде национальной буржуазии.

 

Стремясь расширить социальную базу поддержки ПАСВ и избежать преждевременного с точки зрения власти создания политических партий вне рамок ПНФ, Б. Аль-Асад предпринял также попытку реорганизовать деятельность ПНФ. Входящим в него партиям разрешалось учреждать региональные отделения, легально привлекать новых членов и издавать собственные газеты. В начале февраля 2002 г. статья 9 Устава ПНФ, определяющая монопольное право ПАСВ на ведение политической работы в обществе, была частично изменена. Входящие в ПНФ партии теперь могли действовать в молодежной среде, университетах. Запрет на работу в армии, тем не менее, сохранялся.

 

Реформируя ПАСВ, Б. Аль-Асад, очевидно, хочет изменить политическую конфигурацию сирийского общества и вернуть партии ее былую роль в политической системе страны наравне с армией и новым предпринимательским классом. Президент не может не считаться с тем фактом, что партия, которая сегодня объединяет в своих рядах около 1,4 млн. человек (все население САР составляет 17 млн. чел.), в силу широты распространения сети своих организаций и связей с различными слоями общества сохраняет значительный политический потенциал. А мощный партийный аппарат представляет собой один из важных рычагов управления в руках президента.

 

Процесс политизации ислама в регионе и в Сирии, в частности, возможное в перспективе начало прямых арабо-израильских переговоров, сложный процесс смены правящих элит и перераспределения власти между ними вынуждают сирийского президента проявлять особое внимание к делам партийной жизни в стране, чтобы не допустить возникновения идеологического вакуума в Сирии.

 

В условиях участия САР (пусть даже формального) в глобальной борьбе с терроризмом для власти весьма актуальной становится задача поддержания конфессионального баланса в стране. В этом смысле “возрожденная” ПАСВ может послужить достаточно прочным связующим звеном между суннитами и алавитами, центром и регионами.

 

Активизировавшаяся в последнее время деятельность мирового и арабского сообществ по разблокированию мирного процесса в регионе заставляет сирийское руководство обратить самое пристальное внимание на партию. В отличие от армии и разветвленного аппарат спецслужб, которым в случае прекращения арабо-израильского противостояния, придется существенно сократиться и реформировать свою деятельность, обновленная ПАСВ может стать одной из основных опор президентской власти в постконфронтационный период.

 

Характерно, что еще при жизни Х. Аль-Асада по его указанию в первой половине 90-х годов в недрах РР ПАСВ разрабатывалась новая платформа партии (отмена режима чрезвычайного положения, введение многопартийности, создание гражданского общества и т.п.), учитывающая возможность арабо-израильского примирения.

 

С другой стороны Х. Аль-Асад отклонил поступавшие в этот период предложения о департизации вооруженных сил и спецслужб. В отличие от Ирака, ПАСВ в Сирии не имеет собственных вооруженных формирований и не в состоянии самостоятельно выступить в защиту режима в случае кризисной ситуации.

 

Партии отводится политическая роль, а партийное строительство и партийная деятельность ориентированы, прежде всего, на проведение политической работы в массах и их мобилизацию для решения выдвигаемых властью задач. С другой стороны, реформированная ПАСВ, выступая на равных с военным и государственным аппаратом способна сыграть роль важного фактора (особенно в постконфронтационный период), обеспечивающего преемственность баасистского режима и его политического курса, независимо от персональных изменений в руководящей элите.

 

Сегодня многие представители правящей сирийской элиты, прежде всего, старшего поколения, критически относятся к мероприятиям по социально-экономической и политической либерализации в стране. Они считают, что в условиях сохраняющейся конфронтации с Израилем, ускоренная модернизация политической системы САР способна лишь ослабить Сирию и подтолкнуть ее к возможному развитию событий по сценарию стран Восточной Европы.

 

Действительно, вставая на путь политической модернизации, восточное общество, которому в гораздо большей степени, чем западноевропейскому свойственен комплекс традиционных ценностей, обречено соотносить нормы демократии со спецификой региона и особенностями своего исторического развития. Поэтому процесс политической модернизации на Ближнем Востоке неизбежно носит многообразный, сложный и противоречивый характер, а в ряде случае приобретает особую остроту.

 

Как бы не сложился этот процесс в Сирии, ПАСВ, несомненно, будет играть не последнюю роль при любых поворотах социально-политического развития страны.

 

52.27MB | MySQL:103 | 0,548sec